Мастер - класс "Проектная задача"
учебно-методический материал (3 класс)

Кирпиченко Татьяна Николаевна

В данной разработке отражается значимость Проектной задачи как инструмента формирования и оценивания универсальных учебных действий  младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_-_klass.doc29.5 КБ
Office presentation icon proektnye_zadachi.ppt2.16 МБ
Файл prilozhenie_k_proektnoy_zadache.docx268.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Абанская средняя общеобразовательная школа № 4

Кирпиченко Т.Н. – учитель начальных классов

Мастер – класс

Тема:  «Проектная задача как инструмент оценивания УУД»

Целевая группа:  учителя начальных классов и предметники (10 – 12 человек)

Цель: Раскрытие возможности оценивания УУД младших школьников через проектную задачу

Задачи: 1. Продемонстрировать использование в педагогической практикепроектной задачи как инструмента оценивания УУД

2. Создать условия для включенности участников мастер – класса в проектную задачу.

3. Дать возможность воспользоваться способом создания аналогичных проектных задач.

4.. Оценить УУД, формируемые через проектную задачу   

  

 1. Вступительная часть:

 - теоретическая (презентация) ;

а) понятие «проектная задача»

б)  классификация проектных задач

в)  методический конструктор проектной задачи

- целеполагание;

- распределение ролей

2. Практическая часть: 

1. Работа над проектной задачей.

Форма работы: групповая

Технологии:  системно – деятельностный подход,  проектная деятельность

2. Работа с оценочными листами

3. Рефлексия деятельности, осуществленной в ходе групповой работы и мастер – класса в целом.

         

Проектная задача «Символ Нового года» 4 класс

Тип: межпредметная  

- литературное чтение (работа с информацией)

- русский язык

- математика

- технология

Конечный продукт: оформление газеты «Символ Нового года»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Т.Н.Кирпиченко

Слайд 2

Понятие «проектная задача» введено А.Б. Воронцовым Проектная задача появилась тогда, когда в образовании стали обсуждать изменение цели: от ЗУНов к деятельности, от классической дидактики Я.А. Коменского к современной дидактике деятельности.

Слайд 3

Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия , средств и приемов не в стандартной (учебной) форме. На такой задаче нет «этикетки» с указанием того, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. Итогом решения такой задачи всегда является реальный продукт (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть далее «оторван» от самой задачи и жить своей отдельной жизнью.

Слайд 4

задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата (продукта). принципиально носит групповой характер. через систему или набор заданий задает возможные «стратегии» своего решения

Слайд 5

Десятилетний опыт реализации проектных задач доказывает эффективность решения межпредметных одновозрастных проектных задач.

Слайд 6

Задаёт реальную возможность организации взаимодейстия детей между собой при решении поставленной задачи. Учит (без явного указания на это) способу проектирования через специально разработанные задания. Даёт возможность фиксировать, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в модельную ситуацию, где способы изначально скрыты, а иногда и требуют переконструирования.

Слайд 7

Вводное слово учителя: Дорогие ребята! Сегодня вам предстоит показать свои возможности и способности в создании коллективного продукта. Вам предстоит оформить небольшую книжку-малышку «День рождение буквы Ё». На эту работу дается 40 минут, за которые необходимо спроектировать и создать книжку. Затем нужно презентовать свой продукт

Слайд 8

Тема выбрана не случайно, ведь завтра 29 ноября отмечается День буквы Ё. Именно в этот день в 1783 г. русская азбука пополнилась еще одной буквой. 29 ноября 1783 г. в доме директора Петербургской академии наук княгини Екатерины Романовны Дашковой состоялось одно из первых заседаний, обсуждался проект полного толкового славяно-российского словаря. Академики уже было собирались расходиться по домам, когда Екатерина Романовна спросила у присутствующих, сможет ли кто-нибудь написать слово «ёлка». Академики решили, что княгиня шутит, но та, написав произнесенное ею слово «іолка» (на доске написано слово буквами и звуками) спросила присутствующих: «Можно ли изображать один звук двумя буквами?». Все промолчали, не зная ответа. И Екатерина Романовна предложила использовать новую букву Ё. Доводы Дашковой показались убедительными. 18 ноября 1784 г. буква Ё получила официальное признание. После этого буква Ё в течение 12 лет изредка появлялась лишь в рукописном виде. Первым словом, напечатанным с буквой Ё, было слово «всё». Затем последовали слова: «огонёк», «пенёк». Гавриилом Романовичем Державиным употребляется первая фамилия с буквой Ё – Потёмкин. Таковы первые шаги Ё по страницам книг. Согласно действующим правилам русской орфографии и пунктуации, в обычных печатных текстах буква Ё употребляется по выбору. Однако по желанию автора или редактора любая книга может быть напечатана с буквой Ё. Ё, ё – 7-я буква русского и белорусского алфавитов. В русском языке Ё почти всегда ударная.

