Главные вкладки

    Конспект интегрированного урока по курсу "Наш край" и изобразительному искусству в 4 классе
    план-конспект урока (4 класс) на тему

    Тема "Природа нашего  края в произведениях  художников Владимирской области"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon moy_urok.doc840.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Владимира»

    Конспект интегрированного урока по курсу «Наш край» и «Изобразительное искусство» в 4 классе по теме: «Природа нашего края в произведениях художников Владимирской области»

    Учитель начальных  классов МОУ СОШ № 19 г. Владимира Андрейчик Ольга Александровна (1 квалификационная категория)

    Цели урока:

    1. познакомить учащихся с творчеством некоторых владимирских художников, в том числе с творчеством художника-графика Б.Ф. Французова, внесшего значительный вклад в возрождение офорта в России;

    1. формировать умение анализировать произведения живописи и художественные тексты;

    1. воспитывать любовь к малой родине;

    1. учить овладевать опытом самостоятельной творческой деятельности.

    Оборудование:

    1. репродукции картин владимирских художников;

    1. репродукции офортов Б.Ф. Французова;

    1. диск с записью «Времена года. Зима» Антонио Вивальди.

    Ход урока:

    1. Организационный момент.

    1. Постановка цели урока.

            Владимирская земля – сердце России. Край богат памятниками истории и культуры. На долгие времена прославили свою малую родину писатели и поэты нашего края, лучезарным взором глядят с полотен владимирских художников-пейзажистов родная природа с её спокойными реками, светлыми озёрами, заповедными лугами, хороводами белоствольных берёз. Поэт и писатель, художник и композитор учат нас любоваться красотой природы.

            Известный на всю Россию владимирский писатель Сергей Константинович Никитин однажды сказал:

            «Я твёрдо верю, что путь к прекрасному не только вне себя, но и в себе. Кто волновался, вдохнув буйный запах черёмухи, видел, как раскрывается на рассвете точёный цветок лилии в тихой заводи реки, грустил, провожая взглядом осенний караван журавлей, проходил, как по сказке, по зимнему ельнику, - тот и в себе неизменно открыл что-то прекрасное».

            А замечательный русский писатель Константин Паустовский, говоря о роли художника в изображении природы, писал так:

            «Живопись важна тем, что художник часто замечает то, чего мы совсем не видим. Только после его картины мы тоже начинаем видеть и удивляться, что не замечали этого раньше».

            Давайте и мы полюбуемся удивительными картинами художников нашего края, в чьих работах, как в волшебном зеркале, отражается всё лучшее, что есть на Владимирской земле.

    1. Знакомство с картинами.

    • Откройте учебники на странице 20.
    • Рассмотрите репродукции картин владимирских художников.

    Ю.Лобачев. У ВОДОЕМА                                В. Телегин.  ОСЕННИЙ ВЕЧЕР

    В.Телегин. МАРТ                                              В.Калинин.  ОСЕНЬ

          Н.  Мокров. СТОГА                                  О.Модоров. ПОСЛЕДНИЙ ЛЕД

    • А теперь послушайте стихотворные строки владимирских поэтов и соотнесите с картинами художников.

    ***

    Сентябрь окрасил охрой тополя,

    Туманом лен на мокрые поля, дорогу замесил раскисшей рыжей глиной,

    Растаял в небе цепью журавлиной…

    (В.Полторацкий)

    ***

    Скоро кончится белая вьюга,

    Потекут голубые ручьи.

    Все скворечники в сторону юга

    Навострили оконца свои

    (А.Солоухин)

    ***

    Серый плащ рассвета

    От дождя намок…

    Укатилось лето-

    Прыткий колобок.

    Рыжею лисицей

    Вспыхнув здесь и там,

    Тихая струится

    Осень по лесам.

    Быстро все меняется

    Из кустов сама

    Скоро белым зайцем

    Выпрыгнет зима…

    (Виталий Волков)

    • Откройте с. 19 учебника.
    • Выберите из предложенных только те картины художников нашего края, которые подходят к отрывкам из книги владимирского краеведа Николая Дмитриевича Сысоева. (работа в группах)
    • Задание для одного ученика: найти в толковом словаре значение слова «краевед».

