Конспект открытого интегрированного урока музыки и ИЗО.
методическая разработка по музыке (4 класс) по теме

Знакомствоо с музыкальной культурой и декоративно-прикладным искусством русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc47.5 КБ
Файл konspekt_uroka_chastushka.docx161.85 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема «Осенние посиделки». 5 класс.

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем.
  2. Продолжить знакомство  учащихся с трудовыми русскими народными песнями, музыкальными инструментами.

2. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к родному краю и его культуре.

3. Развивать творческую активность, , навыки работы в составлении орнамента и аппликации, эстетический и художественный, продолжить вокальную работу над народными песнями.

План урока

1. Организационный момент

2. Беседа о символическом значении полотенца в жизни русского человека.

3. Повторение изученного материала.

4. Объяснение нового материала.

5. Практическое выполнение задания.

6. Анализ работ, подведение итога урока.

Ход урока.

I. Организационный момент

Проверка подготовки к уроку (альбом, карандаш, акварельные краски или гуашь, кисть, ножницы, клей)

Презентация «Русская народная вышивка. Полотенце»

Слайд 1. Сообщение темы урока. Мы продолжаем путешествие в увлекательный мир русского народного творчества. Наш  урок  мы посвящаем одновременно музыке, фольклору и декоративно- прикладному искусству. Тема  урока «Осенние посиделки».

Скажите , как можно совместить тему нашего урока с теми направлениями искусства ,  которые я назвала. (ответ)

Уч. Муз.

Слайд2.Знакомство с понятием «Фольклор»

Русский народ много трудился, поэтому появилось огромное число пословиц и поговорок о труде:

Слайд3.Прочтите и выберете ту, которая близка вам. Объясните смысл выбранной пословицы. А какие ещё поговорки и пословицы о труде вы знаете?

В русской народной музыки  существуют различные жанры. Вспомним( лириче ские, хороводно-плясовые, обрядовые и ,конечно, трудовые)

Слайд4.Трудовые песни

Уч.муз.: Как мы можно  отличить народную песню от композиторской?(Распевность, а капелла, использование устаревших слов и оборотов)

Уч.муз.: А ещё? (Песня может звучать в сопровождении русских народных инструментов)

Слайд 5 Убрать лишние инструменты (бандура, скрипка ,литавры)

Уч. Муз.: А теперь ученик 4 Б класса Шаронов Александр сыграет нам на инструменте, входящем в оркестр русских народных инструментов. Давайте послушаем и назовём этот инструмент.(балалайка)

II. Беседа о символическом значении полотенца в жизни русского человека.
Уч ИЗО

Слайд 6. 

Прочитайте слова

Пристен, утиральник, занавес, обыденник, утренник, рукотёр, набожник, крючковое, зеркальное, стеновое.

- Что объединяет эти слова? Речь пойдёт об украшении полотенец вышивкой.  Посмотрите, какие они красивые.

Слайд 7.8. 

 Простая вещь - полотенце. А ведь если подумать, вспомнить, то окажется, что полотенце сопровождает человека всю жизнь.

- Сравните ваши бытовые, домашние полотенца с теми, что представлены на слайде:
-Будете ли вы вытирать ими руки?
(Нет)
- Почему?
(Красивые, жалко и др.)
- Чем ещё праздничные полотенца отличаются от бытовых
? (Наличием
 вышивки)

 Слайд 9.10. 

Начиная с 8-9 лет девочки приобщались к рукоделию. Под присмотром матери  постигали они секреты вышивки, готовили себе приданое к свадьбе. Кроме одежды скатертей , покрывал –девушки вышивали полотенца.

Полотенце играло в народной жизни важную роль

1.Полотенца развешивали на ветвях  священных деревьев по праздникам.

2.Укрошали красный угол.

3.На полотенце принимали родившегося ребенка.

4. Если девушку сватали важные сваты, они были перевязаны рушниками.

. 

Слайд 8.

Простая вещь - полотенце. А ведь если подумать, вспомнить, то окажется, что полотенце сопровождает человека всю жизнь. 

Родился маленький человек, бабка-повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать, будучи еще в девушках, уже тогда она должна была позаботиться о своем малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой.

Слайд 12. - Символика – выражение отношения к миру с помощью условных знаков, символов. Вышивкой украшались в основном предметы, которые участвовали в семейных и коллективных обрядах, религиозных ритуалах (крещение, венчание). Многие знаки-узоры называли оберегами и наносили на наиболее  видные и открытые места одежды, предметов быта и построек. Оберег на одежде, по поверью, предохранял человека от дурного глаза, болезни, удара молнии и других несчастий. Расшитые полотенца развешивали на окна и двери, чтоб ни беда, ни болезни в избу не попали, узоры на скатерти защищали стол и пищу на столе.

