Знаки вокруг нас (занятие по внеурочной деятельности "Создаем проект")
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Орлова Лариса Викторовна

Направление: социальное

Класс: 2 класс, первый год обучения

Форма проведения занятия: интеллектуальное кафе

Технологии: технология обучения в сотрудничестве (работа в группах сменного состава), проектной деятельности

Формы контроля: само и взаимоконтроль, наблюдение учителя за работой учеников в группах

Особенности занятия: второе занятие в теме (первое занятие теоретическое)

Актуальность занятия: согласно ФГОС «в результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники должны приобрести первичные навыки работы с информацией», этот процесс продолжается и углубляется на занятиях внеурочной деятельностью. В современном обществе каждому человеку необходима ориентация в информационной среде, умение не потеряться в информационном море. Данное занятие способствует развитию навыков поиска, анализа, обработки  информации, ее использованию в максимально рациональной форме. Первый опыт работы с информацией закладывает основу успешному обучению в дальнейшем на различных предметах.

Цели занятия: создать условия для развития информационной компетентности учащихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей данного класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hod_zanyatiya_na_pu.docx29.81 КБ

Предварительный просмотр:

Номинация: «Лучшее внеурочное занятие в 1 – 9 классах»

(из программы внеурочной деятельности образовательной организации)

Орлова Лариса Викторовна, учитель начальных классов ГБОУ гимназии №524 Московского района Санкт  -Петербурга

Тема занятия: «Тема, предмет, объект исследования» практическое занятие «Знаки вокруг нас».

Направление: социальное

Класс: 2 класс, первый год обучения

Форма проведения занятия: интеллектуальное кафе

Технологии: технология обучения в сотрудничестве (работа в группах сменного состава), проектной деятельности

Формы контроля: само и взаимоконтроль, наблюдение учителя за работой учеников в группах

Особенности занятия: второе занятие в теме (первое занятие теоретическое)

Актуальность занятия: согласно ФГОС «в результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники должны приобрести первичные навыки работы с информацией», этот процесс продолжается и углубляется на занятиях внеурочной деятельностью. В современном обществе каждому человеку необходима ориентация в информационной среде, умение не потеряться в информационном море. Данное занятие способствует развитию навыков поиска, анализа, обработки  информации, ее использованию в максимально рациональной форме. Первый опыт работы с информацией закладывает основу успешному обучению в дальнейшем на различных предметах.

Цели занятия: создать условия для развития информационной компетентности учащихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей данного класса.

Цель занятия для учащихся: овладеть информационными компетенциями, используя все имеющиеся возможности, созданные на занятии

Задачи:

Формирование предметных компетенций: овладение учащимися  рациональными  приемами работы с информацией, необходимыми в учебной деятельности на различных предметах: математика, окружающий мир, информатика и др.

Формирование метапредметных компетенций:

Формировать и развивать информационные учебные действия (умение работать с информацией)

Развивать у учащихся свойство личности, проявляющееся в способности находить, понимать и применять информацию, представленную в различных видах (графическом, символическом и т.д.)

Развивать навыки поиска, анализа, хранения, использования и применения информации в максимально рациональной форме

Развивать познавательный интерес и произвольное внимание учащихся.

Продолжать развивать умение устно выражать свои мысли

Продолжать развивать способность к само и взаимоанализу

Продолжать развивать умение работать в сотрудничестве

Формируемуе УУД:

Предметные УУД

Понимать значение знаков из разных сфер жизни, уметь соотносить свои действия с рекомендациями данных знаков

Объяснять значение и функции различных знаков

Метапредметные УУД

Познавательные:

Осознано строить речевое высказывание, выделять существенные признаки изучаемого объекта, анализировать объекты, исходя из их существенных признаков, выбирать основания и критерии для классификации объектов

Регулятивные:

Планировать свои действия и прогнозировать результат в соответствии с поставленной задачей, осуществлять рефлексию, само и взаимоконтроль деятельности, анализировать деятельность и исправлять ошибки

