Главные вкладки

    здоровьесберегающие образователь технологии в работе учителя начальных классов
    статья по теме

    Бессонова Надежда Александровна

    Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

     Одна из основных задач начального образования – формирование осознанного принятия ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Развитие каждого школьника – это самое важное в разработке и внедрении различных программ,  УМК.

    Показатели развития:

    1. развитие – это не количество знаний, которое получает ребенок, а умение пользоваться ими, применять в разнообразной самостоятельной деятельности, в т. ч. и в нестандартных ситуациях;
    2. развитие – это не наличие знаний, а умение их добывать;
    3. развитие – это не наличие знаний, а умение определять свое незнание.

    Какова  основная цель начальной школы?

    Основная цель начального образования – развитие личности школьника, формирование умения и желания учиться. «Наша школа не учит самому главному – быть счастливым человеком» (Д.С. Лихачев).

    Основу личности человека образуют не знания, умения и навыки,  и даже не интеллект и способности к обучению, а доминирующие у него потребности, поэтому необходимо формирование такого набора и такой иерархии потребности ребенка, которые наиболее благоприятны для развития и реализации личности во всем богатстве ее возможностей (Психофизиолог академик П. В. Симонов. «Мотивированный мозг». Москва. 1987 г).

    Факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье учащихся:

    1. низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление здоровья;
    2. забалтывание проблемы;
    3. сужение понятия «здоровье».

    Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

    Здоровье имеет физическую, социально-психологическую и духовно-нравственную составляющие.

    1. Воздействие неблагоприятных для здоровья экологических факторов;
    2. воздействие неблагоприятных для здоровья антропогенных и техногенных факторов;
    3. отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья населения;
    4. несовершенство законодательной и нормативно-правовой базы;
    5. несформированность культуры здоровья у учителей, неблагополучие их состояния здоровья.

    В педагогическом процессе выделяются три источника угроз для здоровья учащихся и педагогов:

    1. гигиенические средовые факторы;
    2. организационно-педагогические факторы;
    3. психолого-педагогические, зависящие, в большей степени, от учителя:

    - психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядов;

    - стиль педагогического общения с учащимися;

    - характер проведения опросов, проблема оценок;

    - степень реализации учителем индивидуального подхода к детям;

    - соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям детей;

    - степень ограничения в свободе естественных, телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках и во время пребывания в школе;

    - личностные психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений;

    - состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью;

    - обремененность учителя собственными проблемами, его способность психо-эмоционального переключения;

    - степень инновационной деятельности учителя,  то есть расположенность к инновациям;

    - профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровье-сберегающих образовательных технологий;

    - организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнение для укрепления мышц глаз и т. п.). (Статьи М. И. Степановой в журнале «Начальная школа»).

    Одна из основных задач начального образования – формирование осознанного принятия ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними, ибо на 70% - 80% по данным ВОЗ здоровье человека определяется его отношением к здоровому образу жизни.

    Под здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ) понимают технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья детей. Это показатель того,  «взимается» или нет с учащихся  без их согласия плата за получаемое ими образование и воспитание в форме непреднамеренного нанесения ущерба их здоровью. ЗОТ является частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому все, что относится к образовательному учреждению: характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры учителей, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т. д., - имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья учащихся.

    ЗФОТ (Ф - формирующие) – т.е. психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его укреплению, формирование представления о здоровье как ценности и мотивацию на ведение здорового образа жизни.

    Обязательными направлениями в здоровьесберегающей деятельности являются:

    1. рациональная организация учебного процесса;
    2. рациональная организация двигательной активности (2 часа в течение учебного дня ребенок должен двигаться. Двигательная активность складывается из гимнастики, перемен, спортивных часов в ГПД, физкультминуток);
    3. организация рационального питания учащихся (горячее питании на перемене,  в ГПД, полноценное питание);
    4. система работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.

    Фаза работоспособности детей на уроке:

    I – врабатывание, связано с формированием рабочей доминанты, когда организм настраивается на определенную деятельность (5-7 минут).

    II - oптимальной работоспособности. Характеризуется высокой активностью при наименьших физиологических затратах (15-20 минут).

    III - компенсированного, то есть преодолеваемого утомления (замена позы, изменение характера деятельности, проведение физкультминуток, ≈10 минут).

    IV - некомпенсированного утомления.

