рабочая программа по музыке 1 класс
рабочая программа по музыке (1 класс) на тему

Долженко Елена Алексеевна

Данная рабочая образовательная программа по музыке для 1 класса составлена на основе примерной программы начального общего образования по музыке второго поколения с опорой на допущенную Министерством образования Российской Федерации программу для общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-4 классы», авторы  Челышева Т.В., Кузнецова В.В.

Первая ступень музыкального образования закладывает основы музыкальной культуры учащихся. Музыка в начальной школе является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Класс 1класс         

Количество часов:   33  В неделю  1                                                                                             

Планирование составлено на основе:

Программы по учебным предметам. Реализация образовательного стандарта второго поколения.

УМК "Перспективная начальная школа" (1 класс) М.: Академкнига / Учебник, 2012 год.

Раздел 1. Пояснительная записка

Данная рабочая образовательная программа по музыке для 1 класса составлена на основе примерной программы начального общего образования по музыке второго поколения с опорой на допущенную Министерством образования Российской Федерации программу для общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-4 классы», авторы  Челышева Т.В., Кузнецова В.В.

Первая ступень музыкального образования закладывает основы музыкальной культуры учащихся. Музыка в начальной школе является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.

Изучение музыки направлено на достижение следующих целей:

формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

 воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.

Цели музыкального образования осуществляются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития.

Личностные задачи:

формировать ценностно-смысловые ориентации и духовно-нравственные основания;

развивать творческий потенциал учащихся, готовность открыто выражать и отстаивать свою эстетическую позицию;

развивать самосознание, позитивную самооценку и самоуважение, жизненный оптимизм.

Познавательные и социальные задачи:

приобщать к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству;

формировать целостную художественную картину мира;

воспитывать патриотические убеждения, толерантность жизни в поликультурном обществе;

развивать творческое, символическое, логическое мышление, продуктивное воображение, произвольные память и внимание, рефлексию.

Коммуникативные задачи:

формировать умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:

- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;

- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;

- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;

- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений

русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

– освоение начальных форм познавательной и личностной

рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на

электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

формирование общего представления о музыкальной картине мира;

– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

Раздел 2. Учебно-тематический план.

Содержание

Количество часов

1

Звуки вокруг нас

9

2

Музыкальные встречи Маши и Миши

7

3

Так и льются сами звуки из души!

10

4

Волшебная сила музыки

7

5

Итого

33

Раздел 3. Содержание программы

«Мир музыки в мире детства»

1-я четверть — «Звуки вокруг нас»

Темы: Звуки в доме Маши и Миши. Рождение песни. Колыбельная. Поющие часы. «Кошкины» песни. О чем «поет» природа?

2-я четверть «Музыкальные встречи Маши и Миши» Темы: Музыка про разное. Звучащий образ Родины. Здравствуй, гостья-зима.

3-я четверть — «Так и льются сами звуки из души!»

Темы: Зимние забавы. Музыкальные картинки. Мелодии жизни. Весенние напевы. «Поговорим» на музыкальном языке.

4-я четверть «Волшебная сила музыки»

Темы: Композитор — исполнитель - слушатель. Музыка в стране «Мульти-пульти». Всюду музыка живет.

В соответствии с азбучным характером учебная программа включает музыкальные произведения, которые отличаются житейскими истинами и отражают детский взгляд на мир. В ней представлены 34 песни и попевки, как народные, так и авторские. Среди них незаслуженно забытые авторские песни прошлых лет: А. Киселёва, 3. Компанейца, Н. Метлова, А. Островского, Т. Попатенко, Е. Ти-личеевой, А. Филиппенко и др. Немало и новых песен современных авторов: Г. Гладкова, А. Зарубы, И. Красильникова, Е. Крыла-това, В. Павленко, В. Семенова, Г. Струве, С. Соснина и др.

В программу 1 класса включены произведения русских и зарубежных композиторов-классиков: А.К. Лядова, М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, Д.Б. Кабалевского, СМ. Слонимского, Э. Грига, К. Сен-Санса, К. Дебюсси, М. Равеля и др.

