Главные вкладки

    Открытый урок "Образ матери в православной культуре, музыке, живописи и литературе"
    методическая разработка по музыке (3 класс) по теме

     

    Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников, воспитывать чувство уважения к произведениям искусства раскрывающим образ Божьей Матери и образ матери.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     Открытый урок по музыки в 3-м классе по теме "Образ матери в православной культуре, музыке, живописи и литературе"

    Цель урока: формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников;

    Задачи:

    1) раскрыть образ Божьей Матери и образ матери через произведения поэзии, музыки, литературы  и православной культуры;

    2) развивать внимание, память, умение сравнивать, вокально-хоровые навыки;

    3) приобщение детей посредством музыкальной культуры к духовным ценностям, формирование нравственной личности;

    4) воспитывать чувство уважения к произведениям искусства раскрывающим образ Божьей Матери и образ матери.

    Оборудование: мультимедийное оборудование.

    Прилагаемые материалы:

    1. С. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся!»;
    2. Видеоролик «Аве Мария»;
    3. Видеоролик «Мамочка»;
    4. Фонограмма песни «Мамочка»

    Использованная литература и ресурсы сети Интернет:

    1. Музыка: 1 – 4 кл. Методическое пособие/Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,

        Т.С.Шмагина. – М.: Просвещение, 2010г

    2. Музыка: учеб. Для учащихся 3 кл. нач. шк./Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,

        Т.С.Шмагина. – М.: Просвещение, 2011г

    3. www.lukoshko.net

    4. www.mp3air.ru

    5. www.video.mail.ru

    6. www.youtube.ru

    7. www.video.yandex.ru

    Ход урока.

    Организационный момент. Приветствие.

    У.- Ребята, тема нашего сегодняшнего урока "Образ матери в православной культуре, музыке, живописи и литературы". Чтобы вы хотели узнать сегодня на уроке?  А  начать  мы его хотим  с этого музыкального произведения (звучит молитва С. Рахманинова «Богородице Дево, радуйся! )

    У.- Как вы думаете, где можно услышать эту музыку?

    Д.- В церкви (вариант в концертном зале).

    У.- Как  можно назвать это музыкальное произведение, которое исполнялось в церкви, храме.

    Д.- Молитва.

    У.- Кто исполняет это музыкальное молитву?

    Д.- Хор.

    У.- Есть ли музыкальное сопровождение?

    Д.- Нет.

    У.- Как называется такое исполнение хора, без сопровождения?

    Д- «a capella».

    У.- К кому она обращена?

    Д.- К Богородице;

    У.- это  музыкальное произведение написал великий русский композитор  С.В. Рахманинов и оно называется «Богородице Дево, радуйся!»;

    У.- Об этом композиторе нам расскажет….

     (монолог композитора)

    Я, Сергей Рахманинов, в детстве любил слушать колокольный звон, старинные русские песни, древние былины. Я родился в Новгородском крае, в живописном месте у озера Ильмень недалеко от речки Волховы. Мой отец был дворянин, а мама – генеральская дочь, профессиональный историк. Но бабушка была самым дорогим мне человеком. К ней в дом приходили звонари и исполнители русские песен.

    Когда я повзрослел, я любил с гордостью повторять: «Я русский  композитор и моя Родина наложила отпечаток на мой характер, на мои взгляды. Моя музыка – русская музыка». И ещё: «До чего ж  наш народ музыкален. Наши народные песни прекрасны. Как я их люблю!»

    У.- А кто такая Богородица? Что вы о ней знаете? (дети отвечают).

