Урок кубановедения: «Великая Отечественная война на Кубани, вклад кубанцев в дело Победы».
методическая разработка (4 класс) по теме

 

  • подвести итоги работы над темой, посвящённой 60-летию Победы;
  • показать важность участия кубанских жителей в борьбе против фашистов;
  • развивать стремление быть терпимым в обществе людей;
  • воспитывать интернационализм, подвести к тому, что люди любой национальности имеют право на счастье, что необходимо проявлять дружбу и уважение к любому народу;
  • воспитывать любовь к малой родине;
  • способствовать развитию устной речи учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_2_urok_romanovoy.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК КУБАНОВЕДЕНИЯ: «Великая Отечественная война на Кубани, вклад кубанцев в дело Победы».

ФОРМА УРОКА: интегрированный урок кубановедения с уроком трудового обучения.

ЦЕЛЬ:

  • подвести итоги работы над темой, посвящённой 60-летию Победы;
  • показать важность участия кубанских жителей в борьбе против фашистов;
  • развивать стремление быть терпимым в обществе людей;
  • воспитывать интернационализм, подвести к тому, что люди любой национальности имеют право на счастье, что необходимо проявлять дружбу и уважение к любому народу;
  • воспитывать любовь к малой родине;
  • способствовать развитию устной речи учащихся

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Музыкальный ряд:
  • грамзапись песни «Священная война»;
  • грамзапись песни «Журавли».
  1. Литературный ряд:
  • Л.Н.Мартынов «Народ-победитель»;
  • Е.А.Благинина «Шинель»;
  • А.Смирнов «Кто был на войне»;
  • Е.Трутнева «Победа»;
  • М.Ветров «Михизеева Поляна» (отрывок из поэмы);
  • А.Чепуров «Давайте поклоняться доброте…»
  1. Художественный ряд:
  • Плакат «Тот, кто теряет память, рискует повторением пройденного»;
  • Плакат, коллективно нарисованный детьми на уроках изобразительного искусства, посвященный 60-летию Победы;
  • Репродукции картин художников на тематику Великой Отечественной войны: Самсонов М.И. «Дороги войны», Кривоногов П.А. «Победа», Дейнека А. «Оборона Севастополя».
  1. На столах у учащихся:
  • цветной картон;
  • ножницы;
  • клей.

МЕТОДЫ:

  • словесный метод;
  • наглядный метод;
  • практический метод.

ХОД УРОКА

        (Этому уроку предшествовала работа на уроках изобразительного искусства, где дети рисовали плакат к 60-летию Победы; на уроках музыки учащиеся вместе с учителем разучивали песни о Победе; на уроках внеклассного чтения ребята читали стихи военной тематики. Урок Кубановедение интегрированный с уроком трудового обучения является органичным продолжением предшествующей работы, рассматриваемым на местном кубанском материале)

I.Организованный момент.

Звучит первый куплет песни «Священная война»

(муз.А.Александрова, сл. В.Лебедева – Кумача)

Учитель читает слова:

Давно умолк войны набат,

Цветут цветы в родном краю,

Но будет вечно спать солдат,

Что смертью храбрых пал в бою.

Он сохранил тебе и мне

И человечеству всему

Покой и счастье мирных дней.

II.Повторение пройденного материала и актуализация знаний.

Учитель: В истории нашей Родины Великая Отечественная война была самой суровой и страшной войной. Фашисты напали на нашу землю. И весь народ, стар и млад, поднялся на защиту своей Родины. Но наш народ победил фашизм и спас от этой страшной чумы многие страны Европы. С тех пор прошло 60 лет, но мы никогда не забудем этот славный день – День Победы, который мы всегда отмечаем 9 Мая.

Нами была проведена колоссальная работа на предыдущих уроках по изучению событий того времени. А вот глубоко ли в ваши сердца проникла эта тема, мы выясним в ходе викторины.

Вопросы для викторины:

  1. Из какого стихотворения взяты эти строки и кто их автор? (Л.А.Мартынов «Народ-победитель»)

Возвращались солдаты с войны

По железным дорогам страны.

День и ночь поезда их везли.

Гимнастёрки их были в пыли

И от пота ещё  солоны.

В эти дни бесконечной весны.

