Методическая разработка урока музыки во 2-м классе по программе"Музыка" автора Д.А. Рытова из раздела"Музыкальные шедевры"
методическая разработка по музыке (2 класс) на тему

Никифорова Ирина Марковна

Показать взаимодействие разных видов искусства в изображении Зимы. Сравнить изобразительные интонации в стихотворениях и музыке.Формировать    у обучающихся  умения определять  характер произведения и творчески выражать свои эмоциональные  переживания.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка  урока  музыки во 2- м классе

По программе автора  Д.А.Рытова «Музыка»

из раздела: «Музыкальные  шедевры »

Тема  урока: « Поэзия зимы».        

Цели урока.

1. Показать взаимодействие разных видов искусства в изображении зимы.

2. Сравнить изобразительные  интонации в стихотворениях и музыке.

3. Формировать умение определять характер произведения  и  творчески выражать свои эмоциональные  переживания.

Задачи:
Образовательные:

1. способствовать формированию  музыкального   вкуса;

2. вовлечь детей в активное слушание, исполнение музыкального репертуара, а также  речевого  общения и рассуждения;

3. научить видеть связь разных искусств.
Развивающие:
 1. развивать наблюдательность;
2. умение слушать классическую музыку;

 3. развивать  вокальные навыки;

 4. развивать  художественные и творческие способности учащихся.
Воспитательные:
 
1. воспитывать любовь к искусству, к  родной природе;
  2. гордость за великое наследие русского искусства.

Оборудование.

1. Стихотворение Ф.И.Тютчева  « Чародейка- зима»;, А.С.Пушкина «Зимняя дорога»

2. Репродукция картины А.А. Пластова «Первый снег»,   фото-картины с зимними пейзажами;

3. П.И. Чайковский   музыкальный альбом «Времена года»  пьеса Январь – «У камелька »,

 А. Вивальди  музыкальный  альбом «Времена года.  Зима»;

 Песня « Метель»  муз. С. Потолковского,  сл. Н.Новикова.

4.Портрет композитора: П.И.Чайковского.

5. Выставка  книг  стихотворений  известных поэтов: Н. Некрасова, С. Есенина, А.С. Пушкина, Ф. Тютчева  и др.

6. Учебник по музыке- 2 класс

7. Бумага для рисования - листы  формата А2,кисти, акварель или гуашь,  снежинки 3 шт. ( белая, голубая, синяя)  для каждого ребенка

                                      Ход  урока.

 1.Организационный момент.

Приветствие.

Учитель поет. Здравствуйте ребята..

Дети отвечают:( поют хором) Добрый день.

  Учитель  говорит:

Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.

Все  за парты дружно сели  ( пауза… дети садятся )
И  внимательно на доску посмотрели.

2.Сообщение темы урока. 

 На доске написано « Поэзия зимы»

  Учитель говорит:
Сегодня ребята,  мы  поговорим о  прекрасном времени года -  зиме.           Посмотрите  в окно. Всё кругом стало белым-бело.

 3.Беседа о сезонных изменениях в природе.
Учитель: Что изменилось в природе?

Предполагаемые ответы детей: Наступила зима. Стало холодно. Выпал снег и покрыл всю землю. Деревья сбросили листья. Все реки замёрзли и покрылись льдом. Улетели перелётные птицы. и т.д.

Учитель:  Молодцы. Всё заметили.

Подготовка детей к слушанию музыки.

 П.И.Чайковский

Учитель. Посмотрите на портрет .

-Вы   узнали? Чей это портрет? Какого  композитора?

Ответы  обучающихся : Это портрет  русского  композитора П.И.Чайковского.

Учитель: Правильно. Молодцы ребята.  П.И.Чайковский очень любил   свою Родину, любовался красотами   родной природы. И сочинил  много  музыкальных произведений, в частности   музыкальный альбом « Времена года», который состоит из 12 пьес. Как вы думаете, почему именно 12 пьес?

Дети отвечают: потому что в году 12  месяцев.

Учитель: Правильно. Каждая пьеса  в этом альбоме  имеет свое название.

 Январь «У камелька»; Февраль « Масленица»; Март «Песня жаворонка», Апрель « Подснежник»  и  т.д. К каждой пьесе   были подобраны стихи  известных поэтов: А.С.Пушкина, … Сегодня мы послушаем  пьесу под названием: Январь « У камелька».