    У.- Дева Мария появилась на свет более двух тысяч лет назад чудесным образом. Ее родители Иоаким и Анна были добры и милосердны, но у них не было детей. Горячо молясь и прося милости и прощения, они испросили у Бога даровать им дитя и поклялись, что с трех лет отдадут ребенка в храм на воспитание. Господь даровал им Марию, когда они были уже старыми, потеряв всякую надежду. При рождении Марии Анне возвестили, что ею - Марией - дастся спасение всему миру. Когда девочке исполнилось три года, родители привели ее в храм, и как только она вошла в храм, он озарился божественным светом, как будто предрекая ей особую судьбу. Спустя много лет Архангел Гавриил принес Марии благую весть о том, что избранна она между женами, и от нее воплотиться Сын Божий. Ангел сказал ей такие слова: «Радуйся, Мария, Господь с тобою благословенна ты в женах и Благословен плод чрева твоего, яко Спаса родила ты всех душ наших!» Как вы думаете, почему Господь выбрал именно Марию? (дети отвечают);

    У.- Господь выбрал Марию за ее чистоту и непорочность, за короткий нрав, долготерпение и святость. Это произошло более двух тысяч лет назад, примерно седьмого апреля. С этого времени православные верующие празднуют светлый праздник Благовещение Пресвятой Богородицы.

    У.-Именно эту молитву о Богородице воплощает С. Рахманинов в своей музыке. Это музыкальное прочтение молитвы.

    У.-Ребята, а  кто из вас был в храме и слушал церковную музыку? Ваши впечатления?

    У.- Давайте обратимся к учебнику на стр.43

    У.- Мы видим изображение Божьей Матери с младенцем Иисусом художника Васнецова. Эту великолепное произведение можно увидеть в алтарной части Владимирского собора в Киеве. Сколько любви, кротости, нравственной чистоты в образе Божьей Матери. С какой нежностью, бережностью она обнимает младенца и небесный свет озаряет ее лик.

    У.- читает стихотворение

    У.- Как вы думаете, что хотел передать нам А.С. Пушкин этими строками.(ответ детей)

    У.- В этих строках поэт А.С. Пушкин передает свое преклонение перед образом Богородицы, воспевая ее вселенскую любовь к людям. На Руси Божью Матерь называют Богородицей.

    У.- А как ее называют в западных странах с католической верой?

    Д.- Девой Марией. Мадонной.

    У.- Посмотрите, пожалуйста, в учебнике иллюстрацию «Сикстинская Мадонна» Рафаэля. Художник нам рисует Деву Марию, бережно несущую людям самое дорогое, что у нее есть на свете-сына. Ее глаза светятся любовью и нежностью. И вместе с тем они тревожны. Ей уготована особая миссия на земле - быть Божьей Матерью и она это хорошо понимает. Давайте прочитаем стихи Данте, под иллюстрацией  посвященные Деве Марии (дети читают).

    У.- Скажите, откуда Дева  Мария  спускается к людям?

    Д.- С облаков.

    У.- Какой цвет преобладает?

    Д.- Белый цвет у Рафаэля

    У.- Посмотрите на картину  Васнецова. Какой цвет преобладает?

    Д.- золотистый

    У.- Белый цвет символизирует чистоту и непорочность, а золотистый - божественный.

    У.- К образу Девы Марии обращались и западноевропейские композиторы. Например  австрийский композитор Ф. Шуберт и о нем на расскажут ребята….

                                                (диалог двух учеников)

    Первый: Когда и где родился Франц Шуберт?

    Второй:   Он родился 31 января 1797 года в предместье Вены, в Австрии. Кто был его отец?

    Первый:  Его отец был школьный учитель, человек трудолюбивый и добропорядочный. О чём мечтал отец Шуберта?

    Второй:  Отец мечтал, чтобы Франц Шуберт, также как и его старшие братья, стал школьным учителем.

     Где учился Франц Шуберт?

    Первый:  Шуберт учился в церковно – певческой школе. Почему Шуберт поссорился с отцом?

    Второй: Шуберт бросил учёбу в церковной школе вопреки воле отца, не захотел быть школьным учителем из-за любви к музыке.

    Где проводил он большую часть  времени?

    Первый:  Он был у своих друзей, композиторов, художников, поэтов, певцов. Образовался кружок близких ему людей, на этих вечерах звучала музыка Франца Шуберта. Какой это был музыкант?

