«Война 1812 года. Урок истории»
методическая разработка (3 класс) по теме

Данный урок - первый из серии уроков, посвящённый теме  войны  1812 года, из авторской программы  Ю. Востриковой "Копилка памяти России : история и современность", предназначенной  для детей от 3-х до 11 лет.  В ходе представления материала, который сопровождается зрительным и музыкальным рядом , происходит интеграция  видов искусств , способствующая включению в   познавательную деятельность детей,  слуховых,  зрительных и вкусовых анализаторов. Данное занятие было подготовлено и проведено для детей третьего класса начальной школы Прогимназии №2.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_istorii.docx30.66 КБ

Предварительный просмотр:

«Недаром помнит вся Россия»

Методическая разработка урока (внеклассного занятия)

«Война 1812 года. Урок истории»

Вострикова Юлия Александровна

Место работы: МКОУ Прогимназия №2  г. Новосибирск    

Должность: Педагог-психолог

Технологическая карта урока.

Пояснительная записка.

Данный урок-первый из серии уроков, посвящённый теме  войны  1812 года, из авторской программы  Ю. Востриковой "Копилка памяти России: история и современность", предназначенной  для детей от 3-х до 11 лет.  В ходе представления материала, который сопровождается зрительным и музыкальным рядом, происходит интеграция  видов искусств, способствующая включению в   познавательную деятельность детей слуховых, зрительных и вкусовых анализаторов. Данное занятие было подготовлено и проведено для детей третьего класса начальной школы Прогимназии №2.

Учитель: Вострикова Ю.А., МКОУ "Прогимназия №2".

Тема: "Война 1812 года. Урок истории."

Материальное обеспечение: запись фильма "1812г-1" из цикла «Аты – баты» телеканала «Радость моя», диск с рисунками современных художников, изображающих  воинов 1812 года; иллюстрации к сюжетам войны; портрет М.И. Кутузова; классная доска; на доске запись  пословиц: "Бой - святое дело, иди на врага смело", "Если по-русски скроен, то и один в поле воин", "Кто за Родину дерётся, тому сила двойная даётся"; фотография Казанского собора (СПб); фото могилы М.И.Кутузова (СПб); буханка бородинского хлеба; буханка, разрезанная на небольшие кусочки.  

Цель урока: 

 1.Знакомство детей с главными событиями Отечественной войны 1812 года;

2.Воспитание патриотизма и гражданственности младших школьников  на примере событий войны 1812 года и судеб её  участников;

3.Духовно-нравственное развитие младших школьников.

Задачи: 

1.Через знания, полученные на уроке, помочь школьникам  раскрыть патриотический, нравственный, гражданский смысл событий 1812 года;

2.Воспитать патриотическое сознание на примере героев войны;

3.Расширить представление детей о  событиях Российской истории;

4.Ощутить взаимосвязь времён и судеб Отечества, исторических личностей, через призму наиболее значимых для русского народа исторических событий.

Тип урока: интегрированный.

Форма урока: беседа-рассуждение, групповая работа, дискуссия, исполнение народной песни войны 1812 года "Солдатушки, бравы ребятушки...", обсуждение, чтение сочинений на темы "Образ русского императора", "Образ русского воина".

Время: 45 минут.

План урока:

I. Организационный момент: вступительное слово.

II. Основная часть:  

1.Начало войны. Духовно-нравственного состояние высшего общества 1812 года.

2.Черты русского императора (чтение сочинений).

3.Просмотр фильма "1812 г.-1".

4.Обсуждение фильма и смысла пословиц о войне. Образ русского воина (чтение сочинений детей).

5.Бородино.

6."Сердце" М.И.Кутузова.

7.Роль А.И.Покрышкина  в  востановлении памятника М.И.Кутузову в Бунцлау.

8.Исполнение народной песни войны 1812 года "Солдатушки, бравы ребятушки".

9.Легенда о Бородинском хлебе. Пробуем "вкус" истории.

III. Подведение итогов. Домашнее задание.

Ход урока:

I. Организационный момент. Вступительное слово.

 Здравствуйте, ребята! 2012 год был объявлен президентом России Годом истории, а также годом памяти, а вернее, годом празднования 200-летия Победы в войне с Наполеоном, войны 1812 года. И тема нашего сегодняшнего урока "Война 1812 года. Урок истории." Этой теме будет посвящён целый цикл наших занятий, а точнее, три занятия, и  начать наш урок мне хотелось бы   вот таким образом:      " А сееву!", что по-французски означает: "Садитесь!"

