рабочая программа по музыке 1 класс
рабочая программа по музыке (1 класс) на тему
Данная рабочая образовательная программа по музыке для 1 класса составлена на основе примерной программы начального общего образования по музыке второго поколения с опорой на допущенную Министерством образования Российской Федерации программу для общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-4 классы», авторы Челышева Т.В., Кузнецова В.В.
Первая ступень музыкального образования закладывает основы музыкальной культуры учащихся. Музыка в начальной школе является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Данная рабочая образовательная программа по музыке для 1 класса | 202 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Класс 1класс
Количество часов: 33 В неделю 1
Планирование составлено на основе:
Программы по учебным предметам. Реализация образовательного стандарта второго поколения.
УМК "Перспективная начальная школа" (1 класс) М.: Академкнига / Учебник, 2012 год.
Раздел 1. Пояснительная записка
Данная рабочая образовательная программа по музыке для 1 класса составлена на основе примерной программы начального общего образования по музыке второго поколения с опорой на допущенную Министерством образования Российской Федерации программу для общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-4 классы», авторы Челышева Т.В., Кузнецова В.В.
Первая ступень музыкального образования закладывает основы музыкальной культуры учащихся. Музыка в начальной школе является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.
Изучение музыки направлено на достижение следующих целей:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.
Цели музыкального образования осуществляются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития.
Личностные задачи:
формировать ценностно-смысловые ориентации и духовно-нравственные основания;
развивать творческий потенциал учащихся, готовность открыто выражать и отстаивать свою эстетическую позицию;
развивать самосознание, позитивную самооценку и самоуважение, жизненный оптимизм.
Познавательные и социальные задачи:
приобщать к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству;
формировать целостную художественную картину мира;
воспитывать патриотические убеждения, толерантность жизни в поликультурном обществе;
развивать творческое, символическое, логическое мышление, продуктивное воображение, произвольные память и внимание, рефлексию.
Коммуникативные задачи:
формировать умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:
- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;
- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений
русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на
электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Раздел 2. Учебно-тематический план.
№ | Содержание | Количество часов |
1 | Звуки вокруг нас | 9 |
2 | Музыкальные встречи Маши и Миши | 7 |
3 | Так и льются сами звуки из души! | 10 |
4 | Волшебная сила музыки | 7 |
5 | Итого | 33 |
Раздел 3. Содержание программы
«Мир музыки в мире детства»
1-я четверть — «Звуки вокруг нас»
Темы: Звуки в доме Маши и Миши. Рождение песни. Колыбельная. Поющие часы. «Кошкины» песни. О чем «поет» природа?
2-я четверть — «Музыкальные встречи Маши и Миши» Темы: Музыка про разное. Звучащий образ Родины. Здравствуй, гостья-зима.
3-я четверть — «Так и льются сами звуки из души!»
Темы: Зимние забавы. Музыкальные картинки. Мелодии жизни. Весенние напевы. «Поговорим» на музыкальном языке.
4-я четверть — «Волшебная сила музыки»
Темы: Композитор — исполнитель - слушатель. Музыка в стране «Мульти-пульти». Всюду музыка живет.
В соответствии с азбучным характером учебная программа включает музыкальные произведения, которые отличаются житейскими истинами и отражают детский взгляд на мир. В ней представлены 34 песни и попевки, как народные, так и авторские. Среди них незаслуженно забытые авторские песни прошлых лет: А. Киселёва, 3. Компанейца, Н. Метлова, А. Островского, Т. Попатенко, Е. Ти-личеевой, А. Филиппенко и др. Немало и новых песен современных авторов: Г. Гладкова, А. Зарубы, И. Красильникова, Е. Крыла-това, В. Павленко, В. Семенова, Г. Струве, С. Соснина и др.
В программу 1 класса включены произведения русских и зарубежных композиторов-классиков: А.К. Лядова, М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, Д.Б. Кабалевского, СМ. Слонимского, Э. Грига, К. Сен-Санса, К. Дебюсси, М. Равеля и др.