    Николай Дмитриевич Сысоев

    ( отрывки из  книги    ПРИРОДА НАШЕГО КРАЯ )

    ***

    Хорошо мартовским днем пойти куда глаза глядят, просто по дороге, по лесной трущобе, по просекам. Прозрачность воздуха, ясность далей, бодрящий воздух, легкость дыхания исправят даже самое плохое настроение.

            С деревьев уже обрушились снеговые шляпы. Верхушка березы окрасилась в лиловые тени. Размякли, зазернились снега. А вслед за этим множество ручейков, звеня разноголосым хором, бойко побежали в разные стороны. Но каков бы ни был  их извилистый путь, их воду примут земля и реки.

    ***

    …Теплые воды питают прохладной водой тысячи ручейков. Напоенный талой водой, снег превращается в снежный кисель. «Снег воду дал»,- говорят в народе. Хотя много тепла расходуется на то, чтобы растопить снег, апрель на 9 градусов теплее марта. И все же апрель- месяц-обманщик. Теплота сменяется холодом, солнечная погода- дождем и снегом, тихие безветренные дни- днями с пронизывающими ветрами…

            Что может быть величественнее весеннего половодья! Напоив оттаявшую землю, апрельская вода скатывается в низины, проникает под лед рек и озер. Образуются забереги, сперва узкие, а затем широкой неравномерной лентой тянутся они вдоль берегов. Вода с каждым днем прибывает все быстрее и быстрее…

    ***

            Августом кончается лето. После неуравновешенного июля с раскатами грома, с ливнями и бурями сравнительно тихие дни августа особенно приятны.

            Солнце хотя и богато, но греет ласково, не обжигая. Все чаще и чаще случаются холодные ночи. Зори стали свежими. Все чаще холодок щупает пышную зелень листвы, и от этого она разукрашивается в золотой наряд. По утрам видно, как густа на траве роса, и  днем в тени роса задерживается все дольше. Синева неба становится с каждым днем  гуще. Заметно убывает день…

            …Источая аромат спелости, сладостно пахнут высушенные травы. Изменяется внешний вид лугов. На подстриженной траве вырастают стога сена.

    1. Обобщение 1 этапа.

    • Что изображали художники на своих картинах?

    Живет на земле человек. Он маленький, земля огромная. Человек любит свою землю, потому что не может он жить без запаха листьев, без звонкой песни, без ручья, без леса и поля, без неба и солнца.                           Родина нас окружила                                                                                Дивной своей красотой,                                                                             Родина нам подарила                                                                                  Воздух степной и лесной,                                                                             Берег крутой с быстрой рекой,                                                                         Синее небо над головой.                        

    • С помощью каких изобразительных средств художники передают красоту природы?
    • Скажите, а можно ли красоту природы передать другими средствами? (графическими)

    1. Офорты Б. Французова.

    «Мир,  в  котором  мы  живем, - прекрасен.

    Прекрасно  все: люди,  громадная  скульптура  поверхности  земли,  ветер, трава, смена  времен  года -  все, все…

    Но  самое  прекрасное  и  загадочное -  свет,  который  везде,  и  в  нас  тоже.»

                  Б.  Французов    (на доске).

    • Это слова Бориса Французова. Во всех его произведениях прослеживается любовь к малой родине и родной природе.
    • А что вам известно о художнике?

    Родился  он 05.02.1940  года  в городе  Камешково.  Вскоре  заболела  и  умерла  его  мать, а  потом  ушел  на  фронт  и  не  вернулся  отец.  Мальчика  взяли  на  воспитание  родители отца, жившие в деревне. Здесь,  в  этой  деревне  сделал  он  свой  первый  шаг как художник.  Еще  в  первом  классе  учительница  задала  нарисовать  все  то,  что  они  видят  вокруг  себя.  Боря  изобразил  композицию  из  предметов  крестьянского  обихода: ведро,  грабли.  К  его  удивлению  и  радости,  именно  этот  рисунок  выделила  и  похвалила  учительница.  Может  быть, это  и  еще  одно  обстоятельство  определило  жизненный  выбор  мальчика.  Он  не  помнил  отца,  но  в  доме  хранились  2-3  его  пейзажа,  написанные  маслом.  Эти  работы  казались  мальчику  образцами.  Он  непременно  хотел  со  временем  повесить  рядом  с  ними  свои  работы. (рассказ подготовленного ученика)

