Методическая разработка "Использование технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо в учебном процессе"
методическая разработка на тему

Конопельцева Ирина Петровна

Методическая разработка знакомит с поэтапным применением технологии "Развития критического мышления через чтение и письмо" в практике учителя начальных классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конопельцева Ирина Петровна,

учитель начальных классов МАОУ Луговской СОШ

Тюменской области Тюменского района

Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в учебном процессе

        Наша жизнь движется стремительно и динамично, поэтому выдвигаются новые требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными. В связи с этим в современной школе происходят изменения, которые  касаются не только создания учебной среды, корректировки  содержания учебных дисциплин, но и применяемых на уроках педагогических технологий.  

         С недавнего времени моё внимание привлекла технология  «Развития критического мышления через чтение и письмо».  Её значимость мне представляется в том, что данная технология позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, создавать на своём занятии атмосферу партнёрства, совместного поиска и творческого решения проблем.  В данной технологии объединены  методы некоторых русских отечественных технологий,  коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения.  Уникальность технологии в том, что она является межпредметной.

        Меня  технология РКМЧП  привлекает возможностью развивать критическое мышление через чтение и письмо, через развитие культуры работы с текстом, так как  сейчас много внимания уделяется формированию информационной культуры учеников. Это связано не только с появлением в новых ФГОСах понятия «формирование универсальных учебных действий, в том числе коммуникативных», то есть умения ученика говорить, слушать, понимать, рассуждать на заданные темы, создавать собственные тексты (устные и письменные).  Но и с тем, что на государственной итоговой аттестации  в девятом и одиннадцатом классах выпускники должны показать своё умение работать с текстом.

        Какие положительные стороны применения технологии РКМЧП? В первую очередь, в процессе применения технологии вырабатываются общеучебные умения:

- умение графически оформить текстовой материал;

- умение распределить информацию по степени новизны и значимости;

- умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию;

- умение обобщить полученные знания;

- умение работать в группе;

- появляется возможность объединить отдельные дисциплины;

- создаются условия для вариативности и дифференциации обучения;

- вырабатывается собственная технология обучения.

       В ходе реализации технологии критического мышления выделяются три стадии.  Хочется отметить, что каждая стадия  имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, которые сначала направлены на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а затем  - на осмысление, обобщение и систематизацию приобретенных знаний. Подробно остановлюсь на каждой из них.

         Первая стадия – «вызов».  В это время у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. На данной стадии широко я использую приём – «кластер». Суть приёма состоит в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а вокруг него фиксируются идеи (слова, рисунки), как-то с ними связанные, то есть, строится определенная схема. Целесообразно прибегнуть ко всем знакомому  приему «Мозговой штурм», когда выдвигаются и фиксируются всевозможные идеи и предложения по изучаемой теме.

       Вторая стадия – «осмысление». Это содержательная, самая значимая стадия, в ходе которой и происходит непосредственная работа учащегося с текстом, причем работа целенаправленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика: маркировка, составление таблицы, ведение дневника, которые позволяют отслеживать собственное понимание. На данной стадии предлагаю использовать различные приемы. Например, инсерт – прием маркировки текста. Учащимся предлагается система маркировки текста, включающая следующие значки:

- «галочкой» отмечается то, что известно;

- «минус» отмечается то, что противоречит представлениям читающего, вызывает сомнения;

- «плюс» отмечается то, что является для читателя интересным и неожиданным;

- «вопросительный знак» ставится, если у читателя возникло желание узнать что-то более подробно.

        Ученики читают текст, одновременно делая пометки на полях. Применение этого приема способствует систематичности мышления, развитию умения выделять новое. Условные значки помогают детям читать более внимательно, превращают чтение в общение с героями, становятся помощниками в запоминании материала.

           Иногда применяю прием «Чтение с остановками» - заранее выделяю в тексте 2-3 остановки, во время которых задаю вопросы.

          Также мною используется прием «Сюжетная таблица». Суть работы с таблицей заключается в том, что читая текст, ребенок делает пометки, создавая «скелет» текста. Данная таблица помогает детям воссоздать сюжет, при этом они овладевают сюжетным мышлением.

          Прием «Дерево предсказаний» подходит для развития умения аргументировать, обосновывать свои прогнозы. «Ствол дерева» - это тема, «ласточки» - прогнозы, «веточки» - аргументы.

          Считаю, что на данной стадии дети должны уметь различать «Толстые и тонкие вопросы»: «тонкие» - можно дать однозначный ответ, «толстые» - следует давать развернутый ответ.

           Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позицией в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний. Здесь мною также используются разнообразные приемы. Так, прием «Размышление от обратного» помогает школьникам понять причины тех или иных явлений, самим увидеть доказательства различных законов. Прием «Мысли по аналогии» состоит в том, что для оценки понимания изученного материала можно задавать «вопросы по аналогии»: «На что похоже?», «С чем можно сравнить?» и так далее. Дети, проводя сравнения, «наводят мосты» между тем, что они знали и тем, что узнали. Прием «Написание синквейна» требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.

        При осуществлении технологии РКМЧП мною используется различные вопросы:

- простые – требуют знания фактического материала и ориентированы на работу памяти;

- уточняющие – формируют способности выражать свои мысли;

- вопросы-интерпретации – учат детей навыкам осознания причин тех или иных поступков;

- оценочные – вовлекают в работу эмоциональную сторону мышления;

- творческие – направлены на развитие творческого мышления;

- практические – требуют каких-то действий, изменений, приближают знания к практическим умениям.

         В целом,  по моим личным наблюдениям,  запоминание материала с применением технологии «Развития критического мышления через чтение и письмо» проходит более эффективно и это положительно сказывается на динамике  успеваемости учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на примере урока чтения во 2 классе по теме "В. Драгунский "Заколдованная буква"

Вашему вниманию предлагается презентация к выступлению на мастер-классе по теме "И.спльзование технологии равития критического мышления через чтение и письмо на примере урока литературного чтения во 2...

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения в первом классе.

Тема: "АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ" ( А.Майков, А. Плещеев)Цель: Познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с лирическими стихотворениями о весне А. Майкова и А. Пл...

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения в первом классе.

Тема: "АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ" ( А.Майков, А. Плещеев)Цель: Познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с лирическими стихотворениями о весне А. Майкова и А. Пл...

Урок литературного чтения в 3 «Б» классе с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» На тему «Андрей Платонов «Разноцветная бабочка»

Урок литературного чтенияв 3 «Б» классес использованием технологии«Развитие критического мышления через чтение и письмо»    На тему«Андрей Платонов&la...

Урок литературного чтения в 3 классе с использованием технологии «Развития критического мышления через чтение и письмо».В.М.Гаршин "Лягушка-путешественница"

Материал содержит технологическую карту урока по теме "Произведение В.М.Гаршина "Лягушка-путешественница"" с использованием технологии "Развития критического мышления через чт...