II. Основная часть.

1. Вот, так же и в России 19 века, особенно в Петербурге, где был собран весь цвет русской аристократии, император (ведь это была столица русской империи) говорили по-французски, а иногда и только по-французски. Мода на всё французское: еду, одежду, фр. учителей, гувернёров, французские выражения: "пар куа па", "а ля гер ком а ля гер", " вуаля", и т. д., стали нормой. Некоторые аристократы, живя в русской  столице, даже не знали русского языка!

Но судьба, жизнь жестоко наказывают за потерю своей культуры. Судьба безжалостна к тем, кто забывает свою историю, свой язык. Ведь культура, язык - это душа народа. Не может быть настоящей жизни без души... Вот об этом уроке истории и пойдёт сегодня речь.

Итак, 1812 год. 4 июня разрываются дипломатические отношения с Россией, то есть, фактически начинается война. Русский народ полон решимости отстоять  свою родную землю, а некоторые аристократы (о, ужас!) против войны с Францией: "Зачем воевать? Ведь "шарман!"- всё французское так прекрасно, так модно!" Но (слава Богу!) только не император Александр I (не зря в народе его называли - Благословенный).

А каких ещё царей вы знаете? (Александр II - Освободитель, Пётр I - Великий, Екатерина II - Великая, Иван Грозный).

Так вот, не напрасно Благословенный Александр I и Наполеон Бонапарт встречались, и царь когда-то пообещал Наполеону не обнажать меча первым, но защищать свою землю до последнего солдата, если на неё посягнёт враг. 6 июля царь подписывает манифест о "вооружении всего государства".

2. Зачем он это сделал? Почему не сбежал с деньгами за границу? Какими чертами должен был обладать русский император? (Дети, по-очереди, читают вслух свои сочинения (из прошлых тем занятий) "Образ русского императора". Вывод: главной чертой русского императора была ответственность не только за себя, свою семью и детей, но ответственность за свою страну, свой народ.

3. Отечественная война 1812 года, ну а как всё было, нам расскажет бывалый солдат. (Включаем фильм 1812-1, о войне, длительность 11 минут). Смотрите внимательно на оружие, форму солдат  и запоминайте, а заодно ответите мне на вопрос: "Какой генерал командовал российской армией в начале войны?"( Михаил Богданович Барклай-де-Толли).

4. Итак, фильм закончен, спасибо солдату, обязательно передадим поклон своим дорогим родителям! (выясняем все вышезаданные вопросы о цвете формы, оружии, генерале).

Ребята, а какие пословицы о войне вы знаете?

"Бой - святое дело, иди на врага смело."

А что такое святое? (Это то, над чем нельзя смеяться. Относиться только серьёзно. То, за что не жаль отдать жизнь). А над чем нельзя смеяться? (Над верой, церковью, Богом, инвалидами, родителями, больными, стариками и т.д.)

"Если по-русски скроен, то и один в поле воин."

Ребята, а как это "по-русски скроен?" ( Читаем, по-очереди,  написанные на прошлых занятиях по данной программе сочинения на тему "Образ русского воина.")  Значит, главная черта русского воина-терпение в опасности. А чьи это слова?: "Любите русского солдата!.. терпение в опасности, вот главная его черта!" (Александра III Миротворца). Вы говорите, что черты русского воина это-стремление к свету, правде, истине. А мы с вами говорили, что правд много, а истина - одна (кстати, слово "истина" есть только в русском языке). А у Наполеона какая правда? (Завоевать чужую землю). А у Александра I какая правда? (Отстоять родную землю). Ребята, а как вы думаете, в чём здесь истина? ( В том, что нельзя посягать на чужое; отстаивать родную землю до последнего солдата). Скажите, а кто из известных вам исторических личностей в прямом смысле был "один в поле воин"? (Пересвет.) А чем закончился его поединок с Челубеем? (Оба погибли, но Пересвет сумел показать татарскому войску, что русские воины также обладают могучей силой).