Содержание тем раскрывает картину звучащего мира, окружающего ребёнка. На протяжении этого года учащиеся узнают, что музыка звучит повсюду – в природе, в дни праздников, в сказках, обрядах, в мультфильмах и театральных постановках. Дети узнают об основных средствах музыкальной выразительности, знакомятся с нотной грамотой.
Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главные из которых:
слушание музыки и размышление о ней;
пение;
инструментальное музицирование;
музыкально-пластическое движение;
драматизация музыкальных произведений.
Музыкальный материал программы составляют: произведения композиторов-классиков (преимущественно отечественных композиторов), народные и композиторские песни, музыкальные упражнения с использованием элементов пластического интонирования, музыкальные партитуры с применением элементарных музыкальных инструментов. Сочинения, предназначенные для прослушивания, звучат не более одной - двух минут.
В качестве главных методов программы избраны следующие методы:
метод наблюдения за музыкой;
метод убеждения и увлечения музыкой;
метод импровизации;
метод переинтонирования;
метод «сочинения уже сочинённого»;
метод размышления о музыке;
метод междисциплинарных взаимодействий;
метод восхождения от частного к общему.
Раздел 4. Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Музыка» к концу первого года обучения
По итогам освоения программы 1 класса обучающиеся должны
знать/понимать:
смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;
названия изученных жанров (песня, танец, марш);
названия изученных произведений и авторов;
названия музыкальных инструментов (рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа, гармонь, баян, балалайка);
названия нот;
основные средства музыкальной выразительности: темп, динамика, ритм, тембр;
уметь:
узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш);
определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;
передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на детских музыкальных инструментах;
исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;
вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: исполнения знакомых песен; участия в коллективном пении; музицирования на детских музыкальных инструментах; передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами.
Раздел 5. Перечень учебно-метоического обеспечения. Для реализации программного содержания используются:
Литература:
1. Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка. 1класс Учебник /Академкнига, 2012 год
2. Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка. 1класс Методическое пособие для учителя / Академкнига, 2012 год
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Содержание тем | Предметные результаты | Метапредметные результаты |
1 | «Звуки вокруг нас» (9 ч) Звуки в доме Маши и Миши «Кикимора». Симфоническая картинка. «Прогулка». Из фортепьянного цикла «Детская музыка». С.С. Прокофьев. | Идея четверти: начало большого путешествия в мир музыки от родного порога. Воплощение в звуках окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Знакомство с музыкальными звуками. Встреча с ними в родном доме среди множества других звуков. Первая песня, услышанная в родном доме — мамина колыбельная. Мягкие размеренные покачивания колыбельной как ее интонационная основа. Выразительность колыбельной) песни и другой похожей на нее музыки. От музыкальных звуков дома —к «поющей природе». Мелодии жизни за порогом дома. Музыка о природе | Знать музыкальные термины : музыкальный звук, мелодия. Уметь подбирать характеристики к определению музыкального настроения, воспринимать музыку как важную составляющую жизни каждого человека | Личностные: - Воспринимать произведение, его характер и настроение -. Наблюдать за использованием музыки в жизни человека. Вопросы и задания. Какие звуки можно назвать музыкальными? Почему эта песня - колыбельная? Послушай первую музыкальную тему симфонической картинки «Кикимора». Похожа ли она на колыбельную? -. Воспринимать окружающие звуки, звуки природы, сравнивать их с музыкальными звуками. Вопросы и задания. Передай голосом звуки, которые услышали Маша и Миша на прогулке. Как ты думаешь, о чем «поет» природа? Чье пение ты слышишь в музыкальной пьесе С. Прокофьева «Прогулка»? Тебе удалось услышать соловья, шум леса, легкий ветерок? Регулятивные: -Принимать учебную задачу Познавательные: -. Размышлять об истоках возникновения музыкальных звуков. Что изображает музыка? Коммуникативные: - способность встать на позицию другого человека, вести диалог | |