Содержание тем  раскрывает картину звучащего мира, окружающего ребёнка. На протяжении этого года учащиеся узнают, что музыка звучит повсюду – в природе, в дни праздников, в сказках, обрядах, в мультфильмах и театральных постановках. Дети узнают об основных средствах музыкальной выразительности, знакомятся с нотной грамотой.

Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главные из которых:

слушание музыки и размышление о ней;

пение;

инструментальное музицирование;

музыкально-пластическое движение;

драматизация музыкальных произведений.

Музыкальный материал программы составляют: произведения композиторов-классиков (преимущественно отечественных композиторов), народные и композиторские песни, музыкальные упражнения с использованием элементов пластического интонирования, музыкальные партитуры с применением элементарных музыкальных инструментов. Сочинения, предназначенные для прослушивания, звучат не более одной - двух минут.

В качестве главных методов программы избраны следующие методы:

метод наблюдения за музыкой;

метод убеждения и увлечения музыкой;

метод импровизации;

метод переинтонирования;

метод «сочинения уже сочинённого»;

метод размышления о музыке;

метод междисциплинарных взаимодействий;

метод восхождения от частного к общему.

Раздел 4. Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Музыка» к концу первого года обучения 

По итогам освоения программы 1 класса обучающиеся должны

знать/понимать:

смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;

названия изученных жанров (песня, танец, марш);

названия изученных произведений и авторов;

названия музыкальных инструментов (рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа, гармонь, баян, балалайка);

названия нот;

основные средства музыкальной выразительности: темп, динамика, ритм, тембр;

уметь:

узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш);

определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;

передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на детских музыкальных инструментах;

исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;

вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: исполнения знакомых песен; участия в коллективном пении; музицирования на детских музыкальных инструментах; передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами.

Раздел 5. Перечень учебно-метоического обеспечения. Для реализации программного содержания используются:

Литература:

1. Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка. 1класс Учебник /Академкнига, 2012 год

2.  Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка. 1класс Методическое пособие для учителя / Академкнига, 2012 год

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема урока

Содержание тем

Предметные результаты

Метапредметные результаты

1

«Звуки вокруг нас» (9 ч)

Звуки в доме

Маши

и Миши

«Кикимора». Симфоническая картинка.

«Прогулка». Из фортепьянного цикла «Детская музыка». С.С. Прокофьев.

Идея четверти: начало большого путешествия в мир музыки от родного порога.

Воплощение в звуках окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Знакомство с музыкальными звуками. Встреча с ними в родном доме среди множества других звуков.

Первая песня, услышанная в родном доме — мамина колыбельная.

Мягкие размеренные покачивания колыбельной как ее интонационная основа. Выразительность колыбельной) песни и другой похожей на нее музыки.

От музыкальных звуков дома —к «поющей природе».

Мелодии жизни за порогом дома. Музыка о природе

 Знать музыкальные термины : музыкальный звук, мелодия.

Уметь подбирать характеристики к определению музыкального настроения, воспринимать музыку как важную составляющую жизни каждого человека

Личностные:

- Воспринимать произведение, его характер и настроение

-. Наблюдать за использованием музыки в жизни человека.

Вопросы и задания. Какие звуки можно назвать музыкальными? Почему эта песня - колыбельная? Послушай первую музыкальную тему симфонической картинки «Кикимора». Похожа ли она на колыбельную?

-. Воспринимать окружающие звуки, звуки природы, сравнивать их с музыкальными звуками.

Вопросы и задания.

Передай голосом звуки, которые услышали Маша и Миша на прогулке. Как ты думаешь, о чем «поет» природа?

Чье пение ты слышишь в музыкальной пьесе С. Прокофьева «Прогулка»? Тебе удалось услышать соловья, шум леса, легкий ветерок?

Регулятивные:

-Принимать учебную задачу

Познавательные:

-. Размышлять об истоках возникновения музыкальных звуков.

Что изображает музыка?

Коммуникативные:

- способность встать на позицию другого человека, вести диалог

2

Рождение песни

«В гостях у королевы». Музыка Г. Брука, слова С. Маршака.

