Главные вкладки

    Календарно-тематическое планирование по музыке 3 класс ШКОЛА РОССИИ
    календарно-тематическое планирование по музыке (3 класс) по теме

    Хламкина Марина Владимировна

    Календарно-тематическое планирование по музыке

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon poyasn.z_i_plan.doc123 КБ

    Предварительный просмотр:

    1. Пояснительная   записка

    Рабочая программа по музыке составлена на основе примерной программы по музыке федерального компонента государственного стандарта

    начального общего образования.

    Программа по предмету «Музыка» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, примерными программами и основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского. При создании программы авторы учитывали потребности современного российского общества и возрастные особенности младших школьников. В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.

    Цель музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

    Задачи музыкального образования младших школьников:

    1. воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
    2. воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
    3. развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
    4. накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

    Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

    Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

    Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

    Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.

    Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят:

    1. хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкальноритмические движения; игра на музыкальных инструментах;
    2. инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных
    3. пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

    Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается  в 3 классе 1 час в неделю -  34 ч.

    ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

    Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

    Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.

    Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга.

    Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.

    ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

    В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

    Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

    — чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

    – целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

    – умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

    – уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

    – развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

    – ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

    – формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

    – развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

    Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

    – овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

    – освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

    – продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

    – освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

    – овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

    – приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

    – формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

    – овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

    – умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).

    Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

    – формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

    – формирование общего представления о музыкальной картине мира;

    – знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

    – формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

    – формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

    – умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

    – умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

    – умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

    2. Обязательный минимум содержания.

    Песенность, танцевальность, маршевость. Интонационная основа музыки. Темп. Лад. Построение музыки – формы.

    3. В результате изучения музыки в начальной школе

    к концу 3 класса ученик должен

    Знать/понимать:

    - воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;

    - общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

    Уметь:

    - ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

    - соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;

    - исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

    - определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;

    - оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности

    1. Содержание курса

    Песня, танец, марш 8 ч.

    Интонация 8 ч.

    Развитие музыки 8 ч.

    Построение  (формы) музыки 10 ч.

    5. Календарно-тематический план


    урока

    в году


    Тема урока

    № урока в теме


    Тип  и вид урока


    Средства обучения


    Домашнее задание


    Дата

    Песня, танец, марш (8ч.)

    1.

    Повторение музыкальных понятий: песня, танец, марш.

    1.

    Комбинированный

    УМК, ЭОР

    2.

    Подготовка к осознанному восприятию: песенности, танцевальности, маршевости.

    2.

    Комбинированный

    УМК, ЭОР

    3.

    Песенность.

    3.

    Комбинированный

    УМК, ЭОР

    4.

    Песенность в вокальной и инструментальной музыке.

    4.

    Комбинированный

    УМК, ЭОР

    5.

    Танцевальность.

    5.

    Комбинированный

    УМК, ЭОР

    6.

    Танцевальность в вокальной и инструментальной музыке.

    6.

    Комбинированный

    УМК, ЭОР

    7.

    Маршевость.

    7.

    Комбинированный

    УМК, ЭОР

    8.

    Маршевость в инструментальной музыке.

    8.

    Комбинированный

    УМК, ЭОР

    Интонация 8 ч.

    9.

    Интонация. Близость разговорной и музыкальной речи.

    9.

    Комбинированный

    УМК, ЭОР

    10.

    Интонационная выразительность музыкальной речи.

    10.

    Комбинированный

    УМК, ЭОР

    11.

    Зерно-интонация.

    11.

    Комбинированный

    УМК, ЭОР

    12.

    Интонации выразительности характера в музыкальной речи.

    12.

    Комбинированный

    УМК, ЭОР

    13.

    Интонации изобразительности характера в музыкальной речи.

    13.

    Комбинированный

    УМК, ЭОР

    14.

    Взаимосвязь выразительности и изобразительности свойств интонации в музыкальной речи.

    14.

    Комбинированный

    УМК, ЭОР

    15.

    Интонационная основа музыки.

    15.

    Комбинированный

    УМК, ЭОР

    16.

    Развитие музыки.

    16.

    Комбинированный

    УМК, ЭОР

    Развитие музыки (8ч.)

    17.

