Методическая разработка урока по теме "Род и семья- исток нравственных отношений"
методическая разработка (4 класс) по теме
Методическая разработка урока по теме "Род и семья- исток нравственных отношений" (модуль "Основы светской этики") Это урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Цель урока- формирование представлений о семье, как важнейшей нравственной ценности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_svetskoy_etike.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования (повышение квалификации)
специалистов «Новгородский институт развития образования»
Выпускная работа слушателя КПК
«Основы религиозных культур и светской этики»
Выполнила:
Иванова Ирина Викторовна
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №8 с УИМ и АЯ г.Боровичи»
Методическая разработка урока по теме:
«Род и семья - исток нравственных отношений»
(модуль «Основы светской этики)
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель: формирование представлений о семье, как важнейшей нравственной ценности.
Задачи:
- Познакомить с понятиями: «род», «семья», «родословная»; познакомить с терминами ближайшего родства; представить образ семьи, как великую духовную
ценность.
- Обучать ведению учебного диалога на основе личного опыта учащихся в области рассматриваемых категорий, развитие речевых и социально- коммуникативных навыков.
- Обучать приемам рефлексии собственных впечатлений и чувств.
Планируемые результаты: дать начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье;
сформировать ценностное отношение к своей семье, старшему поколению;
научить различать степени родства.
Ход урока.
Актуализация знаний.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром!
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На это милой всем земле
-Ребята, вы прослушали стихотворение. Подберите к нему заголовок.
Попробуйте сформулировать тему урока
Предположения детей.
У каждого из вас есть семья, давайте посмотрим ваши рисунки . (слайд 1-3)
Семья- совсем как маленькая Вселенная. Создать хорошую семью нередко бывает труднее, чем, скажем, написать книгу, сделать открытие.
Вспомнить о прошлом, присмотреться к настоящему, помогут фотографии из семейного альбома. Каждая фотография в нем- это кусочек жизни. Я предлагаю вам заглянуть в семейный альбом нашего класса. (слайд 4-10)
Постановка проблемы.
Подберите эпитеты к слову семья (дружная, веселая, большая и т.д.).
Зачем человеку семья?
Высказывания детей.
Попробуем найти ответ на данный вопрос.
Работа с учебником.
- Найдите данную тему в учебнике на стр. 38
- Что вы узнаете на уроке?
1)Что такое род, семья.
2) Как возникли некоторые фамилии.
3) Что такое родословная.
«Открытие» нового знания.
Работа с понятиями род и семья.
- Все живое на земле имеет свои истоки, свое начало. Начало дерева - его корни, начало реки- ручек. А истоки человека- это семья, где он родился, его род. Человек рождается на свет, растет, задумывается: «Кто я? Откуда мои корни?»
Ребята, а как вы думаете, что такое род? Предположения детей.
1. Работа с текстом учебника с. 38
- Прочтите первый абзац текста, найдите понятия род, семья.
Первичная проверка понимания изученного:
- Что же такое род? Верны ли были ваши предположения?
- Как вы считаете, существует сейчас понятие рода?
Работа в парах.
Найти однокоренные слова и соединить их со словом род.
Род Родство
Родина
Родители
Родословная
Народ
Вывод: род- это люди, которые считают себя потомками общего предка.
2. Работа в группах с текстом.
-Используя текст, объясни, как связаны друг с другом слова: род, семья, любовь.
В далеком прошлом, еще до того, как появились семьи, люди жили родами. Эти союзы родственников помнили о происхождении от одного предка. Но объединяло их не только родство, а еще и помощь друг другу в борьбе с за жизнь в дикой природе. В человеческих родовых союзах действовали правила морали, разъясняющие каждому, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Мужчине –охотнику нельзя было утаивать добытую еду от своих сородичей. О детях заботились сообща, всем родом и жили все вместе в одной пещере или большом шалаше, греясь у общего костра.
Со временем люди научились лучше обеспечивать себя пропитанием- они стали выращивать растения и животных, а не искать их в дикой природе. Чтобы выжить уже не требовалось объединять усилия многих людей, и внутри родов появились семьи. Понравившиеся друг другу мужчина и женщина уже не расставались, а жили вместе, добывая себе пропитание, Но главное в семье- рождение детей, которых воспитывают мама и папа. Между ними возникает самое сильное из всех человеческих чувств- чувство любви, основанное на сильной привязанности, невозможности жить друг без друга и на желании делать друг другу только хорошее.
Выступления представителей групп.
Вывод: таким образом, от древних родов семьи унаследовали главную ценность любого человеческого общества - готовность помогать друг другу и поддерживать своих близких.
Теперь попробуйте дать определение понятию «семья».
Семья- это союз близких родственников, которые живут вместе, дарят друг другу свою любовь и заботу и через семейные традиции воспитывают в детях лучшие человеческие качества.
-Как называются люди, объединенные одной семьей? (родственники, родные)
Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнать о своих предках. Составлять свою родословную, древо жизни.
Как вы думаете, что такое родословная? Предположения детей.
Проверка
Давайте прочитаем текст и проверим верны ли наши предположения.
Работа с текстом учебника стр. 38 3-й абзац
- Что такое родословная?
Родословная рассказывает об истории рода, определяет место человека в семье.