. Вступление к первому действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н.А. Римский-Корсаков.

Знать музыкальные термины : мелодия, музыкальная тема,  композитор.

Уметь внимательно слушать музыкальные произведения, определять характер, музыкальное настроение произведения.

Личностные:

- Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.

Вопросы и задания. Послушай песенку «В гостях у королевы». Как ты думаешь, почему Киска не увидела при дворе королевы никого, кроме мышки?

Регулятивные:

- понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок в жизни детей

Познавательные:

Импровизировать музыку в пении, игре, пластических движениях.

Коммуникативные:

- участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

3

Рождение песни

«В гостях у королевы». Музыка Г. Брука, слова С. Маршака.

. Вступление к первому действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н.А. Римский-Корсаков.

4

Колыбельная

«Колыбельная». Музыка Е. Тиличеевой. «Колыбельная самим себе». Музыка В. Семёнова, слова Г. Лебедевой.

Знать что такое колыбельная песня.

Уметь подбирать характеристики к определению музыкального настроения

Личностные:

-. Наблюдать за использованием музыки в жизни человека.

Вопросы и задания. Какие звуки можно назвать музыкальными? Почему эта песня - колыбельная?

Регулятивные:

-адекватно воспринимать предложения учителя

Познавательные:

- Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.

Коммуникативные:

- принимать участие в групповом музицировании, в коллективных инсценировках

5

Поющие часы

«Часы». Музыка Н. Метлова.

«Тик-так». Музыка А. Островского, слова 3. Петровой.

Знать музыкальные термины : ритмический рисунок, пауза, ритм

Уметь определять динамику музыкального произведения

Личностные:

-. Воспринимать окружающие звуки, звуки природы, сравнивать их с музыкальными звуками.

Вопросы и задания. Есть ли у часов своя песня? Как они поют? Ритмично? Одинаково?

Вслушайся в последние звуки песенки «Киска». Как ты думаешь, что они изображают?

Регулятивные:

- Принимать учебную задачу

Познавательные:

- Импровизировать музыку в пении, игре, пластических движениях.

Вопросы и задания. Покажи руками, как «покачивается» мелодия.

Пропой песню «Часы». Прохлопай ладошками вместе с пением ритмические рисунки песен башенных, стенных и ручных часов.

Спой песню «Тик-Так». Обрати внимание на перерывы, остановки в звучании — паузы.

Коммуникативные:

- Учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки

6

«Кошкины» песни

«Киска». Музыка Г. Курина, слова В. Стоянова.

«Ученый кот». Музыка И. Кирилиной, слова В. Орлова.

Знать музыкальные термины : интонация, ритм.

Уметь подбирать характеристики к определению музыкального настроения. Рассказывать о прослушанном произведении

Личностные:

-. Воспринимать окружающие звуки, звуки природы, сравнивать их с музыкальными звуками.

Вопросы и задания.

Вслушайся в последние звуки песенки «Киска». Как ты думаешь, что они изображают?

Регулятивные:

- понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок в жизни детей

Познавательные:

- Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.

Вопросы и задания. Какими представил композитор действующих лиц фрагмента;«Кот в сапогах и Белая кошечка»? У кого из героев мелодия задиристая и драчливая, а у кого — важная и строгая? Встречались ли тебе такие герои в жизни? Расскажи о них.

Коммуникативные:

-участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

7

«Кошкины» песни

«Ученый кот». Музыка И. Кирилиной, слова В. Орлова.

«Кот в сапогах и белая кошечка». Фрагмент балета «Спящая красавица». П.И. Чайковский.

8

О чём «поёт» природа

«Кукушка». Швейцарская народная песня.

«Кукушка в глубине леса». Из фортепьянного цикла «Карнавал животных». К. Сен-Санс.

Знать музыкальные термины : темп, динамика, характер.

Уметь подбирать характеристики к определению музыкального настроения, размышлять о звуках окружающего мира

Личностные:

- Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.

Вопросы и задания.

