Главные вкладки

    Урок в музее С.Есенина
    методическая разработка

    Николаева Наталия Николаевна

    Разработка урока в музее.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_v_muzee_esenina.docx51.43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок в музее « Творческая мастерская в музее С.А.Есенина»

    Учитель:  Николаева Н.Н.

    Цель урока: составление собственных творческих работ на основе образцов лирики С.Есенина.

    Межпредметные связи:русский язык, живопись, музыка.

    Технологии: урок-мастерская  

    Формы работы: коллективная, парная, индивидуальная.

    План урока:

    1. Организационный этап  
    2. Мотивационно-ориентировочный этап  

                Составление   карты

    1. Самоконструкция.  Социоконструкция  
    2. Социализация  
    3. Творческий этап    
    4. Разрыв: приём моделирования, работа с таблицами  
    5. Социализация  
    6. Творческий этап: сочинение стихотворений
    7. Стадия рефлексии
    8. Домашнее задание  

    Подготовительная работа:

    • класс разбит на 3  группы, каждая группа получила задание:

    - ответить на вопрос «Зачем нужны стихи?», подготовить сообщение об особенностях стиля С.Есенина,

    - проиллюстрировать понравившиеся стихи

    • индивидуальные задания:

    - выучить наизусть стихотворения С. Есенина

    - подобрать видеофрагменты на стихи С.Есенина, видеозарисовки, созвучные стихотворениям о природе,

    - подготовить песню, романс на стихотворение С. Есенина,  выучить отрывок из книги А.Солженицына «Крохотки» («На родине С. Есенина»).

     

    Ход урока

    1.1.Организационный этап.

    Видеофрагмент «Рисунок на песке. Песочная композиция на стихи С.Есенина «Разбуди меня завтра рано…».Автор – Артур Кириллов. «Разбуди меня завтра рано…» Сергей Есенин

    Разбуди меня завтра рано,
    О моя терпеливая мать!
    Я пойду за дорожным курганом
    Дорогого гостя встречать.

    Я сегодня увидел в пуще
    След широких колес на лугу.
    Треплет ветер под облачной кущей
    Золотую его дугу.

    На рассвете он завтра промчится,
    Шапку-месяц пригнув под кустом,
    И игриво взмахнет кобылица
    Над равниною красным хвостом.

    Разбуди меня завтра рано,
    Засвети в нашей горнице свет.
    Говорят, что я скоро стану
    Знаменитый русский поэт.

    Воспою я тебя и гостя,
    Нашу печь, петуха и кров…
    И на песни мои прольется
    Молоко твоих рыжих коров
    .

    На фоне композиции – слова учителя о красоте сегодняшнего утра, созвучной стихам С.Есенина. После чтения стихотворения – слова о том, что С.Есенин – бесспорная национальная эстетическая ценность.

    2.Мотивационно-ориентировочный этап.

    2.1. Мотивация. А вы хотели бы научиться сочинять стихи? Какие интересные мотивы для своего творчества вы могли бы найти? Приём «Оратор».

    а) Поэзия возникла раньше прозы. Самые древние произведения создавались в поэтической форме. Лишь в XVIII-XIX вв. эти области сравнялись по значению.Стихосложение учит внимательнее относиться к слову, что, в свою очередь, способствует повышению грамотности.

    б) Во многих странах умение сочинять стихи считалось обязательным для хорошо образованного человека. Государственные чиновники в Древнем Китае сдавали экзамены по стихосложению. Японские самураи наряду с боевыми искусствами изучали искусство сочинения стихов. «Все они герои, все они таланты, все они поэты», – так характеризует Б. Окуджава блестящих молодых людей из свиты русского царя.

    в) Сочинение стихов способствует развитию речи, литературного и, вообще, художественного вкуса. Развивается образное мышление, повышается общий интеллектуальный уровень. «Колоссальным ускорителем мышления» назвал поэзию И. Бродский.

    2.2. Определение темы, целей и задач урока. «Какой чистый и какой русский поэт!» (М.Горький). Как вы думаете, какие эпитеты употребил М.Горький, характеризуя поэзию С.Есенина?Значит, у кого мы будем учиться? Тема, Цель.

    2.3.С чего начинаются стихи? С выбора темы. Какие три темы лирики С.Есенина будут в центре внимания на сегодняшнем уроке? Ответить на это вопрос вам помогут стихи.

    Литературная композиция. Подборка стихов.

    Я люблю родину.

            Я очень люблю родину!