Учитель: посмотрите  в учебнике, что означает   слово « Камелек»

Дети читают в  учебнике разъяснение  слова « Камелек».

Учитель, А теперь  слушаем  музыку…..

4. Слушание музыки. Обучающиеся  слушают  музыку П.И.Чайковского  пьесу « У Камелька»

5. Беседа.

Учитель: Какое настроение  создает эта музыка? Какие     интонации  вы почувствовали в ней?

Предполагаемые ответы детей:  Спокойствие и  тишина,   грусть, нежность  и т. д

6. Просмотр картин

Ответы@Mail.Ru: история создания картины первый снег

Учитель: Ребята, обратите внимание,  на  картину  А.А.Пластова   « Первый снег»,  как художник с помощью кисти и красок сумел передать своё настроение и отношение к зиме?  О чем он хотел нам рассказать?

Созвучна ли эта музыка  картине?

Ответы детей…

Учитель. Объясните  свой ответ.

Какие краски ушли вместе с осенью, а какие пришли зимой?
Предполагаемые ответы детей: Ушли осенние краски: жёлтая, оранжевая, красная, зелёная. С зимой пришла -  белая, голубая  краска.
Учитель.  Да, белого цвета зимой больше всего. А какие ещё цвета любит зима?
Предполагаемые ответы детей: Зима любит  голубой  цвет, серебристый, серый, синий.
Учитель. Правильно ребята, и  поэтому их называют холодными цветами. Это цвета снега, льда, зимнего неба.

Учитель,  Посмотрите , ребята,  на экран и полюбуйтесь красотой зимних пейзажей. (демонстрация репродукций картин  зимних пейзажей под музыку)

Просмотр видеоролика.

http://i.sunhome.ru/foto/23/kartina_zimnii_peizazh.jpg

Зимний пейзаж с церковью : Интернет-магазин картин Галерея 30

http://img01.chitalnya.ru/upload/550/94105207407847.jpg

(в данной работе представлена лишь часть картин)

Учитель: Вам понравились эти картины?

Ответы  детей…

 7.  Чтение Стихотворений:
 Учитель:  Ребята, композиторы с помощью нот, звуков сочиняли  музыку, в которой хотели показать образ зимы,   многие художники рисовали  зимние пейзажи, а как же  писатели и поэты нам рассказывают о зиме?  Давайте послушаем  стихотворения известных поэтов классиков: Ф.И.Тютчева  и    А.С.Пушкина     Как  они словесно  создают   образ  зимы?

Текст  стихотворений   написан  в учебнике.  Обучающиеся  по желанию,   выразительно  читают   стихотворения.

8   Беседа.        
Учитель: Какие картины  вы представили? Какой образ ЗИМЫ - у вас    предстал  перед глазами при прослушивании стихотворений?

Предполагаемые  ответы детей: Красивый  пейзаж, зимний лес, на ветвях  деревьев  лежит  пушистый снег,   темное небо,  сильный ветер,  снежный вихрь, метель и т.д
Учитель: Какое настроение возникло при прослушивании какого-то конкретного стихотворения? Сравните, изобразительные интонации в стихотворениях и  в музыке.

Предполагаемые  ответы детей: настроение  разное, то нежное, ласковое,  спокойное, то грустное и  немного тревожное, иногда даже  злобное и т.д…

Учитель: Зима бывает разной

холодной и  прекрасной

Снежной и пушистой,

Суровой  и   веселой…

Вы наверно догадались,  почему  веселой? - О каком  зимнем празднике идет речь?  

Дети отвечают: Новый год, Рождество..

Учитель: Давайте , с вами, превратимся на некоторое время в маленьких снежинок и проведем  музыкальную  разминку.

9.Физкультминутка..  « Вальс  снежинок»   Дети  выполняют пластическое дирижирование, ритмические  движения под музыку  П.И.Чайковского

(Дети по желанию могут взять снежики, которые  лежат у них на парте, и выполнять  с ними пластические движения)

Учитель: Спасибо ребята, у вас получился  замечательный  танец снежинок. садитесь.

10 . Пение. Вокальная работа.

Учитель: А теперь послушайте  еще одно музыкальное произведение:

 Песню « Метель»

Дети слушают песню  в исполнении учителя.