2 | Рождение песни «В гостях у королевы». Музыка Г. Брука, слова С. Маршака. . Вступление к первому действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н.А. Римский-Корсаков. | Знать музыкальные термины : мелодия, музыкальная тема, композитор. Уметь внимательно слушать музыкальные произведения, определять характер, музыкальное настроение произведения. | Личностные: - Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Вопросы и задания. Послушай песенку «В гостях у королевы». Как ты думаешь, почему Киска не увидела при дворе королевы никого, кроме мышки? Регулятивные: - понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок в жизни детей Познавательные: Импровизировать музыку в пении, игре, пластических движениях. Коммуникативные: - участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. | ||
3 | Рождение песни «В гостях у королевы». Музыка Г. Брука, слова С. Маршака. . Вступление к первому действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н.А. Римский-Корсаков. | ||||
4 | Колыбельная «Колыбельная». Музыка Е. Тиличеевой. «Колыбельная самим себе». Музыка В. Семёнова, слова Г. Лебедевой. | Знать что такое колыбельная песня. Уметь подбирать характеристики к определению музыкального настроения | Личностные: -. Наблюдать за использованием музыки в жизни человека. Вопросы и задания. Какие звуки можно назвать музыкальными? Почему эта песня - колыбельная? Регулятивные: -адекватно воспринимать предложения учителя Познавательные: - Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Коммуникативные: - принимать участие в групповом музицировании, в коллективных инсценировках | ||
5 | Поющие часы «Часы». Музыка Н. Метлова. «Тик-так». Музыка А. Островского, слова 3. Петровой. | Знать музыкальные термины : ритмический рисунок, пауза, ритм Уметь определять динамику музыкального произведения | Личностные: -. Воспринимать окружающие звуки, звуки природы, сравнивать их с музыкальными звуками. Вопросы и задания. Есть ли у часов своя песня? Как они поют? Ритмично? Одинаково? Вслушайся в последние звуки песенки «Киска». Как ты думаешь, что они изображают? Регулятивные: - Принимать учебную задачу Познавательные: - Импровизировать музыку в пении, игре, пластических движениях. Вопросы и задания. Покажи руками, как «покачивается» мелодия. Пропой песню «Часы». Прохлопай ладошками вместе с пением ритмические рисунки песен башенных, стенных и ручных часов. Спой песню «Тик-Так». Обрати внимание на перерывы, остановки в звучании — паузы. Коммуникативные: - Учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки | ||
6 | «Кошкины» песни «Киска». Музыка Г. Курина, слова В. Стоянова. «Ученый кот». Музыка И. Кирилиной, слова В. Орлова. | Знать музыкальные термины : интонация, ритм. Уметь подбирать характеристики к определению музыкального настроения. Рассказывать о прослушанном произведении | Личностные: -. Воспринимать окружающие звуки, звуки природы, сравнивать их с музыкальными звуками. Вопросы и задания. Вслушайся в последние звуки песенки «Киска». Как ты думаешь, что они изображают? Регулятивные: - понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок в жизни детей Познавательные: - Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Вопросы и задания. Какими представил композитор действующих лиц фрагмента;«Кот в сапогах и Белая кошечка»? У кого из героев мелодия задиристая и драчливая, а у кого — важная и строгая? Встречались ли тебе такие герои в жизни? Расскажи о них. Коммуникативные: -участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. | ||