Коммуникативные:

Сотрудничать с учителем и одноклассниками, учитывать разные мнения и работать в сотрудничестве

Личностные:

Демонстрировать осознанное отношение к изучаемой теме

Эффект занятия: социализация учащихся, как перевод их в позицию активного члена общества, сформированность социальных компетенций: понимание и принятие правил общества, внутренняя готовность следовать им

Материально – техническое обеспечение:

  1. Бумажные монеты достоинством от 1 до 4 для распределения по группам и рефлексии
  2. Столы, оформленные в стиле кафе: скатерти, цветы, большие бумажные салфетки скатерти по центру, на которых можно писать.
  3. Оформленные салфетки – скатерти с 3 наклеенными знаками по каждой теме
  4. Знаки «Поведение в кафе»
  5. Знаки для продолжения работы по теме ( знаки зодиака, знаки в транспорте, план местности и тд)
  6. Название кафе (первоначально закрытое на доске)
  7. План выступления групп
  8. Фломастеры
  9. Магнитная доска

Технологическая карта занятия

Название этапа

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Подготовительный этап

Создать условия для качественного проведения занятия.

Организация распределения детей на группы. Учитель предлагает вытащить бумажные монеты определенного номинала.

Дети вытаскивают монету определенного номинала, в зависимости от чего занимает место в группе. Монеты остаются на столиках до проведения рефлексии.

Сотрудничать с учителем и одноклассниками

Мотивационный этап. Актуализация темы

Развивать познавательный интерес и произвольное внимание учащихся.

Учитель обращается к учащимся с приветствием, активизирует учеников на продуктивную работу.

Учащиеся выражают свою готовность к активной и продуктивной работе.

Определяют цель занятия.

Планировать свои действия и прогнозировать результат в соответствии с поставленной задачей

Организация работы в группе

Продолжать развивать умение работать в сотрудничестве

Организует повторение правил работы в сотрудничестве, контролирует их выполнение при выборе «хозяина столика».

Повторяют правила работы в группе. Выбирают «хозяина столика», соблюдая названные правила

Учитывать разные мнения и работать в сотрудничестве

Работа в группах.

Развивать у учащихся свойство личности, проявляющееся в способности находить, понимать и применять информацию, представленную в различных видах (графическом, символическом и т.д.)

Развивать навыки поиска, анализа, хранения, использования и применения информации в максимально рациональной форме.

Развивать способность к само и взаимоанализу.

Организует повторение правил поведения, используя иллюстрации на стенах кафе.

Организует выполнение учащимися заданий, смену групп, контролирует поведение.

Называют правила поведения в кафе, используя иллюстрации на стенах.

Выполняют задания: придумывают название газеты, подписывают названия знаков, придумывают и зарисовывают знаки по своей теме, записывают слова – характеристики данных знаков.

Осуществляют само и взаимо контроль, соблюдают правила поведения в группе.

Понимать значение знаков из разных сфер жизни

Выделять существенные признаки изучаемого объекта, анализировать объекты, исходя из их существенных признаков, выбирать основания и критерии для классификации объектов

Анализировать деятельность и исправлять ошибки, осуществлять само и взаимо контроль

Этап представления группами результата деятельности.

Развивать умение устно выражать свои мысли

Развивать способность к само и взаимоанализу

Организует выступление групп по плану.

Помогает прийти к правильному выводу о названии кафе, анализирует с детьми, что помогло достичь цели.

Организует беседу о важности знаков в жизни людей.

Рассказывают о своей теме по плану.

Отвечают на вопросы учителя.

Называют название кафе, определяют, что помогло догадаться.

Приходят к выводу о важности знаков в жизни людей.

Объяснять значение и функции различных знаков

Осознано строить речевое высказывание

Демонстрировать осознанное отношение к изучаемой теме

Этап оценивания и рефлексии.

Итог занятия.

