Интегрированные уроки УМК "Начальная школа 21 века"
план-конспект урока

Шуликова Наталья Николаевна

Предварительный просмотр:

        Разработка интегрированного урока русского языка и     литературного слушания 1 класс УМК «Начальная школа 21 века»

       Автор Шуликова Н.Н

         Тема: В.Сутеев «Палочка-выручалочка». Главные члены предложения.

Учебные задачи: вводить в круг чтения новые авторские сказки, сравнивать героев

сказки и их поступки, включить учащихся в эмоционально – творческую деятельность, связанную с читаемым произведением;

ввести понятие «главные члены предложения, их роль и место в предложении.

     Учебные умения: правильно называть сказку В. Сутеева «Палочка-выручалочка»,        выявлять авторскую точку зрения и выражать свою, уметь находить главные члены  предложения.

Цели: Формирование основ читательской самостоятельности - умение называть произведение (фамилию автора, заголовок); определять жанр и тему. Выявлять авторскую точку зрения, высказывать свою; воспитывать чувство сопереживания, добра, справедливости, смекалку; обогащать читательский интерес и опыт детей через систему упражнений с литературным произведением. Формирование умения находить главные члены в предложении.

Конспект урока:

1. Организация класса

Ты улыбкой, как солнышком брызни,
Выходя по утру из ворот.
Понимаешь у каждого в жизни,
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица,
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться,
И ответную искру зажечь.

- А теперь, подарим свои улыбки друг другу, гостям, тем самым пожелаем добра и счастья.
Сегодня у нас необычный урок и русского языка, и литературного слушания

сразу.

2. Сообщение темы

-Сегодня на уроке вас ждёт встреча с новым произведением.

-Заголовок произведения «Палочка - выручалочка».

Заголовок – это окошко для взгляда вперёд –

Посмотри – и увидишь, что тебя ждёт.

Заголовок – это не просто слова.

Эти слова – всему голова!

- О чём может быть текст с таким названием?

-Вы уже знаете такие произведения, где палочка помогала кому - то? (Золушка)

-После прослушивания произведения посмотрим, оправдались ли ваши предположения.

3.Слушание произведения (Слайды 2-17)

- Давайте послушаем произведение в исполнении артиста Всеволода Абдулова. (Приложение 1)

-На экране будут слайды – рисунки  В.Сутеева.

(Прослушивание аудиокниги, просмотр иллюстраций к сказке)

4.Проверка первичного восприятия

-Понравилось произведение?

-Что вам понравилось?

-Что вам не понравилось?

-Когда вам было весело? А грустно?

-Оправдались ли ваши предположения?

-А какие изученные нами словарные слова встретились в произведении? Проговорите их орфографически, запишите в тетрадь.

Руки? – НА МЕСТЕ

Ноги? – НА МЕСТЕ

Локти? – У  КРАЯ

Спина? – ПРЯМАЯ. 

 (Заяц, спасибо, дорога)  (Слайд 18)

5.Моделирование обложки

-Ребята, назовите жанр произведения?

-Сказка.

-Почему вы так решили? Докажите.

Приметы сказок - А какие бывают сказки? -Покажите на своих моделях, что я вам прочитала сказку.

-Подумайте, о ком эта сказка?

-О животных.

-Покажите это на своих моделях.

          (Учащиеся закрашивают круг коричневым цветом.)

-Откройте книгу и найдите фамилию автора. Кто написал эту сказку?

 -В.Сутеев.

Значит, какая это сказка?

- Авторская (литературная).

-Укажите на модели фамилию автора.

-Что вы знаете об этом человеке? (Слайд  19 – фото В.Сутеева)

-Сутеев сам иллюстрировал свои произведения.

-Писал сценарии к мультфильмам.

-Ещё у Сутеева был секрет: писал он правой рукой, а рисовал левой.

-Это, действительно, удивительный человек. Его рисунки нельзя спутать ни с чьими другими.

-С какими его произведениями мы уже знакомы? Отгадайте по моделям обложек. (Слайды 20-27)

-Откройте книгу и прочитайте заголовок сказки. Обозначьте заголовок в модели.

-Сравните с моей моделью. (Слайд 28)

-Назовите правильно произведение, с которым мы сегодня работаем на уроке.

-Владимир Сутеев «Палочка - выручалочка». Эта сказка о животных.

6.Работа с произведением

-Вам встретились такие слова, значение которых вам было непонятно?

-Кто главные герои в сказке?

 -Ёжик и Заяц.

 (Слайд 29)

-Переверните модели и запишите это на обратной стороне.

-Почему я поставила двустороннюю стрелку?