  1. Почему солдат из стихотворения Елены Александровны Благининой «Шинель», хранил свою старую военную шинель всю жизнь? (Потому что в этой шинели солдат воевал и в ней память о победе над врагом).
  2. С каким чувством А.Смирнов в стихотворении «Кто был, на войне» говорит о тех, кто защищал Родину?
  3. Почему в рассказе Л.Кассиля «Алексей Андреевич» командир в списке о награждении первым поставил имя Алексея?
  4. В каком стихотворении поэт передаёт общую участность, общий вклад всех людей вдело великой Победы? (Е.Трутнева «Победа»)

        III. Постановка темы урока.

  • Ребята, как вы считаете, под какой темой будет проходить наш урок если мы продолжаем работу по теме Великой Отечественной войны на уроке Кубановедения?
  • Совершенно верно, тема этого урока «Великая Отечественная война на Кубани, вклад кубанцев в дело Победы»

IV. Работа по теме урока.

От бескрайней равнины сибирской

До полесских лесов и болот

Поднимался народ богатырский,

Наш великий советский народ.

Выходил он, свободный и правый,

Отвечая войной на войну,

Постоять за родную державу,

За могучую нашу страну.

  • Действительно, с картин на нас смотрят лица самоотверженных героев –богатырей земли русской.
  • Когда, ребята, произошло нападение Германии на Советский Союз? (22 июня 1941 года)
  • Путь к Победе был долог – 1418 дней войны. И каждый день – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, безмерное страдание людей, беспримерное мужество и доблесть народа, радость больших и малых побед.

Чтение стихотворения учеником:

  1. Подвиг Кубанских – казаков

Казалось, было холодно цветам

И от росы они слегка поблёкли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку

приник,

И пограничник протянул к ними руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, Казалось,

Зная, что между миром и войной

Всего каких-то 5 минут осталось

  • Ребята, слышали ли вы о героях-панфиловцах? Что можете о них рассказать? (Панфиловцы стояли насмерть и разъезда Дубосеково под городом Волокаламском).
  • Боевая слава осенила их давно, хотя и после их гибели. Но хочу вам сказать, что мало кто знает, к сожалению, о том, что в ходе битвы под Москвой три дня спустя вслед за панфиловцами совершили свой бессмертный подвиг (и тоже – на Волоколамском направлении) казаки – кубанцы 4-го эскадрона 37 –го Армавирского кавалерийского полка (в последствии 9-й гвардейский кавалерийский Седлецкий Краснознаменный, ордена Суворова полк) 50-й Кубанской кавалерийской дивизии. Произошло это у деревни Федюково 19 ноября 1941 года. В 37-м кавказском полку осталось 36 человек и 1 станковый пулемёт. Но сколько там былоих, отважных, совершивших бессмертный подвиг подобно панфиловцам? По уточненным данным, вместе с командором, 23-летним младшим политруком Михаилом Ильенко- только 37 человек. Вот эта, по сути, треть, эскадрона и приняла на себя основной удар противника на том направлении. На рассвете 19 ноября со стороны деревни Язвище по скованному льду руслу реки Гряда устремились на прорыв к Волоколамскому шоссе десять немецких танков. Двигались уступом, высвечивая лучами фар направление перед собой. За ним небольшими группами бежали автоматчики – не менее роты. Таким образом, гитлеровцы наступали троекратное преимущество по, количеству живой силы, не говоря уже о танках. Противник намеревался с ходу мощной атакой обрушиться на оборонительный рубеж казаков, вбить их в землю пушечно-пулемётным огнем, проутюжить бронёй и гусеницами, а затем нанести удар в незащищенный фланг остальных подразделений 37-го кавполка и оседлать Волоколамское шоссе. Но все планы врага сорвала поразительная стойкость 4-го эскадрона. Казаки, презирая фашистов и смерть, но поняв, что принимают свой последний бой, пожалели только своих верных друзей- боевых коней и дали наказ коноводам заблаговременно отпустить их на волю. Казаки не дрогнули перед этой грозной, многократно превосходившей их силой. Сражались умело, расчётливо и самоотверженно. Хотя многие уже получили ранения, на кровь внимания не обращали, из боя не выходили, который длился более пяти часов. Те, кто ещё мог двигаться, бросались на танки с гранатами и бутылками с горючей смесью. Не ходячие раненые, отбивались до последнего патрона, отвергая предложения фашистов, которые кричали: «Рус казакен, сдавайс!» Не дрогнул никто – все мужественно сражались до последнего дыхания, не отступив ни на шаг.
  1. Михизеева Поляна.

