Урок в музее Скрябина
методическая разработка

Николаева Наталия Николаевна

Разработка урока в музее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

1. Ознакомительный этап.

До посещения Мемориального музея А. Н. Скрябина учащимся необходимо ознакомиться с материалами к уроку и прослушать произведения композитора.

В музее учитель проводит инструктаж по правилам поведения в музее и работе с рабочими листами.

2. Планирование работы.

Учащиеся получают рабочие листы и знакомятся с заданием. Их задача – составить хронологическую ленту жизни и творчества А. Н. Скрябина. Ученикам необходимо определить цель работы и спланировать её выполнение (особенности составления хронологической последовательности, обобщение фактов, анализ событий). Выполнение заданий рабочего листа может быть организовано в группах или индивидуально.

3. Выполнение заданий.

Учащиеся выполняют задания в соответствии с рабочим листом, изучая представленные в музее предметы, а также извлекая информацию из предложенных текстов.

Учащимся необходимо заполнить «ленту времени», записывая все даты и ключевые слова (например, 1872 год – рождение; 1873–1879 – смерть матери, назначение отца, воспитание у бабушки).

 

4. Заключительный этап.

        После выполнения всех заданий рабочего листа учащимся предлагается обсудить и сравнить полученные результаты (даты и события). После обсуждения и корректировки ответов учащиеся получают хронологию жизни великого композитора как продукт урока. Данную хронологию можно использовать в качестве опорного материала для рассказа о выдающейся личности и эпохе Серебряного века в искусстве, выражения своего отношения к творчеству композитора.

        Схема хронологической последовательности для заполнения представлена в материалах для учеников.



Предварительный просмотр:

Список литературы

1. Официальный сайт Мемориального музея А. Н. Скрябина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.scriabinmuseum.ru/ (дата обращения: 12.12.2018).

2. Martineau K., Alexаndre Scriabine [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bu.u-bourgogne.fr/EXPLOITATION/basicfilesdownload.ashx?repositoryId=1&itemId=5919 (дата обращения: 12.12.2018).

 



Предварительный просмотр:

Полезные ссылки

п/п

Название файла

Ссылка в сети «Интернет»

1

Официальный сайт Мемориального музея

А. Н. Скрябина

https://www.scriabinmuseum.ru/

2

Martineau K., Alexаndre Scriabine

https://bu.u-bourgogne.fr/EXPLOITATION/basicfilesdownload.ashx?repositoryId=1&itemId=5919

3

Ссылка на иллюстрацию

https://drive.google.com/open?id=1lwXgQWCcjyRKLZPLJAcWYt9VQQJwjgSD

4

Ссылка на иллюстрацию

https://drive.google.com/open?id=1Zy7D7VDoGWWHyIoUvCmZXODijCCLc_P5

5

Ссылка на иллюстрацию

https://drive.google.com/open?id=12JxkKUbcrsdd9sTOZaIgzfP9DGBzNnu4

6

Ссылка на иллюстрацию

https://drive.google.com/open?id=1KrKfvJ5JPCwtCqR1GzV7iWMTlEPU4ddj



Предварительный просмотр:

Справочный материал для учителя

Александр Николаевич Скрябин (18721915)

Современники называли Александра Скрябина композитором-философом. Он первым в мире придумал концепцию свето-цветозвука: визуализировал мелодию с помощью цвета.
В последние годы жизни композитор мечтал воплотить в жизнь необыкновенное действо из всех видов искусств: музыки, танца, пения, архитектуры, живописи. Так называемая «Мистерия» должна была начать отсчёт времени нового идеального мира. Но Александр Скрябин так и не успел осуществить свою идею.

Александр Скрябин родился в 1872 году в дворянской семье. Его отец служил дипломатом в Константинополе, поэтому сына видел редко.
Мать умерла, когда ребёнку был год. Воспитывали Александра Скрябина бабушка и тётя, которая и стала его первой учительницей музыки. Уже в пять лет мальчик исполнял на фортепиано несложные пьесы и подбирал услышанные однажды мелодии, а в восемь начал сочинять собственную музыку (в семилетнем возрасте сочинил оперу «Лиза в 5-ти актах»).
Тётя отвела племянника к известному пианисту Антону Рубинштейну.
Тот был так поражён музыкальным талантом Скрябина, что попросил родных не заставлять мальчика ни играть, ни сочинять, когда у него не было на то желания.

