Урок музыки. 2 класс.Что изображает музыка.
план-конспект урока по музыке (3 класс) по теме

Урок по учебникам В.О.Усачёвой ,Л.В.Школяр,УМК "Школа 2100".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzyki._chto_izobrazhaet_muzyka._2k.docx26.15 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема. Что изображает музыка.

Цели: учиться лучше слышать и понимать музыку; учиться рисовать музыку в своём воображении.

Задачи: ввести детей в мир народной и композиторской музыки, расширить представления детей об изобразительности и выразительности в музыке, развивать навыки инструментальной импровизации, певческого голоса, музыкального слуха, чувства ритма, дикции, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления.

 Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Методы: словесный, наглядно-слуховой, практический, частично-поисковый, метод эмоциональной драматургии, метод стимулирования музыкальной деятельности, метод анализа синтеза  и сравнения.

Оборудование: фортепиано, магнитофон, компьютер, учебники по музыке, принадлежности для рисования, презентация. 

Музыкальные фрагменты:

1.И.Дунаевский «Марш веселых ребят» из кинофильма «Веселые ребята» (хор, оркестр-аудиозапись).

2. М. Глинка «Попутная песня» .

3.Л. Книппер «Полюшко».  

4.Русская народная песня «Уж как шла лиса»(фортепиано, играет Вощилина И.В.).

5.К.Сен-Санс «Карнавал животных»: «Кенгуру», «Куры и петухи», «Слон»(фортепиано, аудиозапись).

6.С.Прокофьев «Утро»(фортепиано, аудиозапись).

7.А.Вивальди «Зима» из цикла «Времена года»(оркестр, аудиозапись).

8.Попевки «Бим-бом», «Мы шагаем».

9.В. Салманов «Вечер».

10.Д. Кабалевский   «Карусель».

11. А. Ермолов  «Зимний сон» .

                                                    Ход урока.

1.Организационный  момент.

Слайд1

Вход детей под музыку И.Дунаевского «Марш веселых ребят» из к/ф «Веселые ребята». Войдя в класс, дети маршируют около своих мест, по руке учителя в припеве песни дети выделяют сильную долю хлопками в ладоши. Традиционное музыкальное приветствие. Слайд 2

2.Опрос учащихся по музыкальному материалу, который прозвучал в начале урока.

Учитель:

- Понравилась ли музыка, которая сейчас прозвучала, чем понравилась? (Музыка понравилась, по характеру она веселая, можно маршировать). Музыка сопровождает человека всю его жизнь, она всегда рядом с человеком в радости и печали. Музыкальные звуки могут передать самые разные настроения взрослых и детей. Вспомните, какие 3 жанра в музыке вы знаете? ( Песня, танец, марш). К какому жанру можно отнести этот музыкальный фрагмент? ( Можно отнести к маршу-песне). Правильно, это «Марш Веселых ребят» российского композитора 20 века Исаака Осиповича Дунаевского.? Что может выражать музыка? (Чувства, мысли, настроение, характер людей) Слайд3-4.

3.Актуализация знаний и постановка проблемы.

Учитель:

Прежде чем работать по теме урока мы посмотрим мультфильм .Какие звуки и шумы услышал  дедушка Ау?(капли, крик, выстрел, плач, жужжание пчелы, звук самолёта, кукование кукушки, пение птиц, стук.) Кто издаёт эти звуки ?Как вы думаете может ли музыка изобразить эти звуки и шумы? Итак сформулируйте тему сегодняшнего урока. Слайд5

 Как вы думаете какова цель урока? Слайд6

 Вокально – хоровая работа с песней.

  1. Дыхательная гимнастика. Упражнение «Свеча». Встать, принять исходное положение, сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание и выдохнуть ртом, задувая воображаемое пламя свечи (желательно использовать полоску бумаги и дуть на нее так, чтобы она сразу опустилась вниз).
  2. Артикуляционная разминка. Упражнение «Щечки». Исходное положение сидя. Поочередно надувая каждую щеку, перемещая поток воздуха с одной щеки на другую, затем заполняем воздухом обе щеки. Занять исходное положение. Повторить 5 – 7 раз.
  3.  Работа над дикцией. Упражнять детей в распевании гласных звуков. Работа со скороговоркой.

От топота копыт пыль по полю летит.

4.Совместное « открытие»  знаний.