Слайд 9

29 ноября 1783 г. русская азбука пополнилась еще одной буквой – Ё. А так как все мы любим сказки, придумайте свою сказку о том, как появилась эта буква. Сочинять сказку начинайте со слов: Однажды буква Е убежала в лес…

Слайд 10

В русском языке около 12500 слов с Ё. Из них около 150 на Ё начинаются и около 300 на Ё заканчиваются. Эти данные ученые изобразили в виде таких диаграмм. По этим диаграммам составьте задачу, которую мог бы решить герой первого задания. Запишите решение и условие задачи.

Слайд 11

В 2005 г. в Ульяновске по решению мэрии города букве Ё установлен памятник – треугольная призма из гранита, на которой выбита строчная «ё». (Можно продемонстрировать детям изображение памятника.) А может и нам в Абане установить памятник букве Ё? Но как мы должны узнать, нужен ли он нашим жителям? Давайте подготовим опрос. Но как нам это сделать? Составьте вопросы, которые будете задавать людям, и предложите варианты, как будете обрабатывать полученные данные. Ниже приведены примеры вопросов: 1. Известен ли вам в российской истории Наполеон? 2. Нужен ли памятник такому человеку? 3. Какое у вас впечатление о просмотренном фильме? Не понравился. Интересный. Поучающий. Свой вариант: _________________________________________________. 4. Какие блюда вы предпочитаете по утрам? каши. бутерброды. свой вариант.

Слайд 12

Все мы знаем, что буква Ё выполняет две работы: дает два звука и обозначает мягкость предшествующего звука. Придумайте и изобразите 4–6 ребусов, распределив их в два столбика: в зависимости от выполняемой ими работы. Как составляются ребусы, вы поймете, внимательно рассмотрев представленные ниже рекомендации по составлению ребусов.

Слайд 13

Рекомендация Пример Разгадка Если одна буква стоит на другой, используй предлоги ПО, НА Упор, наказ Если одна буква стоит над другой, используй предлоги НАД, ПОД Поддувал Если одна буква или слог стоит внутри буквы или слога, используй предлоги ВО, В Валя, вчера Рекомендации по составлению ребусов

Слайд 14

№ задания Предметная область Виды деятельности учащихся 1 Какие УУД учащихся можно оценить в процессе решения и представления проектной задачи?

Слайд 15

Исходя из ООП НОО нашей школы выделяются группы УУД и конкретно сами УУД, например познавательные коммуникативные регулятивные Построение и решение системы частных задач (творческого, поискового, проектно - исследовательского характера), решаемых общим способом. Анализ информации. Использование речевых средства и технологий групповой и парной работы для решения разных задач Осуществление деятельности по работе с информацией, используя разные средства, в том числе ИКТ. Контроль и взаимоконтроль за выполнением предыдущих действий. Оценка и самооценка собственных действий. Планирование собственных действий

Слайд 16

наличие элементов целеполагания, использование адекватных выбранной цели средств и способов действий, включая применение ИКТ, умения спланировать общую работу, распределить обязанности между членами группы и следовать плану, умение контролировать свои действия и действия партнеров по группе, умение договориться, прислушаться к мнению партнера, умение представить выполненную работу, умение оценить свою работу, работу своей группы и работу других групп.

