Интегрированный урок музыки в 5 классе. "Можем ли мы увидеть музыку"
план-конспект урока по музыке на тему

Усачева Винера Ралифовна

План - конспект  урока «Можем ли мы увидеть музыку» обобщает знания учащихся о взаимосвязи музыки и изобразительного искусства. Знания полученные на уроках изо помогают учащимся вести диалог не только о музыке, но и о живописи. Такие занятия развивают ассоциативно-образное мышление обучающихся, совершенствуют их "внутренний слух" и "внутреннее зрение", расширяют знания детей об окружающем мире, формируют яркие, положительные эмоции. Сценарий таких уроков: прочувствовать, осознать, проявить своё отношение в практической деятельности через моделирование музыки красками, цветом, палитрой. Интегрированный урок по теме “Можем ли мы увидеть музыку”, разработан учителями музыки и изобразительного искусства для учащихся 5-х классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok.docx22.47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: «Можем ли мы увидеть музыку?»

Интегрированный урок в 5 – классе (музыка. изобразительное искусство) по музыке М.П. Мусоргского «Рассвет на Москва – реке».

Цели урока:

  • Воздействие на чувства, эмоции детей, пробуждение их воображения, побуждение к творчеству на основе совокупного восприятия музыкальных и художественных образов;
  • Осуществление комплексного подхода к уроку через межпредметные связи (музыка и изобразительное искусство).

Задачи:

  • Знакомство с творчеством русского композитора (М.П. Мусоргского).
  • Формировать внимательное отношение к музыкальному языку произведения, развивать эмоционально-осознанное восприятие музыки; формировать художественно-образное мышление как основы развития творческой личности.
  • Развитие исполнительско –  творческих навыков и умений.
  • Воспитывать любовь к природе, чувства доброты и патриотизма.
  • Обогатить духовный мир учащихся.

Тип урока:

Углубление знаний. Обобщение.

Методы:

Беседа, исполнение, исследование, показ.

Оборудование и материалы:

  1. Магнитофон;
  2. Запись произведения «Рассвет на  Москва – реке»;
  3. Фортепиано;
  4. Аккордеон;
  5. Ноты и текст песен;
  6. Портрет М.П. Мусоргского;
  7. Термины: вступление, опера, декорация, занавес, афиша, костюмы;
  8. Альбом, краски, гуашь, кисти.

Музыкальный материал:

  • М.П. Мусоргский «Рассвет на Москва – реке» (вступление к опере «Хованщина»).
  • Муз. О. Хромушина, сл. Б.Гершта «Разноцветная песенка».
  • Муз. В.Локтева, сл. О.Высотской «Песня о России».

Оформление доски:

  1. Тема урока;
  2. Портрет М.П. Мусоргского;
  3. Плакат с записью главной мелодии вступления «Рассвет на Москва – реке».

М: - учитель музыки Усачева В.Р.

И: - учитель изобразительного искусства Толмачева И.У.

Ход урока.

М.: Здравствуйте, ребята!

На уроках музыки мы не раз задавали вопрос: Можем ли мы увидеть музыку?

Может ли музыка вызвать в нашем воображении разные картины? (картины природы, картины жизни людей).

Музыка и живопись живут очень дружно и охотно помогают друг другу.

(звучит  песня в исполнении обучающихся  «Песня о России»)

И.: Природа и искусство неразделимы одно от другого и навсегда входит в жизнь каждого человека.

М.: Есть музыкальные произведения, которые были сочинены с расчетом на то, что их будут не только слушать, но и смотреть. Я говорю о музыке, предназначенной для театра и кино.

И.: Сегодня мы окунемся в прекрасный и неизведанный, таинственный и всем интересный мир оперного театра.

И непросто будем слушать музыку, наблюдать за действием, происходящим на сцене, но и постараемся создать декорации к спектаклю.

М.: Представьте. Занавес, который закрывает декорации и артистов, еще не поднят. Но спектакль уже начался.

Звучит (короткий фрагмент, несколько тактов) из вступления к опере «Хоаванщина» М.П. Мусоргского.

Вопросы:

  1. О каком произведении и о каком композиторе пойдет речь?

У.: Это Модест Петрович Мусоргский.

М.: Совершенно верно.  Что за фрагмент прозвучал сейчас?

У.: Прозвучал фрагмент вступления к опере «Хованщина».

М.: Правильно. Продолжая наш урок, давайте вспомним, что такое опера?

У.: Опера – вид театрального искусства, в котором сценическое действие тесно слито с музыкой – вокальной и оркестровой.

Вступление – начальный музыкальный эпизод, подготовляющий появление основной оперы.

  1. Что хочет сказать композитор, какое время суток изображает музыка?
  2. Какие живописные картины вы представили?

Слушание. Вступление к опере «Хованщина» «Рассвет на Москва – реке» М.П. Мусоргского.

И так прозвучал фрагмент вступления к опере «Хованщина» Мусоргского.

