«Урок финансовой грамотности» Тема урока: «Грамотный кулинар» Предметная область: финансовая грамотность+технология +внеурочная деятельность
методическая разработка (4 класс)

Создание условий для развития финансовой грамотности обучающихся в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mikinaam_tehkarta.docx31.86 КБ

Предварительный просмотр:

Микина Анна Михайловна,

учитель начальных классов

МАОУ «Лицей № 22 «Надежда Сибири»

Центральный округ, г.Новосибирск

«Урок финансовой грамотности»

Тема урока: «Грамотный кулинар»

Предметная область: финансовая грамотность+технология +внеурочная деятельность

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.                

Методы: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый, практический.            

Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, групповая

Цель урока: создание условий для развития финансовой грамотности обучающихся в начальной школе и применение знаний на практике.

Задачи: Обучающие:

  • Способствовать формированию экономического образа мышления.
  • Формировать представления учащихся о финансовой грамотности; опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области финансовой грамотности учащихся.
  • уточнить понятия цена, количество, стоимость, калорийность, белки, жиры, углеводы, сочетание ингредиентов, вкусовые качества; формировать способность к их распознаванию на основе существенных свойств, учить определять калорийность продуктов и готовых блюд.

Развивающие:

  • развивать логическое мышление, устные вычислительные навыки, умение решать практические задачи разными способами.

Воспитательные:

  • Воспитывать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в быту;
  • обогащать кругозор учащихся, прививать интерес к предпринимательской деятельности, воспитывать чувство дружбы и взаимопомощи.

Метапредметные:

Личностные УУД:

Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве, самостоятельно делать выбор.

           Регулятивные УУД:

Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; учиться совместно с учителем формулировать учебную проблему на уроке; высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки, работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты); определять успешность выполнения задания. Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний: определять дополнительную информацию (жизненный опыт) для решения учебной задачи; делать предварительный выбор источников информации для решения задач; извлекать информацию и получать новые знания, изображенные в разных формах (таблица, схема, текст, иллюстрация и др.); осмысливать полученную информацию: наблюдать, анализировать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

участвовать на уроке в диалоге; отвечать на вопросы;

слушать и слышать речь присутствующих; взаимодействовать в группах.

Оборудование:

  • технические средства обучения: компьютер, проектор, экран;
  • демонстрационный материал – мультимедийная презентация; таблицы с перечнем продуктов их калорийностью и стоимостью;
  • раздаточный материал: фартуки поварские, одноразовые шапочки, перчатки, скатерти, стаканы, вилки, ложки, тарелки, салфетки; наборы продуктов (хлеб для тостов, хлебцы бородинские, ветчина и сыр для завтрака, огурцы, помидоры, лук, укроп, сметана, сыр творожный, джем, яблоки, бананы, мандарины, киви, лайм, газированная вода.

Этапы          урока

                            Деятельность учителя

Деят-ть   учащихся

I.Самоопределение к деятельности (Организационный момент) 

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.     (слайд 1 с допущенными орфографическими ошибками. Акцент на ошибки не делает)                              - С каким настроением начинаете урок? Выберите смайлик и покажите. (Слайд 2)                                                   Итак, плодотворной нам работы и отличного настроения.

Приветствие друг друга, жюри, учителя. Выбирают смайл. Прикрепляют на доску. Пожелание отличной работы.