    К концу обучения ребенок XXI века должен отличаться от сверстников XX века отношением к той деятельности, которой он занимается в школе. Своеобразие и значение учебной деятельности в том, что ребенок изменяет сам себя. Это означает то, что он неравнодушен к той деятельности, которой занимается, осознает важность полученных  знаний, умеет ставить простые гипотезы и  находить доказательства их защиты, элементарно оценивает свою деятельность, оценивает успехи, определяет причину неудач и ошибок. Школьника учат учить себя (учиться). Ученик – субъект обучения.

    Дидактические принципы обучения.

    1. Принцип деятельности.

    Формирование личности ученика осуществляется в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им новых знаний.

    1. Принцип целостного представления о мире.

    Речь идет не просто о формировании научной картины мира, но и о личностном отношении учащегося к полученным знаниям, а также об умении применять их в своей практической деятельности.

    1. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения  на уровне методологии, содержания и методики.
    2. Принцип минимакса.

    Заключается в том, что школа предлагает каждому ребенку содержание образования на максимальном творческом уровне  и обеспечивает его усвоение  на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта).

    1. Принцип психологической комфортности.

     Предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывала детей, и в которой они чувствовали себя как дома.

    1. Принцип вариативности.

    Предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимание возможностей различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

    1. Принцип творчества.

    Предполагает максимальную ориентацию  на творческое начало в учебной деятельности, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

    Развивающее образование ориентировано на то, чтобы создавать каждому школьнику условия, в которых он максимально реализовал бы себя. И не только свой интеллект, свое мышление и свою деятельность, свои способности, но именно личность.  По удачному выражению знаменитого американского психолога  А. Маслоу «Образование в демократическом обществе не может быть ничем иным, чем помощью каждой личности (а не только элите) в том, чтобы она полностью реализовала в себе человеческие качества». Реализовавшаяся личность  - это человек, отличающийся хорошо развитым осознанием своих способностей и потребностей, последовательно использующий свои знания для выбора альтернатив, с наибольшей вероятностью дающих возможность вести  здоровую, продуктивную и наполненную  самоосуществлением жизнь.

    Чтобы добиться этого, надо организовать учебный процесс так чтобы

    1. учебник являлся центральной фигурой;
    2. деятельность познания являлась главной;
    3. самостоятельное приобретение, особенно применение полученных знаний, стало приоритетным;
    4. совместные размышления, дискуссии, исследования имели бы  важнейшее значение для развития личности;
    5. уважение к личности должно проявляться  в процессе общения с учеником в любых ситуациях;
    6. учет особенностей физического, духовного,  нравственного развития целостной личности, а не отдельных качеств.

    «Мои  ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи» (Г. Песталоцци).

    Признание того, что педагог такой же равноправный участник учебного процесса, как и ребенок, хотя и с направленными функциями, является неотъемлемым условием обучения. Его мнение является в дискуссии одним из немногих.

    1. переход от формулы «Я тебя учу» к алгоритму «Мы с тобой вместе учимся», «Мне интересно, что ты думаешь»;
    2. понимание педагогом того, что чем меньше он говорит и делает сам и чем больше дает возможностей высказываться  и сделать детям, тем эффективнее образовательный процесс;
    3. понимание того, что каждый ребенок имеет право на собственную образовательную траекторию, и  что он обучается не для педагога и родителей, а для того, занимать сейчас и занять в будущем свое достойное место в жизни общества.

    Личностно-ориентированное образование.

    Это система работы педагога и школы в целом, направленная на максимальное развитие и  выращивание личностных качеств каждого ребенка. При этом учебный материал выступает не как самоцель, а как средство и инструмент, создающий условия для полноценного проявления и развития личностных качеств субъектов образовательного процесса.

    Выбор педагогом личностного подхода при организации образовательного процесса означает:

    1. признание приоритета личности перед коллективом;
    2. создание в учебном сообществе гуманистических взаимоотношений, через которые каждый ребенок должен осознать себя  полноправной личностью и научиться видеть  и уважать личность других;
    3. детский коллектив и педагоги должны выступать гарантией возможности реализации личностных качеств каждого;
    4. признание того, что ребенок обладает определенными правами, священно для учителя;
    5. отказ от ранжирования детей на сильных и слабых, каждый умеет и знает что-то лучше других. Минимум отметок, максимум оценок, причем хороших.

    Советы учителям и родителям.

