Главные вкладки

    ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПЕДАГОГИКИ В ПРЦЕССЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ДОМРЕ
    статья по музыке по теме

    Маслова Дарья Евгеньевна

    Данная статья направлена на совершенноствование процесса обучения игре на домре, достижению современного уровня педагогических и исполнительских требований в подготовке музыкантов, созданию условий для творческого развития детей. Автор проводит критический анализ современной методической литературы, репертуара для домры, опирается на личные педагогические наблюдения и общение в профессиональном сообществе преподавателей - домристов, выявляет современные направления домрового исполнительства и педагогики на первой ступени музыкального образования. Статья адресована преподавателям, студентам, и родителям учащихся заинтересованным в качестве преподавания предмета.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon maslova_d.e._tekst.doc67.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Д.Е. Маслова, преподаватель по классу домры

    МБОУ ДОД «Детская школа искусств № 3»  г. Сургут, Россия.

    ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПЕДАГОГИКИ В ПРЦЕССЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ДОМРЕ.

    Народные инструменты занимают прочное положение в музыкальной жизни страны, приобрели широкую популярность в жанре сольного и ансамблевого исполнительства, являются неотъемлемой частью оркестра русских народных инструментов. Народно-инструментальное искусство является важнейшим и необходимым компонентом российской культуры, а также важными факторами нравственного и художественно-творческого воспитания подрастающего поколения.

    Совершенствование процесса обучения игре  на домре, достижение современного уровня педагогических и исполнительских требований в подготовке музыкантов, создание условий для творческого развития детей – это основная задача педагогов на сегодняшний день.

    В связи с реформами в Российском образовании  появилась потребность разобраться в новых направлениях педагогики, в педагогики дополнительного образования, т.е. провести исследование в этом направлении. Появилась необходимость систематизировать новые педагогические технологии, учесть современные тенденции исполнительства,  изучить специфические особенности обучения игре на народных инструментах и применить их на практике.

    Проведя критический анализ современной методической литературы и репертуара для домры, опираясь на личные педагогические наблюдения и общение в профессиональном сообществе преподавателей - домристов позволило выявить современные направления домрового исполнительства и педагогики на первой ступени музыкального образования:

    1. Преемственность обучения на разных этапах.  

    2. Обучение по авторским пособиям.

    3. Применение адаптированного репертуара.

    4. Использование здоровьесберегающие технологии в музыкальной школе. Воспитание двигательных навыков музыканта. 

    5. Развитие межпредметных связей и творческое взаимодействие преподавателя и учащегося.

    Преемственность обучения:

    На сегодняшний день, профессиональное обучение игре на домре  выдвигает ряд серьёзных проблем, приобретающих особую актуальность в новых социальных условиях.

    Так кажется очевидным, что успешное формирование у обучающихся полного объёма необходимых профессиональных знаний и навыков во многом зависит от создания условий для преемственности в музыкальном обучении и воспитании на каждой ступени образовательного процесса. Однако на практике в сфере обучения игре на народных инструментах можно говорить скорее лишь о последовательном расположении отдельных звеньев профессионального образования (школа, училище, вуз). Как результат, педагоги вынуждены в начале очередной ступени обучения восполнять пробелы предшествующего образовательного этапа.

    Существует наличие в педагогической науке двух позиций в понимании преемственности обучения: «внешней» и «внутренней». «Внешняя» преемственность показывает внешние связи, «внутренняя» – линии развития человека. Преемственность ДШИ и СУЗа понимается как двустороннее взаимодействие педагогов на этапах единого процесса воспитания детей, обеспечивающее взаимосвязь, единство и целостность задач, содержания и методов образовательной работы. Педагогические условия, обеспечивающие реализации преемственности образования, заключаются в следующем: тесный педагогический контакт с преподавателями СУЗа, мастер-классы с ведущими преподавателями страны, стремление педагогов к познанию основ преемственности, реализация  предпрофессиональных образовательных программ в ДШИ.  