-Заяц и Ёжик разговаривают, ведут диалог.

-Каким был Ёжик? Заяц?

 -Изменился заяц после того, как Ёжик выручил его?

-Как автор относится к ежу? К зайцу?

-Кто вам понравился больше и почему?

  -Составьте предложение со словом ёж.

7.Физ.минутка

     Вы, наверное, устали? Да!

И, поэтому, все встали!

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

А теперь все замолчали,

И, как зайки, поскакали.

Поскакали, поскакали

И за кустиком пропали!

8. Работа с предложением  

Ребята, я тоже составила предложение с этим словом, но оно у меня рассыпалось. Можно то, что вы сейчас видите на экране назвать предложением? Почему? (Слайд 30)

Составьте предложение, начиная со слова «по». 

А теперь со слова «колючий», «бежит», «ёжик». (Слайд 31)

Одинаковые получились предложения? А смысл предложения изменился? Предложения разные, а смысл один. Почему? Узнаем чуть позже.

Сейчас, те ребята, у кого на партах есть карточки с заданиями, работают самостоятельно, все остальные работают со мной. (Приложение 2)

Запишите в тетрадь первое предложение.

- О ком говорится в предложении? (о ёжике)

- Ёжик – это главный член предложения. Подчёркиваем это слово одной чертой.

- Что говорится о ёжике? Что он делает? (бежит)

- Это второй главный член предложения. Подчеркиваем это слово двумя чертами.

  - Прочитайте главные члены предложения.

- Запоминаем: главный член предложения, отвечающий на вопросы кто? или что? подчеркиваем одной чертой, главный член предложения отвечающий на вопросы что делает? или что делают? подчеркивае6м двумя чертами.

Запишите второе предложение, подчеркните главные члены.

К нам присоединяются ребята, которые работали самостоятельно.

С третьим и четвёртым предложением работаем устно.

Сократите второе предложение на одно слово, на два, на три. Можно ещё сократить? Почему? Итак, главные члены предложения – это его грамматическая основа, на которой, как на опорах держится всё предложение. Скажите, так почему у нас предложения разные, а смысл в них один? А теперь давайте спросим у ребят, которые работали самостоятельно, что они узнали о главных членах предложения?

- Так что такое главные члены предложения? Расскажи по схеме

9. Физ.минутка  (Приложение 2  (Электронная физ.минутка)

10.Творческая работа в группах

-Сейчас будем работать по группам.

1 группа – прочитать выразительно отрывок из сказки по ролям.

2 группа - прочитать отрывок из сказки, инсценировать диалог главных героев.

3 группа - придумать продолжение сказки от имени Зайца.

4 группа – найти и подчеркнуть слова, которыми называл заяц палочку – выручалочку, после того как она ему помогала.

Презентация работы каждой группы.

Вопросы учащимся после выполнения заданий:

-Представьте, что перед вами настоящие герои сказок. Какие вопросы вы им хотите задать?

-Что посоветуете Ежу? Зайцу?

11. Итог урока. Рефлексия.

-Может ли простая палочка стать выручалочкой? От чего это зависит? В чьих руках простая палочка может стать волшебной?

-Вы правы, а как об этом сказал автор? Что самое важное?

-«Важна не палка, а умная голова, да доброе сердце!»

-«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»! Чему учит нас сказка?

- Какой урок возьмём из неё?

-Что хотел нам сказать автор?

-Не только палка, но и любая вещь может стать волшебной, если  окажется в руках умного и доброго человека.

-Ребята, что не знали никогда, а на этом уроке узнали.

-Оцените свою работу на уроке.

-Спасибо за работу!

-Спасибо за урок! (Слайд 32)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ Венгеровская средняя общеобразовательная школа №2 Интегрированный урок литературного слушания и русского языка (1 класс) УМК «Начальная школа 21 века» В.Сутеев «Палочка выручалочка» Главные члены предложения Автор учитель начальных классов высшей квалификационной категории Шуликова Н.Н Венгерово 2019

Слайд 18

Заяц,спасибо, дорога.

Слайд 19

Владимир Григорьевич Сутеев

Слайд 20

В.Сутеев Под грибом

Слайд 21

В.Сутеев Капризная кошка

Слайд 22

В.Сутеев Яблоко

Слайд 23

В.Сутеев Дядя Миша

Слайд 24

В.Сутеев Ёлка

Слайд 25

Ёлка В.Сутеев Мешок яблок

Слайд 26

В.Сутеев Кораблик

Слайд 27

Палочка-выручалочка В.Сутеев

Слайд 28

Ё З Воспитанный Вежливый Смелый Добрый Умный Находчивый Невоспитанный Грубый Трусливый Благодарный

Слайд 29

По, бежит, ёж, колючий, тропинке.