"Кто за Родину дерётся, тому сила двойная даётся." Как это понимать? (Дети на примере Куликовской битвы доказывают, что татары дрались за добычу, а русские - за родную землю, поэтому у русских была как бы "двойная сила", т.к. они дрались за правое дело).

Много  поражений и побед пришлось испытать русским воинам в войне с Наполеоном. Но 17 августа 1812 года Александр I  назначает нового главнокомандующего - Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова-ученика великого А.В. Суворова, не знавшего поражений, о котором русские солдаты сразу же стали говорить: "Пришёл Кутузов, бить.... кого? (французов)." Он занимает удобный оборонительный рубеж при деревне Бородино.

5. 26 августа произошло самое большое за всю историю войны 1812 г.  Бородинское сражение, потери с обеих сторон были огромны. Кутузов дал приказ отступать. 1 сентября Кутузов на совете генералов в Филях принимает решение оставить Москву без боя, дабы сохранить армию. "Мы оставим Москву, но сохраним армию, а значит и всю Россию."

Скажите, легко ли было Кутузову принять это решение? А как бы вы себя чувствовали, если бы вам пришлось оставить сердце России, любимый город? (Варианты ответов). Что бы вы делали? (Плакали). Вот и Кутузов всю ночь перед отступлением не спал. Дежурные адьютанты слышали. как он ворочался в кровати, вздыхал и...плакал! на следующий день вся  русская армия ушла из Москвы .

 Вечером того же дня огромное зарево поднялось  над городом. Москва горела 6 дней. Погибло 3/4 построек. (А дом Владимира Ивановича Даля чудом сохранился!). Пожар уничтожил склады с провиантом.

В наполеоновских войсках начался голод. Дело осложнилось к зиме. Французы, не привыкшие к морозам, зароптали. Наполеон был вынужден оставить Москву и отступать по разорённой им же дороге. Неся большие потери, голодные, холодные, пожиная плоды своего разбойничьего поведения, отражая атаки русских партизан, французы отступали, и вскоре разгром некогда непобедимой армии был завершён. 23 ноября Наполеон бросил свою армию и  бежал во Францию.

 После освобождения России Кутузов тяжело заболел. Это произошло в польском городе Бунцлау. Генерал-фельдмаршал Кутузов умирает в возрасте 66 лет. Перед смертью его навещает император Александр I и по русскому православному обычаю просит у него прощения. По приказу императора тело Кутузова забальзамировали и доставили в Петербург, а сердце фельдмаршала оставили и захоронили  в Бунцлау. Могила фельдмаршала Голенищева-Кутузова, светлейшего князя Смоленского, находится в Казанском соборе... Какого города? Кто архитектор? Какая чудотворная икона находится в этом соборе? Кто из императоров ходил с ней во все военные походы?  Детям демонстрируются фотографии собора Казанской иконы Божией Матери  в городе Санкт-Петербурге; фото могилы Кутузова в этом соборе с боевыми знамёнами и т.д.

6. В городе  Бунцлау также был установлен памятник М.И. Кутузову. Но в 1941-1945 г.г. (С кем воевал Советский Союз в это время?) (С фашистской Германией) случилась трагедия. Фашисты, войдя в Польшу, глумились и осквернили этот памятник. Памятник  над сердцем Кутузова был приведён в надлежащий вид нашим с вами земляком.

7. Кто это? Человек, родившийся в Новониколаевске в день празднования иконы Пресвятой Богородицы "Благодатное Небо", крещён в храме Покрова, что на улице Октябрьской, маршал авиации, советский лётчик - ас, Трижды Герой Советского Союза, имевший 650 боевых вылетов, 65 сбитых вражеских  самолётов, в честь которого была названа станция Новосибирского метро. (Александр Иванович Покрышкин). Когда советские солдаты гнали фашистов в Берлин, А.И.Покрышкин приказал своей эскадрилье пролететь несколько почётных  кругов над могилой Кутузова и устроил парад в его честь.

После освобождения Польши от немецких захватчиков воины Красной Армии положили к подножию памятника плиту с текстом:

"Великому патриоту земли русской фельдмаршалу М.И. Голенищеву-Кутузову в день 132 годовщины его смерти 28 апреля 1945 года.