    Обучение по авторским пособиям.

    На сегодняшний день определяющими в обучении домриста являются базовые пособия, заключающие в себя методические подходы и концепции ведущих педагогов-методистов по всем основным направлениям в подготовке домриста-исполнителя. Эти пособия имеют свою определенную систему где методические комментарии подкреплены учебным репертуаром. К ним относятся  работа В.С. Чунина: «Русская домра – проводник в мир музыки». Избранные труды; «Нотная папка домриста» в 3-х частях; В.П. Круглов: «Школа игры на домре» и «Искусство игры на домре»; Т.И. Вольская «Школа мастерства домриста»; С.Ф. Лукин: «Уроки мастерства домриста», «Школа игры на трёхструнной домре».

    Для работы с начинающими домристами в арсенале педагогов в 2008г. появилось пособие С.Ф.Лукина «Школа игры на трёхструнной домре» в 2-х частях (начальные классы). В этой работе присутствует детальная проработка отдельной темы, отдельного вида техники, отдельного движения с опорой  на физиологию организации игровых движений в детском возрасте.

    Для работы с учащимися старших классов большую помощь представляет методическое пособие С.Ф.Лукина «Уроки мастерства домриста» в 7 частях. Последовательное освоение целостного комплекса технических средств позволяет создать крепкую, качественную профессиональную базу уже на уровне начального и среднего образования.

    Применение адаптированного репертуара.

    На сегодняшний день педагоги - домристы обеспечены скудным учебным репертуаром определённого стиля и направления. Так, например для учащихся младших классов и старших классов базового уровня мало высокохудожественных произведений кантиленного характера, обработки народной мелодии, произведений крупной формы, произведений с колористическими приёмами игры. Помимо высокохудожественной планки эти произведениях должны быть удобны для исполнения (применение адаптированной исполнительской редакции) и включали в себя различные исполнительские приёмы.

    Лауреат Всероссийских и Международных конкурсов  как домрист и дирижёр Артём Валерьевич Белов показал, что исполнительство на домре идёт по пути поиска новых звуковых эффектов, находки новых колористических приёмов (Volando, Quasi мандолина или арфа, флажолеты срывами, игра пассажей флажолетами). Поэтому очень важно, на начальном периоде обучения уделять особое внимание освоению колористических приёмов игры.

    С 2010г. публикуются новые произведения для учащихся ДМШ лауреата Международных и Всероссийских конкурсов, преподавателя Норильского Колледжа искусств С.С.Фёдорова. Автор предлагает интересные детские сюиты, которые можно исполнят как крупную форму в младших классах; джазовые пьесы, переложения произведений композиторов XVI-XVIII веков. Сборник «Лютневая музыка» может существенно  обогатит учебно-педагогический репертуара домристов, поскольку переложения академической музыки, близкой к специфике инструмента  способствует более полному раскрытию его звукового потенциала, а также способствуют техническому и общемузыкальному развитию учащихся.

    Для обогащения учебного репертуара нами также  применяются произведения московского композитора и преподавателя Польдяева В.В., которые особенно востребованы в рамках освоения предмета «ансамбль».

    Воспитание двигательных навыков музыканта.

    В системе обучения на домре одним из центральных элементов является правильная организация моторно-двигательной сферы, которая позволят эффективнее организовать исполнительский аппарат и игровые навыки.

    Проблема организации двигательного аппарата – одна из главных в музыкальной педагогике. Музыкальное исполнительство существует уже не одно столетие, но вместе с тем приходиться  свидетельствовать о том, что до настоящего времени ещё не решены основополагающие вопросы воспитания двигательного аппарата молодых музыкантов.

    По обозначенной проблеме в своей работе с учениками я опираюсь на следующие издания: В.А. Гутерман «Возвращение к творческой жизни», А.А.Александров «Психологические факторы определяющие состояние двигательного аппарата», Т.И. Вольская «Особенности организации исполнительского процесса на домре», В. Мазель «Музыкант и его руки».