В 1882 году по семейной традиции юного дворянина Скрябина отправили учиться во Второй Московский кадетский корпус в Лефортово. Именно там состоялось первое публичное выступление 11-летнего музыканта. На это же время пришлись и его дебютные композиторские опыты – в основном фортепианные миниатюры. На творчество Скрябина в то время повлияло увлечение Шопеном, он даже спал с нотами известного композитора под подушкой.

В 1888 году, за год до окончания кадетского корпуса, Александр Скрябин стал студентом Московской консерватории по классу композиции и фортепиано. К моменту поступления в консерваторию он написал более семидесяти музыкальных сочинений. Молодого музыканта заметил директор Василий Сафонов. По его воспоминаниям, у юноши было «особое разнообразие звука», он «обладал редким и исключительным даром: инструмент у него дышал».

Александр Скрябин стремился к исполнительскому совершенству, поэтому много репетировал. Однажды он «переиграл» правую руку. Заболевание оказалось настолько серьёзным, что знаменитый в то время врач Григорий Захарьин сказал юноше, что мышцы руки отказали навсегда. Василий Сафонов, узнав о болезни своего ученика, отправил его к себе на дачу в Кисловодск, где тот и вылечился.

Старшие курсы свободного сочинения вёл профессор гармонии и контрапункта Антон Аренский, ему была близка лирическая камерная музыка. Его же ученик, Скрябин, напротив, не любил строгих композиторских канонов и создавал странные, на взгляд Аренского, произведения. За 1885–1889 годы Скрябин написал более пятидесяти различных пьес – большинство из них не сохранилось или осталось в недоделанном виде. Творчество молодого музыканта уже тогда начало выбиваться из тесных рамок академической программы.

Из-за творческого конфликта с учителем гармонии Скрябин остался без композиторского диплома. В 1892 году он окончил Московскую консерваторию только как пианист по классу Сафонова. Скрябин получил Малую золотую медаль, а его имя занесли на мраморную доску почёта у входа в Малый зал Московской консерватории.

После окончания Московской консерватории из-за обострения болезни правой руки Скрябин пережил тяжёлый период в своей жизни, из которого ему помог выйти известный петербургский меценат М. П. Беляев (до конца своих дней был издателем и пропагандистом музыки композитора), отправив Скрябина в турне по Европе. Во втором турне, организацией которого занимался также Сафонов, Скрябин выступил с серией концертов, завоевав признание как превосходный композитор и пианист. Александр Скрябин играл практически только собственные сочинения, покоряя слушателей романтической утончённостью и одухотворённостью пианистического стиля.

В 1898 году Сафонов пригласил Скрябина преподавать специальное фортепиано в Московской консерватории. Педагогическую деятельность Скрябин совмещал с интенсивным композиторским творчеством.

В 1904–1909 годах композитор жил за границей. Давал концерты в Америке с оркестром под управлением А. Никиша (под управлением Никиша прошла премьера «Божественной поэмы» в Париже, в Америке же Скрябин давал концерты под управлением М. Альтшулера и В. Сафонова), В 1908 году в Европе Скрябин знакомился с С. А. Кусевицким, с которым в 1909 году выступил в Москве с триумфальным успехом. В 1910 году окончательно вернулся на родину. Последние годы жизни посвятил в основном фортепианным сочинениям. Тогда же сформировал новую систему музыкального мышления, получившую развитие в искусстве ХХ века (усложнение гармонической вертикали, снимающее необходимость разрешения диссонанса, появление диссонантной тоники, расширение тональности, охватывающей все 12 ступеней, образование новых ладовых структур, возникновение «гармониемелодии» – так называемый прометеев аккорд, в котором гармонический комплекс становится свёрнутым в вертикаль звукорядом). В 1910 году молодой С. С. Прокофьев посвятил Скрябину симфоническую поэму «Сны».