Слайд 17

• Выберите сюжетную линию, идею, в рамках которой ученики будут решать проектную задачу. Идея должна быть ориентирована на возраст учащихся и их интересы, а также быть социально-значимой. • Подберите 5–6 таких заданий, которые предполагают выполнение учащимися разных видов деятельности: интеллектуальной, продуктивной, творческой. • Содержание заданий подберите так, чтобы учитывались возможности участия каждого ребенка в группе. • Объем заданий заведомо представьте большим, невыполнимым за малое количество времени одним учеником. Тогда это потребует распределения обязанностей среди группы учеников для успешного выполнения заданий. • Подберите задания так, чтобы они соответствовали разному предметному содержанию (используйте материал учебных предметов «Математика», «Русский язык», «Окружающий мир», «Литературное чтение»), но не обговаривайте особенности предметного содержания в тексте самой задачи. • Придумайте, какой реальный продукт сделают дети, собрав все выполненные задания. (Книга, журнал, плакат, модель, сценка, ролик и т.д.) • Ответьте себе на следующие вопросы: – Что такого нового в своей жизни сделают, создадут ваши ученики? – Какие способы деятельности учащиеся «перенесут» из содержания уроков? – Какие УУД будут формироваться и оцениваться вами?

Слайд 18

Введение (создание интриги, вызов интереса у учащихся, объявление темы) № задания Предметная область Виды деятельности Формулировки заданий проектной задачи 1 2 3 4 5 6 Итоговое задание (создание продукта)



Предварительный просмотр:

8

Задания к Проектной задаче «Символ Нового года»

  Прочитайте текст 1.

Обезьяны — милые, грациозные и артистичные животные. Умные задумчивые глаза на нервном аристократическом лице, длинные стройные руки, продолговатые музыкальные пальцы на ногах, — все это не может не восхищать. Несмотря на природный ум и недюжинные способности обезьян, обмануть этих зверушек несложно. Вот, например, как их ловят: в джунглях ставят поддон с кирпичами. Даже детям известно, что обезьяны обожают кирпичи! И хотят, как правило, унести сразу весь поддон, а не могут. И бросить кирпичи тоже жалко. Надорвав пуп, обезьянки становятся легкой добычей охотников. Пойманные и прирученные обезьяны приносят своим хозяевам кучу пользы. Известен случай, когда обезьяна спасла английского моряка, высаженного на необитаемый остров, от скуки.

Задание № 1

Выпишите из текста слова, обозначающие признаки предмета, характеризующие характер обезьян (карточка 1)

Задание № 2

2016 год – год Обезьяны. В каком году был и повторится год Обезьяны, если известно, что цикл повторяется каждые 12 лет. Запишите года в таблицу (карточка 2)

Задание №3.

Прочитайте текст 2.

Обезьяна – белка.

Эта маленькая шустрая обезьянка живет в лесах Южной Америки. Длина ее тела составляет 26 – 36 см, хвост достигает   50 см. Весит она около 1 кг. Устраивается обычно обезьяна – белка на гибких лианах у водных источников. Питается она цветами и плодами прибрежных кустарников и деревьев, но особенно любит лакомиться разными насекомыми, которых хватает прямо на лету. У обезьяны - белки крепкие, длинные, загнутые вниз когти. Ими она цепляется за ветки и очень ловко взбирается по деревьям.

http://www.freakingnews.com/pictures/43000/Squirrel-monkey--43480.jpg

Замените величины из текста наименьшими, отразите их в карточке №3

Задание №4. «Конструирование»

На столе у вас лежат материалы для вашей работы. Выберите, с какими материалами вы будете работать. Используя шаблоны, выполните аппликацию.

Задание  №5.

Поздравляем! У вас все получилось!

Оформите буклет «Символ года». Поместите на нее все выполненные задания. Приготовьтесь к презентации своей работы. Помните, в ней должен участвовать каждый.

        Отчет о выполнении заданий в  группе            

Имя участника

Задание № 1

Задание № 2

Задание № 3

Задание № 4

Отчет о выполнении заданий в  группе            

Имя участника

Задание № 1

Задание № 2

Задание № 3

Задание № 4

Экспертный лист оценивания выполнения проектной  задачи учеников 4  класса

Дата____________Эксперт:___________________

УУД

Показатели, критерии оценивания

Имя обучающегося

Принятие от учителя и  самостоятельная постановка учебной задачи;

0б -не включается в работу группы, отстранен.

1б - принимается за решение проектной задачи в группе, формулирует собственное понимание задание, не удерживает задачу до конца, выполняет часть заданий

2б - проявляет лидерство, распределяет задания между участниками группы, координирует работу группы, удерживает задачу до конца.