Звучит грамзапись песни «Журавли»

Мы очень много знаем о войне

По фильмам и рассказам ветеранов,

Но этого хватает нам вполне,

Чтоб ненавидеть палачей –тиранов.

Они пытали женщин, стариков,

Считая себя главными на свете.

Но наш народ не стал носить оков!

Все за защиту встали, даже дети.

  • Миллионы людей томились и погибли в лагерях смерти, погибла в годы войны свыше 25 миллионов человек. Это значит, каждый восьмой житель нашей страны пал смертью храбрых. Есть у нас в крае Мостовской район. Он носит название Кубанская Хатынь.
  • Какой материал, ребята, вы нашли об этом месте? (Рассказы детей, а учитель делает обобщение).
  • По приказу немецкого военного коменданта, лейтенанта Гофмана, утром 13 ноября 1942 года, немцы окружили посёлок Михизееву Поляну, приказали всем выйти из домов, даже больным старикам и детям. Собрав на площади всё население, солдаты разбили людей на семь групп. Мужчины были собраны в одну. Их отвели в сторону и приказали рыть яму. После чего их раздели и расстреляли из пулемётов и автоматов. Вслед за мужчинами были раздеты женщины и дети. Их расстреливали прямо на поляне. Всего было расстреляно 207 человек: 20 мужчин, 72 женщины, 115 детей.
  • Как вы думаете, почему основную массу составили женщины и дети? (Потому что все мужское население, за исключением раненых и стариков, были на фронте).
  • Раненых докалывали штыками, а маленьких детей до года брали за ножки и головки разбивали о деревья.
  • Есть замечательная поэма «Михизеева Поляна» написанная  нашим кубанским поэтом М.Ветровым. С отрывком из нее я хочу вас ознакомить для того, чтобы вы имеем более полное впечатление о трагедии, которой уже 63 года.

(Стихотворение читать на фоне грамзаписи песни «Журавли»)

Слышен овчарок лай,

Плачем наполнен лес…

Бьёт людей полицай –

Верный слуга СС.

Горек земли наряд.

В красной листве дубы,

Людям в спины приклад-

  • Эй, шевелись, рабы!
  • -Мамочка!
  • -Я с тобой!
  • Мама моя!

Вставай…

Боль…

и за болью – боль…

  • Что гладишь?

Добивай!

С черных осенних ветвей

Сыплется красный лист.

Целит в сердца детей

Черным штыком фашист.

Белорукавник пот

Зло –вытирает с лица…

Трижды убитых бьет

Выродок –полицай…

Горных вершин седей,

Луком белей, чем мел,

Мать шестерых детей

Встала из мертвых тел.

Словно месть, взошла.

Ноги едва волоча

Горе подняв, пошла

Прямо на палача.

Чёрствый палач обмяк,

Оторопел фашист

Долго летел в дубняк
Пуль запоздалых свист.

  • Как теперь жить одной

Лес – терновый венец?

Ты не беги за мной

Реченька – Кубанец:

Ждут меня впереди

Сотни вражьих погонь.

Реченька?

Остуди

Боли моей огонь!

…К бывшим бредёт огням

Лесом морозным мать,

Чтобы у скорбных ям

Призраком белым встать

  • Какое чувство вы испытали при прослушивании отрывка из поэмы?

  1. Война в судьбе моей семьи.

Всё дальше во времени уходит от нас война 1941-1945 гг. И все меньше остаётся участников и очевидцев тех страшных событий. Но прошлое забывать нельзя, тем более что мирное настоящее было завоёвано ценой миллионов жизней.

Недаром тезисом к нашему уроку служит надпись на доске: «Тот, кто теряет память, рискует повторением пройденного».

Новыми поколениями война изучается не только по книгам, а и по рассказам дедов и прадедов.

К следующему уроку вы получаете творческое задание – расспросить своих дедушек и бабушек о жизни во время войны, записать рассказы и принести имеющиеся у них фотографии военных лет. Результатом этой работы станет создание альбома, который мы передадим в наш школьный музей.