7 | «Кошкины» песни «Ученый кот». Музыка И. Кирилиной, слова В. Орлова. «Кот в сапогах и белая кошечка». Фрагмент балета «Спящая красавица». П.И. Чайковский. | ||||
8 | О чём «поёт» природа «Кукушка». Швейцарская народная песня. «Кукушка в глубине леса». Из фортепьянного цикла «Карнавал животных». К. Сен-Санс. | Знать музыкальные термины : темп, динамика, характер. Уметь подбирать характеристики к определению музыкального настроения, размышлять о звуках окружающего мира | Личностные: - Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Вопросы и задания. Расскажи, о чем «поет» природа осенью. Регулятивные: - адекватно воспринимать предложения учителя Познавательные: - Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Вопросы и задания. . Какая музыкальная интонация помогает понять, что в лесной глуши прячется кукушка? («Кукушка в глубине леса»). Помогает ли такой темп и такая динамика песни «Сарафан надела осень» почувствовать осеннее настроение? - Размышлять об истоках возникновения музыкальных звуков. Вопросы и задания. Каким музыкальным инструментам доверил композитор исполнение «Полета шмеля»? Что изображает музыка? - Импровизировать музыку в пении, игре, пластических движениях. Вопросы и задания. Передай голосом главную интонацию песни «Кукушка». Спой эхо и прохлопай его ритм. Вместе со звучанием песни «Сарафан надела осень» покажи движениями рук, как кружатся листья. Коммуникативные: Исполнять песни, играть на детских элементарных и электронных музыкальных инструментах в коллективном или групповом сотворчестве с другими учащимися. | ||
9 | О чём «поёт» природа «Сарафан надела осень». Музыка Т. Попатенко, слова И. Чернецкой. «Полет шмеля». Фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане». Н.А. Римский-Корсаков. | ||||
10 | «Музыкальные встречи Маши и Миши» (7 ч) Музыка про разное. «Звуки музыки». Музыка Р. Роджерса, русский текст М. Цейтлиной. «Баба-яга». Из фортепьянного цикла «Детский альбом». П.И. Чайковский. | Идея четверти: от музыки в жизни ребенка - к звучащему образу Родины. Музыкальное окружение в жизни ребенка: музыка в школе, на улице, у друзей. Отражение в музыке разных жизненных ситуаций. Сказка в музыке. Музыка о разных исторических временах. Образ Родины в музыке: ее просторы, красота, величие, богатырская сила. Родная сторонка в музыкальных картинках | Знать музыкальные термины: регистр, звонница, звонарь. | Личностные: - Осуществлять собственный музыкально-исполнительский замысел в пении и импровизации. Вопросы и задания. Послушай и передай движениями рук характер звучания колоколов в разных регистрах. Регулятивные: -осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности Познавательные: -. Сравнивать разные музыкальные произведения. Вопросы и задания. Сравни мелодию про Кикимору с мелодией про Бабу-Ягу: что в этих музыкальных пьесах общего, чем они отличаются? - Определять, от чего зависит музыкальное окружение жизни ребенка. Вопросы и задания. Знаешь ли ты, что место, где размещают колокола, называется звонницей? А человек, который звонит в колокола, — звонарем? Какой высоте, какому регистру соответствует большой размер колокола, а какому — маленький? Как размер влияет на характер звучания? - Находить особенности музыкального отражения жизненных ситуаций. Вопросы и задания. Выбери из предложенного списка определения, которые наиболее полно отражают звучание колоколов в русской народной песне «Вечерний звон». - Размышлять об особенностях воплощения сказки в музыке. Коммуникативные: - Исполнять песни, играть на детских элементарных и электронных музыкальных инструментах в коллективном или групповом сотворчестве с другими учащимися. -. Размышлять об особенностях воплощения сказки в музыке, обсуждать это с одноклассниками. Вопросы и задания. Какой изображена Баба-Яга в музыкальной пьесе П. Чайковского? Почему ты так думаешь? Что в музыке помогло тебе узнать это? Каким представил Черномора М. Глинка? Интонации темы Черномора звучат только в низком регистре? Как ты думаешь, зачем композитор в грозную тему Черномора включил высокие интонации? Что этим хотел подчеркнуть М. Глинка? | |