Учитель:

-  Русским народом было создано много песен, где главными героями были птицы, животные. Слайд7

( Слушание русской народной песни «Уж как шла лиса».) Слайд8

Учитель:

- О ком поется в песне? ( Ответы детей.)

   Возможно ли, слушая музыку, изобразить персонажа этой песни? ( Возможно, лиса идет медленно, вкрадчиво, озираясь по сторонам, дети делают вывод, что музыкальные звуки изображают движение лисы).

Проводится игра – пантомима «Изобрази лису».  С учетом ритмического рисунка песни, дети имитируют походку лисы. Лучший получает приз.

Разучивание мелодии на металлофонах.  Дети еще раз вспоминают правила пения: дыхание нужно брать тихо, бесшумно и не поднимать плечи, гласные в пении поются, тянутся, согласные звуки нужно ясно и четко проговаривать. Заключительное исполнение песни.

 Догадайтесь  кого изображает музыка?

 Дети, слушая музыкальные фрагменты, должны определить трех персонажей: кур и петухов, кенгуру, слона и изображать их в движении. Слайд 9

Музыка может изображать движение. Слайд 10

Учитель: Отгадаете загадку.

Мимо нас стрелой летит,

 Всё колёсами стучит

 И пронзительно гудит.

 Нас по белу свету возит.

 Ну, конечно, это – …?

Учащиеся: Поезд! Слайд 11

Учитель: А в музыке можно изобразить, как поезд набирает ход? Как останавливается?

Учащиеся: Можно. Музыка может ускоряться и замедляться.

Учитель: А поезд, стоящий на месте, можно изобразить?

Учащиеся: Трудно. Если только гудок.

Учитель: Чем изображает музыка?

Учащиеся: Звуками. Мелодиями.

Учитель: А как поезд звучит?

Учащиеся: Гудит гудок, стучат колёса.

Учитель: Вот мы и попробуем сегодня сочинить музыку под названием  «Поезд».

Учитель: Найдите звукоподражанием, как стучат колёса?

Учащиеся: Чух-чух, та-та, тук-тук.

Учитель: Давайте поищем звук колёс на инструменте. (Инструментальные пробы на ксилофоне и фортепиано.)

Учитель: А как гудит поезд?

Учащиеся: У-у-у!!!

В 1836 году была построена первая железная дорога от Петербурга, столицы России, до города Павловска, места отдыха русских царей. 27 сентября 1836 г. собрался народ посмотреть на первый поезд, его тогда называли «северным слоном». Представьте, вы никогда не видели поезда, что бы вы испытывали?

Учащиеся: Страх, удивление, волнение.

Учитель: Весь народ волновался. И вот появился «пароход». Почему пароход?

Учащиеся: Паровоз ходил с помощью пара.

Учитель: Люди стали бросать вверх шляпы, ликовать, а кто-то на самом деле испугался. Что в этот момент происходило?

Учащиеся: Суета, волнение, удивление.

Учитель: Эти события наблюдал и русский композитор Михаил Иванович Глинка. Картина произвела на него огромное впечатление, и Глинка написал музыкальное произведение, которое назвал «Попутная песня». Что означает слово «Попутная»?

Учащиеся: Рассказывает о путешествии или поется в пути.

Учитель: Послушайте слова песни.

Учитель: Итак, мы послушали «Попутную песню» Глинки. Что изображает музыка?

Каким образом композитор добился изображения движения, скорости в музыке? (Быстрый темп, пение скороговоркой, аккомпанемент был похож на стук колёс).Верно. 

«Полюшко» Л. Книппера Слайд 12

Что изображает музыка?(цокот копыт)

Сравните «Попутную песню» Глинки и «Полюшко» Л. Книппера.

Что изображает музыка?(уч. с. 63)

Д. Б. Кабалевский «Карусель» Слайд 13 

На примере ещё какого произведения мы услышали движение? Посмотрите на иллюстрацию. (Карусель) Да, это песня Кабалевского «Карусель». Какое движение изображено в этой песне? (движение по кругу) Правильно, умница.

А сейчас мы с вами исполним эту песню вместо распевки.

Сели ровно … (Исполнение песни)

. «Мы шагаем»

-Я исполню знакомую вам попевку «Мы шагаем» по-другому. Послушайте, куда шагают ребята? Будете отвечать только рукой.

(Учитель поёт, дети показывают рукой движение мелодии)

-Исполним движение голосом.

