Внеурочная деятельность «Путешествие в страну чудес»
план-конспект занятия (1 класс)

Шафикова Эльвира Раисовна

Организация и проведение самостоятельной экспериментальной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_chudes.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность «Путешествие в страну чудес»

Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной экспериментальной деятельности.

Задачи:

- учить проведению эксперимента, учить анализировать собранный материал, делать умозаключения, выводы;

- формировать умение работать в группе;

- учить убеждать других, доказывая свою точку зрения.

Планируемые результаты:

Предметные:

- расширение представлений о понятии «исследование», кругозора и речи учащихся;

- знание и применение известных методов исследования в ходе изучения доступных объектов.

Метапредметные:

Регулятивные:

- принятие цели учебной задачи;

- способность анализировать ситуацию с точки зрения наблюдения;

- умение формулировать итоговый результат;

- осуществление контроля.

Познавательные:

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя и в процессе практической работы;

- умение выбирать основания и критерии для сравнения;

- умение вырабатывать гипотезы;

- использование необходимой информации для выполнения задания.

Коммуникативные:

- оформлять свою мысль в устной речи;

- слушать и понимать речь других;

- учиться выполнять различные роли в группе.

Личностные:

- уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и со сверстниками;

- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

Методы исследования: наблюдение, эксперимент.

Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости!

Все мы в детстве читали сказки о добрых феях и волшебниках,  но в жизни нет ни тех, ни других. А вот чудеса – они и в самом деле бывают, хотя совершают их вовсе не джинны, а  люди, вооружённые  знаниями. Наука – вот истинная волшебница.

- Ребята, сегодня   вы самостоятельно будете проводить эксперименты.  Вы будете лаборантами, а я буду старшим сотрудником лаборатории.

- Чем занимаются в лаборатории? (Проводят опыты, эксперименты)

- Вот этим и будем заниматься. Цель нашего занятия - научиться проводить эксперименты.

  1. Проведение экспериментов (Развитие умения проводить исследование, анализировать, делать выводы, фиксировать результаты)

- Прежде чем приступить к экспериментам, скажите, как вы думаете, какие предметы тонут в воде, а какие нет?

- Проверим ваши предположения…

- Итак, у нас  3 лаборатории. У каждой своя карта экспериментаторов, которую надо заполнить. 1-я лаборатория «Плавательная 1» должна провести эксперимент и рассказать, что происходит с яйцом в обычной  воде и соленой. 2-я лаборатория «Плавательная 2»  проведет эксперимент и расскажет, что происходит в воде с мандарином. 3-я лаборатория «Плавательная 3» проведет эксперимент и расскажет, что происходит в воде с карандашом и пластилином.

  1. Выдвижение гипотезы.

- Но прежде чем провести эксперимент, сначала выдвиньте гипотезу (предположите) по своему эксперименту и заполните таблицу 1 в вашей карте.

1-я лаборатория «Плавательная 1»

Предположите, в чистой и соленой воде яйцо будет плавать или утонет.

Утонет в воде

Не утонет в воде

В чистой воде

В соленой воде

2-я лаборатория «Плавательная 2»

- Подумайте, выдвиньте  гипотезу и заполните таблицу.

Утонет в воде

Не утонет в воде

Мандарин в кожуре

Очищенный мандарин

3-я лаборатория «Плавательная 3»

- Подумайте, выдвинете  гипотезу и заполните таблицу.

Утонет в воде

Не утонет в воде

Карандаш

Пластилин

Карандаш, соединенная с пластилином

- Теперь нам надо проверить наши гипотезы. Что будем проводить? (эксперимент)

1-ая лаборатория «Плавательная 1»

Инструкция.

1. В стакан с чистой  водой положите сырое яйцо. Что произойдет?

2. В другой стакан с водой добавьте  соль, размешайте. Теперь положите в стакан с соленой водой сырое яйцо. Что произошло?

3. Сделайте вывод. Ваша гипотеза подтвердилась?

- Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море, которое находится в Израиле, вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть. Здесь не водится рыба, не растут водоросли. Правда, в этой воде есть некоторые виды грибов и бактерий, но наши предки не ведали о такой форме жизни, поэтому и назвали море мертвым.

2-ая лаборатория «Плавательная 2»

Инструкция.

1. Возьмите мандарин и опустите его в воду. Что вы заметили? (Мандарин не тонет).

2. А теперь очистите мандарин от кожуры и опустите в воду.

3. Какой же вывод мы можем сделать?

(Предметы, которые тяжелее воды тонут, а которые легче воды – плавают. А также не тонут предметы, которые наполнены воздухом)

- Подтвердилась ли ваша гипотеза?

3-я лаборатория «Плавательная 3» 

Инструкция.

1. Возьмите карандаш, опустите его в воду. Что вы заметили?

2. Возьмите кусочек пластилина, опустите его в воду.

2. А теперь соедините карандаш с пластилином, опустите в воду. Что вы теперь наблюдаете?

- Подтвердилась ли ваша гипотеза?

Опыт «Скитлс».

Сейчас мы проведём  эксперимент с конфетами. Нужно по кругу в тарелку разложить конфеты скитлс и  на  середину тарелки налить немного воды.

Как вы думаете, что произошло? (Конфеты   содержат не только огромное количество сахара, но и химические добавки, красители. И очень вредны для здоровья.)

На нашей домашней кухне очень много разных веществ. Откроем кухонный шкаф, что мы видим: мука, пищевая сода, уксус, сахар, соль, растительное масло.  Это не только продукты, это химические вещества. А химия - это наука о веществах  и превращениях. Сейчас я продемонстрирую один из красивейших опытов.

Опыт   «Лава-лампа»

 Понадобятся:

прозрачная стеклянная емкость (ваза, банка, большой бокал или бутылка);

вода;

краситель;

растительное масло;

шипучие таблетки;

фонарик.

 Описание опыта:

смешай воду с красителем;

в приготовленную емкость вылей масло так, чтобы оно занимало половину объема; туда же влей подкрашенную воду;

брось пару шипучих таблеток;

смотри, появились цветные пузырьки;

 теперь возьми фонарик, посвети на «Лавовую лампу» и ты увидишь, как красиво они движутся.

Жидкости имеют разную плотность, в результате химической реакции, выделчется углекислый газ, который подхватывая частицы красителя стремится к верху. Далее газ покидает стакан, частицы   красителя  опускаются вниз.

На этом наше путешествие в страну чудес подошло к концу. Будьте внимательнее к тому, что нас окружает, учитесь наблюдать...

-Понравилось ли вам  проводить эксперименты?

-Эксперименты какой лаборатории вам понравились больше всего?

Верьте в чудеса и знайте, весь мир состоит из чудес!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по стране этикета 1-4 класс"

Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-4 классов "Путешествие по стране этикета"...

Программа внеурочной деятельности "Путешествие по стране этикет" 1-4 классы

Рабочая программа внеурочной деятельности  по общекультурному направлению для обучающихся 1-4 классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие в страну Литературию"

В данной программе на базе основных принципов педагогики сотворчества была реализована концепция развития творческих способностей в процессе читательской деятельности. Активное использование методов с...

Сценарий занятия по внеурочной деятельности "Путешествие в страну вежливых слов"

Предложенный материал способствует формированию нравственных установок у первоклассников....

Планирование по внеурочной деятельности Путешествие по стране Геометрии" 4 класс

Планирование по внеурочной деятельности "Путешествие по стране Геометрии" 4 класс...

Программа курса внеурочной деятельности "Путешествие в страну Математики"

Программа курса внеурочной деятельности "Путешествие в страну Математики"  - 2 класс...

Программа внеурочной деятельности "Путешествие по стране Геометрия"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   по внеурочной деятельностиПутешествие по стране ГеометрияНаправление «Общеинтеллектуальное» 1 – 2  классАктуальность курса  «Путешествие по стране Геометри...