Слайд 30

По тропинке бежит колючий ёжик. Колючий ёжик бежит по тропинке. Бежит по тропинке колючий ёжик. Ёжик колючий бежит по тропинке. Кто? Что делает? Главные члены предложения

Слайд 32

http://lib.rus.ec/b/130255/read http://lib.rus.ec/b/130255/read http://lib.rus.ec/b/130255/read Использованы иллюстрации:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Электронная физминутка для глаз «Палочка-выручалочка»

Слайд 3

Использованы иллюстрации: http://lib.rus.ec/b/130255/read



Предварительный просмотр:

Тема урока: Разно жанровые  произведения  о природе.  М.Пришвин «Недосмотренные грибы». Учимся писать согласные в корне слова.

Цель: 

Организовать деятельность учащихся  по ознакомлению  с содержанием произведений Н.Рубцова « У сгнившей лесной избушки..» и М. М.Пришвина «Недосмотренные грибы»,  создать условия для развития навыков выразительного чтения, умея  выражать при чтении свое отношение к различным состояниям природы, активизировать мыслительную деятельность - сравнивать художественные и научно- познавательные произведения, способствовать  воспитанию  чувства гордости за свою Родину,  привитию правил  поведения в природе.

Тип урока: изучение нового материала. 

Планируемые результаты образования:

Предметные: уметь анализировать  текст, сравнивать тексты, уметь  передавать настроение автора;

 находить способы проверки парных согласных.

Метапредметные

Познавательные:

  • анализировать  художественные и научно- познавательные произведения, определять значения слов, ориентироваться в тексте, ставить вопросы к тексту  и обобщать высказывания
  • на основе выделения существенных признаков формулировать явление оглушения;
  • составлять алгоритм рассуждения под руководством учителя.

Коммуникативные:  читать вслух и про себя тексты ; ставить вопросы к тексту и отвечать на вопросы, выражать при чтении свое отношение к различным состояниям природы.

Регулятивные: 

  • формулировать и удерживать учебную задачу;
  • уметь проводить сравнительный анализ слов, контроль;
  • проводить самооценку деятельности на уроке.

Личностные :  воспитание чувства гордости за свою Родину , бережного отношения к природе и правил поведения в природе;

умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Ход урока

1. Орг. момент

- Подарим свои улыбки друг другу, гостям  и с хорошим настроением  начнём урок.
Урок  у нас не совсем обычный,  интегрированный, урок  русского языка, и литературного слушания одновременно.

Вступительная беседа.

А для начала, я прошу вас по рисункам узнать пословицу.

Объясните эту пословицу (Всякое дело требует усилий).

Как это относится к вам? (Для того, чтобы достичь хороших результатов, необходимы терпение и усилия. Тогда все получится).

Я желаю вам, чтобы у вас сегодня на уроке все получилось.

Посмотрите на карту урока. Сегодня вы будете самостоятельно оценивать некоторые задания.

- К нам сегодня в гости снова заглянула осень.

- Почему? (Мы читаем произведения на тему «Уж небо осенью дышало…»).

-Какие произведения об осени мы уже прочитали?

- Каждому осень открывает свои секреты по-особому. Каждый замечает в осени что-то свое: ведь осень – это и радостная, и грустная пора. 

Интонирование.

ОСЕНЬ?!

  • Спокойно.
  • Вопросительно?
  • Удивленно - вопросительно?!
  • Радостно!
  • Восхитительно!!
  •   Таинственно…

Проверка д.з.

-А как осень видите вы?

- Проверка домашнего задания (четверостишие об осени)

Актуализация знаний (чтение)

- А с каким произведением об осени мы познакомимся сегодня? (модель)

Что такое рассказ?

Что значит познакомимся? (узнаем автора, прочитаем, поработаем над содержанием, попытаемся понять, что нам хотел сказать автор)

Стихотворение “У сгнившей лесной избушки” Н.Рубцов

- Догадались ли вы, о чём сегодня мы будем читать?

- Правильно, о грибах. Для этого обратимся к творчеству М. Пришвина.

-С какими произведениями М. Пришвина вы уже знакомы? О чём писал М. Пришвин? Что вы знаете о писателе Пришвине?

Чтение и работа по содержанию.

-Я  предлагаю вам прочитать произведение «Недосмотренные грибы».

- Как вы понимаете слова «недосмотренные грибы»? Подберите синонимы.

-Сейчас прочитаем рассказ и посмотрим, насколько вы правы.