Среди чужих равнин, ведя на подвиг правый

Суровый строй полков своих,

Ты памятник бессмертный русской славы

 На сердце собственном воздвиг.

Но не умолкло сердце полководца,

И в грозный час оно зовёт на бой!

Оно живёт и мужественно бьётся

В сынах Отечества, спасённого тобой!

И ныне, проходя по боевому следу

Твоих знамён, пронесшихся в дыму,

Знамёна собственной Победы

Мы склоним к сердцу твоему.

От воинов Красной Армии, 12 февраля 1945 года вступивших в Бунцлау.

Рядом с могилой Кутузова захоронен 141 советский воин. У входа на территорию кладбища установлены фигуры российских солдат - гренадёра 1813 года и советского бойца войны  1945 года.

8. Ребята, а какую песню из тех. что вы знаете, можно посвятить событиям войны 1812 года? ("Солдатушки, бравы ребятушки...") Почему? Обсуждение содержания и характера песни.

Дети исполняют песню, маршируя, по возможности выполняя все динамические оттенки, под руководством учителя.

Спасибо! А сейчас давайте с вами обсудим смысл темы нашего сегодняшнего занятия.

В чём же заключается для нас этот урок истории войны 1812 года? (Варианты ответов: не посягать на чужую землю; отстаивать свою Родину до последнего солдата; никогда не позволять себе забывать свою культуру, традиции, язык; помнить, что язык - это душа народа;  страна должна помнить своих героев, земляков и т.д.)

Домашним заданием будет: нарисовать русского солдата в форме войны 1812 года, а на экране вы сейчас видите картины из истории войны 1812 года, оружие и форму солдат того времени. (Идут слайды).

На следующем уроке мы поговорим с вами о вкладе сибиряков в Победу России войны 1812 года; о войне партизанской и о загадочной смерти Александра I, которая тоже была связана с Сибирью. О благодарной Богу России, посвятившей победе 1812 года строительство самого огромного храма            в России - храма Христа Спасителя в Москве, и что такое "Наполеонки."

9. А сейчас небольшой сюрприз для вас, ребята! Напоследок  я хочу рассказать вам очень красивую и необычную историю... Оказывается, мы можем не только услышать, вспомнить, но и... попробовать вкус истории войны 1812 года.

(Достаю 2 буханки Бородинского хлеба: одна целая - для показа детям, а вторая - на блюде, разрезанная на кусочки, но пока закрытая полотенцем).

Известному молодому генералу Александру Тучкову, который жил в России, предсказали гибель в загадочной точке земного шара под названием "Бородино". Александр и его жена нашли на карте только одно место с таким названием, да и то только на Аппенинском полуострове. Семейная пара обрадовалась, т. к. Россия и Италия в то время находились в состоянии мира, а значит и гибель Александра была бы не скоро. Он даже и не предполагал, что в России есть деревня с таким же названием, которая и определит в будущем его судьбу.

Несчастная жена его, Маргарита Нарышкина, очень любила мужа и даже пошла наперекор своей родне, которая признала его лишь спустя четыре года. После того, как её муж погиб на Бородинском поле, а их сын умер через несколько лет после этого, Маргарита постриглась в монахини, (а мы с вами знаем, что после пострига монахи меняют имя; какое имя носил Сергий Радонежский до пострига? (Варфоломей)), и стала сестрой Марией.

Именно Мария с другими монахинями и придумали тот самый Бородинский хлеб, а чёрный он потому, что так черна была её скорбь по умершим...

Долгое время Бородинский хлеб использовался в качестве поминального блюда, став символом погибших в 1812 году. И поныне его выпекают в Спасо - Бородинском монастыре близ Москвы, а также на всех хлебозаводах нашей необъятной Родины.

 III. Подведение итогов. Домашнее задание.  Предлагаю вам, ребята, попробовать вкус истории войны 1812 года. (Обхожу всех ребят с подносом).

 Наше занятие окончено, помните про домашнее задание, всем спасибо!

