Главные вкладки

    Методическая разработка по музыке (4 класс) на тему:
    "От интонации к образу" открытый урок по музыке с элементами исследования в 4 классе по программе Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной .

     

    Данная публикация включает текст открытого урока и презентацию. На уроке в разных видах деятельности осуществлялся поиск ответа на вопрос " в чём секрет бесконечного многообразия музыкальных образов?" (Музыка не  встроена, т.к  файл с ней весит больше допустимых на сайте норм. Полная версия:

    http://www.zavuch.info/methodlib/401/?pg=118      или

     http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,83432/Itemid,6/М

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok_yarosla.rar2.3 МБ

    Предварительный просмотр:

    «От интонации к образу» 

    открытый урок по музыке с элементами исследования в 4 классе по программе Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной .

    Учитель музыки высшей квалификационной категории МОУ «СОШ№34 с углубленным изучением художественно-эстетических предметов» города Саратова.

    Цель:

    Понять в процессе исследования:  в чём секрет бесконечного многообразия музыкальных образов?  Как происходит рождение из мотива выразительной  интонации?

    Задачи:

    - Активизировать деятельность детей для поиска ответов на поставленные вопросы в форме: дискуссии, сочинения интонаций, создания образа в песне, помощи учителю в подведении  итогов исследования изучаемого понятия.

    - Обобщить знания о средствах музыкальной выразительности;

    - Дальнейшее развитие умения  работы в коллективе.

    Оборудование:

    -Мультимедиа, компьютер, музыкальный центр,

    -Фортепиано.

    Примечание: в  тексте хода урока в скобках приведены действия учителя и возможные варианты ответов учащихся на поставленные вопросы.

    Ход урока:

    (слайд1) На протяжении уже почти 4 лет начальной школы вы знакомились на уроках музыки с самыми разными по жанрам, форме, характеру, силе воздействия на слушателя музыкальными произведениями. Периодически мы с вами  вместе удивлялись тому, как такое музыкальное  многообразие рождается всего из семи нот? Почему нет и двух совершенно одинаковых произведений? В чём здесь секрет?

    Американский композитор и дирижёр Леонард Бернстайн утверждал, что  даже не все 7, а например вот эти (слайд2)

    « четыре ноты стали девизом бесконечного разнообразия человека, его неукротимого желания творить новое и утверждать свою индивидуальность»

    И ещё он восклицал (слайд3)

    «Повесьте это над вашим письменным столом: это более действенный девиз, чем улыбайтесь и думайте. Он  говорит: радуйтесь»

    Правда, загадочные и не совсем понятные пока слова? Просто ноты (слайд4), не музыкальное  произведение, не мелодия и даже еще не интонация, и вдруг -  основа бесконечного разнообразия, девиз- радуйтесь.

    Чтобы во всём разобраться, давайте для начала их пропоём, может это нам что-то прояснит  (спеть вместе с детьми) Как движутся эти ноты, в каком  направлении и каково   звуковедение? (вверх, вначале скачком активным, а потом поступенно)

    Что же придаёт музыке движение вверх? (оптимизм),  а активный  скачок? (подталкивает к дальнейшему действию, активности)

    Попробуем подтвердить или опровергнуть  своё наблюдение, споём те же ноты, но в обратном порядке (спеть) Что изменилось?

    (поступенное  движение вниз придаёт музыке спокойный,  уравновешенный характер, пропала активность, оптимизм)

    Итак: девиз радуйтесь мы смогли понять, он заключён в движении нот вверх с активным скачком вначале. А как в  этих 4х нотах композитор услышал бесконечное разнообразие? (спеть несколько раз)

    Попробую оживить этот мотив, применив волшебные музыкальные средства

    ( спеть интонацию французской песенки со слайда 5,не открывая сам слайд ) Что изменилось? (появилась напевность, лёгкость, танцевальность, индивидуальность).   Какие же средства музыкальной выразительности  помогли  совершить это превращение (ритм, темп) действительно этот ритм  оживил мотив и превратил его в интонацию песенно- танцевального склада. А из интонации как из зёрнышка выросла  мелодия  французской народной песенки(спеть со словами).

     Вдруг это чудесное оживление мотива из 4нот  случайность и никакие волшебные средства тут не причём? Проверим? (пропеть сначала мотив, потом интонацию из песни «Исходила младёшенька») Какова эта интонация? (Появилась распевность, широта, лиричность).  Как, за счёт  каких изменений мотива это произошло? (первая нота повторяется и это лишает скачок активности, придаёт широту и песенность, ровные длительности - плавность)

    И снова, чуть  изменилась мелодическая линия  и ритм, появился повтор первой ноты, длительности стали короче и это уже тоже не просто 4 ноты, а интонация, причём песенная  лирическая, из которой выросла прекрасная мелодия (спеть со словами)

    (слайд5) 2музыкальных образа, две мелодии,2 разных интонации  одна песенно-танцевальная  (пропеть), а другая песенная, лирическая( пропеть) выросли из  одного мотива - 4 нот (пропеть) при помощи волшебных средств музыкальной выразительности:ритма,темпа, мелодии (слайд6). Но мы с вами знаем, что это не все средства музыкальной выразительности. Какие вы знаете ещё? (динамика, лад, тембр, регистр,)(слайд7) Но средства музыкальной выразительности, какими бы они ни были волшебными сами по себе в отдельности мало что значат. Что же ценного эти средства помогают создать? (интонацию) Выразительную интонацию (слаид8), из которой потом как из зёрнышка появится и расцветёт музыкальный образ. Представьте, сколько ещё разных образов можно создать, применив эти средства, чтобы ноты ожили.

