Возможности преподавания математики в начальной школе с использованием элементов оригами и современных технических средств
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Евдокимова Анастасия Сергеевна

В статье рассматривается возможность использования оригами на уроках математики в начальной школе с целью повышения эффективности обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл origami_v_matematike.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373

А.С. Евдокимова, О.К. Саржина

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя образовательное школа №85», учитель математики, учитель начальных классов

г. Кемерово, Кемеровская обл.

E-mail: Evdokimova_as@mail.ru, 1ssv@bk.ru

Возможности преподавания математики в начальной школе с использованием элементов оригами и современных технических средств

Аннотация: В статье рассматривается возможность использования оригами на уроках математики в начальной школе с целью повышения эффективности обучения.

Ключевые слова: Начальная школа, математика, оригами, геометрические фигуры.

A.S.Evdokimov's, O.K.Sarzhina

Municipal Autonomous educational institution " Secondary school № 85», mathematics teacher, primary school teacher

Kemerovo, Kemerovo region

E-mail: Evdokimova_as@mail.ru

Opportunities for teaching mathematics in primary school using elements of origami and modern technology

Annotation: The article discusses the possibility of using origami in mathematics lessons in primary school in order to improve the efficiency of learning.

Keyword:  Elementary school, mathematics, origami, geometric shapes.

В настоящее время можно уверенностью сказать, что математическое образование является основным для многих профессий, поэтому огромное внимание уделяется поиску новых методик обучения учащихся. В решении этих задач, в частности усовершенствования системы математического образования, большая роль принадлежит обучению в начальном звене, т.е. обучению в 1-х - 4-х классах. Повышение эффективности обучения математики в начальной школе является одним из условий успешного изучения основ алгебры, геометрии и арифметики в среднем и старшем звене.

Изучение математики в начальной школе связано с рядом трудностей. Достаточно быстро пропадает интерес у многих учащихся при заучивании малопонятных определений, решении задач на отработку формальных определений, доказательстве очевидных, на их взгляд, вещей. Проблема обучения элементам геометрии в начальных классах приобретает особую актуальность. От ее решения зависит не только успех подготовки учащихся начальной школы к изучению систематического курса геометрии, но и в целом повышение уровня их математических знаний.

Всем известно, что дети отдают предпочтение заданиям, основанным на таких играх как «танграм», мозаики, «оригами», конструкторы. Именно такие задания возможно использовать уроках математики для повышения мотивации детей к обучению. Возможность совмещения учебных задач, игры и исследовательской работы может быть достигнута при применении оригами на уроках математики.

Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, воображение и интеллект, логику и пространственное мышление. Решать задачи в форме игры и осваивать сложные математические понятия, в данном случае, легко и просто позволяет пространственная трансформация плоского листа. Оригами - это треугольник из квадрата, квадрат с диагональю и фигурка из нее, деление квадрата на равные части, деление квадрата на сетку и получение бумажных фигурок; оригами - это красивое и быстрое украшение.

Особых приспособлений занятие оригами не требует. Достаточно обычного рабочего места и листка бумаги, что делает его одним из наиболее доступных искусств - любой человек может складывать оригамные фигурки в любой ситуации и везде: в путешествии и в офисе, дома и на работе, в поезде и в самолете, на перемене и даже на уроке!

Особенности оснащения нашей школы позволяют не просто использовать листок бумаги, но и в полном объеме использовать для проведения интегрированных уроков программу СМАРТ на интерактивной доске и Документ-камеру для наглядного выполнения пошаговой инструкции. С помощью интерактивной доски учащиеся могут наглядно увидеть решение сложных, на первый взгляд задач, а с помощью Документ-камеры даже продемонстрировать другим простоту и красоту их решения. Возможности такого оснащения на наших уроках превращает решение сложных математических задач в интересную игру с запоминающимися моментами. Учащиеся легче и быстрее осваивают материал, у них появляется желание решать более сложные задачи, они не боятся ошибаться, работоспособность увеличивается.

В нашей школе предоставляется возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов, где предметные знания и умения мы смело можем продемонстрировать не только на уроках, но и во внеурочное время. На уроках математики можно не просто решать задачи, а работать с моделями квадрата и прямоугольника, треугольника и ромба, разрезать эти модели перегибать и составляли новые фигуры.

Изучение математики с помощью оригами способствует приобретению различных умений и навыков, развитию творческих способностей у учащихся. В ходе выполнения перегибания идет приобретением навыков познавательной самостоятельности и развитие творческой активности, формирование геометрической интуиции и геометрической памяти, четкого логичного рассуждения и силы абстрагирования. Такие занятия помогают детям включиться в процесс самовоспитания, который является не просто интересным, а вместе с тем бесценным по своему значению.

На занятиях по математике младшим школьникам при помощи оригами можно предложить следующие типы заданий: найти и показать вертикальные, горизонтальные, наклонные линии, сложить квадрат разными способами, показать диагональ, смежные стороны, дать название изображениям, найти все треугольники и квадраты.

Можно предварять и более сложными заданиями и вопросами, в зависимости от уровня подготовленности класса, обращать внимание детей на геометрические фигуры, которые получаются в процессе складывания.

Мы говорим на языке математики во время складывания фигурок оригами. И что совершенно естественно, учащиеся очень хорошо понимают это, потому, что математический язык предельно четко описывает действия, которые нужно выполнить. Во время выполнения работы легко вспоминаются геометрические фигуры и определения. Учащиеся встречаются с геометрическими утверждениями в реальной ситуации, поэтому они не выглядят искусственно придуманными и непонятными.

Проверить младших школьников в степени продвижения в овладении геометрическими понятиями, а также выявить степень их интереса к математике можно следующими заданиями: назвать геометрические фигуры, раскрасить все треугольники, все квадраты, найти и показать вертикальные, горизонтальные, наклонные линии.

Кроме того, сочетая разные методы преподавания, мы решаем множество педагогических задач: развиваем мышление учащихся и одновременно отрабатываем учебный материал, учим внимательно слушать и выполнять указания учителя и в то же время развиваем фантазию и творческое мышление.

С помощью оригами можно показать, что математика не сухая наука, а наука красивая и полная гармонии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальные и инновационные проекты по формированию гражданской позиции у учащихся начальной школы с использованием элементов патриотического воспитания.

Предоставленный в статье материал отражает опыт работы в рамках патриотического воспитания в начальной школе, основной задачей которого является формирование устойчивой гражданской позиции подрастающе...

особенности преподавания математики в начальной школе по УМК ПНШ ФГОС

Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего обучения. Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество ...

МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД К ПРЕПОДАВАНИЮ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В ходе работы были изучены Концепция развития математического образования в Российской Федерации от 24 декабря 2013 г.; Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября...

Сообщение "Инновационные технологии в преподавании математики в начальной школе"

Какие инновационные технологии применяются в работе учителя...

«ПРЕПОДАВАНИЕ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...