 Расскажи, о чем «поет» природа осенью.

Регулятивные:

- адекватно воспринимать предложения учителя

Познавательные:

- Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.

Вопросы и задания.

. Какая музыкальная интонация помогает понять, что в лесной глуши прячется кукушка? («Кукушка в глубине леса»).

Помогает ли такой темп и такая динамика песни «Сарафан надела осень» почувствовать осеннее настроение?

- Размышлять об истоках возникновения музыкальных звуков.

Вопросы и задания.

Каким музыкальным инструментам доверил композитор исполнение «Полета шмеля»? Что изображает музыка?

- Импровизировать музыку в пении, игре, пластических движениях.

Вопросы и задания.

Передай голосом главную интонацию песни «Кукушка». Спой эхо и прохлопай его ритм.

Вместе со звучанием песни «Сарафан надела осень» покажи движениями рук, как кружатся листья.

Коммуникативные:

Исполнять песни, играть на детских элементарных и электронных музыкальных инструментах в коллективном или групповом сотворчестве с другими учащимися.

9

О чём «поёт» природа

«Сарафан надела осень». Музыка Т. Попатенко, слова И. Чернецкой.

«Полет шмеля». Фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане». Н.А. Римский-Корсаков.

10

«Музыкальные встречи Маши и Миши» (7 ч)

Музыка про разное.

«Звуки музыки». Музыка Р. Роджерса, русский текст М. Цейтлиной.

 «Баба-яга». Из фортепьянного цикла «Детский альбом». П.И. Чайковский.

Идея четверти: от музыки в жизни ребенка - к звучащему образу Родины.

Музыкальное окружение в жизни ребенка: музыка в школе, на улице, у друзей.

Отражение в музыке разных жизненных ситуаций.

Сказка в музыке.

Музыка о разных исторических временах.

Образ Родины в музыке: ее просторы, красота, величие, богатырская сила. Родная сторонка в музыкальных картинках

Знать музыкальные термины: регистр, звонница, звонарь.

Личностные:

- Осуществлять собственный музыкально-исполнительский замысел в пении и импровизации.

Вопросы и задания. Послушай и передай движениями рук характер звучания колоколов в разных регистрах.

Регулятивные:

-осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности

Познавательные:

-. Сравнивать разные музыкальные произведения.

Вопросы и задания. Сравни мелодию про Кикимору с мелодией про Бабу-Ягу: что в этих музыкальных пьесах общего, чем они отличаются?

- Определять, от чего зависит музыкальное окружение жизни ребенка.

Вопросы и задания. Знаешь ли ты, что место, где размещают колокола, называется звонницей? А человек, который звонит в колокола, — звонарем?

Какой высоте, какому регистру соответствует большой размер колокола, а какому — маленький? Как размер влияет на характер звучания?

- Находить особенности музыкального отражения жизненных ситуаций.

Вопросы и задания. Выбери из предложенного списка определения, которые наиболее полно отражают звучание колоколов в русской народной песне «Вечерний звон».

- Размышлять об особенностях воплощения сказки в музыке.

Коммуникативные:

- Исполнять песни, играть на детских элементарных и электронных музыкальных инструментах в коллективном или групповом сотворчестве с другими учащимися.

-. Размышлять об особенностях воплощения сказки в музыке, обсуждать это с одноклассниками.

Вопросы и задания. Какой изображена Баба-Яга в музыкальной пьесе П. Чайковского? Почему ты так думаешь? Что в музыке помогло тебе узнать это?

Каким представил Черномора М. Глинка? Интонации темы Черномора звучат только в низком регистре? Как ты думаешь, зачем композитор в грозную тему Черномора включил высокие интонации? Что этим хотел подчеркнуть М. Глинка?

11

Музыка про разное.

Ростовские колокольные звоны.

«Вечерний звон». Русская народная песня.

Знать музыкальные термины: регистр, звонница, звонарь.

12

Музыка про разное.

«Марш Черномора». Фрагмент из оперы «Руслан и Людмила». М.И. Глинка.

«Вечерний звон». Русская народная песня.