        Звучит первый куплет песни «Бухенвальский набат»

  1. Воспитание толерантности.

И по сей день выстрелы грохочут,

Офицеры вновь идут на бой.

Наш народ – он только мира хочет, Неба чистого над головой.

И в Берлине, и в Афганистане,

И в Чечне – вновь офицеры в бой,

Так когда умолкнет, перестанет

Бить наган и все уйдут домой?

  • Во время Великой отечественной войны, когда фашисты захватили русские города, многие россияне были эвакуированы на юг, к нам на Кубань, куда война тогда ещё не дошла. Их радушно принимали кубанцы, люди других национальностей: таджики, узбеки, грузины, армяне. Русским предоставляли жильё, обеспечивали едой, одеждой и другими необходимыми вещами. Люди не смотрели на то, что беженцы были, не их национальности, с другим цветом глаз и кожи! И поэтому наша страна победила в такой тяжёлой и страшной войне. Люди помогали друг другу, не давали погибнуть слабым, все вместе объединились против общего врага – фашистов. И вот через много лет ситуация повторилась. Только теперь люди с юга бегут на север, за помощью к русским людям. Ведь добрая русская душа ещё издавна была известна всем народам. Если мы будем жить в мире со всеми людьми, то на земле не будет войн, террористических актов.
  • В знак содружества со всеми людьми сделаем дерево мира. Для этого каждый обведёт свою ладошку на лист цветного картона, вырежет и прикрепит её к заранее заготовленной веточке, общей для всех ладошек. В результате у нас получится веточка мира, дружбы и сотрудничества.

(Работа детей)

«Давайте поклоняться доброте…»

На кладбище военном, на плите,

Я, прочитал и в жизнь унёс  когда-то.

И лучевой строкой в моей труде

Вдруг стала эта заповедь солдата:

«Давайте покланяться доброте…»

Давайте с душой жить о доброте:

Вся в голубой и звездной красоте,

Земля добра. Она дарит нас хлебом ,

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом

Давайте воевать за доброту.

(Анатолий Чепуров)

  1. Итоги урока.
  • Какой героический подвиг совершили наши кубанские казаки во время Великой Отечественной войны?
  • Как называется место гибели многих жителей Кубани?
  • Какое задание вы получили подготовить к следующему уроку?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Великая Отечественная война на Кубани

70 лет атаке под Кущевской. Хроника атаки. Подвиг казаков- гвардейцев....

Урок-проект "Великая Отечественная война"

Материал урока представлен в виде выступления детей по группам: 1 группа - Блокада Ленинграда, 2 группа-Битва под Москвой , 3 группа -Курская дуга, 4 группа-Города -герои, 5 группа - Юные герои-антифа...

Методическая разработка.Интегрированный урок-экскурсия "Великая Отечественная война 1812 года. Казанский собор Санкт-Петербурга. Икона Казанской Божией Матери"

Интегрированный урок-экскурсия "Великая Отечественная война 1812 года. Казанский собор Санкт-Петербурга. Икона Казанской Божией Матери"(окружающий мир, история Санкт-Петербурга, ОРКСЭ)...

События Великой Отечественной войны на Кубани. Кубань – многонациональный край.

«Вспомним всех поименно»к 70-летию освобождения Кубани от не«Вспомним всех поименно»к 70-летию освобождения Кубани от немецко-фашистских захватчиков.мецко-фашистских захватчиков.Битва за Кавказ была о...

Конспект урока в 4 классе по теме: "ВОВ на Кубани. Вклад кубанцев в дело Победы".

Урок обобщения и систематизации знаний учащихся о ВОВ на Кубани, борьбе её жителей за освобождение от фашистских захватчиков....

Презентация к уроку о Великой Отечественной войне

Презентация к интегрированному уроку математики и окружающему миру в 4 классе...

Урок мужества "Великой Отечественной войне 1941-1945 годов посвящается «Битва за Москву» для обучающихся 4 класса

Уроки мужества – это подготовительный путь к постижению добра, исторической правды и уважения к памяти тех, кто ценой неимоверных усилий завоевал для нас мир и свободу.Такие уроки невозможно про...