11 | Музыка про разное. Ростовские колокольные звоны. «Вечерний звон». Русская народная песня. | Знать музыкальные термины: регистр, звонница, звонарь. | |||
12 | Музыка про разное. «Марш Черномора». Фрагмент из оперы «Руслан и Людмила». М.И. Глинка. «Вечерний звон». Русская народная песня. | Знать музыкальные термины: регистр, звонница, звонарь. | |||
13 | Звучащий образ Родины. «Богатырские ворота». Из фортепьянного цикла «Картинки с выставки». М.П. Мусоргский. «Здравствуй, гостья-зима». Музыка народная, слова И. Никитина. | Знать музыкальный термин: созвучие Уметь рассказывать о прослушанном произведении. Оценивать и сопоставлять характеристики определения музыкального настроения. | Личностные: -- Выявлять в музыкальном тексте характеристики образа Родины, родной сторонки. Вопросы и задания. Сравни характер песни с характером рисунка к ней. Ты чувствуешь их созвучие? Создает ли музыка М. Мусоргского («Богатырские ворота») впечатление богатырской силы, мощи и величия наших предков? - Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении и пр. Вопросы и задания. Соответствует ли название «Богатырские ворота» характеру музыки? Регулятивные: - понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии музыкальных зарисовок из жизни детей Познавательные: -. Находить особенности музыкального отражения жизненных ситуаций. Коммуникативные: -. Исполнять различные по характеру музыкальные произведения с группой одноклассников. Вопросы и задания. Разучи песню и пой ее сначала как настоящий солист, а потом хором с друзьями. Разучи песню «Здравствуй, гостья-зима». Постарайся петь так, чтобы одноклассники поняли, что призыв зимы звучит убедительно. | ||
14 | Звучащий образ Родины. «Богатырские ворота». Из фортепьянного цикла «Картинки с выставки». М.П. Мусоргский. «Здравствуй, гостья-зима». Музыка народная, слова И. Никитина. | ||||
15 | Здравствуй, гостья-зима «Родина-отчизна». Музыка А. Киселева, слова В. Татаринова. «Зимушка-Зима». Музыка Е. Ботярова, слова М. Пляцковского. | Знать музыкальный термин: солист, темп Уметь исполнять различные по характеру музыкальные произведения. Уметь определять темп музыкального произведения. | Личностные: - Выявлять в музыкальном тексте характеристики образа Родины, родной сторонки. Вопросы и задания. Сравни характер песни с характером рисунка к ней. Помогает ли тебе мелодия песни «Родина-Отчизна» представить необъятность родных просторов? -- Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении и пр. - Осуществлять собственный музыкально-исполнительский замысел в пении и импровизации. Вопросы и задания Ты знаешь, что хоровод — это танец, который могут танцевать одновременно все дети? Послушай текст песни «Новогодний хоровод». А теперь представь, какой должна быть музыка. Для этого подбери нужный темп и характер. Регулятивные: -принимать учебную задачу Познавательные: -. Находить особенности музыкального отражения жизненных ситуаций. Вопросы и задания Что в музыке песни «Зимушка-зима» помогает почувствовать стремительное движение саней и лыж? Какой характер создается в песне? Коммуникативные: - Исполнять различные по характеру музыкальные произведения с группой одноклассников. Вопросы и задания. Разучи песню и пой ее сначала как настоящий солист, а потом хором с друзьями. Разучи песню «Зимушка-Зима». Постарайся петь так, чтобы одноклассники поняли, что призыв зимы звучит убедительно. | ||
16 | Здравствуй, гостья-зима «Новогодний хоровод». Музыка Г. Струве, слова Н. Соловьевой. | ||||