- Какое настроение вызвало у вас это произведение?

- Правильно объяснили значение слова «недосмотренные»?

- А какой это текст?

Перед нами текст описание; он складывается из отдельных эпизодов-описаний, объединённых выводом и заглавием.

 - Давайте рассмотрим порядок описания.

- Верно ли, что мухомор описывается первым. Прочитайте описание мухомора.

- Мухомор несъедобный гриб. Стоило ли его описывать. Почему?

-  Какое сравнение использует автор в описании, для чего? (Белые панталоны, для создания более яркого образа).

- Прочитайте описание волнушки. Как к ней относится автор? Что главное в её описании.

- Далее 2 маслёнка. Что о них говорит автор.

- Прочитайте описание моховика. На что похож моховик. Почему так случилось?

- Обратимся к описанию сыроежки. Прочитайте. Какое сравнение использовал автор и почему?

- А как автор доносит до нас, что в лесу очень холодно?

- Верно ли, что это описание вымышленных грибов?

- Это описание настоящих грибов. Такие произведения называются  научно-популярные.

- Вам понравилось это произведение? А можете обосновать?

- Прочитайте, о чём жалеет автор? Оцените свою работу в картах урока.

Физминутка  « Гриша шел-шел, белый гриб нашел,  наклонился,  сорвал и дальше пошел  и т.д. называя другие грибы))

Актуализация знаний (русский)

-Ребята, последний абзац рассказа я решила напечатать, но что-то такое случилось с редактором и вот что у меня получилось:

«Придут скоро моросы, а потом и снег покроет крипы. Сколько их останется ф лесу! Так шалко, что так просто они пропадут и никому не тостанутся.»

- Что видите? (oшибки)

- Как вы думаете, какое задание предстоит вам выполнить?

-Для начала откройте тетради, запишите число.

Мин. чистописания.

 Давайте посмотрим, что ещё происходит у лесной избушки из стихотворения, которое я вам читала. (Пальчиковая разминка)

Назовите буквы, которые перепутались. Запишите их коллиграфически правильно в тетрадь.

- Скажите, что их объединяет? (Это согласные звонкие парные) Что значит парные?

- Запишите на второй строке под каждой буквой его пару.

-Назовите пары, которые у вас получились.

Зачем их нужно знать? (Их необходимо знать для того, чтобы видеть эти согласные в слабой позиции и не допускать ошибки). Оцените свою работу в картах урока.

Формулирование темы урока и постановка цели урока

- И так, ошибки в тексте мы исправили. Прочитайте ещё раз первое предложение. Назовите имена существительные. Запишите их в тетрадь так, чтобы они обозначали один предмет.

Два человека работают у доски (сильный и слабый).

- Одинаково ребята написали слова?  Где допустили ошибки? Почему?

- Сформулируйте тему урока (Правописание парных согласных ).

- Какие цели ставите перед собой? (Научиться узнавать слова с парной согласной в корне слова; правильно писать слова с этой орфограммой, научиться безошибочно подбирать проверочные слова).

Составление алгоритма для проверки парных согласных.

 - Как будем учиться? Ваши предложения. 

Алгоритм для проверки 

1. Читаю слово …

2. В конце  слова слышу парный звук …

3. Выделяю корень

- Почему важно выделить корень? (если орфограмма в корне – надо проверить)

4. Изменяю слово (подбираю родственное) …

(подбор родственных слов, вывод))

5. Проверяю …

6. Пишу букву…

7. Графически обозначаю орфограмму.

- Орфограмму выделяем так ….

- Что у нас получилось? (Алгоритм проверки парной согласной в корне слова.)

- Предлагаю используя знания, которые мы открыли сформулировать правило. У вас на партах лежат листочки, на которых записаны слова-помощники. Допишите правило (проверку в парах) - Поднимите руку те, кому ответ соседа понравился. Оцените свою работу в картах урока.

- Ребята, мне кажется, что мы с вами, составляя алгоритм,  ещё кое о чём забыли. Кто-нибудь догадался? Тогда внимание на экран. Какие буквы вставим в слово? (Лу…)

Почему получились разные слова? Мы не знали лексического значения слова, которое вы загадали.

Значит, какой пункт мы должны добавить в алгоритм? Объяснить лексическое значение слова.

- Проверим по алгоритму остальные наши слова.

 Физминутка Упражнение «Буратино»

Дополнительная цель: улучшение мозгового кровообращения в сосудах мозга, отдых глаз.

Закройте глаза. Представьте, что у вас длинный-длинный нос, совсем как у Буратино. Теперь с закрытыми глазами носом  напишите в воздухе: «Я молодец!»

