Рабочая программа по курсу "Я - исследователь" для 4 класса
рабочая программа (4 класс) на тему

Широких Ирина Геннадиевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена на основе методических рекомендаций А.И. Савенкова "Методика исследовательского обучения младших школьников" с учётом требований ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_shirokih_ya-issledovatel_4.docx53.38 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО

учителей начальных классов

__________/ Широких И. Г./

Протокол № 1

«__»__________2014 г.

«Согласовано» 

Заместитель директора по УВР

________/Асташкина С.Г./

«____»____________2014 г.

«Утверждаю»

Директор МАОУ «Медико-биологический

 лицей» г.Саратова

_____________/Сыромолотова Т.Я./

Приказ № ___________

 «__»___________2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Широких Ирины Геннадиевны

высшей квалификационной категории

 по курсу  «Я - исследователь»

4 «А» класс

2014 – 2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

            Обучение путём исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком. Для того чтобы помочь включить ребёнка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях основного обучения, активизировать интерес к обучению, приблизить учебную деятельность к познавательной необходима исследовательская программа. Чтобы решить проблему: освоение исследовательского вида деятельности в начальной школе поступил заказ от администрации лицея.    Данная программа разработана в соответствии с основными приоритетами лицея и ориентирована на решение практических задач исследовательского обучения в начальной школе. Предусмотрен диалог с ребёнком, наблюдение, эксперимент, полный ряд исследовательской деятельности - от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.

            Появится возможность сформировать  способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры; сформировать компетентности разрешения проблем, коммуникативной и информационной компетенций. В школьной программе не запланирован курс обучения научно-исследовательской деятельности. А эта программа предполагает работу и с одаренными детьми, и развивать творческие таланты обучающихся. 

             Рабочая программа составлена  на основе программы «Я-исследователь» учителя начальных классов МАОУ «Медико- биологический лицей» г.Саратова Широких И.Г., базой которой стали методические рекомендации  А.И.Савенкова « Методика исследовательского обучения младших школьников», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010.

По окончании программы определен определенный продукт - исследовательская работа и форма представления результата - доклад и публичное выступление, сопровождаемое презентацией на конференциях разного уровня.

Цель программы:

 трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

Задачи программы:

  • развитие познавательных потребностей младших    школьников;
  • развитие познавательных способностей младших    школьников;
  • обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска;
  • формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 7 до 11 лет(1 – 4 классы).

Формы занятий:

 по количеству детей, участвующих в занятии, – преимущественно коллективная (1-й и 2-й год обучения), групповая, индивидуальная;

 по особенностям коммуникативного взаимодействия: тренинг, практикум, семинар, презентация в форме защиты итогов работы;

 ∙ по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Режим занятий

Программа рассчитана на 135 часов. Курс рассчитан на 1 час в неделю.

1 класс-33 ч., 2-4 классы-по 34 ч.

Содержание программы

Предлагаемая программа учебно-исследовательской деятельности учащихся состоит из трёх относительно самостоятельных подпрограмм:

  • самостоятельная исследовательская практика;
  • тренинг исследовательских способностей;
  • мониторинг исследовательской деятельности учащихся.

Способы проверки результатов освоения программы. Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может происходить в виде защиты исследовательских  работ на заседаниях научных обществ. В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощение автором.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Методические и учебные пособия   для учителя:

  А.И.Савенков. Методика исследовательского обучения младших школьников, Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010.

Оборудование и приборы:

  • Персональный компьютер;
  • Мультимедийная установка.
  1. Дидактический материал:
  • Презентации;
  • Карточки и раздаточный материал.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Литература, использованная при подготовке программы –

•    А.И.Савенков. Программа исследовательского обучения младших школьников, Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2009.

•   А.И.Савенков. Методика исследовательского обучения младших школьников, Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010.

•   А.И.Савенков. Я – исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников, Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Тема

Кол-во часов

Планируемые результаты обучения

Измерители,виды и формы контроля

Сроки проведения

Освоение предметных знаний

Универсальные учебные действия

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

1-2

Результаты летних исследований учащихся за объектами природы. 

2

Уметь вести наблюдение,  исследование, фиксировать данные в дневник наблюдений..

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи,  на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

– способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

– осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства cопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

– осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;

– основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки;

– понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им;

– принятие установки на здоровый образ жизни;

– принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

– чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

– устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

– адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

– морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

– различать способ и результат действия;

– вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;

– преобразовывать практическую задачу в познавательную;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;

- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе, в т.ч. при возможности с помощью инструментов ИКТ;

– использовать знаково-символические средства, в т.ч. овладеет действием моделирования;

– строить сообщения в устной и письменной форме;

– ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач;

– воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на основе выделения сущностной связи;

– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

– устанавливать аналогии.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач;

– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

– выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;

– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая недостающие компоненты;

– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

– строить рассуждение, включая установление причинно-следственных связей;

– произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

- строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

– допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;

– задавать вопросы;

– контролировать действия партнера;

– использовать речь для регуляции своего действия;

– адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.

Обучающийся получит возможность научиться:

– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

– аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

– с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

– осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

– адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Текущий контроль (устный опрос)

сентябрь

сентябрь

3

 Правила выбора темы исследования.

1

Знать понятие исследование, что такое открытие, где и как использовать научные открытия.

Уметь наблюдать.