17 | «Так и льются сами звуки из души!» (10 ч) Зимние забавы. «Снег танцует». Из фортепьянного цикла «Детский уголок». К. Дебюсси. «Как на тоненький ледок». Русская народная песня. | Музыка вокруг ребенка — музыка в душе ребенка — музыка в его художественном творчестве. Выразительные возможности музыки. Приобщение к музыкальному искусству через исполнение песен. «Общение» на музыкальном языке. Музыка о временах года. Задорные песни зимы. Весенние напевы. Музыкальные миниатюры о животных, птицах, зверях и игрушках. Музыка для любимых мам и бабушек | Знать музыкальные термины: фортепьяно, фортепьянная музыка, настроение. Уметь внимательно слушать музыкальные произведения, определять характер, музыкальное настроение произведения. | Личностные: - Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизация) с учетом выразительных возможностей музыки. Вопросы и задания. Попробуй передать интонаций пьесы К. Дебюсси «Снег танцует» в танце. Как ты будешь танцевать: плавно и медленно кружась или быстро и решительно двигаясь? Регулятивные: -осуществлять контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности Познавательные: -. Выявлять выразительные возможности музыки. Вопросы и задания. Можно ли определить характер музыкальной пьесы «Вальс снежных хлопьев» и пьесы «Снег танцует» одними и теми же словами? Например: нежный, певучий, трогательный, лиричный. Коммуникативные: - Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях. Вопросы и задания. Подумай, почему русскую народную песню «Как на тоненький ледок» можно разыграть как музыкальный спектакль? Сколько в ней героев? Выучи песню. Помоги Маше и Мише разыграть ее с друзьями по ролям. | |
18 | Зимние забавы. «Вальс снежных хлопьев». Фрагмент из балета «Щелкунчик». П.И. Чайковский. «Котенок». Музыка В. Семёнова, слова В. Бараускаса. «Хоккеисты». Музыка И. Красильникова, слова Е. Авдиенко. | ||||
19 | Музыкальные картинки. «Ёжик», «Клоуны», «Хромой козлик». Музыкальные картинки. Д.Б. Кабалевский: «До чего же грустно!». Музыка С. Соснина, слова П. Синявского. | Знать героев (персонажей) песен. Уметь внимательно слушать музыку, определять музыкальные характеры героев находить музыкальные образы, подбирать характеристики образов. | Личностные: - Размышлять, рассуждать об отражении в музыке времен года, жизни животных, птиц, зверей, людей. Вопросы и задания. Что произошло с героями песни «До чего же грустно»? Попробуй объяснить, кто такой — «герой песни»? Как ты думаешь, на каком музыкальном инструменте исполняются пьесы «Ежик», «Клоуны», «Хромой козлик»? Музыка, которую пишут для исполнения на фортепьяно, называется «фортепьянной музыкой». Регулятивные: - понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок в жизни детей Познавательные: . Обнаруживать общность, истоков народной и профессиональной музыки. Вопросы и задания. Французский композитор К. Сен-Санс подслушал сценку из жизни птичьего двора. Что он услышал? Расскажи, кого он изобразил? Правда ли, что эту музыку можно «увидеть», что она очень зримая. Почему? Коммуникативные: - способность встать на позицию другого человека, вести диалог | ||
20 | Музыкальные картинки. «Персонажи с длинными ушами». Из фортепьянного цикла «Карнавал животных». К. Сен-Санс. «Журавель». Украинская народная песня. | ||||
21 | Мелодии жизни. «Болезнь куклы». Из фортепьянного цикла «Детский альбом». П.И.Чайковский. «Азбука». Музыка А: Зарубы, слова Б. Заходера. | Знать музыкальный термин: настроение. Уметь внимательно слушать музыкальные произведения, определять характер, музыкальное настроение произведения. | Личностные: - Выражать свои чувства, переживания, отношения в словах, музыкальных движениях, певческих интонациях, рисунках по музыкальным произведениям. Вопросы и задания. Что ты чувствуешь, когда слушаешь пьесу «Болезнь куклы»? Попробуй объяснить, что такое «настроение». Какое настроение создает у тебя песня «Рыжий пес»? Связано ли это с характером музыки? Выбери (из предложенных) подходящие слова для определения характера этой песни. Регулятивные: -осуществлять контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности Познавательные: - Обнаруживать общность, истоков народной и профессиональной музыки. Вопросы и задания. Послушай пьесу С. Прокофьева «Пятнашки». Как ты думаешь, зачем композитор использует повторяющиеся интонации? Коммуникативные: -воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке | ||
