Рабочая программа по курсу "Я - исследователь" для 4 класса
рабочая программа (4 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена на основе методических рекомендаций А.И. Савенкова "Методика исследовательского обучения младших школьников" с учётом требований ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_shirokih_ya-issledovatel_4.docx | 53.38 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО учителей начальных классов __________/ Широких И. Г./ Протокол № 1 «__»__________2014 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ________/Асташкина С.Г./ «____»____________2014 г. | «Утверждаю» Директор МАОУ «Медико-биологический лицей» г.Саратова _____________/Сыромолотова Т.Я./ Приказ № ___________ «__»___________2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Широких Ирины Геннадиевны
высшей квалификационной категории
по курсу «Я - исследователь»
4 «А» класс
2014 – 2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обучение путём исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком. Для того чтобы помочь включить ребёнка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях основного обучения, активизировать интерес к обучению, приблизить учебную деятельность к познавательной необходима исследовательская программа. Чтобы решить проблему: освоение исследовательского вида деятельности в начальной школе поступил заказ от администрации лицея. Данная программа разработана в соответствии с основными приоритетами лицея и ориентирована на решение практических задач исследовательского обучения в начальной школе. Предусмотрен диалог с ребёнком, наблюдение, эксперимент, полный ряд исследовательской деятельности - от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.
Появится возможность сформировать способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры; сформировать компетентности разрешения проблем, коммуникативной и информационной компетенций. В школьной программе не запланирован курс обучения научно-исследовательской деятельности. А эта программа предполагает работу и с одаренными детьми, и развивать творческие таланты обучающихся.
Рабочая программа составлена на основе программы «Я-исследователь» учителя начальных классов МАОУ «Медико- биологический лицей» г.Саратова Широких И.Г., базой которой стали методические рекомендации А.И.Савенкова « Методика исследовательского обучения младших школьников», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010.
По окончании программы определен определенный продукт - исследовательская работа и форма представления результата - доклад и публичное выступление, сопровождаемое презентацией на конференциях разного уровня.
Цель программы:
∙ трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.
Задачи программы:
- развитие познавательных потребностей младших школьников;
- развитие познавательных способностей младших школьников;
- обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска;
- формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 7 до 11 лет(1 – 4 классы).
Формы занятий:
∙ по количеству детей, участвующих в занятии, – преимущественно коллективная (1-й и 2-й год обучения), групповая, индивидуальная;
∙ по особенностям коммуникативного взаимодействия: тренинг, практикум, семинар, презентация в форме защиты итогов работы;
∙ по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Режим занятий
Программа рассчитана на 135 часов. Курс рассчитан на 1 час в неделю.
1 класс-33 ч., 2-4 классы-по 34 ч.
Содержание программы
Предлагаемая программа учебно-исследовательской деятельности учащихся состоит из трёх относительно самостоятельных подпрограмм:
- самостоятельная исследовательская практика;
- тренинг исследовательских способностей;
- мониторинг исследовательской деятельности учащихся.
Способы проверки результатов освоения программы. Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может происходить в виде защиты исследовательских работ на заседаниях научных обществ. В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощение автором.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Методические и учебные пособия для учителя:
А.И.Савенков. Методика исследовательского обучения младших школьников, Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010.
Оборудование и приборы:
- Персональный компьютер;
- Мультимедийная установка.
- Дидактический материал:
- Презентации;
- Карточки и раздаточный материал.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Литература, использованная при подготовке программы –
• А.И.Савенков. Программа исследовательского обучения младших школьников, Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2009.
• А.И.Савенков. Методика исследовательского обучения младших школьников, Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010.
• А.И.Савенков. Я – исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников, Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Тема | Кол-во часов | Планируемые результаты обучения | Измерители,виды и формы контроля | Сроки проведения | ||
Освоение предметных знаний | Универсальные учебные действия | план | факт | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1-2 | Результаты летних исследований учащихся за объектами природы. | 2 | Уметь вести наблюдение, исследование, фиксировать данные в дневник наблюдений.. | Личностные УУД У обучающегося будут сформированы: – внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»; – широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; – учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; – ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; – способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; – осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства cопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; – осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей; – основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки; – понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им; – принятие установки на здоровый образ жизни; – принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; – чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы. Обучающийся получит возможность для формирования: - внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; – выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; – устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; – адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; – адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; – компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; – морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; – эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Регулятивные УУД Обучающийся научится: – принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками; – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; – осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); – адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; – различать способ и результат действия; – вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Обучающийся получит возможность научиться: - самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; – преобразовывать практическую задачу в познавательную; – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; – самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; – осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; – самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные УУД Обучающийся научится: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета; - осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе, в т.ч. при возможности с помощью инструментов ИКТ; – использовать знаково-символические средства, в т.ч. овладеет действием моделирования; – строить сообщения в устной и письменной форме; – ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач; – воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты; – анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; – обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на основе выделения сущностной связи; – подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; – устанавливать аналогии. Обучающийся получит возможность научиться: – осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; – записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; – создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач; – осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; – выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий; – осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая недостающие компоненты; – осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям); – строить рассуждение, включая установление причинно-следственных связей; – произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач. Коммуникативные УУД Обучающийся научится: - строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; – допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; – учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов; – задавать вопросы; – контролировать действия партнера; – использовать речь для регуляции своего действия; – адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате. Обучающийся получит возможность научиться: – учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; – учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; – аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; – продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников; – с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; – осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; – адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. | Текущий контроль (устный опрос) | сентябрь сентябрь | |
3 | Правила выбора темы исследования. | 1 | Знать понятие исследование, что такое открытие, где и как использовать научные открытия. Уметь наблюдать. | Текущий контроль (устный опрос) | сентябрь | ||
4 | Учимся вырабатывать гипотезы. | 1 | Знать понятие гипотеза, способы проверки гипотез. Уметь выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку. | Текущий контроль (устный опрос) | сентябрь | ||
5 | Иерархия уровней креативной постановки вопросов в ситуациях исследовательского поведения.
