Методическая разработка урока по теме "Род и семья- исток нравственных отношений"
методическая разработка (4 класс) по теме

Методическая разработка урока по теме "Род и семья- исток нравственных отношений" (модуль "Основы светской этики") Это урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Цель урока- формирование представлений о семье, как важнейшей нравственной ценности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_svetskoy_etike.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Областное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования (повышение квалификации)

специалистов «Новгородский институт развития образования»

Выпускная работа слушателя КПК

«Основы религиозных культур и светской этики»

Выполнила:

Иванова Ирина Викторовна

учитель начальных классов

МАОУ «СОШ №8 с УИМ и АЯ г.Боровичи»

                                Методическая  разработка урока по теме:

                           «Род и семья - исток нравственных отношений»

                            (модуль «Основы светской этики)

Тип урока: урок изучения  и первичного закрепления новых знаний.

Цель:  формирование представлений о семье, как важнейшей нравственной ценности.

Задачи:

  1. Познакомить с понятиями: «род», «семья», «родословная»; познакомить с                                                                                                          терминами ближайшего родства; представить образ семьи, как великую духовную                      

     ценность.

  1. Обучать ведению учебного диалога на основе личного опыта учащихся в области рассматриваемых  категорий, развитие речевых и социально- коммуникативных навыков.
  2. Обучать приемам рефлексии собственных впечатлений и чувств.

Планируемые результаты: дать начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье;

сформировать ценностное отношение к своей семье, старшему поколению;

научить различать степени родства.

Ход  урока.

Актуализация знаний.

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью

И провожают в путь с добром!

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На это милой всем земле

-Ребята, вы прослушали стихотворение. Подберите к нему заголовок.

 Попробуйте сформулировать тему урока

Предположения детей.

У каждого из вас есть семья, давайте посмотрим ваши рисунки . (слайд 1-3) 

Семья- совсем как маленькая Вселенная. Создать хорошую семью нередко бывает труднее, чем, скажем, написать книгу, сделать открытие. 

Вспомнить о прошлом, присмотреться к настоящему, помогут фотографии из семейного альбома. Каждая фотография в нем- это кусочек жизни. Я предлагаю вам заглянуть в семейный альбом нашего класса. (слайд 4-10)

Постановка проблемы.

Подберите эпитеты к слову семья (дружная, веселая, большая и т.д.).

Зачем человеку семья?

Высказывания детей.

Попробуем найти ответ на данный вопрос.

Работа с учебником.

- Найдите данную тему в учебнике на стр. 38

- Что вы узнаете на уроке?

1)Что такое род, семья.

2) Как возникли некоторые фамилии.

3) Что такое родословная.  

«Открытие» нового знания.

  Работа с понятиями  род и семья.

- Все живое на земле имеет свои истоки, свое начало. Начало дерева - его корни, начало реки- ручек. А истоки человека- это семья, где он родился, его род. Человек рождается на свет, растет, задумывается: «Кто я? Откуда мои корни?»

Ребята, а как вы думаете, что такое род? Предположения детей.

1. Работа с текстом учебника с. 38

 - Прочтите первый абзац текста, найдите понятия род, семья.

Первичная проверка понимания изученного:

- Что же такое род? Верны ли были ваши предположения?

- Как вы считаете, существует сейчас понятие рода?

Работа в парах.

Найти однокоренные слова и соединить их со словом род.

Род                Родство

                      Родина

                      Родители

                      Родословная

                      Народ

Вывод: род- это люди, которые считают себя потомками общего предка.

2. Работа в группах с текстом.

-Используя текст, объясни, как связаны друг с другом слова: род, семья, любовь.

В далеком прошлом, еще до того, как появились семьи, люди жили родами. Эти союзы родственников помнили о происхождении от одного предка. Но объединяло их не только родство, а еще и помощь друг другу в борьбе с за жизнь  в дикой природе. В человеческих родовых союзах действовали правила морали, разъясняющие каждому, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Мужчине –охотнику нельзя было утаивать добытую еду от своих сородичей. О детях заботились сообща, всем родом и жили все вместе в одной пещере или большом шалаше, греясь у общего костра.

Со временем люди научились лучше обеспечивать себя пропитанием- они стали выращивать растения и животных, а не искать их в дикой природе. Чтобы выжить уже не требовалось объединять усилия многих людей, и внутри родов появились семьи. Понравившиеся друг другу мужчина и женщина уже не расставались, а жили вместе, добывая себе пропитание, Но главное в семье- рождение детей, которых воспитывают мама и папа. Между ними возникает самое сильное из всех человеческих чувств- чувство любви, основанное на сильной привязанности, невозможности жить друг без друга и на желании делать друг другу только хорошее.

Выступления представителей групп.

Вывод: таким образом, от древних родов семьи унаследовали главную ценность любого человеческого общества - готовность помогать друг другу и поддерживать своих близких.

Теперь попробуйте дать определение понятию «семья».

Семья- это союз близких родственников, которые живут вместе, дарят друг другу свою любовь и заботу и через семейные традиции воспитывают в детях лучшие человеческие качества. 

-Как называются люди, объединенные одной семьей? (родственники, родные)

Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнать о своих предках. Составлять свою родословную, древо жизни.

 Как вы думаете, что такое родословная? Предположения детей.

Проверка 

Давайте прочитаем текст и проверим верны ли наши предположения.

Работа с текстом учебника стр. 38 3-й абзац

- Что такое родословная?