    Данные методические работы указывают, что психофизические законы организации рабочих движений музыкантов всех специальностей едины. Основные принципы формирования двигательных навыков музыкантов, должны базируются на строгом соблюдении законов физиологии. Особое внимание при этом уделяется начальному периоду обучения игре на музыкальном инструменте, в котором воспитываются все первичные двигательные ощущения и формируется игровой аппарат музыканта.

    При воспитании двигательных навыков домристов я учитываю такие моменты как: напряженное и перенапряженное состояние рук, строгое чередование процессов напряжений и расслаблений, бросок руки и свободное её падение, учитываю характерную для детского возраста разбалансированность действий рук, изоляцию кистевого сустава и его напряжённое состояние - хватательный рефлекс.

    Значение межпредметных связей и творческое взаимодействие преподавателя и учащегося.

    В период воспитания юного музыканта очень важна интеграция предметных областей: теории музыки (сольфеджио, музыкальная литература) и музыкального исполнительства (специальность, ансамбль, концертмейстерский класс, оркестровый класс, фортепиано и т.д.)

    Реализация  межпредметных связей во многом обусловлена творческим взаимодействие преподавателя и учащегося. Это выражается в применение специальных технологий, основанных на эвристических или частично-поисковых методах – совместная работа по созданию переложений, «детализированного исполнительского плана», «адаптированной исполнительской редакции», использовании в работе над произведением компьютерных технологий, игра в ансамбле (различные составы, а также учитель-ученик). Поскольку в этой работе обучаемым необходимо использовать сведения из различных областей музыкальной науки, то, в этой связи, именно предмет специальность и ансамбль выступает своеобразным «полигоном», где применяются знания, полученные по другим дисциплинам учебного плана.

    Реализация  межпредметных связей продолжается в  применение компьютерных технологий в процессе обучения:  работа в программах нотного редактора Sibelius, Final.; работа с электронными аккомпанементами в репетиционной работе и в домашнем музицировании (нотные сборники и электронные аккомпанементы Кокорина А.В. и заслуженного артиста РФ, профессора Краснодарской консерватории Урбановича В. Г.); знакомство с историей исполнительства на народных инструментах посредством мультимедийной презентацией преподавателя ДШИ №1 г. Сургута Плешковой Л.М.; использование учебного пособия (видеоуроки) Заслуженной артистки Российской Федерации Н.Н. Шкребко «Я хочу стать домристом», поиск различной информации на музыкальных и педагогических сайтах.

    Творческое взаимодействие ученика и преподавателя осуществляется  также в рамках открытых уроков с педагогами музыкального колледжа, мастер-классов и концертов ведущих специалистов домрового исполнительства.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тема: «Современные технологии обучения. Игра как метод обучения» Значение педагогической игры

    Очень трудно заинтересовать детей хореографией.     Главным в работе является приобщение ребёнка к миру танца через игру, знакомство с различными направлен...

    Применение в практике средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов.

    На основании педагогической диагностики и некоторого периода обучения, учитель знает уровень готовности к овладению школьными знаниями, уровень обучаемости своих учеников. Вы уже выявили группу ...

    Проект учебного занятия по литературному чтению во 2 «В» классе (с применением совместного проекта Министерства образования и науки РТ «Совершенствование качества преподавания в РТ» и сингапурской компании)

    Проект учебного занятия по литературному чтению во 2 «В» классе (с применением совместного проекта Министерства  образования и науки РТ «Совершенствование качества преподавания в РТ» и синга...

    Индивидуально-коррекционное занятие, направленное на развитие и совершенствование зрительного восприятия

    Материал будет интересен для коррекционных педагогов. Проводится занятие в форме игры. Присутствует диагностика....

    Применения перспективных технологий в практике современного обучения

    Использование различных методов обучения в работе....

    Интерактивное обучение как современное направление активизации познавательной деятельности обучающихся

    Проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества, обучающихся была и остается одной из актуальных задач педагогики....