    1. Старайтесь найти в ребенке то, за что его можно похвалить, а не то, за что можно поругать.
    2. Знайте, что ребенку тогда интересно с вами, когда вам интересно с ним.
    3. Давайте ребенку возможность сделать свое маленькое открытие.
    4. Если ребенку тяжело, то найдите для него такое задание, которое ему по силам.
    5. Не навязывайте ребенку своей формы работы. Он должен выбрать их сам.
    6. Чем выше уровень эмоциональной комфортности, тем больше шансов на успех в учебе.
    7. Оценивайте  усилия ребенка для достижения результата, а не его знания.
    8. Ошибка одного может  породить  мысль другого. Не пугайтесь детских ошибок!
    9. Не бойтесь признаться в том, что сами не знаете.
    10. Не пытайтесь объяснить ребенку то, до чего он может додуматься сам.
    11. Не требуйте от ребенка словесных формулировок и обобщений до того, как он выполнит предметное действие или какое-либо задание. Ребенок должен работать с реальными предметами.
    12. Помните, что неудачи в жизни имеют две причины:
    1. недостаток любви,
    2. заниженная самооценка.

    А значит, ребенок нуждается в чувстве собственного достоинства. Просто, любите детей и не бойтесь им показать это.

    Что такое любовь?

    «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, на все надеется, все переносит» («Новый завет», глава 13, стихи с 4 по 7).  Эта мудрая и  вечная истина  - безусловная и безоговорочная любовь – и должна лежать в основе всех человеческих взаимоотношений. Это нелегко, но, тем не менее, если вы хотите иметь хорошие отношения  с вашими детьми, когда они вырастут, учитесь безусловной и безоговорочной любви. Просто дарите эту любовь.

    Анализ проведения урока с точки зрения здоровьесберегающей деятельности.

    Факторы урока

    Уровни гигиенической рациональности урока

    1. Плотность урока.

    От 60% до 75-80%.

    1. Количество видов учебной деятельности.

    От 4 до 7.

    1. Средняя продолжительность  различных видов учебной деятельности.

    Не более 10 минут (7-10).

    1. Частота чередования различных методов преподавания, количество видов преподавания.

    Не менее 3, а частота чередования через 10-15 минут.

    1. Наличие эмоциональных разрядок.

    2-3.

    1. Место и длительность применения ТСО.

    В соответствии с гигиеническими требованиями.

    1. Чередование позы.

    Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель следит за посадкой.

    1. Проведение физкультминуток, их содержание, продолжительность.

    На 10, 20, 35 минутах три упражнения с 3-4 повторениями.

    1. Психологический климат.

    Положительный климат урока.

    1. Момент наступления утомления.

    Учет фаз. I – 30 мин., II – III – 40 мин. В классе коррекции – 30 мин.

    1. Итог урока.

    Комментарии до звонка. Организованно.

    Памятка для самоанализа.

    1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Как связан с предыдущими уроками? На что опирается? В чем специфика?  Какой тип урока?
    2. Дайте характеристику реальных учебных возможностей учащихся. Какие особенности детей были учтены при планировании данного урока или мероприятия?
    3. Какие задачи решались на уроке (образовательные, воспитательные, развивающие)?
    4. Почему выбранная структура урока  была рациональнее для решения этих задач? Правильно ли выделялось место и время в течение урока для проверки домашнего задания, опроса, изучения нового и т.д.?
    5. Какое сочетание методов и форм обучения выбрано  для раскрытия нового материала?
    6. Как был организован контроль усвоения знаний, умений, навыков учащихся, в каких формах и какими методами?
    7. Как использовался учебник?
    8. За счет чего на уроке обеспечивалась высокая работоспособность?
    9.  За счет чего на уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера? Как было реализовано воспитательное влияние личности учителя?
    10. Удалось ли полностью реализовать поставленные задачи, если нет, то почему и когда это планируется сделать?

    Тамбовская область

    Пичаевский район

    муниципальное бюджетное

    общеобразовательное учреждение

    Пичаевская средняя общеобразовательная школа

    Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя начальных классов

                                                                         

                                                       учитель начальных классов

                                                                  Бессонова Надежда Александровна

    2012год


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Применение здоровьесберегающих технологий в работе учителя начальных классов».

    В своём выступлении на педагогическом совете помимо теоретических основ , я делюсь практическими наработками о том как сохранить здоровье учащихся....

    здоровьесберегающие образователь технологии в работе учителя начальных классов

    ЗОТ является частью и особенностью всей образовательной системы. Советы учителям иродителям по здоровьесбережению....

    Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов

    Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровымЖ.-Ж. Руссо...

    Взаимосвязь педагогических и здоровьесберегающих технологий в работе учителя начальных классов

    презентация "Взаимосвязь педагогических и здоровьесберегающих технологий в работе учителя начальных классов"...