Список использованной литературы:

  1. Воскобойников В.М. Жизнь замечательных детей, Книга вторая, Москва, 2006
  2. Казанский Кафедральный Собор, Санкт-Петербургская епархия, Санкт-Петербург.
  3. Лазарева Т. Красота спасёт мир. Учебно-методическое пособие, Москва, 2006.
  4. Лермонтов М.Ю. Бородино, Москва, 1983.
  5. Лубченков Ю. Война 1812 года, Москва, Белый город,1998
  6. Лубченков Ю. Русские полководцы, Москва, Белый город, 2009.
  7. Майорова Н. Русская история, Москва, Белый город, 2009
  8. Маранин И. Мифосибирск - Новосибирск: Свиньин и сыновья, 2011.
  9. Новая игрушечка, журнал, №40, 1999.
  10. Основы православной культуры. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений, Новосибирск, 2010.
  11. Тихомиров О. Великие русские полководцы и флотоводцы, Москва, 2007.

 

Приложение 1

Пояснительная записка (для педагога)

Автор материала (ФИО)

Вострикова Юлия Александровна

Должность (с указанием преподаваемого предмета)

Педагог-психолог. Кружок по духовно-нравственному развитию «Копилка памяти России: история и современность».

Образовательное учреждение

МКОУ Прогимназия №2

Название материала

«Война 1812 года. Урок истории».

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ, коллаж, рисунок и т.д.)

Методическая разработка урока. Текстовый документ.

Цели,

Задачи материала

Цель урока: 

 1.Знакомство детей с главными событиями Отечественной войны 1812 года;

2.Воспитание патриотизма и гражданственности младших школьников  на примере событий войны 1812 года и судеб её  участников;

3.Духовно-нравственное развитие младших школьников.

Задачи: 

1.Через знания, полученные на уроке, помочь школьникам  раскрыть патриотический, нравственный, гражданский смысл событий 1812 года;

2.Воспитать патриотическое сознание на примере героев войны;

3.Расширить представление детей о  событиях Российской истории;

4.Ощутить взаимосвязь времён и судеб Отечества, исторических личностей, через призму наиболее значимых для русского народа исторических событий.

Список использованной литературы.

Ссылки на Интернет - источники

Список использованной литературы:

  1. Воскобойников В.М. Жизнь замечательных детей, Книга вторая, Москва, 2006
  2. Казанский Кафедральный Собор, Санкт-Петербургская епархия, Санкт-Петербург.
  3. Лазарева Т. Красота спасёт мир. Учебно-методическое пособие, Москва, 2006.
  4. Лермонтов М.Ю. Бородино, Москва, 1983.
  5. Лубченков Ю. Война 1812 года, Москва, Белый город,1998
  6. Лубченков Ю. Русские полководцы, Москва, Белый город, 2009.
  7. Майорова Н. Русская история, Москва, Белый город, 2009
  8. Маранин И. Мифосибирск - Новосибирск: Свиньин и сыновья, 2011.
  9. Новая игрушечка, журнал, №40, 1999.
  10. Основы православной культуры. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений, Новосибирск, 2010.
  11. Тихомиров О. Великие русские полководцы и флотоводцы, Москва, 2007.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории на тему "Отечественная война 1812 года".

Конспект урока истории на тему "Отечественная война 1812 года"....

Презентация к уроку истории на тему "Отечественная война 1812 года".

Презентация к уроку истории, посвящённому Отечественной войне 1812 года....

Конспект урока по истории 4 класс "Отечественная война 1812 года"

На учителях начальных классов лежит особая ответственность перед учащимися. Они закладывают основы познавательного интереса в учениках. Они первыми знакомят детей, пришедших из детского са...

Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. Герои войны.

Тема урока: « Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение....

Отечественная война 1812 года .Урок окружающего мира в 4 классе. УМК «Школа России»

Урок насыщен историческими  материалами  о событиях, сведениями о полководцах и героях войны. Направлен на формирование чувства патриотизма....

Отечественная война 1812 года. Роль М.И. Кутузова в войне 1812 года.

Дается небольшая историческая справка о сражении Французской армии с Российской империей. Какие роли играют генерал Бонапарт Наполеон и великий полководец Михаил Илларионович Кутузов....

"Отечественная война 1812 года" - урок окружающего мира в 4 классе, УМК "Школа РОссии"

        Цель данного урока: формирование представлений учащихся об историческом периоде Отечественной  войны 1812 года. Для достижения данной цели поставлены следующие ...