    Второй: Шуберт творил ежедневно, ежечастно, без устали и остановки. Музыка не оставляла его даже во сне – он вскакивал посреди ночи, чтобы записать её на клочках бумаги.

    Что было с Шубертом в последние годы жизни?

    Первый:    Он много болел, бедствовал. Однажды его друзья организовали концерт из его произведений. Успех был настоящий, но это не изменило судьбы Шуберта. Он заболел и врачи не смогли его спасти.Сколько прожил композитор?

    Второй:  Он прожил всего 31год, но оставил богатое музыкальное наследие, его музыка простая, светлая и искренняя.

    У.- Сейчас мы послушаем его произведение «Аве Мария».(отрывок) в исполнении итальянского мальчика Робертино Лоретти.

    У.- Назовите композитора ,  этого замечательного произведения? (Слайд Ф. Шуберта)

    У.- Ребята, мы сегодня на уроке познакомились с двумя произведениями, которые можно назвать музыкальными молитвами композиторов С.Рахманинова и Ф. Шуберта. (Слайд композиторов)

    Давайте попробуем их сравнить, Что между ними общего и в чем различие?, используя средства музыкальной выразительности.(наглядный материал)

    Чем похожи эти музыкальные молитвы двух  композиторов?

    1. Выразительное интонационное выделение обращения к Богородице и Деве Марии с последующим распеванием на один слог, что придает мелодии, светлую торжественность. Мелодия как бы расцветает и наполняется светом.
    2. Оба произведения написаны в мажоре. Это придает музыке особую возвышенную радость приобщения к таинству молитвы. Церковная музыка не признает уныния, и даже скорбь в ней светлая.
    3. Темп и динамика – тоже схожие. Спокойная неторопливость тихой мелодии молитвы есть и у Рахманинова и у Шуберта.
    4. С какими музыкальными произведениями можно соотнести картины, которые мы с вами рассмотрели?
    5. У.- Но если у Рахманинова в музыке больше светлого торжества радости, то у шубертовской «Аве Марии» больше интонации просьбы и мольбы.

    У.- Образ Богородицы близок образу матери. К этому уроку мы с вами оформили фотовыставку. Каждая мама, когда держит ребенка на руках, прижимая его к своей груди, думает, как сложится его судьба. И в этот момент мамы с ребенком на руках являются самыми прекрасными из женщин.

    Чтение черногорской         сказки «Как Милош нашел мать»

    У - Какое настроение  у вас после прочтения сказки?

    Д - И грустное , и радостное

    У - Почему?

    Д - мальчик потерял родителей еще в детстве и рос без них и их родительской заботы; в сказке счастливый конец

    У - Какой представлял себе Милош мать? Прочитайте.

    Д - Самой высокой, стройной, красивой

    У - Какой мать была на самом деле?

    Д - Маленького роста, сгорбленная от непосильного труда, вся в морщинах

    У - Докажите словами из текста.

    У - Почему Милош все таки узнал ее?

    Д - Потому что любовь к матери делает ее в глазах сына самой красивой, стройной, высокой

    Вывод: любовь возвышает человека, делает душу человека красивой, а любовь к матери – это самое святое, что есть на земле.

    У.- Ребята, а какое музыкальное произведение или картину вы соотнесли  бы к этой сказке?

    У.- На прошлых уроках мы выучили с вами песню «Мамочка» и сейчас мы её исполним, а на нашем  школьном концерте посвящённый Дню матери  подарим вашим мамам.

    У.- Распевание,  дыхательная гимнастика, упражнение на дикцию

    Д.- Песня: «Мамочка»

    Инсценирование рассказа В.Осеевой «Лекарство»

    У - Какой вывод вы можете сделать, просмотрев наш спектакль?

    Д - О маме надо заботиться, как она заботится о нас. Любовь к маме – это не только красивые слова, но и поступки и дела. Надо помогать маме, свои дела стараться делать самому.