Знать музыкальные термины: регистр, звонница, звонарь.

13

Звучащий образ

Родины.

«Богатырские ворота». Из фортепьянного цикла «Картинки с выставки». М.П. Мусоргский.

«Здравствуй, гостья-зима». Музыка народная, слова И. Никитина.

Знать музыкальный термин: созвучие

Уметь рассказывать о прослушанном произведении. Оценивать и сопоставлять характеристики определения музыкального настроения.

Личностные:

-- Выявлять в музыкальном тексте характеристики образа Родины, родной сторонки.

Вопросы и задания. Сравни характер песни с характером рисунка к ней. Ты чувствуешь их созвучие?

Создает ли музыка М. Мусоргского («Богатырские ворота») впечатление богатырской силы, мощи и величия наших предков?

- Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении и пр.

Вопросы и задания. Соответствует ли название «Богатырские ворота» характеру музыки?

Регулятивные:

- понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии музыкальных зарисовок из жизни детей

Познавательные:

-. Находить особенности музыкального отражения жизненных ситуаций.

Коммуникативные:

-. Исполнять различные по характеру музыкальные произведения с группой одноклассников.

Вопросы и задания. Разучи песню и пой ее сначала как настоящий солист, а потом хором с друзьями.

Разучи песню «Здравствуй, гостья-зима». Постарайся петь так, чтобы одноклассники поняли, что призыв зимы звучит убедительно.

14

Звучащий образ

Родины.

«Богатырские ворота». Из фортепьянного цикла «Картинки с выставки». М.П. Мусоргский.

«Здравствуй, гостья-зима». Музыка народная, слова И. Никитина.

15

Здравствуй, гостья-зима

«Родина-отчизна». Музыка А. Киселева, слова В. Татаринова.

«Зимушка-Зима». Музыка Е. Ботярова, слова М. Пляцковского.

Знать музыкальный термин: солист, темп

Уметь исполнять различные по характеру музыкальные произведения.

Уметь определять темп музыкального произведения.

Личностные:

- Выявлять в музыкальном тексте характеристики образа Родины, родной сторонки.

Вопросы и задания. Сравни характер песни с характером рисунка к ней. Помогает ли тебе мелодия песни «Родина-Отчизна» представить необъятность родных просторов?

-- Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении и пр.

- Осуществлять собственный музыкально-исполнительский замысел в пении и импровизации.

Вопросы и задания

Ты знаешь, что хоровод — это танец, который могут танцевать одновременно все дети? Послушай текст песни «Новогодний хоровод». А теперь представь, какой должна быть музыка. Для этого подбери нужный темп и характер.

Регулятивные:

-принимать учебную задачу

Познавательные:

-. Находить особенности музыкального отражения жизненных ситуаций.

Вопросы и задания

Что в музыке песни «Зимушка-зима» помогает почувствовать стремительное движение саней и лыж? Какой характер создается в песне?

Коммуникативные:

- Исполнять различные по характеру музыкальные произведения с группой одноклассников.

Вопросы и задания. Разучи песню и пой ее сначала как настоящий солист, а потом хором с друзьями.

Разучи песню «Зимушка-Зима». Постарайся петь так, чтобы одноклассники поняли, что призыв зимы звучит убедительно.

16

Здравствуй, гостья-зима

«Новогодний хоровод». Музыка Г. Струве, слова Н. Соловьевой.

17

«Так и льются сами звуки из души!»

(10 ч)

Зимние забавы.

«Снег танцует». Из фортепьянного цикла «Детский уголок». К. Дебюсси.

«Как на тоненький ледок». Русская народная песня.

Музыка вокруг ребенка — музыка в душе ребенка — музыка в его художественном творчестве.

Выразительные возможности музыки. Приобщение к музыкальному искусству через исполнение песен.

«Общение» на музыкальном языке.

Музыка о временах года.

Задорные песни зимы.

Весенние напевы.

Музыкальные миниатюры о животных, птицах, зверях и игрушках.

Музыка для любимых мам и бабушек

Знать музыкальные термины: фортепьяно, фортепьянная музыка, настроение.