Вышивкой украшались в основном предметы, которые участвовали в семейных и коллективных обрядах, религиозных ритуалах (крещение, венчание).

.

Вещь без вышивки в дом не входила. По ней судили о трудолюбии и мастерстве хозяйки дома. Лишь вышитые вещи имели магическое свойство охранять, защищать и оберегать человека и его хозяйство от беды, от злых духов. Поэтому многие знаки-узоры называли оберегами и наносили на наиболее  видные и открытые места одежды, предметов быта и построек. Оберег на одежде, по поверью, предохранял человека от дурного глаза, болезни, удара молнии и других несчастий. Расшитые полотенца развешивали на окна и двери, чтоб ни беда, ни болезни в избу не попали, узоры на скатерти защищали стол и пищу на столе.

Слайд 13.14.15.16.18

Наиболее часто встречающиеся узоры - ромбы, точки, круги, розетки, волны, птицы, цветы. Очень часто на полотенцах вышивали древо жизни – символ никогда не прекращающейся жизни на Земле.

Слайд19.20

Символичен был и цвет:Народные мастера хорошо знали о воздействие цвета не только на зрение, но и на психику людей. Умельцы в цветовом решении орнамента отдают предпочтение красному материалу. Именно с красным цветом связывается представление о радости, веселье, торжестве и счастье. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, источником всего живого на Земле

Красный цвет – символ жизни, красоты, силы;

Белый – символ света, чистоты;

Чёрный –плодородия, земли. Но, наряду с красным цветом, можно использовать, желтый, черный, зеленый цвета.

Слайд 21.22.

Уч.муз.: Сегодня мы познакомимся с новой трудовой песней «В тёмном лесе». Я хочу, чтобы представили себя на месте простых деревенских людей 18-19 в.в., которые работают и поют песни.(Слушание и разбор песни, разучивание.)

V. Практическая работа.

Слайды 10-14. Переходим к практической части урока, где нам предстоит украсить полотенце, используя полученные знания

1. Для работы понадобится формат  А3карандаш, краски. На  листе выполним эскиз вышивки2. Составление основного орнамента (главные мотивы).3. Работа в цвете.

VI. Анализ работ.

План анализа:

  1. композиционное решение.
  2. цветовое решение
  3. наличие знаков-символов.
  4. аккуратность
  5. объем выполненной работы

Подведение итога урока.

Уч.муз.

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

Уборка рабочих мест.




Предварительный просмотр:

Программа: «Музыка» для 2 – 4 классов , авторы Э. Б. Абдуллин, Т. А. Бейдер, Т. Е. Вендрова, И. В. Кадобнова, Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Г. С. Тарасов;

Класс: 4.

Четверть: I.

Тема урока: «Частушки».

Цель урока: познакомить учащихся с русским народным музыкальным жанром – частушками, воспитывать интерес к ним, формировать этномузыкальную культуру личности, гражданскую и этническую идентичность.

Художественно-педагогическая идея:

«Частушка – уникальное явление, присущее только русскому фольклору».

«Частушки послушать – словно в душу народную заглянуть».

«Сколько ни черпай из океана народной частушки – всего не вычерпаешь».

Планируемые результаты

Предметные:

  • Наблюдение за использованием музыки в жизни человека;
  • Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
  • Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному фольклору России;
  • Умение выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки;
  • Умение оценивать произведения разных видов искусства;
  • Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно- образного содержания частушек.

Метапредметные:

  • Размышление о роли русской народной музыки в жизни человека, о многообразии музыкального фольклора России.
  • Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
  • Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества

Личностные:

  • Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;
  • Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
  • Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;
  • Развитие мотивов музыкально- учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
  • Развитие духовно- нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к обычаям и традициям русского народа

Методы этномузыкального образования:

- метод изустного разучивания песни;

- метод погружения в мир бытования песни;

- метод эмоционально-выразительного исполнения песни.

Музыкальный материал:

Автор музыки — Н.Кошелева, автор текста — С. Кинякин «Гимн Республики Мордовия», В. С. Родионов «Марса вейсе», татарская народная песня, русская народная песня «Я на горку шла», попевка «Тютю, баю, бай».

Дидактический материал: презентация к уроку.

Ход урока.

1. Организационный момент.

У.: Ребята, здравствуйте, садитесь. Я очень рада видеть вас на сегодняшнем уроке музыки! Он обещает быть интересным, полным разных открытий. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Мы начинаем урок.