            Хоть есть в ней грусти ивовая ржавь.

            Приятны мне свиней испачканные морды

            И в тишине ночной звенящий голос жаб.

            Я нежно болен вспоминаньем детства,

            Апрельских вечеров мне снится хмарь и сырь.

            Как будто бы на корточки погреться

            Присел наш клен перед костром зари…

    А ты, любимый,

            Верный пегий пес?!

            От старости ты стал визглив и слеп

            И бродишь по двору, влача обвисший хвост,

            Забыв чутьем, где двери и где хлев.

            О, как мне дороги все те проказы,

            Когда, у матери стянув краюху хлеба,

            Кусали мы с тобой ее по разу,

            Ни капельки друг другом не погребав.

    Спит ковыль. Равнина дорогая,
    И свинцовой свежести полынь.
    Никакая родина другая
    Не вольет мне в грудь мою теплынь.

    Свет луны, таинственный и длинный,
    Плачут вербы, шепчут тополя.
    Но никто под окрик журавлиный
    Не разлюбит отчие поля.

    И теперь, когда вот новым светом
    И моей коснулась жизнь судьбы,
    Все равно остался я поэтом
    Золотой бревенчатой избы.

    Ответы детей: Дом («Всё равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы…»), Природа («Природа – душа есенинских стихов»), Анималистические образы («…И зверьё, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове…»).Итак, первый урок, который преподаёт нам С.Есенин: пишите о том, что вам близко и знакомо.

    3. Индуктор.

    Что нужно, чтобы писать хорошие стихи? Посмотрите видеофрагмент и сравните с миниатюрой А.И.Солженицына «На родине С. Есенина». Обсудите в группах. Работа на «Листах мастерской»: наполняем сосуд поэзии.

    НА РОДИНЕ ЕСЕНИНА. А.И.Солженицын «Крохотки».
    Четыре деревни одна за другой однообразно вытянуты вдоль улицы. Пыль. Садов нет. Нет близко и леса. Хилые палисаднички. Кой-где грубо-яркие цветные наличники.
    В избе Есениных —  перегородки не до потолка, чуланчики, клетушки, даже комнатой не назовешь ни одну. В огороде — слепой сарайчик, да банька стояла прежде, сюда в темень забирался Сергей и складывал первые стихи.
    Я иду по деревне этой, каких много и много, где и сейчас все живущие заняты хлебом, наживой и честолюбием перед соседями, — и волнуюсь: небесный огонь опалил однажды эту окрестность, и ещё сегодня он обжигает мне щёки здесь. Я выхожу на окский косогор, смотрю вдаль и дивлюсь: неужели об этой далёкой тёмной полоске  леса можно было так загадочно сказать: 
    На бору со звонами плачут глухари...? 
    И об этих луговых петлях спокойной Оки: 
    Скирды солнца в водах лонных…? 
    Какой же слиток таланта метнул Творец сюда, в эту избу, в это сердце деревенского драчливого парня, чтобы тот, потрясённый, нашёл столькое для красоты — у печи, в хлеву, на гумне, за околицей, — красоты, которую тысячу лет топчут и не замечают?.. 

    4.Самоконструкция (выполнение работы индивидуально). Социоконструкция (обсуждение в группах).

    5. Социализация. Составление кластер: стихотворение – талант, образованность, душа, вдохновение, наблюдательность, воображение, понимание красоты, любовь к родине, самообразование, творческая индивидуальность, «прошёл школу реки, школу леса, школу звёздного неба».

    Итак, второй урок, который преподает нам С.Есенин – стремитесь наполнить себя этими качествами.

    6. Творческий этап- на какие стих-ия Есенина можно наложить музыку?

    Вы обратили внимание, с чего начинаются стихи С.Есенина? Вот вам третий урок: первая фраза задаёт тональность всему стихотворению. У С.Есенина часто – пейзажные зачины.

    7. Разрыв: приём моделирования, работа с таблицами. Работа над индивидуальным стилем С.Есенина.

    Задание группе «Дом»:1) запишите в таблицу лексическое значение диалектных слов, встречающихся в стихотворении «В хате»:

    Драчёна – кушанье из пшена и яиц.
    Дежка – деревянная кадка для кваса.
    Паз – щель, дыра.

    Попелица – пепел.
    Махотка – глиняная кринка для молока.

    2) создайте уголок крестьянской избы в соответствии с текстом стихотворения, дополнив предметами, которые могли бы быть в доме Есениных.