Уметь внимательно слушать музыкальные произведения, определять характер, музыкальное настроение произведения.

Личностные:

- Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизация) с учетом выразительных возможностей музыки.

Вопросы и задания. Попробуй передать интонаций пьесы К. Дебюсси «Снег танцует» в танце. Как ты будешь танцевать: плавно и медленно кружась или быстро и решительно двигаясь?

Регулятивные:

-осуществлять контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности

Познавательные:

-. Выявлять выразительные возможности музыки. Вопросы и задания. Можно ли определить характер музыкальной

пьесы «Вальс снежных хлопьев» и пьесы «Снег танцует» одними

и теми же словами? Например: нежный, певучий, трогательный,

лиричный.

Коммуникативные:

- Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.

Вопросы и задания. Подумай, почему русскую народную песню «Как на тоненький ледок» можно разыграть как музыкальный спектакль? Сколько в ней героев?

Выучи песню. Помоги Маше и Мише разыграть ее с друзьями по ролям.

18

Зимние забавы.

«Вальс снежных хлопьев». Фрагмент из балета «Щелкунчик». П.И. Чайковский.

«Котенок». Музыка В. Семёнова, слова В. Бараускаса. «Хоккеисты». Музыка И. Красильникова, слова Е. Авдиенко.

19

Музыкальные картинки.

«Ёжик», «Клоуны», «Хромой козлик». Музыкальные картинки. Д.Б. Кабалевский:

«До чего же грустно!». Музыка С. Соснина, слова П. Синявского.

Знать героев (персонажей) песен.

Уметь внимательно слушать музыку, определять музыкальные характеры героев находить музыкальные образы, подбирать характеристики образов.

Личностные:

- Размышлять, рассуждать об отражении в музыке времен года, жизни животных, птиц, зверей, людей.

Вопросы и задания. Что произошло с героями песни «До чего же грустно»? Попробуй объяснить, кто такой — «герой песни»?

Как ты думаешь, на каком музыкальном инструменте исполняются пьесы «Ежик», «Клоуны», «Хромой козлик»? Музыка, которую пишут для исполнения на фортепьяно, называется «фортепьянной музыкой».

Регулятивные:

- понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок в жизни детей

Познавательные:

. Обнаруживать общность, истоков народной и профессиональной музыки.

Вопросы и задания. Французский композитор К. Сен-Санс подслушал сценку из жизни птичьего двора. Что он услышал? Расскажи, кого он изобразил? Правда ли, что эту музыку можно «увидеть», что она очень зримая. Почему?

Коммуникативные:

- способность встать на позицию другого человека, вести диалог

20

Музыкальные картинки.

«Персонажи с длинными ушами». Из фортепьянного цикла «Карнавал животных». К. Сен-Санс.

«Журавель». Украинская народная песня.

21

Мелодии жизни.

«Болезнь куклы». Из фортепьянного цикла «Детский альбом». П.И.Чайковский.

«Азбука». Музыка А: Зарубы, слова Б. Заходера.

Знать музыкальный термин: настроение.

Уметь внимательно слушать музыкальные произведения, определять характер, музыкальное настроение произведения.

Личностные:

- Выражать свои чувства, переживания, отношения в словах, музыкальных движениях, певческих интонациях, рисунках по музыкальным произведениям.

Вопросы и задания. Что ты чувствуешь, когда слушаешь пьесу «Болезнь куклы»? Попробуй объяснить, что такое «настроение». Какое настроение создает у тебя песня «Рыжий пес»? Связано ли это с характером музыки? Выбери (из предложенных) подходящие слова для определения характера этой песни.

Регулятивные:

-осуществлять контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности

Познавательные:

- Обнаруживать общность, истоков народной и профессиональной музыки.

Вопросы и задания. Послушай пьесу С. Прокофьева «Пятнашки». Как ты думаешь, зачем композитор использует повторяющиеся интонации?    

Коммуникативные:

 -воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

22

Мелодии жизни.

«Пятнашки»; Из фортепьянного альбома «Детская музыка». С.С. Прокофьев.

