Главные вкладки

    «О профессиональных компетенциях учителя, организующего образовательную деятельность детей с особыми образовательными по-требностями»
    статья

    Богданова Елена Павловна

    Выступление на педагогическом совете о профессиональных компетенциях учителя- дефектолога,  организующего  образовательную деятельность  детей с особыми образовательными потребностями

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл prof.kompetentsii.docx26.05 КБ
    Office presentation icon презентация614 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ  «Школа № 19  г. Ельца»

    Выступление на заседании педагогического совета:

    «О профессиональных компетенциях  учителя,

    организующего  образовательную деятельность

    детей с особыми образовательными потребностями»

                                                         Подготовила:  Богданова Е.П.,

                                                        учитель начальных  классов

    2019-2020  уч. год

    С.1  Быть учителем нелегко, особенно сложно,  если речь идет об «особых» детях. «Особый» ребенок - испытание для любой семьи, и без помощи специалистов родителям здесь не обойтись.  Детей, рождающихся с теми или иными проблемами в развитии,  становится, к сожалению, всё больше. Дети с ограниченными возможностями здоровья в силу особенностей психофизического развития нуждаются в специальных (коррекционных) условиях обучения и воспитания. И в современном обществе возникает необходимость в грамотных специалистах, не только осуществляющих обучение и воспитание таких детей, но и хорошо знающих психологические особенности аномальных детей и умеющих применять инновационные технологии в учебно-коррекционной и воспитательной работе с ними.

    Всю свою работу учитель, организующий образовательную деятельность детей с особыми образовательными потребностями,   подчиняет главной цели: помочь ребёнку адаптироваться в повседневной жизни и обществе как личности. Особая ответственность возлагается на учителя начальных классов, который впервые приводит «особенного» малыша в школьный класс.

    Учитель в образовательном учреждении, где обучаются дети с особыми образовательными потребностями, это -  не только непосредственно учитель, но и воспитатель, и дефектолог, и психолог, и социальный педагог, психотерапевт и няня, и для некоторых детей даже родитель. А отсюда следует, что на учителя возложена особая миссия: создать комфортные условия для максимального развития реальных и потенциальных возможностей проблемного ребёнка, дать шанс этому неокрепшему, и уже повреждённому ростку подняться, вырасти и расцвести.

          И как следствие этого, если на учителя  возложена особая миссия, значит,  и требования к его профессиональной деятельности должны быть особые. Каждый руководитель, заботящийся о престиже своего образовательного учреждения,  должен быть уверен, что принимает на работу педагога, который справится с поставленными задачами. А работник имеет право знать, какие требования будут предъявлены к нему при очередной аттестации и владеет ли он ли он необходимыми профессиональными компетенциями.

          С.2 Профессиональная  компетенция – это способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач; это круг вопросов,  в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентность - это обладание соответствующими знаниями и способностями, позволяющими человеку обоснованно судить об определенной области и эффективно действовать в ней.

    С.3 Профессия педагога предполагает перечень педагогических компетенций, которые отражены, например, в федеральном стандарте высшего педагогического образования, в «Требованиях к педагогическим работникам при присвоении им квалификационных категорий». Однако этот перечень представляет лишь необходимый минимум профессиональных компетенций среднестатистического педагога. Является очевидным тот факт, что педагогические ситуации, вопросы и проблемы, с которыми сталкиваются педагоги, работающие с детьми с особыми образовательными потребностями,  существенно отличаются от тех, что встают перед педагогами общеобразовательных учреждений. Например, в частности, в системе коррекционного образования зачастую возникает необходимость организации учебного процесса в разновозрастных группах, как правило, неоднородных по уровню развития и как следствие – необходимость реализации принципа дифференцированного подхода. В связи с этим специалисты в области коррекционной педагогики должны, с одной стороны, владеть педагогическими компетенциями, общими для всех педагогов, с другой стороны – быть носителями специфических педагогических компетенций  (при наличии дефектологического образования).

         С.4  Т.о, у современного учителя,  работающего с детьми с интеллектуальными нарушениями,   должны быть сформированы  не только основные компетенции, необходимые для обеспечения реализации требований федерального государственного образовательного стандарта и успешного достижения обучающимися планируемых результатов, но и  особые компетенции дефектологической направленности.

    Ему необходимо владеть не только методиками обучения детей, но и быть способными к научно-исследовательской, методической, консультативно-диагностической, реабилитационной деятельности, а также осуществлять различные аспекты социальной адаптации детей, выстраивая свою работу с учетом требований ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт).

    С.5  С учетом современных тенденций развития системы образования и специфики сферы коррекционного образования можно представить следующий перечень значимых профессиональных компетенций педагогов, работающих с детьми с особыми  образовательными потребностями:

     1. Компетенции, связанные с теоретической подготовкой (общепедагогические, специально педагогические, методические, медицинские, психологические, общекультурные  аспекты).

    2. Мотивационно-волевые компетенции (желание работать с детьми в сфере коррекционного образования, мотивация к познанию новых форм и методов работы).

    3. Коммуникативные компетенции (установление субъект- субъектных отношений со всеми участниками образовательного процесса системы коррекционного образования и смежных с ней областей; владение навыками делового общения).

    4. Информационные компетенции (умение вести самостоятельный поиск информации; осуществлять адекватную оценку и отбор информации, а также адаптировать её к условиям специального образования, владеть актуальной информацией по вопросам профессиональной деятельности).