    • Закончив  семилетку.  Он  едет  во  Мстеру  и  поступает  в  художественную  школу,  готовившую  художников-миниатюристов.
    • Миниатюристом  он  не  стал,  потому  что  рвался  к  живописи.
    • Мечтая  о  вузе,  он  2-3  раза  в  неделю  ездит  во  Владимир  в  изостудию,  работавшую  при  ДК  Тракторного завода. Преподавал  там  Владимир  Яковлевич  Юкин  (впоследствии  были  народный  художник  России) они  знакомы  со Мстеры,  где Юкин  присутствовал  на  выставке  ученических  работ  и  отметил  работы  Бориса,  как  очень  талантливые.  
    • У  Французова  все  ладилось,  ему  прочили  карьеру  живописца,  и  он  уже  мог  бы  повесить  свои  работы  рядом  с  пейзажами  отца,  как  вдруг  обратился  к  графике.    Графика  же  открыла  для  него  широкий  простор.
    • Обратившись  к  графике,  Борис  получает  как  бы  второе  дыхание,  его  путь  в  искусство  становится  стремительным.  В  24  года  он  участвует  в  крупных  выставках,  а  через  год  его  принимают  кандидатом  в  Союз  художников.  Он  поступает  в  Московское  высшее  художественное промышленное  училище -  Строгановку.
    • Графика  в   короткий  срок  завоевала  достойное,  равное  с  живописью  «владимирской  школы»  место.
    • Щедро  наделенный  талантом,  он  постоянно   совершенствовал  свое  мастерство,  помогал  это  делать  другим.  К  нему  тянулись  ищущие  люди,  вот  почему  в  его  мастерской  всегда  было  полным-полно  народу. А  поздно  вечером…укладывалась  спать  семья.  Дом  затихал.  Наступало  его  время.  Уединившись  на  кухне,  вооружившись  штихелем (штихель - стальная игла),  склонялся  он  над  цинковой  пластиной  и  начиналось  творение  офорта.

    • Знаете  ли  вы  что  такое  офорт?
    • Дополнение  учителя:
    • Офорт-вид  гравюры  на  металле,  в  котором  углубленные  элементы  печатной  формы  создаются  путем  травления  металла  кислотами.  На  цинковую  пластину  наносят  кислотоупорный  лак,  стальной  иглой   процарапывают  слой  лака  до  металла.  Углубления  заполняются  краской,  покрываются  увлажненной  бумагой  и  затем  получают  оттиск  на  металлографическом  станке.
    • Он  так  углублялся  в  работу,  что  отрывался  от  нее  только  тогда,  когда  утренний  свет  ударял  в  окна.  Он  так  много  и  самозабвенно  трудился,  будто  заранее  знал,  что  судьба  отмерила  ему  недолгую  жизнь.
    • Но  если  мастерская оказывалась  на  замке,  можно  было,  не  боясь  ошибиться,  предположить - он  в деревне. Художника   притягивала  родная  деревня.  Многие   его  графические  работы  имели  глубокий  подтекст.   Их  нельзя  просто  рассматривать,  в  них  нужно  всмотреться,  прочитать  то,  о  чем  повествует  художник.

    6. Работа  в   группах.

    Детям раздаются репродукции офортов Бориса Французова:

    • «Зимний сад»,
    • «Перед  грозой»,
    • «Март»,
    • «Осенью».

    Внимательно рассмотрите офорт.  Постарайтесь «прочитать» то, о чём повествует художник.

    7.  Рассматривание,  анализ,  обсуждение  в  группах.

    Вопросы для обсуждения. (карточки для каждой группы).

    1. Как называется работа?

    2. Какое время года изобразил художник?

    3. Как ему это удалось?

    4. Какие чувства вызвала   картина?

    5. Приходилось ли вам наблюдать такое явление в  природе?