    Композиторское и исполнительское развитие музыки

    17.

    Комбинированный

    УМК, ЭОР

    18.

    Средства развития: темп

    18.

    Комбинированный

    УМК, ЭОР

    19.

    Роль изобразительности в развитии музыки

    19.

    Комбинированный

    УМК, ЭОР

    20.

    Интонационное развитие в симфонической музыке

    20.

    Комбинированный

    УМК, ЭОР

    21.

    Роль исполнительского развития в создании музыкального образа

    21.

    Комбинированный

    УМК, ЭОР

    22.

    Роль кульминации и сопоставлений в развитии музыки

    22.

    Комбинированный

    УМК, ЭОР

    23.

    Лад – средство развития музыки

    23.

    Комбинированный

    УМК, ЭОР

    24.

    Развитие – смена человеческих чувств и настроений в музыке

    24.

    Комбинированный

    УМК, ЭОР

    Построение  (формы) музыки 10 ч.

    25.

    Построение музыки. Одночастная форма

    25.

    Комбинированный

    УМК, ЭОР

    26.

    Двухчастная форма

    26.

    Комбинированный

    УМК, ЭОР

    27.

    Трехчастная форма

    27.

    Комбинированный

    УМК, ЭОР

    28.

    Форма рондо

    28.

    Комбинированный

    УМК, ЭОР

    29.

    Рондо в произведениях русских композиторов

    29.

    Комбинированный

    УМК, ЭОР

    30.

    Вариационная форма

    30.

    Комбинированный

    УМК, ЭОР

    31.

    Форма вариации в музыке Бетховена

    31.

    Комбинированный

    УМК, ЭОР

    32.

    Роль контраста в создании музыкальной формы

    32.

    Комбинированный

    УМК, ЭОР

    33.

    Роль музыкальной формы в создании музыкальных произведений

    33.

    Комбинированный

    УМК, ЭОР

    34.

    Урок-концерт

    34.

    Комбинированный

    УМК, ЭОР

    6. Информационно-методическое обеспечение.

    1. УМК «Музыка 1-4 классы» авторов Э.Б. Абдуллин, Т. А. Бейдер, Г.Е. Вендрова и др. под научным руководством Д. Б. Кабалевского.:

    На  основе  «Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-7 классы». Авторы программы «Музыка. Начальные классы» - Э.Б. Абдуллин, Т. А. Бейдер, Г.Е. Вендрова и др., М., Просвещение, 2007.

    2. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.

    3. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.

    4. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

    5. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.

    6. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.

    7. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.

    8. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.

    9. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.

    10. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.

    11. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.

    12. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.

    13. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.

    14. CD-ROM «Мир музыки» Программно-методический комплекс,  Г.П. Сергеева, ООО «Новый Диск», 2008.

    15. Фонохрестоматия для 3 класса (3 кассеты) и СD (mp 3), М., Просвещение, 2009 г.

    16. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»

    17. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

    18. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий»

    19. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

    20. Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

    21. Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

    22. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

    23. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

    24. Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Календарно-тематическое планирование.Математика 1 класс. Школа России

    Календарно-тематическое планирование.Математика 1 класс. Школа России...

    Календарно - тематическое планирование для 1 класса "Школа России" ФГОС

    Календарно - тематическое планирование для 1 класса...

    календарно-тематическое планирование изо 4 класс школа россии

    календарно-тематиское планирование ИЗО 4 класс программа Школа России...

    Календарно-тематическое планирование. Математика. 3 класс. Школа России.

    Пояснительная записка и планирование уроков математики по учебникам Моро и Бантовой. Школа России....

    календарно-тематическое планирование для 4 класса (ШКОЛА РОССИИ)

    Уважаемые коллеги.Представляю  свои календарно – тематические планы по программе «Школа России».Надеюсь,  они помогут Вам не только в работе, но и сэкономят время для отдыха.По ним удобно за...

    Рабочие программы и календарно-тематические планы по предметам 1 класс Школа России ФГОС, математика 5 класс Бунимович

    Рабочая программа +КТП по обучению грамоте, руускому языку Рамзаева, литературному чтению Горецкий, математике Моро, окружающему миру Плешаков ФГОС 1 класс Школа России,ИЗО, технология, музыка, физиче...