| 1 | Знать группы вопросов. Уметь строить и задавать вопросы. | Текущий контроль (устный опрос) | октябрь | ||
6 | Выбор методов исследования. | 1 | Знать методы исследования. Уметь составлять план исследования. | Текущий контроль (устный опрос) | октябрь | ||
7 | Мысленные эксперименты и эксперименты с реальными объектами. | 1 | Знать понятие эксперимент. Уметь проводить эксперименты с реальными объектами. | Практическая работа. | октябрь | ||
8 | Знакомство с логикой. Что такое парадоксы. | 1 | Уметь выполнять классификации. | Текущий контроль (устный опрос) | октябрь | ||
9 | Знакомство с логикой. Метафора и метафоричность суждений в исследовании. | 1 | Текущий контроль (устный опрос) | ноябрь | |||
10 | Методика работы с текстом.
| 1 | Уметь извлекать информацию по заданному вопросу из статистического источника, исторического источника, художественной литературы. | Практическая работа. | ноябрь | ||
11 | Как делать графические схемы.
| 1 | Уметь выделять главное и второстепенное из материала, предложенного учителем. Уметь строить схемы «Дерево», « Паучок». | Текущий контроль (устный опрос) | ноябрь | ||
12 | Как сделать сообщение о результатах исследования.
| 1 | Знать приемы исследовательской деятельности. Уметь отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...». | Текущий контроль (устный опрос) | декабрь | ||
13 | Групповой исследовательский проект «Экология человека». | 1 | Уметь организовывать групповой исследовательский проект, познакомить с методикой группового исследования. | Текущий контроль (устный опрос) | декабрь | ||
14 | Групповой исследовательский проект «Экология человека». | 1 | Уметь выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку. | Текущий контроль (устный опрос) | декабрь | ||
15 | Групповой исследовательский проект «Экология человека». | 1 | Уметь извлекать информацию по заданному вопросу из статистического источника, исторического источника, художественной литературы. | Текущий контроль (устный опрос) | декабрь | ||
16 | Групповой исследовательский проект «Экология человека». | 1 | Уметь структурировать полученный материал, выделять главное и второстепенное из собранной информации. | Текущий контроль (устный опрос) | январь | ||
17 | Групповой исследовательский проект «Экология человека». | 1 | Уметь проводить эксперименты с реальными объектами. | Практическая работа. | январь | ||
18 | Групповой исследовательский проект «Экология человека». | 1 | Уметь строить защиту исследовательского проекта. | Текущий контроль (устный опрос) | январь | ||
19 | Классная научно-практическая конференция. | 1 | Уметь строить защиту исследовательского проекта. | Выступление учащихся по своей теме исследования. | февраль | ||
20 | Анализ защиты исследовательских работ. | 1 | Уметь находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | Текущий контроль (устный опрос) | февраль | ||
21 | Пиктограммы, или как трансформировать мысль в графический образ. | 1 | Уметь писать и читать пиктограммы. | Текущий контроль (устный опрос) | февраль | ||
22-23 | Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований».
| 2 | Уметь применять методы и приемы исследовательской деятельности. | Текущий контроль (устный опрос) | февраль
март | ||
24-25 | Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований. | 2 | Уметь применять методику исследовательской деятельности на практике. | Тренинг | март март | ||
26-27 | Экспресс-исследование | 2 | Уметь применять методы и приемы исследовательской деятельности. | Практическая работа. | апрель апрель | ||
28-29 | Семинар по итогам экскурсии. | 2 | Текущий контроль (устный опрос) | апрель | |||
30-31 | Подготовка собственных работ к защите.
| 2 | Уметь строить защиту исследовательской работы. | Текущий контроль (устный опрос) | апрель май | ||
32 |
Защита исследовательских работ и учащихся 4 класса. | 1 | Уметь строить защиту исследовательской работы. | Выступление учащихся по своей теме исследования. | май | ||
33 | Анализ защиты исследовательских работ. | 1 | Уметь находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | Текущий контроль (устный опрос) | май | ||
34 | Семинар. Организация летних наблюдений и исследований за объектами природы. | 1 | Знать методы исследования. Уметь составлять план исследования, вести дневник наблюдений. | Текущий контроль (устный опрос) | май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русский с увлечением" (рабочая программа олимпиадного курса, 4 класс)
Программа олимпиадного курса «Русский с увлечением» разработана на основе федерального компонента государственного стандарта образования (2004), Примерной программы по русскому языку, УМК по русскому ...
Рабочая программа по курсу технологии. Класс: 4 «Б» Ф.И.О. педагога: Матюшенкова А.В.
Рабочая программа учебного курса по технологии для 4 класса составлена на основе программы начального общего образования по технологии для обучающихся четвёртого класса общеобразовательных школ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса 1 класса (развивающая система Занкова)
Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС второго поколения к условия...
Рабочая программа Учебный курс 3 класс УМК Школа России
Рабочая программа Учебный курс 3 класс УМК Школа России...
Рабочая программа за курс 2 класса
Рабочая программа для обучающихся по программе АООП для ЗПР Вариант 7.2....
Рабочая программа за курс 3 класса УМК Школа России
Рабочая программа для обучающихся по АООП для ЗПР Вариант 7.2...
Рабочая программа за курс 4 класса УМК Школа Росии
Рабочая программа для обучающихся 4 класса по АООП НОО для ЗПР Вариант 7.2....