В 1910 (летом 1910 года, а в марте 1911 прошли Московская и Петербуржская премьеры «Прометея») году Скрябин написал одно из самых знаменитых своих произведений – симфоническую поэму «Прометей». Композитор обладал цветным слухом, дающим ощущение цвета во время исполнения музыки. Он решил воплотить своё визуальное восприятие в своей поэме.

Композитор сконструировал цветовой круг (Скрябин не конструировал круг, а только сделал эскизы. Сам же аппарат создал Александр Эдмундович Мозер по эскизам Скрябина) и использовал его при исполнении поэмы, а партию света в партитуре прописал отдельной строкой – «Luce». В то время технически осуществить свето-цветосимфонию было невозможно, поэтому премьера прошла без светового сопровождения. «Прометей» стал первым наброском «Мистерии», в которой должен был использовался синтез искусств.

Скрябина всё более захватывала идея будущей «Мистерии».
Её контуры композитор выстраивал более десяти лет. Мистерию оркестра, света, аромата, красок, движущейся архитектуры, стихов и хора в 7000 голосов он планировал представить в храме на берегу Ганга (очень спорное – про Ганг, может быть, лучше аккуратно сказать: «В Индии на берегу священного озера»). По задумке Скрябина, произведение должно было объединить всё человечество, подарить людям чувство великого братства и начать отсчёт времени для обновлённого мира.

Поставить «Мистерию» композитору так и не удалось.
Смерть Скрябина в 43 года произошла из-за внезапно возникшего заражения крови и вызвала большое потрясение в российском обществе. Похоронили композитора на кладбище Новодевичьего монастыря в Москве.

Источники: https://www.culture.ru/persons/8303/aleksandr-skryabin

http://www.mosconsv.ru/ru/person.aspx?id=123586



Предварительный просмотр:

Александр Николаевич Скрябин (18721915)

А. Н. Скрябин вошёл в русскую музыку в конце 1890-х годов и сразу заявил о себе как исключительная, ярко одарённая личность.  Несмотря на короткий по времени творческий путь, композитором создано множество произведений в жанрах симфонической и фортепианной музыки. Творчество Скрябина оказалось созвучным сложной и бурной эпохе рубежа двух столетий и начала нового, XX века.

Он впервые в музыкальной практике ввёл в симфоническую партитуру специальную партию света (музыкальная поэма «Прометей»), что связано с обращением к цветному слуху. Известно, что Скрябин, как и
Н. А. Римский-Корсаков, обладал так называемым цветным слухом: тональности воспринимались им окрашенными в определённые тона.
Так, например, ре мажор он «видел» ярко жёлтым, ля мажор – зелёным,
ре-бемоль мажор (фа-диез мажор) – фиолетовым.

Творчество Скрябина оказало существенное воздействие на фортепьянную и симфоническую музыку XX века. Получили дальнейшее развитие идеи синтеза музыки и света. В 1922-м в помещении последней квартиры Скрябина в Москве организован музей.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Рабочий лист группы № 1

(Зал «Рабочий кабинет»)

Перед началом работы учащиеся делятся на две группы.

1. Состав группы: _________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 1. (Рекомендуется выполнить дома, перед посещением музея).

Прочитайте текст:

Мир звуков так многообразен,

Богат, красив, разнообразен,

Но всех нас мучает вопрос:

Откуда звуки возникают,

Что слух наш всюду услаждают?

Пора задуматься всерьёз.

Причина звука – колебания тел; вокруг колеблющегося тела возникают колебания частичек среды, и эти колебания распространяются в пространстве. Человеческое ухо способно различать колебания от 16 до 20 000 раз в секунду. Вибрирующее тело может быть твёрдым, например, струна, газообразным, например, струя воздуха в духовых музыкальных инструментах, или жидким, например, волны на воде.

Чем сильнее размах колебаний тела (амплитуда), тем громче звук.
За единицу громкости звука принят 1 Бел (в честь Александра Грэхема Белла, изобретателя телефона). На практике громкость измеряют в децибелах.