22 | Мелодии жизни. «Пятнашки»; Из фортепьянного альбома «Детская музыка». С.С. Прокофьев. «Куры ц петухи». Из фортепьянного цикла «Карнавал животных». К. Сен-Санс. «Рыжий пес». Музыка Г. Струве, слова В. Степанова. | ||||
23 | Весенние напевы. «Перед весной». Русская народная песня в обработке П.И. Чайковского. «Весной». Э. Григ. Симфонии № 2 П. Чайковского | Знать музыкальные термины: оркестр, симфонический оркестр, симфоническая музыка, чувства, сопровождение. Уметь внимательно слушать музыку, определять сольное звучание музыкальных инструментов в звучании оркестра. | Личностные: - Выражать свои чувства, переживания, отношения в словах, музыкальных движениях, певческих интонациях, рисунках по музыкальным произведениям. Регулятивные: -осуществлять контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности Познавательные: - Выявлять выразительные возможности музыки. Вопросы и задания. Напоминают ли интонации финала Симфонии № 2 П. Чайковского знакомую песню? Всегда ли одинаково звучат эти интонации? Какую роль здесь играет орекстр? Попробуй объяснить, что такое «симфонический оркестр», «симфоническая музыка»? Коммуникативные: - Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях. | ||
24 | Весенние напевы. «Самая, самая». Музыка Г. Левдокимова, слова В. Степанова. «Последний снег». Музыка 3. Компанейца, слова А. Толстого. | ||||
25 | «Поговорим» на музыкальном языке «Сладкая греза». Из фортепьянного цикла «Детский альбом». П.И. Чайковский. «Капельки». Музыка В. Павленко, слова Э. Богдановой. | Знать музыкальные термины: выразительность музыки, музыкальная фраза, развитие мелодии, изобразительность музыки. Уметь внимательно слушать музыку, определять характер. | Личностные: - Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизация) с учетом выразительных возможностей музыки. Регулятивные: воспринимать мнение (о прослушанном произведении) и предложения (относительно прослушанной музыки) от сверстников Познавательные: - находить в музыкальном тексте разные части Коммуникативные: - Разучивать и исполнять песни в сотворчестве с одноклассниками. Инсценировать песни, фрагменты опер. | ||
26 | «Поговорим» на музыкальном языке «Капельки». Музыка В. Павленко, слова Э. Богдановой. «Муха-Цокотуха». Опера-игра по мотивам сказки К. Чуковского. Музыка М. Красева. | ||||
27 | «Волшебная сила музыки» (7 ч) Композитор - исполнитель — слушатель «Соловейка». Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко. «Дождь и радуга». Из фортепьянного альбома «Детская музыка». С.С. Прокофьев. | Идея четверти: музыка преображает человека. Ребенок как слушатель и исполнитель. Любимые музыкальные герои. Новые встречи с музыкой. Музыка — вечный спутник человека | .Знать музыкальные термины и понятия: вступление, куплет, дирижер, запев, припев. Виды деятельности. Слушание музыки. Пение. Музыкально-пластические движения. Уметь рассказывать и выполнять правила поведения в театре. | Личностные: - Проявлять интерес к взаимосвязи композитора, исполнителя и слушателя как субъектов музыкально-творческой деятельности. Вопросы и задания. О ком поется в песне «Дирижер»? Кто такой дирижер? Зачем он нужен оркестру, хору? Станет ли хор дружным, если будет четко выполнять команды дирижера? Помогает ли дирижер исполнять музыку в нужном темпе? Показывает ли он характер произведения? Дает ли дирижер исполнителям сигнал к началу исполнения музыки? Можно ли назвать дирижера исполнителем? Вспомни, как называют человека, который пишет музыку? Полистай страницы учебника и скажи, кого можно отнести к исполнителям музыки? Вспомни, в каких случаях ты был слушателем, а в каких — исполнителем. Регулятивные: - адекватно воспринимать предложения учителя Познавательные: - находить в музыкальном тексте разные части Коммуникативные: - Отражать в исполнении интонационно-мелодические особенности музыкальных образов. Вопросы и задания. Послушай песню «Соловейка» и обрати внимание на вступление. Что оно изображает? Как ты считаешь, мелодия песни имеет сложное развитие или простое? Пропой ее. Следи за мелодией по нотной записи. - Воплощать художественно-образное содержание народной и композиторской музыки в пении, слове, пластике, рисунке. Вопросы и задания. Разучи первый и второй куплеты песни «Дирижер». Выучи отдельно припев. Попробуй продирижировать песню, которую споют твои друзья или родители. | |