    Итог:

    У.- В начале урока каждый из вас выбрал свою цель? Скажите вы достигли её?

    Д.- ответы детей

    У.- Как проявился образ матери в музыке, литературе, живописи, православной культуре?

      - Произведения каких композиторов вы слушали?

      - Какую сказку читали?

     - какой спектакль вы смотрели?

      - Какая картина вам особенно за помнилась?

      - Фотовыставка – это тоже особый вид искусства

      - Фотовыставка: Ваши мамы, как Мадонны присутствовали на нашем уроке      и с любовью смотрели на вас с фотографий. Не забудьте об этом празднике и обязательно поздравьте своих мам.

    На этом уроке мы прикоснулись к тайнам двух музыкальных молитв Шуберта и Рахманинова. Эта музыка – особая: светлая, тихая и очень возвышенная. Мы говорим, святая музыка потому, что она будит в нас самые высокие чувства.

    У.- Образ Божьей Матери – это пример великой любви ко всему человечеству. В каждом из нас тоже есть очень много хорошего: и доброта и понимание и милосердие. И именно такие виды искусства помогают  нам стать лучше и подумать: а достаточно ли  мы любим и уважаем близких людей, родителей, друзей и учителей. Задумайтесь над этим.

      Домашнее задание

    Рефлексия «Пик понимания»

    У.- В заключении , посмотрите на картину. Что на ней изображено?

    Д.-Гора.

    У.- Верно. Гора – это наш урок, мы с вами поднимались по склону горы к пониманию темы урока.

    - Осознайте себя, где вы находитесь:

    - у подножья горы, не зная о том, что находиться на вершине горы,

     - на середине пути, поняли, но не до конца,  есть над чем подумать,

    - или же всё хорошо поняли и добрались до самого пика.

    У.- Вы хорошо поработали?

    У.- Как у вас настроение?(ответ детей)

    У.- ответ учителя

    Выставление оценок.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    16 ноября

    Слайд 2

    Тема урока: «Образ матери в православной культуре, музыке, живописи и литературы».

    Слайд 3

    Сергей Васильевич Рахманинов

    Слайд 13

    Одной картины я желал быть вечный зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш Божественный Спаситель – Она с величием, Он с разумом в очах – Взирали, кроткие, во славе и в лучах…. А.С. Пушкин

    Слайд 14

    Она идёт, хвале внимая, Благим покрытая смиреньем, Как бы небесное виденье Собою на земле являя… Данте

    Слайд 15

    Франц Шуберт

    Слайд 16

    С.В. Рахманинов Ф. Шуберт

    Слайд 18

    Тема урока: «Образ матери в православной культуре, музыке, живописи и литературы».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    В помощь урокам по "Православной культуре".Интеграция музыки , живописи, литературного чтения.

    Это стихотворение довольно сложно для восприятия второклассникам.Именно интегрированный подход на уроке облегчает нам эту задачу.Репродукции художников,творчество учеников, слово учителя и перезвон Ва...

    Открытый урок по основам православной культуры. "Милосердие и сострадание."

    Открытый урок по основам православной культуры проведён в 4 классе "А". Основная работа на уроке велась на основе подготовленных группами учащихся проектных работ. Главная цель урока показать силу доб...

    Открытый урок по основам православной культуры

    Открытый урок по основам православной культуры.тема: "Православный храм"...

    Открытый урок по "Основам православной культуры"

    Презентация к уроку по ОПК "Пасха"...

    Открытый урок по Основам православной культуры в 4 классе. Тема : "Пасха"

    Разработала и провела учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 г.Лермонтова Садовникова Ольга Викторовна...

    Урок 3 класс по теме "Праздник Масленица - в музыке, живописи и литературе"

    Продолжить знакомство с праздниками русского народа. праздник Масленица   в музыке, живописи и литературе....

    Дидактический материал. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Святые покровители Санкт-Петербурга

    Дидактический материал Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы религиозных культур и светской этики.Основы православной культуры       ...