(Поёт учитель - поют дети)

-Какое движение изобразила музыка?

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами попытаемся выяснить: может ли музыка изображать картины природы. Слайд 14

 Встречу с зимним лесом начинаем рано утром. Закройте глазки и представьте, что вы в лесу.

Слайды 15

Звучит «Утро» С.С. Прокофьева.

-Послушайте внимательно и скажите мне: Какая музыка звучала в начале пьесы? (Спокойная)

-Когда С.С.Прокофьев писал это произведение, он писал о первых лучах солнца, которые пробиваются в сумерках, с начало неуверенно, робко и музыка, поэтому звучит неторопливо, сонно, лениво.

-А какой лес вы представили? (Лес еще спит)

-Как музыка изменилась к концу произведения? (Музыка звучит радостно)

-Что показывает композитор? (Лес начинает просыпаться)

-Огромное солнце выплывает из-за горизонта, поднимается вверх и засияло всем на радость.

Скажите: музыка смогла нарисовать картину природы? … Слайд 16,17,18        

Салманов «Вечер» Слайд19        

- Послушайте ещё одно музыкальное произведение и определите: каков характер этого произведения.

- Что вы представили, слушая это произведение? (природа, дождь, грусть)

- Как вы думаете: что изображает музыка в этом произведении? (мама убаюкивает ребёнка)

Как вы думаете, какое время суток изображено в этом произведении? (Вечер. Ночь.)

Как бы вы назвали это произведение? (…)

Творческое задание:

Ребята, у вас на партах лежат листы бумаги и карандаши. Давайте изобразим утро и вечер. На листочках уже готовы наброски рисунка. Подберите нужный цвет, которым вы захотите изобразить утро или вечер.

Утро – начало дня, и настроение утром всегда хорошее, мы, люди, всегда стараемся встретить что-то приятное, каждый день – это день новый, мы ещё не знаем, что он нам принесёт, поэтому в утре всегда элемент таинства.

Вечер – постепенное затемнение, все очертания смываются, неясные тона, музыка похожа на колыбельную, а их поют по вечерам.

На это задание вам даётся 2 минуты.

Ребята, какими красками вы изобразили утро, а какими вечер?

Подведём итог: композиторы Прокофьев и Салманов смогли изобразить, а точнее сказать «нарисовать» при помощи средств музыкальной выразительности картины природы. И мы с вами, слушая эти произведения, смогли увидеть в своём воображении эти картины.

Значит, делаем вывод, что не только живопись, но и музыка рисует картины природы и в этом музыка и живопись похожи.

Учитель:  Ребята какое сейчас время года? Какая бывает зима? Посмотрите, как Паустовский написал об этом из дней зимы.

«Зима бывает разная. Светит солнышко и переливается в его лучах, словно волшебные огоньки, снежинки. Вокруг куда ни посмотришь – бело, красиво. А бывает, что дует злой, лютый ветер, заметает пургой все вокруг.

-Ребята, скажите, что в природе происходит тогда?

 - К теме природы обращались композиторы разных народов в разные времена. Так, например, итальянский композитор Антонио Вивальди написал несколько музыкальных картин, которые назвал «Времена года»: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима».  ( Слайд 20). -Послушайте это произведение и скажите, спокойная здесь природа или нет?

Звучит концерт «Времена года»  Вивальди.  Вьюга. Слайд 21

-Что вам подсказало, что это вьюга? Слайд 22

4.Закрепление  учебного материала.

 Сейчас мы споём песню  «Зимний сон» и посмотрим ,какие картины

 « рисует» музыка.

5. Итог урока. Обобщение по теме урока.

Мы говорили с вами об изобразительности музыки на этом уроке. Давайте обобщим, то может изображать музыка?( - Музыка изображает внешние движения человека – его шаги, походку, прыжки, танцевальные движения, а также разнообразные звуки и шумы мира, который окружает человека, в том числе и природы.

- Музыка изображает топот копыт, стук колёс, движение вперёд, скорость, движение вверх и вниз, движение по кругу.

- Кроме этого музыка изображает пение птиц, восход солнца.)

Слайд 23

 С какими произведениями мы познакомились?

6.Рефлексия. Слайд 24

Учитель: Продолжите, пожалуйста, фразу:

– Я сегодня узнал(а)...

 – Я сегодня запомнил(а)...

 – Я сегодня удивился(ась)...

Слайд 25