Построение и решение системы частных задач,   решаемых общим способом

0б - не участвует в решении проектной задачи, не задает вопросов, не фиксирует результаты.

1б - решает проектную задачу, обращается за помощью к участникам группы в случае затруднений, переспрашивает.

2б- решает проектную задачу самостоятельно, руководит в группе решением проектной задачи, помогает другим.

Использует речевые средства и технологии групповой и парной работы для решения разных задач

0б – не слушает, перебивает, не учитывает мнение партнера

1б – иногда прислушивается к партнеру, иногда игнорирует его мнение

2б – внимательно выслушивает партнера, с уважением относится к его позиции, старается ее учесть, если считает веской

0б – не участвовал в презентации

1б – участие в презентации незначительное

2б – участие в презентации значительное

Контроль и взаимоконтроль за выполнением действий.

0б – не следит за временем выполнения работы, не вносит необходимые изменения в собственную работу, не контролирует результаты других групп.

1б-следит за временем выполнения работы частично, иногда показывает и выражает свое отношение к результатам решения проектной задачи другими группами.

2б-следит за временем выполнения работы, сличает свою работу с работой других, показывает и выражает свое отношение к результатам решения проектной задачи другими группами, вносит адекватные изменения в свою работу.

Оценка и самооценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи

0б – не оценивает собственную работу по заданным критериям, не включается в оценку результатов групповой работы, не выделяет собственных трудностей и ошибок.

1б - оценивает собственную работу по заданным критериям, завышая или занижая,  включается в оценку результатов групповой работы несодержательно, выделяет собственные трудности  и ошибки частично.

2б – адекватно оценивает собственную работу по заданным критериям,  включается в оценку результатов групповой работы содержательно, выделяет собственные трудности  и ошибки.

Итого  10-12 баллов – высокий уровень сформированности УУД

6-9 баллов – средний уровень сформированности УУД

0-5 балла – низкий уровень сформированности УУД

Экспертный лист оценивания выполнения проектной  задачи учеников 4  класса

Дата____________Эксперт:___________________

УУД

Показатели, критерии оценивания

Имя обучающегося

Принятие от учителя и  самостоятельная постановка учебной задачи;

0б -не включается в работу группы, отстранен.

1б - принимается за решение проектной задачи в группе, формулирует собственное понимание задание, не удерживает задачу до конца, выполняет часть заданий

2б - проявляет лидерство, распределяет задания между участниками группы, координирует работу группы, удерживает задачу до конца.

Построение и решение системы частных задач,   решаемых общим способом

0б - не участвует в решении проектной задачи, не задает вопросов, не фиксирует результаты.

1б - решает проектную задачу, обращается за помощью к участникам группы в случае затруднений, переспрашивает.

2б- решает проектную задачу самостоятельно, руководит в группе решением проектной задачи, помогает другим.

Использует речевые средства и технологии групповой и парной работы для решения разных задач

0б – не слушает, перебивает, не учитывает мнение партнера

1б – иногда прислушивается к партнеру, иногда игнорирует его мнение

2б – внимательно выслушивает партнера, с уважением относится к его позиции, старается ее учесть, если считает веской

0б – не участвовал в презентации

1б – участие в презентации незначительное

2б – участие в презентации значительное

Контроль и взаимоконтроль за выполнением действий.

0б – не следит за временем выполнения работы, не вносит необходимые изменения в собственную работу, не контролирует результаты других групп.

1б-следит за временем выполнения работы частично, иногда показывает и выражает свое отношение к результатам решения проектной задачи другими группами.

2б-следит за временем выполнения работы, сличает свою работу с работой других, показывает и выражает свое отношение к результатам решения проектной задачи другими группами, вносит адекватные изменения в свою работу.

Оценка и самооценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи

0б – не оценивает собственную работу по заданным критериям, не включается в оценку результатов групповой работы, не выделяет собственных трудностей и ошибок.

1б - оценивает собственную работу по заданным критериям, завышая или занижая,  включается в оценку результатов групповой работы несодержательно, выделяет собственные трудности  и ошибки частично.