«Куры ц петухи». Из фортепьянного цикла «Карнавал животных». К. Сен-Санс.

«Рыжий пес». Музыка Г. Струве, слова В. Степанова.

23

Весенние напевы.

«Перед весной». Русская народная песня в обработке П.И. Чайковского.      

«Весной». Э. Григ.

Симфонии № 2 П. Чайковского

Знать музыкальные термины: оркестр, симфонический оркестр, симфоническая музыка, чувства, сопровождение.

Уметь внимательно слушать музыку, определять сольное звучание музыкальных инструментов в звучании оркестра.

Личностные:

- Выражать свои чувства, переживания, отношения в словах, музыкальных движениях, певческих интонациях, рисунках по музыкальным произведениям.

Регулятивные:

-осуществлять контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности

Познавательные:

- Выявлять выразительные возможности музыки. Вопросы и задания. Напоминают ли интонации финала Симфонии № 2 П. Чайковского знакомую песню? Всегда ли одинаково звучат эти интонации? Какую роль здесь играет орекстр? Попробуй объяснить, что такое «симфонический оркестр», «симфоническая музыка»?

Коммуникативные:

- Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.

24

Весенние напевы.

«Самая, самая». Музыка Г. Левдокимова, слова В. Степанова.

«Последний снег». Музыка 3. Компанейца, слова А. Толстого.

25

«Поговорим» на музыкальном языке

«Сладкая греза». Из фортепьянного цикла «Детский альбом». П.И. Чайковский.

«Капельки». Музыка В. Павленко, слова Э. Богдановой.

Знать музыкальные термины: выразительность музыки, музыкальная фраза, развитие мелодии, изобразительность музыки.

Уметь  внимательно слушать музыку, определять характер.

Личностные:

- Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизация) с учетом выразительных возможностей музыки.

Регулятивные:

воспринимать мнение (о прослушанном произведении) и предложения (относительно прослушанной музыки) от сверстников

Познавательные:

- находить в музыкальном тексте разные части

Коммуникативные:

- Разучивать и исполнять песни в сотворчестве с одноклассниками. Инсценировать песни, фрагменты опер.

26

«Поговорим» на музыкальном языке

«Капельки». Музыка В. Павленко, слова Э. Богдановой.

«Муха-Цокотуха». Опера-игра по мотивам сказки К. Чуковского. Музыка М. Красева.

27

«Волшебная сила музыки» (7 ч)

Композитор - исполнитель — слушатель

«Соловейка». Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко.

«Дождь и радуга». Из фортепьянного альбома «Детская музыка». С.С. Прокофьев.

Идея четверти: музыка преображает человека.

Ребенок как слушатель и исполнитель.

Любимые музыкальные герои.    

Новые встречи с музыкой.

Музыка — вечный спутник человека

.Знать музыкальные термины и понятия: вступление, куплет, дирижер, запев, припев. Виды деятельности. Слушание музыки. Пение. Музыкально-пластические движения.

Уметь рассказывать и выполнять правила поведения в театре.

Личностные:

- Проявлять интерес к взаимосвязи композитора, исполнителя и слушателя как субъектов музыкально-творческой деятельности.

Вопросы и задания. О ком поется в песне «Дирижер»? Кто такой дирижер? Зачем он нужен оркестру, хору? Станет ли хор дружным, если будет четко выполнять команды дирижера? Помогает ли дирижер исполнять музыку в нужном темпе? Показывает ли он характер произведения? Дает ли дирижер исполнителям сигнал к началу исполнения музыки? Можно ли назвать дирижера исполнителем?

Вспомни, как называют человека, который пишет музыку? Полистай страницы учебника и скажи, кого можно отнести к исполнителям музыки? Вспомни, в каких случаях ты был слушателем, а в каких — исполнителем.

Регулятивные:

- адекватно воспринимать предложения учителя

Познавательные:

- находить в музыкальном тексте разные части

Коммуникативные:

- Отражать в исполнении интонационно-мелодические

особенности музыкальных образов.

