Главные вкладки

    Учебно-методический материал:
    "Французская мастерская" как способ формирования личностных компетенций младших школьников.

    Кириллова Светлана Александровна

    В работе дается теоретический материал о технологии " французская мастерская" и описание практического опыта работы учителя по данной технологии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kirillova_s.a.docx52.19 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальная бюджетное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 6 им. К. Минина»

    «Французская мастерская» как способ формирования личностных компетенций младших школьников

    (Номинация « Моя педагогическая находка»)

    Выполнила: Кириллова Светлана Александровна, учитель начальных классов высшей категории

    2019 г.


    Введение

        Сегодня в обществе произошли изменения в представлении о целях образования. Согласно ФГОС, наряду с предметными и метапредметными результатами обучения впервые четко прописаны требования к личностным результатам, которые формируются в образовательном процессе. Обозначенные в Стандарте личностные результаты можно определить как психические новообразования, то есть качественные особенности психики,  которые определяют сознание ребенка, его отношение к среде, к внутренней и внешней жизни. К окончанию школы такими новообразованиями становятся личностное и профессиональное самоопределение, то есть сформированное мировоззрение.

    Актуальность

       «Знания дороже денег, острее сабли, сильнее пушек», - гласит народная пословица. Действительно, пора задуматься: «Каким должен быть человек, которого мы вооружаем знаниями?»  Куда приложат эти знания наши сегодняшние выпускники? Реалии современного мира таковы, что мы ежедневно видим примеры того, что знания в руках людей не воспитанных в человеколюбии, пренебрегающих общечеловеческими ценностями приводят к масштабным трагедиям.

    Цель данной работы: создать условия в образовательном пространстве для воспитания личности и формирования ценностно - смысловых установок у младших школьников.

      Задачи:

    1) освоение социальных норм, правил поведения, в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

    2) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

    3) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

       В младшем школьном  возрасте формирование мировоззрения происходит на уроках и вне их. Знания о мире школьники получают в процессе активной познавательной деятельности. Мировоззрение формируется в процессе создания межпредметных связей.  Я для себя открыла технологию

    «французских мастерских», которая одновременно  и  помогает создавать метапредметные связи, и позволяет организовать  атмосферу творческого сотрудничества в группах, и развивает моральное сознание, и формирует нравственные чувства учащихся.

    Теоретическая часть

      Что же это такое – «французская мастерская»? Данную технологию ещё называют «педагогическая мастерская». Название «французская» она получила потому, что была  разработана французскими педагогами -представителями «Французской группы нового образования». У истоков движения стояли психологи П. Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже, которые сформулировали  основные  положения своей системы образования:

    1. Нужно воспитывать личность, способную оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир.

    2. Каждый ребёнок обладает способностями  ко всем видам человеческой деятельности. Дело только в том, какие методы будут применяться в процессе его образования.

    3.  Необходимо применять интенсивные методы обучения и развития личности.

       Почему же мастерская?  Мастерская – это совершенно иная форма организации учебной деятельность учащихся, чем урок. В творческих мастерских ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам. 

    Мастерская – это технология, при помощи которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. Каждый совершает открытия в предмете и в себе через личный опыт, а учитель - мастер продумывает действия и материал, который позволит ребёнку проявить себя через творчество. Мастер не призывает: «Делай как я». Он говорит: «Делай по-своему». Благодаря этому формируются коммуникативные качества, так как в данном процессе ученик является субъектом, активным участником деятельности, который самостоятельно определяет цели, планирует, осуществляет деятельность и анализирует. Мастерская — это способ организации деятельности учеников в составе малой группы (5- 6  учеников) при участии учителя-мастер. Детям предлагается исходная ситуация и к ней цепочка творческих заданий. Алгоритм выполнения заданий подобран так, что каждый ученик находится в творческом поиске и в работе.

    Вот некоторые принципы обучения в педагогической мастерской:

    • Равенство всех участников, включая мастера;
    • Все способны к творчеству;
    • Создание личностной мотивации;
    • Отсутствие оценки, соперничества;
    •  Чередование индивидуальной и коллективной работы;
    • Важность не только результата творческого поиска, но и самого процесса, в котором реализуются законы проблемного обучения;
    • Нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности.

              Основные этапы мастерской:

        Индукция (подведение) – это этап, который направлен на создание эмоционального настроя и мотивации обучающихся к творческой деятельности. На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету обсуждения. Индуктор – всё то, что побуждает ребёнка к действию. В качестве индуктора может выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма – всё то, что способно разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.

        Самоконструкция - это самостоятельное  индивидуальное создание своего проекта решения проблемы (гипотезы, текста, рисунка).

        Социоконструкция - построение этих элементов группой. 

        Социализация - всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены. Это соотнесение учениками или микрогруппами своей деятельности с деятельностью других учеников или микрогрупп и представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность. Даётся одно задание на весь класс, идёт работа в группах, ответы сообщаются всему классу. На этом этапе ученик учится говорить.

        Афиширование – это вывешивание, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников. Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех. На этом этапе все ученики ходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы.

       Формирование информационного запроса - выстраивание новых проблем.

       Разрыв – резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, внутреннее осознание участником мастерской неполноты своего старого знания, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником. Результат этого этапа – инсайт (озарение). 

      Корректировка творческого продукта или создание нового варианта версии, гипотезы (групповая или индивидуальная работа).

       Рефлексия — это осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ учеником осуществлённой им деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской,  отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения. А так же  богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской.

