Главные вкладки

    Пояснительная записка по музыке 2 класс Школа России
    календарно-тематическое планирование по музыке (2 класс) по теме

    Эпова Нина Николаевна

    по ФГОС

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.muzyka_novaya_.doc80 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Рабочая программа по музыке составлена на основе:

    -Закона РФ «Об Образовании»  ст.32

    - Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего  образования; (Министерство образования и науки Российской Федерации. М. Просвещение 2011г.  Стандарты второго поколения.)

    - Примерной программы  по музыке;  Сборник: Примерные программы  по учебным предметам. Начальная школа.

     В 2-х ч. (Ч.2  М. Просвещение  2011. Стандарты второго поколения.)

        -  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России  (М. Просвещение 2011)

    -Учебного плана МБОУ СОШ № 167 на 2012-2013 уч. год

    -Рабочих программ «Музыка» Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской 1-4 кл. М. Просвещение 2012

    Общая характеристика предмета

    Программа по музыке разработана с учетом специфики данного предмета, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться.                                                                                                 Цель: воспитание музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры.

    Задачи: воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;  развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе тезауруса — багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства

    Место учебного предмета в учебном плане

    Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение музыки в начальной школе выделяется 135ч, из них в 1 классе 33ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели), по 34ч во 2, 3 и 4 классах (1ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе)

    Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

    Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствуют личному развитию учащихся. Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивют коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное познавательное, коммуникативное развитие учащихся обусловливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.

    Результаты изучения учебного предмета

    Личностные результаты:

    • Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа.
    • Наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии.
    • Приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
    • Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.

    Метапредметные результаты:

    • Наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия.
    • Ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума.
    • Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера.
    • Планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия.
    • Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей.

    Предметные результаты:

    • Развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам музыкально-творческой деятельности.
    • Развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека.
    • Готовность применять полученные знания  и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.

    Содержание  учебного предмета.

     Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б. М. Неменского. При этом произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой художественной культуры. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира (в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей) предполагает изучение основных жанров фольклорных сочинений, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу произведений духовной музыки базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
          Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. Через опыт общения с музыкой как «искусством интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев), с конкретным музыкальным произведением у детей формируется опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к музыке и жизни; осваиваются основные сферы музыкального искусства, виды музыкальной деятельности (исполнение, сочинение, слушание), интонация как носитель образного смысла музыкального произведения, принципы развития музыки (повтор, вариационность, контраст), особенности формы музыкальных сочинений (одночастная, двухчастная, трехчастная, куплетная, рондо, вариации), жанры музыки (песня, танец, марш, сюита, опера, балет, симфония, инструментальный концерт, кантата, соната, оперетта, мюзикл и др.), основные средства музыкальной выразительности и своеобразие, специфика их преломления в музыкальной речи композитора в конкретном произведении.

          Урок музыки в данной программе трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах.

          Методы музыкального образования и воспитания младших школьников отражают цель, задачи и содержание данной программы:
          — метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
          — метод интонационно-стилевого постижения музыки;
          — метод эмоциональной драматургии;
          — метод концентричности организации музыкального материала;
          — метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении);
          — метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);
          — метод игры;
          — метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).

    Виды музыкальной деятельности на уроках музыки по данной программе разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов) в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
          Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизов костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных «коллекций» в домашнюю фонотеку; в «создании» рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.

          Урок музыки в данной программе трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. Художественно-педагогическая идея позволяет учителю и ребенку осмысливать музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей, вести постоянный поиск ответа на вопрос: что есть истина, добро и красота в окружающем мире?

          Методы музыкального образования и воспитания младших школьников отражают цель, задачи и содержание данной программы:
          — метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
          — метод интонационно-стилевого постижения музыки;
          — метод эмоциональной драматургии;
          — метод концентричности организации музыкального материала;
          — метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении);
          — метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);
          — метод игры;
          — метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).

          Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в I классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. В программе данного класса два раздела: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты». В программе II—IV классов семь разделов: «Россия — Родина моя», «День, полный событий», «О России петь — что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале» и «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...».
          Отличительная особенность данной программы и всего УМК в целом — охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения» конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
          В учебниках и рабочих тетрадях проблемные вопросы и задания нацеливают учащихся на самостоятельную работу в классе и дома (при наличии у ребенка аудиокассеты — домашней фонотеки по программе), исполнение песен и основных тем сочинений крупных жанров, дирижирование, музыкальные игры.
          Основные понятия и музыкальные термины (общие и частные) вводятся на страницах учебников и тетрадей, постепенно учащиеся начинают овладевать ими и использовать в своей музыкальной деятельности.
          Данная программа не подразумевает жестко регламентированного, рецептурного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития учащихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий. Творческий подход учителя музыки к данной программе — залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.

    ТРЕБОВАНИЯ

     к  уровню подготовки выпускника начальной школы:

    В результате изучения музыки ученик должен:

    знать/понимать:

    • слова и мелодию Гимна России;
    • смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;
    • названия изученных жанров и форм музыки;
    • народные песни, музыкальные традиции родного края (праздники и обряды);
    • названия изученных произведений и их авторов;
    • наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров;

    уметь:

    • узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
    • определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);
    • определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
    • передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах;
    • исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;
    • исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;
    • исполнения знакомых песен;
    • участия в коллективном пении;
    • музицирования на элементарных музыкальных инструментах;
    • передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.

    Содержание музыкального материала  

    2 КЛАСС (34 ч)

    Раздел 1. «Россия — Родина моя» (3ч)

    Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпанемент.

    Музыкальный материал

          «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.
          
    «Гимн России». А. Александров, слова С. Михалкова.
          
    «Здравствуй, Родина моя». Ю. Чичков, слова К. Ибряева.
          «Моя Россия». Г. Струве, слова Н. Соловьевой.

    Раздел 2. «День, полный событий» (6ч)

          Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Детские пьесы П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальный материал — фортепиано.

    Музыкальный материал

          Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
          
    Пьесы из «Детской музыки». С. Прокофьев.
          
    «Прогулка» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.
          
    «Начинаем перепляс». С. Соснин, слова П. Синявского.
          
    «Сонная песенка». Р. Паулс, слова И. Ласманиса.
          
    «Спят усталые игрушки». А. Островский, слова З. Петровой.
          
    «Ай-я, жу-жу», латышская народная песня.
          
    «Колыбельная медведицы». Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева.

    Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм» (5ч)

          Колокольные звоны России. Святые земли Русской. Праздники Православной церкви. Рождество Христово. Молитва. Хорал.

    Музыкальный материал

          «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.
          Кантата «Александр Невский», фрагменты: «Песня об Александре Невском», «Вставайте, люди русские». С. Прокофьев.
          Народные песнопения о Сергии Радонежском.
          «Утренняя молитва», «В церкви». П. Чайковский.
          «Вечерняя песня». А. Тома, слова К. Ушинского.
          Народные славянские песнопения: «Добрый тебе вечер», «Рождественское чудо», «Рождественская песенка». Слова и музыка П. Синявского. 

    Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4ч)

          Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в русской народной музыке. Музыка в народном стиле. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы, встреча весны. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек.

    Музыкальный материал

      Плясовые наигрыши: «Светит месяц», «Камаринская».
          
    «Наигрыш». АШнитке.
          Русские народные песни:
    «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли».
          
    «Ходит месяц над лугами». С. Прокофьев.
          
    «Камаринская». П. Чайковский.
          
    Прибаутки. В. Комраков, слова народные.
          Масленичные песенки.
          Песенки-заклички, игры, хороводы.

    Раздел 5. «В музыкальном театре» (5ч)

          Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр.

