Внедрение ИКТ-технологий в образовательный процесс
статья по теме

Кажаева Елена Анатольевна

из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt_tehnologiy_v_nachalnoy_shkole.docx22.91 КБ

Предварительный просмотр:

Внедрение ИКТ-технологий в образовательный процесс (из опыта работы)

Поиск путей совершенствования способов передачи и переработки информации, чтобы она эффективнее усваивалась учениками и желание осваивать новые педагогические технологии – всё это стало основанием для рассмотрения возможности использования новых информационных технологий в моей работе.

Ещё 7-10 лет назад такая деятельность учителя поощрялась, но не являлась обязательной. С принятием и введением в действие федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) ситуация существенно изменилась. ФГОС фактически обязывают педагогов использовать в образовательном процессе ИКТ и научить их разумному и эффективному использованию учащихся. Так, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО), введенному в действие 1 сентября 2011 года, ряд требований к результатам образования прямо связан с необходимостью использования информационных технологий. В частности, выпускник начальной школы должен:

- активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;

- вводить текст с помощью клавиатуры;

- фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки и измеряемые величины;

- готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

- уметь использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Актуальность ХХХ заключается, с одной стороны, в развитии учащихся как субъектов творческой деятельности, с другой стороны, в оказании помощи учителям в освоении новой техники, в повышении уровня владения ИКТ-технологиями в образовательном процессе.

Главное в информационных технологиях – это компьютер с соответствующим программным обеспечением. В настоящее время школы обеспечиваются современными компьютерами, интерактивным оборудованием, электронными ресурсами, доступом к сети Интернет.

На данный момент в учебном кабинете моего 1-го класса в наличии имеются:

- ноутбук учителя;

- интерактивная доска;

- проектор;

- электронный микроскоп (как приставка к компьютеру учителя);

- документ - камера;

- 13 ноутбуков учащихся;

- доступ к сети Интернет;

- система электронного опроса и мониторинга

Данное техническое оснащение позволяет сделать процесс обучения привлекательным, ярким, разнообразным.

Эффективно решается проблема наглядности обучения, расширяется возможность визуализации учебного материала (мультимедийные презентации, ресурсы Интернета). К.Д. Ушинский считал, что именно наглядность служит опорой для развития разума, действия и речи ребёнка, что является результатом качественного обучения.

К одной из форм использования ИКТ  учителем начальной школы относится подборка и конструирование мультимедийных презентаций и демонстрации с использованием проектора, интерактивной доски.

 Мультимедийные презентации можно применять на различных этапах урока: при изучении и закреплении учебного материала, для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса, для устных упражнений и т.д.

  Урок – презентация обеспечивает получение большего объёма информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду. С помощью мультимедийных презентаций легко акцентировать внимание обучающихся на значимых моментах излагаемой информации.

Интерактивная доска позволяет расширить возможности использования мультимедийных презентаций. Объект можно вырезать, стирать с экрана, копировать и вставлять заново; действия можно отменять и возвращать. Это придаёт ученикам больше уверенности. За счет большей наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию.

Отечественные педагоги Бурмакина В.Ф., Фалина И.Н. отмечают, что процесс организации обучения с использованием ИКТ позволяет также свободно осуществлять поиск необходимого учебного материала в удалённых базах данных, благодаря использованию телекоммуникаций, что в дальнейшем будет способствовать формированию у обучающихся потребности в поисковых действиях. Учащиеся 1-го класса уже способны отыскать значение нового слова или изображение незнакомого объекта используя для этого ресурсы Интернета.

Индивидуализировать процесс обучения можно и за счёт наличия разноуровневых заданий, за счёт погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе используя при этом возможности персональных компьютеров (тренажёры, компьютерные развивающие игры, материал электронных приложений к учебникам). Кроме того, компьютер «терпелив», объективен и не ругает за ошибки, а помогает продвинуться вперёд. Ребёнок учится самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность, благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля.

Демонстрации мультимедийных презентаций, использование персональных компьютеров значительно оживляют урок, но ещё больше расширяет эти возможности документ-камера. Достаточно положить под объектив тетрадь ученика, и можно с лёгкостью показать образец оформления работы (нужную строку, правильный отступ) или проанализировать ход решения задачи, или оценить каллиграфию… А инструмент интерактивной доски «перья» поможет внести на экране необходимые изменения (исправить ошибку, подчеркнуть нужное).

Кроме того,  с помощью документ-камеры можно:

- проверять и исправлять домашние работы учащихся;

- составлять наборы предложений и идей при мозговом штурме;

- отрабатывать грамматические структуры;

- работать со словарём;

- демонстрировать брошюры, книги, иллюстрации;

- демонстрировать художественные изделия, проектные работы, выполненных учащимися;

- демонстрировать процессы выполнения творческих заданий по ручному труду (рисование, шитьё, вышивание, лепка, резьба по дереву, чеканка, выжигание и пр.);

- знакомить с документальными изображениями для составления рассказов из жизни учащихся, классов, истории школы.

Таким образом, документ-камера является незаменимым помощником не только при передаче информации, но и при демонстрации результатов учебно-исследовательской деятельности учеников.

В организации исследовательской деятельности учащихся также поможет использование цифрового электронного микроскопа в образовательном  процессе. С его помощью можно проводить лабораторные и практические работы на уроках окружающего мира, индивидуально, групповым методом и фронтально с использованием мультимедийного проектора.

Электронный микроскоп позволяет:

- изучать объект в динамике;

- создавать презентационные фото и видеоматериалы по изучаемой теме;

- использовать изображения объектов на бумажных носителях;

- использовать изображения объектов в качестве демонстрационных таблиц для объяснения темы или при опросе учащихся.

Сегодня невозможно представить современный урок без применения ИКТ - технологий.  Но бытует мнение, что такое насыщение образовательного процесса техническими средствами может привести к ухудшению здоровья учащихся (ослабление зрения). Но это не совсем так.

С 1 сентября 2011 введены новые «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». В новых санитарных правилах значительно измены требования по использованию компьютеров в учебном процессе, а также требования к организации образовательного  процесса с использованием ИКТ.

Полностью сняты ограничения по времени использования компьютеров в образовательном процессе. Остались только совершенно разумные ограничения по непрерывному использованию одного вида деятельности, и не важно, связана ли эта деятельность с использованием компьютера или с использованием обычной ученической тетрадки. Данные требования изложены в разделе 10.18. в котором написано, что средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся  (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1-4 классах не должна превышать 7-10 минут, в 5-11 классах – 10-15 минут. Данные ограничения могут быть нарушены только на контрольных работах.

Непрерывная работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и с клавиатурой не должна превышать в 1-4 кл. 15 мин., 5-7 кл. – 20 мин., 8-11кл. – 25 мин. Приблизительно такие же ограничения устанавливаются на просмотр статических и динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения. При этом нет различий между доской меловой и интерактивной.

И если учитель будет в совершенстве владеть методикой использования ИКТ – технологий, грамотно строить урок, учитывая возрастные, психологические особенности учащихся, не забывать про технологии здоровьесбережения, то такой урок подарит ученику радость познания, а учителю даст возможность повысить эффективность и качество учебно-воспитательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс начальной школы

В течение пяти лет я работала над темой "ИКТ в начальной школе". Предлагаю Вашему вниманию описание своего скромного опыта....

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс

К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии       комплексной       профилактики...

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс

К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии       комплексной       профилактики...

Эффективность внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс младших школьников

опыт работы по эффективности внедрения здоровьесберегающих технологий...

«Эффективность внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Формирование здорового образа жизни»

Доклад на тему: «Эффективность внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Формирование здорового образа жизни»    ...