2б – адекватно оценивает собственную работу по заданным критериям,  включается в оценку результатов групповой работы содержательно, выделяет собственные трудности  и ошибки.

http://www.milosskaya.ru/uploads/posts/2014-12/1418045356_image.jpg

http://www.freakingnews.com/pictures/43000/Squirrel-monkey--43480.jpg

http://www.alegri.ru/images/75(9).jpg

http://puzik-karapuzik.ru/wp-content/uploads/2015/06/111.jpg



http://www.milosskaya.ru/uploads/posts/2014-12/1418045356_image.jpg

http://www.freakingnews.com/pictures/43000/Squirrel-monkey--43480.jpg

http://www.alegri.ru/images/75(9).jpghttp://puzik-karapuzik.ru/wp-content/uploads/2015/06/111.jpg


                                                     

           Карточка № 1                                                                  

            Обезьяна        Карточка № 1

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

                Обезьяна        

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.


.

        Карточка № 2  Годы обезьяны

 

2016 – год Обезьяны

Карточка № 2  Годы обезьяны

 

2016 – год Обезьяны

Карточка № 3

Величины

сантиметры

миллиметры

киллограммы

граммы

Карточка № 3

Величины

сантиметры

миллиметры

киллограммы

граммы

Карточка № 1        

           Обезьяна

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

.

        Карточка № 2  Годы обезьяны

 

2016 – год Обезьяны

Карточка № 3

Величины

сантиметры

миллиметры

киллограммы

граммы

--

--

--

Вопрос о системе оценивания является актуальным для современного образования.Уже  разработаны и разрабатываются  разные инструменты и способы оценивания познавательных, регулятивных и коммуникативных учебных действий:

- комплексные проверочные работы;

-проекты;

- практические задачи;

- образовательные события и др.

        Мы сегодня на нашем мастер – классе проживем  один из инструментов оценивания УУД: проектную задачу.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ:

Слайд 2. Проектная задача ориентирована на применение нескольких способов дествия, не привязана к определенной теме урока или предмету. Итогом, как правило, является конечный продукт, выраженный в плакате, схеме, газете, книжке – раскладушке и т.д.

Слайд 3: Проектная задача носит групповой характер ( в группе 5 – 6 человек) Задания готовятся по количеству участников.

Слайд 4. Классифицирутся

- по предметности: монопредметные  и  межпредметные

- по возрасту:  разновозрастные, одновозрастные

Слайд 5: любая проектная задача должна быть представлена методическим конструктором

Распределение ролей. 2 группы, 2 наблюдателя - эксперта

Вступительное слово: Ребята, сегодня вам предстоит показать свои возможности  и способности в создании коллективного продукта. Вы будете оформлять буклет «Символ Нового года». Тема выбрана неслучайно: почему? Кто является символом 2016 года?

        Сейчас вам предстоит выполнить задания в группах. Работайте дружно и слаженно. Время на работу 15 минут и 5 минут – на презентацию.

        

Выполнение проектной задачи.

Рефлексия: Что испытали, выполняя проектную задачу?

                           (подарочки, цветные листы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1. Мастер - класс «Букет для учителя из гофрированной бумаги. Торцевание». 2. Системная модель реализации программы «Разговор о правильном питании». Коллективные формы работы учащихся. 3. Новый год. История праздника. 4. Сборник математических задач

1.Торцевание. Букет для учителя из гофрированной бумаги. Требуется много времени, чтобы из маленького семечка вырос цветок. А благодаря этому мастер-классу можно "вырастить" целый букет за короткое вр...

Мастер-класс на тему "Формирование универсальных учебных действий при решении задач"

В мастер-классе показаны варианты формирования УУД при решении задач, используя знаково - символическое моделирование....

Мастер-класс " Комбинаторные задачи и способы их решения"

ФГОС второго поколения начального общего образования определяет новые требования к уровню подготовки младших школьников, что предполагает необходимость переосмысления учителями начальной школы как сам...

Мастер-класс "Решение текстовых задач"

Методическая разработка...

Мастер-класс "Системно-деятельностный подход при решении задач.

Конспект урока -путешествия на уроке математики, используя системно-деятельностный подход, презентация, музыка, песня.  УМК "ПНШ"...

Мастер-класс "Системно-деятельностный подход при решении задач.

Конспект урока -путешествия на уроке математики, используя системно-деятельностный подход, презентация, музыка, песня.  УМК "ПНШ"...

Презентация к мастер-классу "Системно-деятельностный подход при решении задач"

Презентация к документу " Мастер-класс "Системно-деятельностный подход при решении задач"...