Текущий контроль (устный опрос)

сентябрь

4

Учимся вырабатывать гипотезы.

1

Знать понятие гипотеза, способы проверки гипотез.

Уметь выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку. 

Текущий контроль (устный опрос)

сентябрь

5

Иерархия уровней креативной постановки вопросов в ситуациях исследовательского поведения.

 

1

Знать группы вопросов.

Уметь строить и задавать вопросы.

Текущий контроль (устный опрос)

октябрь

6

Выбор методов исследования.

1

Знать методы исследования.

Уметь составлять план исследования.

Текущий контроль (устный опрос)

октябрь

7

Мысленные эксперименты и эксперименты с реальными объектами. 

1

Знать понятие эксперимент.

Уметь проводить эксперименты с реальными объектами.

Практическая работа.

октябрь

8

Знакомство с логикой. Что такое парадоксы. 

1

Уметь выполнять классификации.

Текущий контроль (устный опрос)

октябрь

9

Знакомство с логикой. Метафора и метафоричность суждений в исследовании.

1

Текущий контроль (устный опрос)

ноябрь

10

Методика работы с текстом.

 

 

1

Уметь извлекать информацию по заданному вопросу из статистического источника, исторического источника, художественной литературы. 

Практическая работа.

ноябрь

11

Как делать графические схемы.

 

1

 Уметь выделять главное и второстепенное из материала, предложенного учителем.

Уметь строить схемы «Дерево»,     « Паучок».

Текущий контроль (устный опрос)

ноябрь

12

Как сделать сообщение о результатах исследования.

 

1

Знать приемы исследовательской деятельности.

 Уметь отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...».  

Текущий контроль (устный опрос)

декабрь

13

Групповой исследовательский проект «Экология человека».

1

 Уметь организовывать групповой исследовательский проект,  познакомить с методикой группового исследования.

Текущий контроль (устный опрос)

декабрь

14

Групповой исследовательский проект «Экология человека».

1

Уметь выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку.

Текущий контроль (устный опрос)

декабрь

15

Групповой исследовательский проект «Экология человека».

1

Уметь извлекать информацию по заданному вопросу из статистического источника, исторического источника, художественной литературы. 

Текущий контроль (устный опрос)

декабрь

16

Групповой исследовательский проект «Экология человека».

1

Уметь структурировать полученный материал, выделять главное и второстепенное из собранной информации.

Текущий контроль (устный опрос)

январь

17

Групповой исследовательский проект «Экология человека».

1

Уметь проводить эксперименты с реальными объектами.

Практическая работа.

январь

18

Групповой исследовательский проект «Экология человека».

1

Уметь строить защиту исследовательского проекта.

Текущий контроль (устный опрос)

январь

19

Классная научно-практическая конференция.

1

Уметь строить защиту исследовательского  проекта.

Выступление учащихся по своей теме исследования.

февраль

20

Анализ защиты исследовательских работ.

1

Уметь находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

Текущий контроль (устный опрос)

февраль

21

Пиктограммы, или как трансформировать мысль в графический образ.

1

Уметь писать и читать пиктограммы.

Текущий контроль (устный опрос)

февраль

22-23

Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований».

 

2

Уметь применять методы и приемы исследовательской деятельности.

Текущий контроль (устный опрос)

февраль

 

март

24-25

Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований.

2

Уметь применять методику исследовательской деятельности  на практике.

Тренинг

март

март

26-27

Экспресс-исследование

2

Уметь применять методы и приемы исследовательской деятельности.

Практическая работа.

апрель

апрель

28-29

Семинар по итогам экскурсии.

2

Текущий контроль (устный опрос)

апрель

30-31

Подготовка собственных работ к защите.

 

2

Уметь строить защиту исследовательской работы.

Текущий контроль (устный опрос)

апрель

май

32

 

Защита исследовательских работ и  учащихся 4 класса. 

1

Уметь строить защиту исследовательской работы.

Выступление учащихся по своей теме исследования.

май

33

Анализ защиты исследовательских работ.

1

Уметь находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

Текущий контроль (устный опрос)

май

34

Семинар. Организация летних наблюдений и исследований за объектами природы.

1

Знать методы исследования.

Уметь составлять план исследования, вести дневник наблюдений.

Текущий контроль (устный опрос)

май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский с увлечением" (рабочая программа олимпиадного курса, 4 класс)

Программа олимпиадного курса «Русский с увлечением» разработана на основе федерального компонента государственного стандарта образования (2004), Примерной программы по русскому языку, УМК по русскому ...

Рабочая программа по курсу технологии. Класс: 4 «Б» Ф.И.О. педагога: Матюшенкова А.В.

Рабочая программа учебного курса по технологии для 4 класса составлена на основе программы начального общего образования по технологии для обучающихся четвёртого класса общеобразовательных школ....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса 1 класса (развивающая система Занкова)

Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС второго поколения к условия...

Рабочая программа Учебный курс 3 класс УМК Школа России

Рабочая программа Учебный курс 3 класс УМК Школа России...

Рабочая программа за курс 2 класса

Рабочая программа для обучающихся по программе АООП для ЗПР Вариант 7.2....

Рабочая программа за курс 3 класса УМК Школа России

Рабочая программа для обучающихся по АООП для ЗПР Вариант 7.2...

Рабочая программа за курс 4 класса УМК Школа Росии

Рабочая программа для обучающихся 4 класса по АООП НОО для ЗПР Вариант 7.2....