    Практическая часть

       Я данную технологию провожу на  интегрированных уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии, которые очень нравятся моим ученикам. Главное наше правило – каждое произведение (литературное или изобразительное) -  это загадка. Оно должно удивлять, вызывать вопросы.

       Во время художественной мастерской  «Портрет мамы» (2 класс) ребята рассматривали  произведения мировой живописи Рафаэля Санти,  Леонардо да Винчи, Василия Перова, Виктора Васнецова,  изображали своих мам словесными и графическими образами. Теплую атмосферу мастерской сменила тишина и … что –то в глазах ( а глаза – это зеркало души!)  после прочтения  ненецкой сказки « Кукушка» и притчи «Слепая мать». Вот такие минуты тишины, минуты «работы» детских душ – награда для меня как учителя. И ничего не надо говорить, - поток мыслей, чувств, нравственных понятий, принятых самими детьми невозможно  остановить.

       Проблемно- творческая мастерская «Клад с двойным дном…»  ( 3класс) проводилась совместно с родителями учащихся. Кто из людей (неважно маленьких или взрослых) не мечтает найти клад! А кто прячет клад? (Работа с историческими очерками). Кто и как ищет клад? (Работа с отрывками из произведений мировой художественной литературы  Н. Гоголя, А. Чехова). А какие есть слова – родственники у слова клад? (Работа со словарями).  Оказывается - вклад, оклад, уклад, склад. А как они образовались?  А какие синонимы есть у слова клад?  Сколько новых знаний! И ведь не только для третьеклассников, но и для их родителей! Талант, способность, гениальность, менталитет (ум, образ мыслей)- вот истинные  ценности, к которым должен стремиться человек! Такие выводы были сделаны на этом занятии.

      Индуктором литературной  мастерской «Дар бесценный..»( 4 класс) было слово подарок, которое, разумеется, вызывало у учащихся только положительные эмоции.  Во время работы с мифом «О троянском коне» произошло « озарение» - инсайт  – подарки тоже бывают разные. А чтение произведений «Дары волхвов» (библейское сказание) и рассказа О. Генри «Дары волхвов» заставило ребят задуматься: что можно считать подарком? в чем ценность даров?   Так ненавязчиво я стараюсь развивать моральное сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирую нравственные чувства и нравственное поведение. Это лишь несколько примеров из моей практики. Работали мы также и со словами «счастье», «добро», «герой». А сколько еще можно взять нравственных категорий!

       Конечно, такие педагогические мастерские не проводятся часто, да может это и не нужно, ведь чтобы работа была выполнена хорошо мастеру нужно время. Пусть такие мастерские запомнятся ребятам, заставят их подумать. Я называю такой прием «круги на воде» - учитель кинул «камушек» в душу ребёнка, он попадает в какую-то точку, и тут же в разные стороны от этой точки бегут круговые волны, они расходятся далеко, захватывают пространство тихого ранее озера детской души.

    Заключение

    Технология педагогических мастерских

    1. позволяет осуществить саморазвитие ребёнка,
    2. способствует активному восприятию обучающихся учебного материала, его творческому осмыслению и постижению,
    3. повышает интерес к процессу обучения, способствует улучшению грамотности и развитию креативности, социальной компетенции, навыков аргументированного говорения и письма.

    А самое главное – формирование личностных результатов обучения. Что такое личностные результаты? Это изменения самого ребёнка.  Как измерить эти изменения? А вот тут и начинается для меня самое трудное и важное. Конечно, главный метод – педагогическое наблюдение. Вот смотрю на своих детей – один заступился за девочку, другой перестал смеяться над неудачами одноклассников. Разговариваю с родителями:

     кто-то начал писать «добрые письма» членам семьи (просто так!),  кто- то взял книгу с притчами  (а ведь не задано!). Сравниваю результаты диагностик:« Что такое хорошо, что такое плохо» (1,2 класс ) - « Цветик- семицветик» (3 класс); « Рукавичка», «Сапожок»(1,2 класс) -  «Ковёр» (3 класс). (см. Приложение) и делаю следующие

    выводы:

    1. технология «французских мастерских» способствуют формированию ценностно - смысловых ориентаций младших школьников;
    2. активизирует творческий потенциал учащихся;
    3. учит приобретать навыки работы в сотрудничестве.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование личностных компетенций младшего школьника через решение проектных задач.

    Первое заседание  проблемного семинара по теме: "Формирование личностных компетенций младшего школьника на основе реализации системно - деятельностного подхода".  Знакомство в творческой гру...

    Концепция "Развитие исследовательских умений в системе деятельностного подхода как средство формирования личностных компетенций младшего школьника"

    Актуальность темы обусловлена  обновлением содержания обучения. В соответствии с ФГОС ставится новая цель: готовность к саморазвитию. В обучении главенствует деятельностный метод, системы развива...

    «Формирование ключевых компетенций младших школьников, на основе развивающих личностно – ориентированных технологий. Системно – деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов»

    Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результато...

    Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций младших школьников

    Педагогическое проектирование - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов...

    «Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе использования активных методов и форм обучения, личностно-ориентированных педагогических технологий» Мастер-класс

     Вашему вниманию представлен мастер-класс «Формирование ключевых компетенций  младших школьников на основе использования активных методов и форм обучения, личностно-ориентированных педагогических техн...

    Проектная деятельность как средство формирования личностной компетенции младших школьников

    Доклад о возможностях развития творческих способностей младших школьников путем применения метода проектов...