Развивать способность к само и взаимоанализу

Организует рефлексию по содержанию занятия и по эмоциональному состоянию. Подводит итог занятия. Заинтересовывает в продолжении  работы по данной теме.

Продолжают фразу, читают ее.

Оценивают свое впечатление от занятия.

Обдумывают дальнейшую работу по данной теме.

Понимать значение знаков из разных сфер жизни, уметь соотносить свои действия с рекомендациями данных знаков

Осуществлять рефлексию, само и взаимоконтроль деятельности

Текст методической разработки занятия в соответствии с критериями оценивания.

  1. Подготовительный этап. На предварительном этапе учащиеся распределяются на группы, вытаскивая монетки разных цветов, которые потребуются на этапе рефлексии.
  2. Мотивационный этап. Актуализация темы. Дорогие посетители нашего интеллектуального кафе, я рада приветствовать вас!  Наше кафе необычное. Здесь заказывают не различные блюда, а новые знания и умения. Вместо сладкого подают хорошее настроение и общение с друзьями. Как вы думаете, что есть у каждого кафе? Вы правы – название. Как вы думаете, какой будет цель нашего сегодняшнего посещения интеллектуального кафе? (Дети предполагают, что они должны будут отгадать название кафе).

Совершенно верно! Но, у нашего кафе название необычное. Хозяин нашего кафе тоже когда-то учился во втором классе. Как и вы. И тоже учился создавать проекты. Как и вы. Однажды он изучал очень интересную тему. Она так его заинтересовала, что он решил назвать свое кафе в честь своего проекта. Я думаю, что в конце нашей встречи вы сможете догадаться, как же оно называется. Вы готовы провести с пользой время в нашем кафе?

  1. Организация работы в группе. Предлагаю начать с первого задания. За каждым столиком сидит несколько замечательных ребят, но вам надо будет выбрать одного, который станет «хозяином столика». Давайте вспомним, как можно выполнить это задание без конфликта.

Дети вспоминают правила поведения в группе, выбирают «хозяина стола»

  1. Работа в группах. Молодцы! Вы отлично справились с первым заданием. Я вижу, что вы хорошо знаете правила работы в группе, умеете договариваться. А знаете ли вы, какие правила нужно соблюдать в кафе? Посмотрите вокруг, назовите эти правила.

Дети называют правила, ориентируясь на иллюстрации, развешанные вокруг столов. Что помогло вам правильно ответить на мой вопрос?

Посмотрите, какие необычные скатерти на наших столах. На них можно писать и рисовать. На каждом столике на скатертях разные рисунки. Рассмотрите их. Что в них общего? Какое название можно было бы записать над ними? Запишите красиво название на своей скатерти. Время 3 минуты.

Молодцы. Теперь я попрошу остаться за столами только хозяев столов, остальных детей пересесть за следующий столик по часовой стрелке.

Хозяева столов, расскажите своим новым гостям, какое название вы придумали для своей скатерти и почему. Если гости читают, что можно что-то добавить, изменить, сделайте это.

Следующее задание – придумать и записать название каждому рисунку на вашем столике. Время – 3 минуты.

Молодцы. Хозяева столов опять остаются, а гости пересаживаются в следующую группу по часовой стрелке. Хозяева, расскажите гостям, какое название вы записали и как назвали каждый рисунок. Гости, если вы видите, что какой-то знак не подписан, можете доделать задание.

Следующее задание – нарисовать один – два рисунка, которые подходят к вашей группе. Время – 3 минуты.

Молодцы! Пересаживаемся за последние столики. Хозяева – познакомьте новых гостей с вашей работой.  Гости, оцените правильность работы.

Последнее задание – записать на скатерти 3 слова – признака  и три слова – действия, которые подходят по смыслу к вашем рисункам.

Замечательно! Пересаживаемся за свои столики. Хозяева – покажите и расскажите ребятам, какой результат вы получили. Остальные ребята оцените правильность и целостность работы ваших одноклассников, исправьте, если считаете нужным.