    С.6  5. Организационные компетенции (умение организовывать образовательный процесс с использованием современных средств и с учетом последних тенденций обучения и развития; подбирать формы и методы работы с детьми, учитывая их особенности; организовывать диагностику развития детей и осуществлять динамическое наблюдение за их развитием).

    6. Компетенции, связанные с постановкой целей, задач педагогической деятельности и их корректировкой – в зависимости от результативности обучения (умение ставить педагогические цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями  обучающихся; умения, связанные с дифференцированным педагогическим оцениванием детей).

    7. Компетенции, связанные с повышением мотивации учебной деятельности обучающихся (умение обеспечивать успешность учеников в процессе деятельности, умение трансформировать учебную задачу в личностно-значимую для ребенка).

    С.7  8. Компетенции, связанные с методической работой (умение разрабатывать программы обучения для группы детей, а также индивидуальные маршруты развития; умение разрабатывать методические рекомендации, вести научно-исследовательскую работу, умение обобщать и систематизировать накопленный опыт).

    9. Личностные компетенции (толерантность, эмпатия, умение творчески, гибко и вариативно подходить к решению вопросов, открытость к усвоению новых тенденций, стремление находить потенциал каждого ребёнка, позитивное отношение к педагогической деятельности, эмоциональная устойчивость).

    10. Здоровьесберегающие компетенции имеют особое значение для специалистов в области коррекционной педагогики. Труд педагога вообще, а коррекционного в первую очередь, относится к психологически напряженным видам профессиональной деятельности. Это приводит к высокому риску появления негативных психических и соматических реакций, приводящих к снижению резервных возможностей самосохранения и саморегуляции, что, в свою очередь, является основой профессионального стресса и эмоционального выгорания. Следствием длительного профессионального стресса довольно часто становится эмоциональное, умственное и физическое истощение педагога. Здоровьесберегающие компетенции, направленные на сохранение, укрепление физического и психологического здоровья педагога и детей, предполагают: умение противостоять профессиональным деформациям, эмоциональному выгоранию и профессиональному старению; умение эффективно общаться, конструктивно решать конфликты и с минимальными потерями переносить стрессовые воздействия.

    Работа с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения – это довольно сложный и кропотливый труд, который требует от учителя не только знаний и умений, но и  большой выдержки.  Смысл существования такого педагога как профессионала остается единым: передать накопленные человечеством знания детям, которым изначально даны  иные возможности познания, помочь им успешно войти в сложную социальную среду с целью расширения опыта и контактов, приобщить их к культуре  и общечеловеческим  ценностям.


            
    Список литературы

    1. Ахметова Г.К. Стратегические ориентиры модернизации системы повышения квалификации в РК // Менеджмент в образовании. – № 4 (63). – С. 6–12.

    2. Белкин А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство / А. С. Белкин. – Челябинск: ОАО Юж.-Урал. кн. изд-во, 2004. – 176 с.

    3. Выготский Л.С. Развитие трудного ребенка и его изучение // Собр. соч.: В 6 т. — М.: Педагогика, 1983. – Т. 5. – С. 179.

    4.Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк. – М., 2005. – С. 44–46.

     5. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. – М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

    6. Ляшенко Д.В. Формирование здоровьеобеспечивающей компетентности у будущих коррекционных педагогов // Философско-теоретические и практикоориентированные аспекты опережающего образования для устойчивого развития, Днепропетровск. – Ч. I. – Днепропетровск: Роял Принт, 2013. – 276 с.

             7. Малофеев, Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. – 1997. –   № 4. – С. 3-15. 

    8.Маркевич И.Д. Профессиональная компетентность педагога специального (коррекционного) образовательного учреждения как условие эффективности коррекционно-образовательного процесса / И.Д. Маркевич // Науч. обеспечение сист. повышения квалификации кадров. – 2010. – №1 (3). – С. 29–33.

    9.  Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, И.Ю. Шведова. – М.: Язь, 1994.

    10. Федоров А.Э., Метелев С.Е., Соловьев А.А., Шлякова Е.В. Компетентностный подход в образовательном процессе: моногр. / А.Э. Федоров, С.Е. Метелев, А.А. Соловьев, Е.В. Шлякова. – Омск: Изд-во ООО «Омскбланкиздат», 2012.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Индивидуальный подход к детям с особыми образовательными потребностями.

    Одним из самых актуальных направлений  педагогики на современном этапе,  как в России, так и ...

    Технология БОС в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

    Использования метода БОС-ПЭС позволяет получить выраженный положительный эффект при нарушениях психоэмоциональной сферы, который проявляется в приобретенном навыке саморегуляции, состояния спокойствия...

    Коррекция и развитие мышления у детей с особыми образовательными потребностями

    Система комплексной помощи детям с особыми образовательными потребностями основывается на теоретических знаниях, в том числе об особенностях мышления этих детей и коррекционно-развивающей  работе...

    Коррекция и развитие внимания у детей с особыми образовательными потребностями

    В работе описаны особенности внимания у детей с ограниченными возможностями здоровья, предложены игры и упражнения для коррекции и развития внимания....

    Опыт использования технологий электронного обучения в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

    В статье приведены конкретные примеры применения различных образовательных технологий, в том числе и технологий электронного обучения....

    Проект «Тьюторское сопровождение творческой самореализации учащихся с особыми образовательными потребностями»

    Проблемой современной школы является и то, что в рамках современного урока недостаточно внимания уделяется учащимся с особыми образовательными потребностями, так как учитель, зачастую, работает ...