    Отчёт групп.

    Рассматривание репродукций офортов Б. Французова.

    • Что чаще всего в своих работах изображал Б.Французов?
    • Почему?
    • Борис  Французов говорил, что «офорт  требует  терпения,  но  и  зато  позволяет  графику  полнее  реализовать  свои  возможности  и  создать  более  глубокое  по  содержанию,  точное  по  исполнению  произведение».
    • В  искусстве  офорта  Борис  Французов  достиг  того,  что  его  черно-белые  листы  казались  цветными.
    • Мы сегодня в этом убедились.

    8. Творческая  работа  в  карандаше под  музыку.

    • А сейчас, каждый из вас попробует создать свой эскиз офорта «Любимый  уголок  родной  природы».
    • Выставка детских работ
    • Кто узнал знакомые места?

                                   

    9. Обобщение.

    • Что  вас  особенно  привлекло в  творчестве  Бориса  Французова?
    • Чем   же  дорога  малая  родина  каждому  из  нас?
    • Кому захотелось поближе познакомиться с творчеством                        Б. Французова?

    • Безгранично любя свою Родину, Россию многие художники стремились воплотить в своем творчестве ее образ.
    • Для некоторых художников родина – это береза у окна, серебристый иней, погрузившийся в тихий сон зимний лес, розовый закат солнца над озером, веселые ромашки на лесной поляне, куст душистой сирени в саду, красавица церквушка на бугре над речкой. И первые грачи на тающем снегу, и радуга, озаряющая своим светом умытую дождем природу. Для  других она - бескрайние поля, луга, озера, деревни и города, работающие на пашне люди, высокое-высокое небо с плывущими по нему, как белоснежные лебеди, облаками.

    Источники информации:

    1. Владимирские пейзажисты: Альбом/автор текста и составитель Ольга Воронцова. – М.: Сов. художник, 1973.
    2. Годова гора: Альбом. – Владимир, 2007.
    3. Интернет-сайты:  www.art.vladimir-city.ru  или   www.art.vladimir-city.ru/picture/

    Приложение (фото офортов  Б. Французова)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интегрированного урока внеклассного чтения и изобразительного искусства "Сказки и картинки Сутеева"Сказки и картинки Сутеева"

    Конспект урока внеклассного чтения и изобразительного искусства "Сказки и картинки Сутеева".Целью урока было Углублять знания детей о творчестве В.Г. Сутеева,; учить выделять главное в содержании книг...

    Конспект интегрированного урока по литературе и изобразительному искусству по теме «Как прекрасен этот мир!» во 2 классе

    Цели:- воспитание и развитие у учащихся творческих способностейи художественно – эстетических навыков;- расширение диапазона чувств, воображения, зрительныхпредставлений, фантазии;- воспитание э...

    конспект интегрированного урока (математика,литературного чтения, изобразительного искусства) «Перечитывая Пушкина, мы читаем и считаем, и рисуем, и поём»

    «Перечитывая Пушкина, мы читаем и считаем, и рисуем, и поём».(интегрированный урок математики, чтения, изобразительного искусства)Цели: Развивать умения решать задачи; закрепить навыки умножения чисел...

    Конспект интегрированного урока по технологии и изобразительному искусству Тема: Иллюстрирование текста

    Урок разработан по учебнику «Технология. 4 класс», автор Т.М. Рагозина, в соответствии с концепцией «Перспективная начальная школа». Данной темой мы продолжаем тематический блок «Практика работы на ко...

    Интегрированный урок внеклассного чтения и изобразительного искусства. 1 класс

    Тема: «Образ лисы в русских и хакасских народных сказках».Цель: Обобщить знания учащихся по теме «Русская народная сказка»; познакомить с хакасской народной сказкой «Лиса...

    Конспект интегрированного урока по литературному чтению, изобразительному искусству и музыке во 2-м классе "Какое настроение у зимы в стихотворении Ф. И. Тютчева "Чародейкою зимою..."

      В данном конспекте подробно описан интегрированный урок по трем учебным предметам:чтению, изобразительному искусству и музыке.Буду очень рада, если он станет полезным в работе других пед...