 Учитель: О  чем в ней поется? Какое настроение, характер?

 Ответы детей…

Разучивание мелодии песни. Вокальная работа над унисонным  звучанием  мелодии, над  текстом, фразеровкой,  дикцией, динамикой, эмоциональным исполнением.

11. Творческое задание.

Учитель: А  теперь разделимся  на  группы.

 (Учитывая психологические особенности каждого класса, возможно разделить  по рядам, или желанию ребят- создать малые группы 2-3 чел.)  

Каждой группе творческое задание: « Нарисуй-те  картину, в которой  постарайтесь  выразить  ОБРАЗ  ЗИМЫ.»  

Выполнение  рисунков под музыку А.Вивальди  « Зима»

Во время рисования  - индивидуальная беседа с детьми.
Учитель:   А как  ты думаешь,  бывают ли весёлые и грустные краски?
Предполагаемые  ответы детей : Краски не бывают грустными и весёлыми, но передать ими своё настроение можно. Если весёлое настроение, то рисуем яркими красками, а если грустное — тёмными  красками .
Учитель:  Какое у  тебя настроение? Какая у вас зима?
- Почему  ты выбрал именно эти краски? Ты любишь зиму? и др.

  12. Подведение итогов. 

 Учитель: Ребята, вы  молодцы!  Справились со всеми заданиями, были   внимательными  слушателями  и   прекрасными  певцами- исполнителями ,   выразительными чтецами  и    хорошими  танцорами,  талантливыми  художниками  и   интересными рассказчиками.

Свои творческие работы  вы можете продемонстрировать всем  ребятам.

Каждая группа показывает  выполненные  рисунки на тему «Образ Зимы»

( выставка работ  детей у доски..)

13.Домашнее задание.
 Учитель: Сегодня вы услышали  и исполнили  музыку,  стихи,  посмотрели    картины, пейзажи  а так же   сами  творчески   придумали

и   нарисовали   свои  шедевры  на тему:  « Образ зимы» ,  а так же   постарались установить связь между тремя видами искусства: музыкой, поэзией и живописью.

Я предлагаю вам дома, закрепить все полученные на уроке  знания и умения:  эмоционально  исполнить песню  для своих родных и близких, а также  проявить свои творческие таланты:  можете нарисовать свой рисунок, или   сочинить  небольшое стихотворение ,  возможно   сделать  интересную  поделку  на тему «Образ зимы» ,  а тем, у кого есть возможность, подобрать  к  своей работе - желательно  классическое музыкальное произведение.
  14. Рефлексия.
- С каким   музыкальным  произведением  мы познакомились? Кто автор?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что вам особенно понравилось на уроке?
- Какое настроение у вас создалось в ходе урока, почему?

А теперь, по желанию, вы можете выбрать, одну из 3-х снежинок, которые лежат у вас на парте, и прикрепить   на  доску, сделаем новогодний- снегопад!

Выход  обучающихся из класса  под  спокойную музыку.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

Методическая разработка урока русского языка в 1 классе по программе "Планета знаний". Тема: Согласные звуки

Урок:   Русский язык Тема: Согласные звуки.Цель урока:Приведение в систему знаний учащихся о согласных звуках и об их смыслоразличительной роли.Задачи:Обучающие:  научить учащихся разли...

Конспект урока музыки по ФГОС 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Раздел: «Музыка и ты» Тема: «Музыка в цирке»

Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс...

Методическая разработка урока музыки в 1-м классе на тему "Природа просыпается"

Первые признаки весны, изображённые в музыке, стихах, живописи....

Методическая разработка урока музыки в 4 классе на тему "Театр музыкальной комедии"

Музыкальная комедия является одной из самых доступных форм для восприятия музыкального творчества. Она даёт возможность людям из разных слоёв общества и разного мировосприятия приобщиться к музыкально...

Методическая разработка урока музыки в 1 классе на тему "Музыкальный портрет"

Конспект урока, презентация, музыкальный материал....

Методическая разработка урока музыки «Здравствуй, Родина моя" по программе «Музыка» 2 класс авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной.

Методическая разработка урока музыки во 2 классе по теме «Здравствуй, Родина моя» представляет материалы к уроку с использованием готовых электронных образовательных ресурсов. Разработка в...