Родословная рассказывает об истории рода, определяет место человека в семье.

-Рассмотрите в учебнике иллюстрацию на стр. 39 «Родословная  Пушкина»

- Сколько поколений можно насчитать в родословной?

Люди знали своих предков, гордились родословной. Известно, что одним из предметов, которыми особенно гордился А. С. Пушкин, была пуговица с мундира его далекого предка- Абрама Ганнибала.

Теперь все упростилось до такой степени, сто мы порой не знаем не только прабабушек, а даже двоюродных братьев и сестер, дядей и т. д.

-Подумайте, почему важно знать своих предков?

Работа с учебником.

- Знает ли  кто-нибудь из вас об истории вашей фамилии?

Попробуем найти ответ на стр. 38.

- Что могло являться символом рода?

-Почему родовые гербы разные?

Рассмотрите родовой герб Багратионов, Пушкиных

Для того, чтобы составить родословное древо, нужно было хорошо знать своих предков. Я тоже попыталась составить свое родословное древо.(слайд 13). При его составлении я заметила, что у моего дедушки по маминой линии фамилия отличается от фамилии его отца. Как так получилось? Как раньше давали фамилии? (По роду деятельности, по имени отца…) Вот и моему деду и прадеду дали фамилию по имени его отца. Отец- Федор, сын Федоров, отец- Ефим, сын Ефимов.

Если мы внимательно посмотрим на родословное древо, то можем заметить странную вещь. Выходит, что из имени ребенка вырастают мама с папой, а из них бабушка с дедушкой. Странная получается картина. Как же это исправить? Очень просто. Перевернем рисунок. (слайд 14) Во что превратилось дерево? Дерево превратилось в корень- в большой разветвленный корень, из которого вырос ребенок. Как вы думаете, почему иногда говорят: «У него крепкие корни». Предположения детей.

Значит, такой человек родился в дружной семье, и семья его воспитала хорошим человеком.

Задание. Составьте вместе с родителями свою родословную. Придумайте и изобразите герб  своей семьи. Попытайтесь дома исследовать образование  своей фамилии.

Включение в систему знаний.

- Семьи все разные. А чем они отличаются?   Конечно, своими привычками, укладом, обычаями, традициями.

Создать семью нелегко, а сохранить еще труднее.

-Можем мы дать ответ на вопрос- отчего зависит мир и согласие в семье?

Предположения детей.

«Если хочешь знать истину, слушай, что говорит « легенда»

В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до  правителя тех мест. И он разыскал эту семью и спросил у главы семьи: «Как вам удается жить , никогда

не ссорясь, не обижая друг друга?»

Глава семьи был уже не молод. Голову его украсила седина. Он взял  бумагу и написал на ней что-то.

Правитель посмотрел : на листке было написано всего одно слово … «Понимание».

Правитель удивился и спросил: « Всего одно слово?»

- Как вы думаете, поможет это одно слово сохранить в вашей семье мир, покой и согласие?

Работа с семейными заповедями.

-Что такое заповедь?

С древних времен  существовали заповеди семьи:

*свято храни честь своей семьи;

*люби свою семью и делай ее лучше;

*будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи;

*подари родителям радость;

  *жизнь-это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.

-Как вы считаете, современным людям следует соблюдать эти заповеди? Зачем?

Попробуйте составить свою семейную заповедь.

Работа в группах

Каждой группе предлагается прочитать пословицу и объяснить её смысл.

Семья – сила, когда над ней крыша одна.

Земля без воды мертва, человек без семьи пустоцвет.

Согласную семью горе не берет.

 Рефлексия.

Нарисуйте смайлик, соответствующий вашему настроению.

-Попробуй своими словами объяснить смысл выражения:

Род и семья- исток нравственных отношений.

-Что вы можете рассказать о роде и семье членам вашей семьи, вашим друзьям? Какие вопросы им зададите?

- Зачем человеку семья?

- Что вам особенно запомнилось из прочитанного и сказанного на уроке?

- Кто из вас заинтересовался происхождением вашей фамилии?

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: "Род и семья - исток нравственных отношений" (модуль "Основы светской этики").

Данный урок развивает интерес учащихся к семейной родословной, воспитывает уважение к своей семье, прививает любовь к семейным ценностям....

Урок – проект «Род и семья – исток нравственных отношений». (ОРКСЭ, модуль - Светская этика 4 класс)

Урок – проект «Род и семья – исток нравственных отношений». (ОРКСЭ, модуль - Светская этика 4 класс)Цели урока: Воспитание нравственных отношений  учащихся  к семье, родителям, своему роду ч...

Урок ОРКСЭ "Род и семья - исток нравственных отношений" 4 класс

Урок  светской этики на тему: "Род и семья-исток нравственных отношений". Цель: формирование представлений о семье, как важнейшей нравственной ценности....

урок по орксэ модуль "светская этика" "Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества"

Урок разработан  для 4 класса. В материале презентация и разработка урока....

Урок ОРКСЭ Тема урока: Род и семья – истоки нравственных отношений в истории человечества

Усвоение  понятий: семья.воспитание, род, традиции, научить анализировать нравственные понятия, связанные с семейным воспитанием...

технологическая карта урока ОРКСЭ, Род и семья – исток нравственных отношений, модуль "Основы светской этики",

Углубить сущность понятий род, семья, нравственные отношения и расширить знания об этих понятиях, учить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи. Формировать умение проводить наблюдени...