1 дБ = 0,1 Б.

Звук может быть низким и высоким. Чем чаще колеблется тело, тем выше тон. У звука есть ещё одно свойство – тембр. Это индивидуальная окраска звука, благодаря которой мы отличаем звук скрипки от звука фортепиано, даже если он одинаковой громкости и частоты.

  1. Дайте определение звука.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В чём причина возникновения звука?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Звуки какой частоты воспринимает ухо человека?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выберите верные утверждения.

Чтобы услышать звук, необходимы…

а) музыкальный инструмент;

б) колеблющееся тело;

в) упругая среда;

г) воздух и твёрдое тело;

д) определённый диапазон частот;

е) любая частота.

  1. Чем звук отличается от шума?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. От чего зависит громкость звука?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. От чего зависит высота тона?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 2. Светомузыка (или цветомузыка) – вид художественной деятельности, основанный на синтезе музыки и света. Это сопровождение музыки последовательностью цветов, определяемых однозначным соотношением «звукоряд – цветоряд».

Одним из экспонатов музея является цветосветовой аппарат, изготовленный по эскизам А. Н. Скрябина его другом, профессором А. Мозером для сопровождения симфонической поэмы «Прометей» – первого
цвето-светомузыкального произведения.

Найдите в экспозиции музея световой аппарат. Ответьте на вопросы:

  1. Что представляет собой аппарат? 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Перечислите известные вам физические явления, которые вы наблюдаете в световом аппарате. 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Задание № 3. Прочитайте цитату А.Н. Скрябина:

«У меня в "Прометее" будет свет. Я хочу, чтобы были симфонии огней. Вся зала будет в переменных светах. Вот тут они разгораются, это огненные языки, видите, как тут и в музыке огни. Ведь каждому звуку соответствует цвет. Вернее, не звуку, а тональности».

Александр Скрябин

Выскажите своё мнение, каким образом идея А. Н. Скрябина повлияла на развитие современных светомузыкальных технологий.

______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 



Предварительный просмотр:

Практико-ориентированное задание

Дед великого натуралиста Ч. Дарвина Эразм Дарвин в книге «Храм природы», вышедшей в 1803 году, указывает уже на возможность создания практического цветомузыкального устройства. В нём свет от мощной лампы проходит через цветные стёкла и падает на белую стену. Перед стёклами помещают подвижные решётки, соединённые с клавишами клавикордов, и «…производят одновременно слышимую и видимую музыку в унисон друг с другом».

Задание: предложите свой вариант создания цветомузыкального устройства.



Предварительный просмотр:

Практико-ориентированное задание

Рояли «Вельте-Миньон» обладают удивительной точностью и реагируют на тончайшие оттенки движения и удара. Однако из-за строжайшей секретности производства принцип работы Вельте-Миньон долго был неизвестен.

Задание: представьте себя конкурентами фирмы «Вельте-Миньон» и попробуйте объяснить, как рояль воспроизводил все нюансы игры музыкантов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в музее

Узнать историю старинных вещей Вам поможет конспект этого занятия....

"На урок в музей"

статья по музейной педагогике...

Урок в музее "Полезные ископаемые"

Для разнообразия форм обучения можно использовать урок в музее. Так урок "Полезные ископаемые" в 4 классе был проведен в музее землеведения МГУ,...

Урок в музее "Прялка, веретено, ткацкий станок.

Конспект урока. Ссылка на видео: http://www.youtube.com/watch?v=4AcnbfriYl0Скачать презентацию: https://cloud.mail.ru/public/b5fcfeae0915/%D0%9E%20%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%...

Урок в музее "Русские народные песни".

Урок представлен на конкурс «Времён связующая нить: урок в школьном музее»....

Конспект урока в музее "Космос глазами ребенка"

Урок может быть проведен с учениками вторых классов. Предмет «Окружающий мир». Программа «Школа России». Проходит урок в нетрадиционной форме, после урока по теме «Звездное небо» как закрепление пройд...

Урок в музее Космонавтики и музее Королева

Разработка урока в музее Космонавтики и музее Королева....