II. Мотивационная и целевая установка на урок  

- Ребята, как вы думаете, что нужно делать, чтобы сохранить здоровье?                                                                             - «Здоровый образ жизни» включает в себя несколько компонентов. И один из них - очень важный - здоровое питание. Но вся ли пища, которую мы едим, одинакова полезна? Какую еду нужно выбирать, чтобы сохранить свое здоровье на долгие годы?                                                                         Правильное питание – залог здоровья, но не все это воспринимают серьезно.                                                                        За последние 100 - 150 лет наш рацион изменился до неузнаваемости. Благодаря гастрономической революции готовить стало легче, а переваривать труднее. Мы утоляем голод хот-догами, чипсами и шоколадом. Супы из пакетов, лапша быстрого приготовления, бульонные кубики вытесняют с наших столов здоровую еду.                                                 Продукты питания помогают человеку расти, придают много сил и бодрости, усиливают защитные силы организма, помогают бороться с болезнями.         Очень известный философ Гиппократ (слайд 3), который жил 460-370 гг. до н.э. говорил:                              Наша пища должна быть лечебным средством. А наше лечебное средство должно быть нашей пищей.                                                                                             Где в жизни мы слышим имя этого философа часто?    Как вы думаете, можно ли сказать, что пища - это самый сильный антибиотик, потому что она защищает организм от микробов.                                                  Если бы население всего мира правильно питались – то нам не нужны были лекарства.                               Правильное питание-это залог нашего здоровья, красоты и это настоящее искусство.                                                    А искусство приготовления пищи это - кулинария. (слайд 4)                                                                                            Кто такой кулинар? (слайд 5)                                               Кулинар производит расчёт сырья и выхода готовой продукции, составляет меню, заявки на продукты и полуфабрикаты, осуществляет приготовление блюд, выполняет процеживание, замешивание, измельчение, формовку, фарширование, начинку изделий, регулирует температурный режим, определяет готовность блюд, изделий по контрольно-измерительным приборам, а также по внешнему виду, цвету, запаху, вкусу, производит художественное оформление блюд и кондитерских изделий, производит порцирование блюд.

- Что мы понимаем под словом грамотность?

- Посмотрите, пожалуйста, на слайд (слайд 6)

Гра́мотность (от лат. grammatica «учение о словесности» ← др.-греч. γραμματική «словесность, грамматика») — степень владения человеком навыками чтения и письма на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать, или только читать на каком-либо языке. Людей, умеющих только читать, также называют «полуграмотными». В статистике под грамотностью понимается способность человека прочитать, понять и написать короткий простой текст, касающийся его повседневной жизни. 

 Грамотность — фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека. Открывая доступ к книге, она даёт возможность пользоваться знаниями, созданными человечеством.                                                     Кто может предположить и назвать тему нашего урока?                                                                                         Зная два понятия, как можем истолковать словосочетание «Грамотный кулинар»? (слайд 7)

Какую цель поставим перед собой на этом уроке?    Какие задачи?

Высказывают предположения

(соблюдать чистоту, правильно питаться, соблюдать режим дня, избавляться от вредных привычек, больше двигаться).

Клятву Гиппократа дают врачи

Высказывают предположения

Высказывают предположения

Замечают в заголовке слова без ошибок

III.  Актуализация знаний

Кулинар или повар – это очень интересная и востребованная профессия. Во многом из-за того, что она связана с едой, а еда, как известно это одна из главных потребностей человека. И для того, чтобы создать кулинарный шедевр, необходимо запастись терпением и трудолюбием.                                                 –Вспомним понятие бюджет и семейный бюджет.                                    Сегодня нас ждет занятие по финансовой грамотности.                                                                                          - Как связать понятия «Грамотный кулинар» и «Финансовая грамотность»?                                                               - И сейчас мы теорию превратим в практику!                                     А пока давайте вспомним правила для приготовления пищи: (слайд 8)

  1. Вымыть руки, приготовить рабочее место
  2. Внимательно прочитать рецепт и убедиться, что есть все необходимые продукты для приготовления блюда
  3. Приготовить блюдо, соблюдая последовательность операций и правила техники безопасности
  4. Убрать рабочее место

Высказывают предположения

 

IV. Обобщение и систематизация знаний. Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы)

Нужно разделиться на группы.                                                             - Назовите свою команду, выберите капитана.               Инструктаж. Вам необходимо за 10 минут:                                   1. Заработать продуктовый набор для команды, ответив на все вопросы правильно                                  2. Придумать рецепты 3 блюд и дать им названия                                                                       3.Распределить обязанности                                                          4.Из таблицы взять данные и рассчитать калорийность и стоимость каждого блюда                                       5.У вас есть право на совет от присутствующих взрослых, но если вы ответите на дополнительные вопросы правильно

Делятся на группы путём жеребьёвки– цифры от одного до пяти.        Образуют 5 команд, выбирают капитанов. (Приложение) Отвечают на вопросы жюри. (Приложение) Получают наборы продуктов

Физкульт -минутка

Двигательная игра
Хлопните в ладоши, если можно купить за деньги этот товар:  конфеты, книгу, дом, счастье, цветы, кофту, солнце, молоко, маму, планету, здоровье, самолет, воздух, смех, мечту, стол, велосипед.