Закрепление

Упр.2 стр.100 Оцените свою работу в картах урока.

- А сейчас предлагаю посоревноваться  и проверить, как вы усвоили наш алгоритм (несколько мышей) Оцените свою работу в картах урока.

Рефлексия 

Давайте вернемся к теме урока.

Какая тема была по литературному чтению?

Какие цели мы ставили перед собой?

Покажите на моделях, всё что вы узнал на уроке. А чтобы посмотреть насколько хорошо вы это узнали, предлагаю выполнить кроссворд. ( 1 человек у компьютера)

-Назовите слова из кроссворда с парной согласной на конце. Оцените свою работу в картах урока.

Какая тема была по русскому языку?

Какие цели мы ставили перед собой?

Как вы думаете, эти цели мы могли решить только на одном уроке? А у кого сегодня знаний по этой теме стало хоть чуточку больше?

Итог по оцениванию 

 Давайте подведем итог вашей работы. Посчитайте количество баллов, которое вы заработали на уроке. Кто доволен своей работой?

Молодцы!!

Д.з.

На уроке используется критериальное оценивание, как технология формирования учебно-познавательной компетентности учащихся. Оценивание достижений учащихся осуществляется по определенным критериям. Критерии  были тщательно отобраны, отмечены определенным баллом и содержали дескриптор. На уроке происходит включение обучающихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы  они приобретали навык  и привычку к самооценке. Ученикам предложена карта урока. В ней указано максимальное количество баллов, которое ученик должен достичь за урок при условии правильного выполнения всех заданий. Самооценка ребенка повышается, если он сможет набрать наивысшее количество баллов. Если же нет, то каждый ребенок видит то умение, которое у него не сформировано, и намечает план работы в этом направлении.

№ задания

Вид задания

Самооценка

1

Как читал?

Как работал над содержанием

2

Чистописание

Редактирование текста

Составление пар по глухости-звонкости

3

Как составил правило

4

Выполнение упражнения.

5

Работа в группе

6

Как выполнил кроссворд


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Осень

Слайд 5

Михаил Пришвин

Слайд 6

Недосмотренные грибы

Слайд 9

«Придут скоро моросы , а потом и снег покроет крипы . Сколько их останется ф лесу! Так шалко , что так просто они пропадут и никому не тостанутся .»

Слайд 11

«Придут скоро морозы, а потом и снег покроет грибы. Сколько их останется в лесу! Так жалко, что так просто они пропадут и никому не достанутся.»

Слайд 12

ЛУ…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок – путешествие по математике и литературному чтению по сказке В.Берестова «Как найти дорожку» на тему «Числа от 1 до 20» (УМК «Начальная школа 21 века», 1 класс)

Интегрированный урок – путешествие по математике и литературному чтению по сказке В.Берестова «Как найти дорожку» на тему «Числа от 1 до 20» (УМК «Начальная школа 21 века», 1 класс)...

Путешествие в Лексикоград. Интегрированный урок русского языка и литературного чтения по сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", 2 класс "УМК "Школа 21 века"

Мудрость  сказок А. С. Пушкина  неисчерпаема. О них написано столько, что всё не перечитать. Работая во втором классе по УМК «Школа ΧΧΙ века», я соединила параллельное изучение на урок...

Фрагмент интегрированного урока. 4 класс. УМК "Начальная школа 21 века"

Фрагмент интегрированного урока. Русский язык/Литературное чтение. Тема: Обобщение знаний о сложном предложении. А.Блок «Снег да снег». Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о сложном пре...

Интегрированный урок в 4 классе (математика-технология) по теме: Диаграммы, таблицы. УМК Начальная школа 21 века.

Данный материал представляет собой технологическую карту интегрированного урока в 4 классе по программе "Начальная школа 21 века". Объединяет две образовательные области: математику (раздел "Графики. ...

Конспект открытого урока по математике во 2 «Б» классе УМК «Начальная школа 21 века Тема Полёт к звёздам. (интегрированный урок по математике и художественному труду) Учитель Гущина Т.И 2012-2013

Конспект  открытого   урока  по математике  во 2 «Б» классе УМК  «Начальная школа 21 века  Тема Полёт  к звёздам.  (интегрированный урок по математике и ху...

Интегрированный урок по окружающему миру и литературному чтению по программе «Начальная школа 21 века» Тема: «Жизнь диких животных зимой. Невидимые нити в зимнем лесу. Э. Шим «Всем вам крышка».

Цели данного урока -      1.Обобщение знаний детей о зиме и зимних явлениях. Формирование экологической  культуры школьников, включающей в себя знания о природе, о взаимо...