     Давайте попробуем сами сочинить несколько разных интонаций - образов из нашего мотива? Например представим, что мама поет колыбельную ребёнку? какой будет музыка?(слайд8)какой будет ритм(ровные, не короткие длительности или размеренное чередование длинной и короткой), мелодия( плавная,покачивающаяся)динамика(тихая), темп(медленный), регистр (средний). Напомню мотив (спеть),а теперь ваши варианты колыбельной на основе этого мотива (варианты детей)

      Теперь представим военный парад, где маршируют солдаты.  Что характерно для марша? Ритм (чёткий часто пунктирный, с  акцентами  в каждую долю),динамика (громкая), темп(умеренный).А коль мы сочиняем марш солдат,значит, регистр будет(средний, где мы поём даже ближе к низкому) ваши варианты на наш мотив (спеть), (варианты детей)

    а теперь пусть будет,например,марш игрушечных солдатиков.Что должно измениться? (слайд8)(регистр-высокий, темп более быстрый, динамика потише) (варианты).

    Вот видите, если хорошо представить какой образвы хотите создать, и знать,какие при этом использовать средства музыкальной выразительности, то если не произведение,  по крайней мере - интонацию сочинить можем даже мы сами. А теперь вслушайтесь в интонацию на основе всё того же мотива, из которой выросла одна из частей произведения великого композитора (сыграть). Какая она? (тревожная, порывистая, пунктирный ритм, быстрый темп) А теперь послушайте, какой образ родился  из этой интонации? (слайд9 прослушать фрагмент  (1.37) из 3части  «Патетической сонаты») (задумчивый, строгий, переменчивый, меняется всё - динамика, темп, ритм, лад) Действительно, в  музыке всё меняется и стремится вперёд, только иногда останавливаясь на мгновение, а потом опять начинается волнение, как будто вновь и вновь какая-то мысль не  даёт покоя. Великий немецкий композитор Людвиг ван Бетховен назвал своё произведение «Патетической сонатой» Сегодня мы прослушали фрагмент её 3 части, а на следующем уроке продолжим знакомство  с 1 частью, которая поможет  более  ясно понять его замысел.

         Мы сегодня слушали, наблюдали, рассуждали о том, как из одного мотива рождаются самые разные интонации, а из интонаций вырастают   образы. Пробовали и сами сочинять разные интонации, а сможем ли мы прямо сейчас создать музыкальный образ? Послушайте 1 куплет песни,  главная интонация которой, кстати, тоже выросла из нашего мотива. Прислушайтесь, какова она по характеру? (слайд10 пропеть под фонограмму 1 к и припев песни «Ты-человек»). (Тоже размышление, но не вопрос, а утверждение. Маршевая, походная, серьёзная,зависит от значения слов, есть и скачки и поступенное движение).Какими приёмами звуковедения мы будем пользоваться при разучивании (нон легато в основном, но есть и легато). (разучивание – важно учесть, что  в припеве на одном звуке  мелодию нужно «толкать» вперёд к акценту на усилении динамики … исполнение)

             Молодцы! Довольно быстро мы с вами смогли создать образ и донести до слушателей, а в этом и есть смысл работы исполнителя - донести образ, созданный композитором и поэтом до слушателя

     Какие знания и умения нам в этом очень помогли? ( умение  определять образ  и пользоваться нужными средствами выразительности, приёмами звуковедения для его создания)

    (слайд 11) Итак, мы с вами сегодня слушая, сочиняя, исполняя музыку, рассуждая о ней, исследовали в сущности момент зарождения образа через создание выразительной интонации. А что нам даёт вслушивание и понимание разных интонаций, знание средств музыкальной выразительности?

    (знать откуда такое разнообразие музыки, лучше понимать музыку, музыкальные образы и мысли и доносить до слушателей в качестве  исполнителей.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по предмету "Музыка" 1-4 классы по программе Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина

    Календарно-тематическое планирование по  "Музыке" 1-4 классы по программе Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина...

    Тематическое планирование уроков музыки в 1 классе по программе Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева.

    Учебно-тематическое планирование уроков музыки в начальной школе по программе Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева....

    Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

    Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

    Методическая разработка тематического раздела "О России петь - что стремиться в храм" по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной. 3 класс.

    Раздел программы "О России петь - что стремиться в храм" дает возможность бережно ввести учащихся в художественные образы духовной музыки, расширить представления о религиозных праздниках и традициях ...

    Методическая разработка фрагмента урока музыки в 4 классе по программе Д.Е.Критской «Что за прелесть эти сказки! Три чуда»

    Урок подготовила и провела учитель музыки МБОУ «Арская средняя общеобразовательная   школа№2Арского муниципального района Республики Татарстан Мухаметгалиева Алина Фирдинатовна....

    Тематическое планирование по предмету "Музыка" 4 класс по программе Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская Т.С. Шмагина

    Тематическое планирование по предмету "Музыка"  4 класс по программе Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская Т.С. Шмагина...

    Урок "Оркестр русских народных музыкальных инструментов" по предмету "Музыка" 4 класс по программе Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т. С. Шмагина

    Урок  "Оркестр русских народных музыкальных инструментов" по предмету "Музыка"  4 класс по программе Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т. С. Шмагина...