    Вывод: особенность – стремление к конкретности, предметности, вещности деталей стихотворения.

    Задание группе «Природа»: из стихотворения «О красном вечере задумалась дорога» запишите в таблицу цветообразы и объясните их символическое значение в лирике С.Есенина.

    О красном вечере задумалась дорога,

    Кусты рябин туманней глубины.

    Изба-старуха челюстью порога

    Жует пахучий мякиш тишины.

    Осенний холод ласково и кротко

    Крадется мглой к овсяному двору;

    Сквозь синь стекла желтоволосый отрок

    Лучит глаза на галочью игру.

    Обняв трубу, сверкает по повети

    Зола зеленая из розовой печи.

    Кого-то нет, и тонкогубый ветер

    О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.

    Кому-то пятками уже не мять по рощам

    Щербленый лист и золото травы.

    Тягучий вздох, ныряя звоном тощим,

    Целует клюв нахохленной совы.

    Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрема,

    Дорога белая узорит скользкий ров...

    И нежно охает ячменная солома,

    Свисая с губ кивающих коров.

    Цвет в стихотворении

    Символ цвета

    Красный (вечер)

    Цвет богатства, царственности, красоты

    Синь (стекла)

    Цвет неба, чистоты, свободы, открытости.

    Желтоволосый (отрок), золото (травы)

    Цвет спокойствия, солнца и лета.

    Зелёная (зола)

    Цвет растительности, пробуждения, весны, надежды, обновление.

    Розовая (печь)

    Цвет мечты, грез, восторженности, романтичности.

    Белая (дорога)

    Цвет чистоты, сияющего света, начала новой жизни.

    Вывод: Цветопись помогает ярче выразить настроение. У С.Есенинацветообразы не столько отвечают зрительным представлениям, сколько передают восхищение красотой родного края. Это четвёртый урок для нас.

    Задание группе «Анималистические образы»: из стихотворения «Песнь о собаке» выпишите тропы, заполнив таблицу.

    В синюю высь звонко
    Глядела она, скуля,
    А месяц скользил тонкий
    И скрылся за холм в полях.

    И глухо, как от подачки,
    Когда бросят ей камень в смех,
    Покатились глаза собачьи
    Золотыми звездами в снег.

    Художественные средства

    Значение

    Эпитеты

    Синяя высь, тонкий месяц, золотыми звёздами, звонко глядела, глухо покатились.

    помогает слову (выражению) обрести красочность, насыщенность; образно охарактеризовать предмет;· создать атмосферу, настроение;· передать отношение автора (рассказчика, лирического героя) к характеризуемому предмету

    Сравнения

    И глухо, как от подачки.

    служит для усиления изобразительности иобразности, подчеркиваетсущественные признакиизображаемых предметов или явлений, служит длявыражения авторских оценок и эмоций

    Олицетворения

    Месяц скрылся.

    служат для создания ярких,выразительных и образныхкартин чего-либо, усиленияпередаваемых мыслей и чувств

    Метафора

    Покатились глаза собачьи золотыми звёздами в снег.

    усиливает эмоциональнуювыразительность речи;

    является основой для создания образов-символов

    Вывод:Использование тропов помогает предельно сконцентрировать мысли и чувства, достичь полноты содержания. У С.Есенина метафора – ключ поэта к миру. Это пятый урок для нас.

    8. Социализация.

    9. Творческий этап: сочинение стихотворений с использованием рифм.

    Знакомо – дома, добротой – свой, время – бремя, собрал – кинозал, беседой – обеды, семья – бытия.

    Или:

    Облака – река, невзначай – встречай, вид – говорит, зима –сама (дома).

    Примечание: вы можете использовать свои рифмы, опираясь на «Памятку юному поэту».

    Памятка юному поэту

    1. Выбирай тему, близкую тебе, по которой есть что сказать. У С.Есенина – это дом, природа, родные, крестьянский быт.
    2. Помни, что первая фраза задаёт тональность всему стихотворению. У С.Есенина часто встречаются пейзажные зачины.
    3. Использование тропов помогает предельно сконцентрировать мысли и чувства, достичь полноты содержания. У С.Есенина метафора – ключ поэта к миру.
    4. Цветопись помогает ярче выразить настроение. У С.Есенинацветообразы не столько отвечают зрительным представлениям, сколько передают восхищение красотой родного края.
    5. В выборе рифм проявляется богатство лексикона, лексические пристрастия, тематика творчества поэта. У С.Есенина рифмы свидетельствуют о влюблённости поэта в русскую деревню и природу родного края.