Вопросы и задания. Послушай песню «Соловейка»  и обрати

внимание на вступление. Что оно изображает?

Как ты считаешь, мелодия песни имеет сложное развитие или

простое? Пропой ее. Следи за мелодией по нотной записи.

- Воплощать художественно-образное содержание народной и композиторской музыки в пении, слове, пластике, рисунке.

Вопросы и задания. Разучи первый и второй куплеты песни «Дирижер». Выучи отдельно припев. Попробуй продирижировать песню, которую споют твои друзья или родители.    

28

Композитор - исполнитель — слушатель

«Дирижер». Музыка Д. Запольского, слова Е. Руженцева.

«Дождь и радуга». Из фортепьянного альбома «Детская музыка». С.С. Прокофьев.

29

Музыка в стране «Мульти-пульти».

«Колыбельная медведицы». Из мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева.

«Дюймовочка». Из цикла детских пьес для фортепьяно  «Мультфильмы с приключениями». С. Слонимский.

.Знать музыкальные термины и понятия:

вступление, куплет, дирижер, запев, припев. Виды деятельности. Слушание музыки. Пение. Музыкально-пластические движения.

Уметь внимательно слушать музыку, определять музыкальные характеры героев мультфильмов, находить музыкальные образы, подбирать характеристики образов.

Личностные:

-положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально – практической деятельности

Регулятивные:

- понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок в жизни детей

Познавательные:

-. Сравнивать музыкальные характеристики разных героев.

Вопросы и задания. Сравни музыкальные характеристики героев разных музыкальных произведений из страны «Мульти-пульти». Кому поет колыбельную Медведица? Похожа ли колыбельная мамы-медведицы на другие известные тебе колыбельные?

Чьи характеристики ты услышал в фортепьянной пьесе «Дюймовочка»? Сравни звучание первой, второй и третьей частей. О ком они?

Коммуникативные:

- Разучивать и исполнять песни в сотворчестве с одноклассниками. Инсценировать песни,

30

Музыка в стране «Мульти-пульти».

«Песенка Львенка и Черепахи». Музыка Г. Гладкова, слова С. Козлова.

«Игра воды». М. Равель.

31

Всюду музыка живет

«На лесной тропинке». Музыка А. Абрамова, слова Л. Дымовой.

«Полька». Из фортепьянного цикла «Детский альбом». П.И. Чайковский.

.Знать музыкальные термины и понятия:

вступление, куплет, дирижер, запев, припев. Виды деятельности. Слушание музыки. Пение. Музыкально-пластические движения.

Уметь определять танцевальный жанр (хоровод, полька), характеристики танца. Рассказывать о прослушанном произведении

Личностные:

-основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными для детского восприятия музыкальными произведениями

Регулятивные:

-принимать учебную задачу

Познавательные:

- Рассуждать о роли музыки в жизни человека. Вопросы и задания. Послушай стихотворение О. Гаджикасимова. Верно ли, что музыка звучит внутри нас, окружает нас везде? Приведи конкретные примеры из своей жизни.

Разучи песню «На лесной тропинке» и спой ее хором с друзьями. Впереди лето. Может быть, эта и другие песни, которые ты выучил, пригодятся тебе в походах и на прогулках во время летнего отдыха.

- Осознавать преобразующие функции музыки.

Вопросы и задания. Вспомни музыкальные произведения, в которыми ты встретился в этом году. Назови несколько из них. Скажи, какое действие они оказали на тебя, твоих одноклассников, членов твоей семьи. Поднималось ли у тебя настроение, или портилось? Почему это происходило? Объясни на примерах,

Коммуникативные:

- Воплощать художественно-образное содержание народной и композиторской музыки в пении, слове, пластике, рисунке.

Вопросы и задания.

Можно ли сказать, что песня «Наш край» — это песня о Родине? Что она изображает широкие поля и долины, реки и леса?

32

Всюду музыка живет

«Наш край». Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца.

«Полька». Из фортепьянного цикла «Детский альбом». П.И. Чайковский.

33

Всюду музыка живет

«Наш край». Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...

Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...