Беседа по окончании слушания по вопросам:

  1. Какие изобразительные интонации есть в музыкальном языке вступления?  (Борясь с уходящей ночью, рождается новый день. Музыка изображает утренний рассвет, пробуждение природы ранней весной.)
  2. Как М.П. Мусоргский показал национальный русский колорит музыки? (Мелодия плавная, протяжная близка к русской народной песне, движение мелодии восходящая, темп медленный)
  3. Какими чувствами наполнена музыка наполнена музыка М.П. Мусоргского?
  4. Какие музыкальные инструменты симфонического оркестра исполняют мелодию?

( Исполняет симфонический оркестр. Композитор добавил к музыке две очень точные изобразительные подробности, уточняющие картину рассвета – коротенькие, пронзительные фразы гобоя и трубы, похожие на перекличку петухов, тяжелые удары колокола, возвещающие о начале утреннего богослужения.

М.: Действие оперы происходит в 1685 году. Место действия – московское княжество. Время, когда начиналось царствование Петра Великого, задумавшего уничтожить в стране обычаи привычки старой, темной Руси, распространить в народе культуру, свет знаний, науки и искусства.

Опера «Хованщина» - народная музыкальная драма М.П. Мусоргского. Композитор работал над ней с 1872г. По 1880г. После его смерти огромную работу над завершением партитуры проделала Н.А. Римский – Корсаков.

И.: «Хованщина» впервые прозвучала на частной петербургской сцене 9 февраля 1886 года. Сейчас в наше время эту оперу ставят не только на подмостках театра нашей стране, но и сценах других стран.

И сегодня мы попробуем создать театральную сцену не всей оперы, а только начальной сцены.

Музыка у нас есть. Что еще не хватает для создания спектакля?

У.: Декораций.

И.: Что такое декорации?

У.: Живописные изображение места и обстановки действия, устанавливаемое на сцене.

И.: Кто создает декорации?

У.: Декорации создает художник.

И.: Что влияет на художника, когда он оформляет сцену для какого-либо спектакля?

У.: Художник знакомится с содержанием произведения, слушает музыку. И затем свои впечатления, своё видение этого произведения он воплощает в эскизах.

И.: А в чём ещё заключается работа художника в театре?

У.: художник создаёт занавес, афиши, костюмы.

И.: Сегодня вы выступаете в роли художников – декораторов.

М.: Нарисовав во вступлении к «Хованщине» картину рассвета над Москвой, и мы видим, поднимается занавес, как первые лучи солнца позолотят нарисованные в глубине сцены купола московских церквей, видим, как темное ночное небо станет постепенно розовым, чистым и голубым. Пустующая сцена начнет заполняться московским людом.

И.: Как мы выяснили, ответственная задача перед художником в театре – прочувствовать музыкальное произведение, замысел писателя и с помощью изобразительных средств создать образы, которые будут понятны и близки зрителю. А сейчас мы попробуем создать эскиз декорации ко вступлению оперы «Хованщины».

Настроение у вас сложилось? Какие цвета будем использовать?

У.: Светлые, теплые…

И.: Итак, приступаем…

Началась практическая работа.

После окончания работы:

И.: Итак, ребята, давайте посмотрим, что у вас получилось.

М.: Определим, насколько ваша работа соответствует музыке?

И.: Каждый из вас может подойти к доске и прикрепить свой эскиз декорации на доску.

М.: Как вы думаете, что хотел сказать композитор слушателям, показывая приход в Московскую державу нового дня, утверждая победу света над тьмой? (Композитор думал при этом о картине более широкой, чем утро над Москвой – о рассвете в жизни всей Русской державы).

Итог урока.

Музыка обладает изобразительностью. Мы с помощью внутреннего зрения можем представить то, о чем нам рассказывает композитор.

В заключении урока ученики исполняют песню

«Разноцветная песенка». Муз. О. Хромушина, сл. Б.Гершта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок музыка - ИЗО во 2 классе на тему: «Краски в музыке и ИЗО».

План-конспект интегрированного урока музыка - ИЗО во втором классе 3 четверть, на тему "Краски в музыке и ИЗО"...

Интегрированный урок музыки и изо в 4 классе "Музыка и культура Японии"

Разработка интегрированного урока музыки и изо для 4 класса  о музыке и культуре Японии....

Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы "Я хочу увидеть музыку"

Мероприятие проводилось в рамках недели музыки; призвано приобщать детей к эстетическому восприятию окружающего мира, воспитывать в детях чувство прекрасного, расширять их музыкальный кругозор....

Я хочу увидеть музыку...

Я хочу увидеть музыку,Я хочу услышать музыку. Что такое это музыка? Расскажите мне скорей! Птичьи трели — это музыка, И капели — это музыка, Есть особенная музыка В тихом...

Интегрированный урок музыки и риторики во 2 классе по теме «Интонация в музыке и разговорной речи»

Интегрированный урок раскрывает понятие"интонация"в музыке и разговорной речи,  дети в групповой работе осознают и выясняют,что может быть различная интонация, выполняя различные задания....