Выполняют задания

V.Применение знаний и умений в новой ситуации

Приступаем к приготовлению!!!

Самостоятельная работа учащихся в группах. Готовят блюда по рецептам

VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Презентация блюд!                                                                   При оценивании конкурса будет учитываться:                             - Внешний вид участника.                                                                      - Вкусовые качества (состав блюд, сочетание ингредиентов, калорийность).                                                      - Оформление блюда, количество                                                      - Лист-рецепт (стоимость, калорийность)                                      - Отражение названия в оформлении блюда.                   Впечатления! Плюсы и минусы! Оценка жюри по критериям.                                                                                  Ребята! Предлагаю проголосовать за команду, которая впечатлила больше всего ДО дегустации!

Презентуют свои блюда

Голосуют на доске за команды, высказывая свои мнения

Формулирование выводов

Дегустация!                                                                        Ребята! Предлагаю проголосовать за команду, которая впечатлила больше всего ПОСЛЕ дегустации!                                                                                     -А вам пригодятся в жизни знания, полученные на уроке?

Ставят плюсы командам, блюда которых им понравились по вкусовым качествам

Домашнее задание

1.Рассчитать стоимость и калорийность любимого блюда;                                                                                                    2. Рассчитать стоимость и калорийность семейного блюда

Выбирают одно из заданий

IX. Итоги урока и рефлексия учебной деятельности

-Какая тема нашего урока?

-Какие задачи мы поставили в начале урока? Выполнили их?   -Цель достигнута?

- А сейчас, в соответствии со своим эмоциональным настроением, возьмите на память по одному смайлику-поварёнку.

А мы в свою очередь создадим буклет рецептов 4 Б класса!!!   Спасибо за урок!   Вы- молодцы!!!

Высказывают мнения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ИЗО. Тема урока: рисунок на тему "Первый снег", 4 класс, программа развивающего обучения Л.В.Занкова.

Цель урока: формирование у обучающихся навыков создания композиции. Задачи: выявить степень заинтересованности обучающихся к искусству и природе; создать условия для эмоционального воспроизведения кар...

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"

Технологическая карта  урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"...

Доклад для семинара на тему: «Функциональная грамотность на уроках русского языка и литературного чтения»

Доклад дл выступлений на городских семинарах и МО. Автор:Кошеленко Елена Валентиновна....

Квест-урок «Финансовая грамотность на уроке окружающего мира тема: «Семейный бюджет» Тема: «Семейный бюджет»

Тема: Семейный бюджеттип урока: Урок изучения новых знаний.Учащиеся, опираясь на наблюдения из личного опыта и знания, полученные ранее, знакомятся с финансовыми понятиями и учатся сравнивать, кл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предметной области «Искусство» по предмету «Изобразительная деятельность»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предметной области «Искусство» по предмету «Изобразительная деятельность»...

«Урок финансовой грамотности» Тема урока: «Грамотный кулинар» Предметная область: финансовая грамотность+технология +внеурочная деятельность

Создание условий для развития финансовой грамотности обучающихся в начальной школе и применение знаний на практике...

Контрольная работа по окружающему миру (мониторинг сформированности функциональной грамотности – естественно-научная грамотность) Тема «Невидимые нити в живой природе» 3 класс МАОУ «Прогимназия №1» г.Воркуты УМК «Перспектива»

Сюжет задания связан с особенностями жизни воробьев. Мотивационный потенциал задания обусловлен с доступными возможностями изучать поведение этих птиц.Комплексное задание включает 5 заданий без выбора...