    10. Социализация.

    11. Стадия рефлексии. Подведение итогов урока.

    Оцените своё эмоциональное состояние на уроке через цвета радуги, учитывая, что

    красный –  восторженное;

    оранжевый – радостное, позитивное;

    жёлтый – светлое, приятное;

    зеленый – спокойное;

    голубой – тёплое, приятное

    синий – неудовлетворенное, грустное;

    фиолетовый – тревожное, напряженное;

    Задание группе «Дом»:

    1. найдите в таблицу лексическое значение слов, встречающихся в стихотворении «В хате»:

     Драчёна                                    глиняная кринка для молока
    Дежка                                       пепел
    Паз                                            щель, дыра

    Попелица                                  деревянная кадка для кваса

    Махотка                                   кушанье из пшена и яиц

        2) создайте уголок крестьянской избы в соответствии с текстом стихотворения, дополнив предметами, которые могли бы быть в доме Есениных.

     

    Задание группе «Природа»: из стихотворения «О красном вечере задумалась дорога» запишите в таблицу цветообразы и объясните их символическое значение в лирике С.Есенина.

    О красном вечере задумалась дорога,

    Кусты рябин туманней глубины.

    Изба-старуха челюстью порога

    Жует пахучий мякиш тишины.

    Осенний холод ласково и кротко

    Крадется мглой к овсяному двору;

    Сквозь синь стекла желтоволосый отрок

    Лучит глаза на галочью игру.

    Обняв трубу, сверкает по повети

    Зола зеленая из розовой печи.

    Кого-то нет, и тонкогубый ветер

    О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.

    Кому-то пятками уже не мять по рощам

    Щербленый лист и золото травы.

    Тягучий вздох, ныряя звоном тощим,

    Целует клюв нахохленной совы.

    Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрема,

    Дорога белая узорит скользкий ров...

    И нежно охает ячменная солома,

    Свисая с губ кивающих коров.

    Цвет в стихотворении

    Символ цвета

    Красный (вечер)

     

    Синь (стекла)

     

    Желтоволосый (отрок), золото (травы)

     

    Зелёная (зола)

     

    Розовая (печь)

     

    Белая (дорога)

     

     

    Задание группе «Анималистические образы»: из стихотворения «Песнь о собаке» выпишите тропы (слова и выражения, используемые в переносном смысле с целью достичь художественной выразительности речи), заполнив таблицу.

    В синюю высь звонко
    Глядела она, скуля,
    А месяц скользил тонкий
    И скрылся за холм в полях.

    И глухо, как от подачки,
    Когда бросят ей камень в смех,
    Покатились глаза собачьи
    Золотыми звездами в снег.

    Художественные средства

    Значение

    Эпитеты

     

     

    Сравнения

     .

     

    Олицетворения

     

     

    Метафора

     

     

     

    В хате

    Пахнет рыхлыми драченами,

    У порога в дежке квас,

    Над печурками точеными

    Тараканы лезут в паз.

    Вьется сажа над заслонкою,

    В печке нитки попелиц,

    А на лавке за солонкою —

    Шелуха сырых яиц.

    Мать с ухватами не сладится,

    Нагибается низко,

    Старый кот к махотке крадется

    На парное молоко.

    Квохчут куры беспокойные

    Над оглоблями сохи,

    На дворе обедню стройную

    Запевают петухи.

    А в окне на сени скатые,

    От пугливой шумоты,

    Из углов щенки кудлатые

    Заползают в хомуты.

    Эпитет - это образное, художественное определение. Эпитет выразительно описывает признак предмета, его качество или свойство.

    Сравнение - это стилистический прием, основанный на образном сопоставлении двух предметов или состояний

    Олицетворение - изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

    Метафора - переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова "как", "как будто", "словно" отсутствуют, но подразумеваются.

    Глоссарий:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературного чтения. С.Есенин "Лебёдушка"

    Это заключительный урок по произведению Сергея Есенина "Лебёдушка"....

    Урок по литературе. Сергей Есенин "Поет зима - аукает"

    Открытый урок по литературному чтению с использованием наглядного материала....

    Презентация к уроку чтения. С.А.Есенин "Береза"

    Данная презентация входит в комплект к уроку....

    Урок литературного чтения С. Есенин "Берёза".

    Конспект урока литературного чтения во 2 классе Сергей Есенин "Берёза"....

    Урок в музее Космонавтики и музее Королева

    Разработка урока в музее Космонавтики и музее Королева....