28 | Композитор - исполнитель — слушатель «Дирижер». Музыка Д. Запольского, слова Е. Руженцева. «Дождь и радуга». Из фортепьянного альбома «Детская музыка». С.С. Прокофьев. | ||||
29 | Музыка в стране «Мульти-пульти». «Колыбельная медведицы». Из мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева. «Дюймовочка». Из цикла детских пьес для фортепьяно «Мультфильмы с приключениями». С. Слонимский. | .Знать музыкальные термины и понятия: вступление, куплет, дирижер, запев, припев. Виды деятельности. Слушание музыки. Пение. Музыкально-пластические движения. Уметь внимательно слушать музыку, определять музыкальные характеры героев мультфильмов, находить музыкальные образы, подбирать характеристики образов. | Личностные: -положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально – практической деятельности Регулятивные: - понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок в жизни детей Познавательные: -. Сравнивать музыкальные характеристики разных героев. Вопросы и задания. Сравни музыкальные характеристики героев разных музыкальных произведений из страны «Мульти-пульти». Кому поет колыбельную Медведица? Похожа ли колыбельная мамы-медведицы на другие известные тебе колыбельные? Чьи характеристики ты услышал в фортепьянной пьесе «Дюймовочка»? Сравни звучание первой, второй и третьей частей. О ком они? Коммуникативные: - Разучивать и исполнять песни в сотворчестве с одноклассниками. Инсценировать песни, | ||
30 | Музыка в стране «Мульти-пульти». «Песенка Львенка и Черепахи». Музыка Г. Гладкова, слова С. Козлова. «Игра воды». М. Равель. | ||||
31 | Всюду музыка живет «На лесной тропинке». Музыка А. Абрамова, слова Л. Дымовой. «Полька». Из фортепьянного цикла «Детский альбом». П.И. Чайковский. | .Знать музыкальные термины и понятия: вступление, куплет, дирижер, запев, припев. Виды деятельности. Слушание музыки. Пение. Музыкально-пластические движения. Уметь определять танцевальный жанр (хоровод, полька), характеристики танца. Рассказывать о прослушанном произведении | Личностные: -основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными для детского восприятия музыкальными произведениями Регулятивные: -принимать учебную задачу Познавательные: - Рассуждать о роли музыки в жизни человека. Вопросы и задания. Послушай стихотворение О. Гаджикасимова. Верно ли, что музыка звучит внутри нас, окружает нас везде? Приведи конкретные примеры из своей жизни. Разучи песню «На лесной тропинке» и спой ее хором с друзьями. Впереди лето. Может быть, эта и другие песни, которые ты выучил, пригодятся тебе в походах и на прогулках во время летнего отдыха. - Осознавать преобразующие функции музыки. Вопросы и задания. Вспомни музыкальные произведения, в которыми ты встретился в этом году. Назови несколько из них. Скажи, какое действие они оказали на тебя, твоих одноклассников, членов твоей семьи. Поднималось ли у тебя настроение, или портилось? Почему это происходило? Объясни на примерах, Коммуникативные: - Воплощать художественно-образное содержание народной и композиторской музыки в пении, слове, пластике, рисунке. Вопросы и задания. Можно ли сказать, что песня «Наш край» — это песня о Родине? Что она изображает широкие поля и долины, реки и леса? | ||
32 | Всюду музыка живет «Наш край». Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца. «Полька». Из фортепьянного цикла «Детский альбом». П.И. Чайковский. | ||||
33 | Всюду музыка живет «Наш край». Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...
Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...
Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...