  1. Представление группами результата работы. Прошу каждую группу рассказать о своей теме по плану на доске. (Дети рассказывают о своей теме по плану, вывешивают «скатерти» на доску). Удалось ли вам дать название каждому знаку? Давайте поможем!

Посмотрите, какие необычные и, главное, полезные скатерти у нас получились. Как вы думаете, каким общим название можно их объединить? Как же называется наше необычное кафе? Какая тема проекта была у нашего хозяина в школе?

Учитель открывает на доске название «Знаки в нашей жизни». Что помогло вам правильно догадаться? (работали дружно, осуществляли взаимопомощь и взаимопроверку и тд.)

Как вы думаете, почему эта тема показалась нашему хозяину важной и интересной? С какими еще знаками мы встречаемся и где? (правила поведения в школе, товарные знаки, знаки зодиака, знаки на продуктах  и т.д.) Почему важно уметь понимать знаки? Какое значение в жизни людей они имеют? Дети называют значение знаков: умение ориентироваться в городе, чувствовать себя уверенно в других странах, правильно выбирать продукты питания  и тд

  1. Рефлексия. Итог. Наша встреча подходит к концу. Каждый из вас при входе получил монетку, по номиналу которой занял место в группе. Теперь она вам пригодится. Продолжите фразу, напечатанную на другой стороне. Прочитайте, какая фраза у вас получилась.  Положите монетку в правую тарелку, если вам понравилось занятие, и в левую, если не понравилось.

Пришло время прощаться с нашим необычным кафе и его хозяином. Чтобы вы надолго запомнили его посещение, хозяин предлагает вам взять на память один из знаков. И если вас заинтересовала тема его исследования, вы можете к следующему занятию узнать, что за знак вам достался, где его можно встретить и что он обозначает. А возможно, вы придумаете свой знак и расскажете, чем он будет полезен другим людям. До встречи!

Приложение 1

План выступления групп:

  1. Мы назвали нашу работу …, потому, что…
  2. Название знаков ...
  3. Эти знаки важны, так как они (какие?) … и помогают (что делать?) …

Приложение 2

Начало фраз на монетах

  1. Сегодня я узнал, что
  2. Мне было интересно
  3. Теперь я знаю, что
  4. У меня получилось
  5. Больше всего мне понравилось
  6. Больше всего мне запомнилось
  7. Меня удивило, что
  8. Теперь я могу
  9. Я научился
  10. Лучше всего у меня получилось

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по внеурочной деятельности. Проект на тему: «Ивушка плакучая»

В занятии раскрывается работа по выполнению творческого проекта "Ивушка плакучая". Методы и приёмы работы: частично-поисковый, системно-деятельностный подход. Используется  парная, групповая форм...

Занятие по внеурочной деятельности "Природа вокруг нас. Животные."

В этом занятии обобщаются все знания о животных, полученные на уроках окружающего мира в 1 классе....

Конспект занятия кружка внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас". Тема занятия "Конструирование мебели для куклы на основе куба и параллелепипеда"

На материале кружка "Геометрия вокруг нас" мы выстраиваем метапредметное обучение во неурочной деятельности.Цель: Обучение умению работать в команде.Задачи: Предметные: Отработать понятия «куб», «пара...

Занятие по внеурочной деятельности «Мир вокруг нас».

Материал занятия использовался в детском пришкольном лагере. Занятие построено на групповой работе с конструторами ЛЕГО....

Открытое занятие по внеурочной деятельности ( проект). Тема: «Времена года» 1класс

Открытое занятие по внеурочной деятельности. Тема "Времена года". Вид проекта - книга. Дети приходят к выводу, что каждое время года по своему прекрасно....

Презентация к занятию по внеурочной деятельности по курсу «Мир вокруг нас (краеведение)» по теме «Помещения школы».

Самым актуальным вопросом для педагогов 1 классов является адаптация детей к школе, школьным правилам и новым людям. Важную роль в адаптации детей к школе играет их знакомство с новой обстановкой...