    Музыкальный материал

    «Волк и семеро козлят», фрагменты из детской оперы-сказки. М. Коваль.
          «Золушка», фрагменты из балета. С. Прокофьев.
          «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам». С. Прокофьев.
          «Марш» из балета «Щелкунчик». П. Чайковский.
          «Руслан и Людмила», фрагменты из оперы. М. Глинка.
          «Песня-спор». Г. Гладков, слова В. Лугового.

    Раздел 6. «В концертном зале» (5ч)

          Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.

    Музыкальный материал

          Симфоническая сказка «Петя и волк». С. Прокофьев.
          
    «Картинки с выставки».  Пьесы из фортепианной сюиты. М. Мусоргский.
          
    Симфония № 40, экспозиция 1-й части. В.-А. Моцарт.
          
    Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». В.-А. Моцарт.
          
    Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка.
          
    «Песня о картинах». Г. Гладков, слова Ю. Энтина.

    Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (6ч)

             Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы.

    Музыкальный материал

            «Волынка»; «Менуэт» из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; менуэт из Сюиты № 2; «За рекою старый дом», русский текст Д. Тонского; токката (ре минор) для органа; хорал; ария из Сюиты № 3. И.-С. Бах.
          
    «Весенняя». В.-А. Моцарт, слова Овербек, пер. Т. Сикорской.
          
    «Колыбельная». Б. Флис —  В.-А. Моцарт, русский текст С. Свириденко.
          
    «Попутная», «Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника.
          
    «Песня жаворонка». П. Чайковский.
          
    Концерт для фортепиано с оркестром № 1, фрагменты 1-й части. П. Чайковский.
          
    «Тройка», «Весна. Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
          
    «Кавалерийская», «Клоуны», «Карусель». Д. Кабалевский.
          
    «Музыкант». Е. Зарицкая, слова В. Орлова.
          
    «Пусть всегда будет солнце». А. Островский, слова Л. Ошанина.
          
    «Большой хоровод». Б. Савельев, слова Лены Жигалкиной и А. Хайта.

    Научно-методическое обеспечение.

    Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной:

    На  основе  « Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-7 классы». Авторы программы « Музыка. Начальные классы» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина., М., Просвещение, 2012,  стр.3-28.

    • «Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы», методическое пособие для учителя М., Просвещение, 2012г.
    • «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка.  2 класс», М., Просвещение, 2012 г.
    • фонохрестоматия для 2 класса (2 кассеты)
    • Е.Д.Критская «Музыка 2 класс»1 СD, mp 3, Фонохрестоматия, М., Просвещение, 20010 г.
    • учебник «Музыка 2 класс», М., Просвещение, 2012г.
    • «Рабочая тетрадь по музыке 2 класс» М., Просвещение, 2012г.

    5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки»

    6. Электронный  образовательный ресурс (ЭОР)

    10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

    11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

    12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

    13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Пояснительная записка. Математика 1 класс "Школа России"

    В данном материале вы найдёте пояснительную записку к тематическому планированию по математике для 1 класса по программе "Школа России"....

    Пояснительная записка. ИЗО 1 класс "Школа России"

    В данном материале вы найдёте пояснительную записку к тематическому планированию по ИЗО для 1 класса по программе "Школа России"....

    Пояснительная записка. Технология 1 класс "Школа России"

    В данном материале вы найдёте пояснительную записку к тематическому планированию по технологии для 1 класса по программе "Школа России"....

    Пояснительная записка (математика 2 класс, "Школа России")

    "Школа России" 2 класс Пояснительная записка...

    Рабочая программа по русскому языку. 3 класс. Пояснительная записка. Календарно-тематическое планирование. Школа России.

    Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями ФГОС НОО, планируемыми результатами начального общего образования....

    Рабочая программа по русскому языку. 3 класс. Пояснительная записка. Календарно-тематическое планирование. Школа России.

    Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями ФГОС НОО, планируемыми результатами начального общего образования....

    Рабочая программа по математике. 3 класс. Пояснительная записка. Календарно-тематическое планирование. Школа России.

    Рабочая программа  разработана в соответствии с основными положениями ФГОС НОО, планируемыми результатами начального общего образования....