-Рассмотрите в учебнике иллюстрацию на стр. 39 «Родословная Пушкина»
- Сколько поколений можно насчитать в родословной?
Люди знали своих предков, гордились родословной. Известно, что одним из предметов, которыми особенно гордился А. С. Пушкин, была пуговица с мундира его далекого предка- Абрама Ганнибала.
Теперь все упростилось до такой степени, сто мы порой не знаем не только прабабушек, а даже двоюродных братьев и сестер, дядей и т. д.
-Подумайте, почему важно знать своих предков?
Работа с учебником.
- Знает ли кто-нибудь из вас об истории вашей фамилии?
Попробуем найти ответ на стр. 38.
- Что могло являться символом рода?
-Почему родовые гербы разные?
Рассмотрите родовой герб Багратионов, Пушкиных
Для того, чтобы составить родословное древо, нужно было хорошо знать своих предков. Я тоже попыталась составить свое родословное древо.(слайд 13). При его составлении я заметила, что у моего дедушки по маминой линии фамилия отличается от фамилии его отца. Как так получилось? Как раньше давали фамилии? (По роду деятельности, по имени отца…) Вот и моему деду и прадеду дали фамилию по имени его отца. Отец- Федор, сын Федоров, отец- Ефим, сын Ефимов.
Если мы внимательно посмотрим на родословное древо, то можем заметить странную вещь. Выходит, что из имени ребенка вырастают мама с папой, а из них бабушка с дедушкой. Странная получается картина. Как же это исправить? Очень просто. Перевернем рисунок. (слайд 14) Во что превратилось дерево? Дерево превратилось в корень- в большой разветвленный корень, из которого вырос ребенок. Как вы думаете, почему иногда говорят: «У него крепкие корни». Предположения детей.
Значит, такой человек родился в дружной семье, и семья его воспитала хорошим человеком.
Задание. Составьте вместе с родителями свою родословную. Придумайте и изобразите герб своей семьи. Попытайтесь дома исследовать образование своей фамилии.
Включение в систему знаний.
- Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно, своими привычками, укладом, обычаями, традициями.
Создать семью нелегко, а сохранить еще труднее.
-Можем мы дать ответ на вопрос- отчего зависит мир и согласие в семье?
Предположения детей.
«Если хочешь знать истину, слушай, что говорит « легенда»
В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест. И он разыскал эту семью и спросил у главы семьи: «Как вам удается жить , никогда
не ссорясь, не обижая друг друга?»
Глава семьи был уже не молод. Голову его украсила седина. Он взял бумагу и написал на ней что-то.
Правитель посмотрел : на листке было написано всего одно слово … «Понимание».
Правитель удивился и спросил: « Всего одно слово?»
- Как вы думаете, поможет это одно слово сохранить в вашей семье мир, покой и согласие?
Работа с семейными заповедями.
-Что такое заповедь?
С древних времен существовали заповеди семьи:
*свято храни честь своей семьи;
*люби свою семью и делай ее лучше;
*будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи;
*подари родителям радость;
*жизнь-это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.
-Как вы считаете, современным людям следует соблюдать эти заповеди? Зачем?
Попробуйте составить свою семейную заповедь.
Работа в группах
Каждой группе предлагается прочитать пословицу и объяснить её смысл.
Семья – сила, когда над ней крыша одна.
Земля без воды мертва, человек без семьи пустоцвет.
Согласную семью горе не берет.
Рефлексия.
Нарисуйте смайлик, соответствующий вашему настроению.
-Попробуй своими словами объяснить смысл выражения:
Род и семья- исток нравственных отношений.
-Что вы можете рассказать о роде и семье членам вашей семьи, вашим друзьям? Какие вопросы им зададите?
- Зачем человеку семья?
- Что вам особенно запомнилось из прочитанного и сказанного на уроке?
- Кто из вас заинтересовался происхождением вашей фамилии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме: "Род и семья - исток нравственных отношений" (модуль "Основы светской этики").
Данный урок развивает интерес учащихся к семейной родословной, воспитывает уважение к своей семье, прививает любовь к семейным ценностям....
Урок – проект «Род и семья – исток нравственных отношений». (ОРКСЭ, модуль - Светская этика 4 класс)
Урок – проект «Род и семья – исток нравственных отношений». (ОРКСЭ, модуль - Светская этика 4 класс)Цели урока: Воспитание нравственных отношений учащихся к семье, родителям, своему роду ч...
Урок ОРКСЭ "Род и семья - исток нравственных отношений" 4 класс
Урок светской этики на тему: "Род и семья-исток нравственных отношений". Цель: формирование представлений о семье, как важнейшей нравственной ценности....
урок по орксэ модуль "светская этика" "Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества"
Урок разработан для 4 класса. В материале презентация и разработка урока....
Урок ОРКСЭ Тема урока: Род и семья – истоки нравственных отношений в истории человечества
Усвоение понятий: семья.воспитание, род, традиции, научить анализировать нравственные понятия, связанные с семейным воспитанием...
технологическая карта урока ОРКСЭ, Род и семья – исток нравственных отношений, модуль "Основы светской этики",
Углубить сущность понятий род, семья, нравственные отношения и расширить знания об этих понятиях, учить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи. Формировать умение проводить наблюдени...