2. Изучение нового и повторение пройденного материала.

У.: Ребята, тема нашего сегодняшнего урока… Думаю, вы назовёте мне её сами.

Посмотрите на высказывания на слайдах и догадайтесь, о чем идёт речь.

  • Среди множества разных жанров русской народной песни есть один самый молодой и самый активный, живо откликающийся на все жизненные события.
  • Слово, обозначающее этот жанр, образовалось от слова «ЧАСТЫЙ», т. е. много раз повторяющийся. Он основан на одном коротком мотиве, который повторяется с разными текстами.
  • Этот жанр любит шутку, юмор, а порой и сатиру, когда обличается глупость, жадность и зло, но в нём можно также услышать и печаль, и душевные переживания.
  • Вряд ли найдётся человек, который никогда не слышал данный жанр. Он создаётся в процессе исполнения, поэтому никогда не теряет свежести и новизны.
  • Исполнение данного жанра – весёлая русская забава, пользующаяся популярностью и в наши дни.

У.: Как вы думаете, ребята, о каком жанре русской народной песни идёт речь?

(ответы детей).

У.: Верно, это частушки.

Частушка возникла в середине XIX века. Предшественниками ее были игровые и плясовые песни, которые в народе называли "частыми".

Частушка быстро завоевала огромную популярность и получила повсеместное распространение.

Существует множество частушечных напевов. Часто текст частушки распевают на один мотив.

Между тем, в каждой области, почти в каждом районе можно услышать своеобразные, не похожие на другие, напевы и наигрыши.

В разных областях России частушки и называли по разному:

  • пригудки,
  • говорушки,
  • прибаторы,
  • посиделочные,
  • ихахошки,
  • припевки,
  • страдания,
  • скоморошьи,
  • вертушки,
  • бакулки,
  • скакухи,
  • сбирушки,
  • матани,
  • сударушки,
  • прибаски,
  • завлекаши,
  • нескладехи,
  • перепевки и т.д.

Для музыкальной речи частушек характерны напевно-речитативные интонации, импровизация па основе определенных ритмических и мелодических оборотов, неожиданные синкопы. По своему мелодическому складу частушки разнообразны: задумчивые, лирические, бытовые, шуточные, юмористические. Частушки исполняют в сопровождении балалайки или баяна.

У.: Кто может дать определение частушки на основе вышесказанного?

(ответы детей).

У.: Молодцы, ребята. Давайте ещё раз посмотрим на определение частушки.

  1. ЧТО ТАКОЕ ЧАСТУШКА?

ЧАСТУШКА – это:

  • жанр русского словесно-музыкального народного творчества;
  • жанр фольклора с ярко выраженной установкой на исполнение перед слушателями;
  • короткая однострофная песенка быстрого темпа исполнения;
  • народная художественная песня-миниатюра;
  • результат развития других форм устного народного творчества;
  • неисчерпаемый источник чистой, искренней, глубокой поэзии;
  • поэтическая импровизация;
  • отклик на события времени.

У.: Со временем всё в жизни меняется, так же и частушка не стоит на месте. Предлагаю посмотреть на слайд и сравнить частушку вчерашнюю, или прошлых лет, и сегодняшнюю.

ЧАСТУШКА ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

КРИТЕРИИ

ЧАСТУШКА ВЧЕРА

ЧАСТУШКА СЕГОДНЯ

ЧТО ЭТО?

Часть русского фольклора

Часть народного творчества

АВТОР

Русский деревенский народ

Жители городов, сёл и деревень

ИСПОЛНИТЕЛЬ

Исключительно мужчины

Все – от мала до велика

ТЕМАТИКА

Задорные песни

о любви и жизни

в деревне

Различная тематика

ЧЕРТЫ

Деревенской жизни

Нового быта, нового отношения к труду

(Совместный разбор таблицы).

У.: Скажите, в чём же отличие частушки вчерашней и частушки сегодняшней?

(ответы детей).

.http://doc4web.ru/uploads/files/29/28634/hello_html_mfd48547.gif

У.: Частушки бывают разные. Сейчас мы с вами в этом убедимся

(Разбор каждой характеристики по слайдам).

3.Вокально-хоровая работа.

У.: Сегодня мы с вами разучим несколько частушек из школьной тематики.

(Разучивание частушек,)..

Частушки

Девочки, вы, девочки,

Конфеточки покушайте,

Мы споем частушечки,

А вы пока послушайте.

Мальчики, вы, мальчики,

Конфеточки покушайте.

Мы споем частушечки,

А вы пока послушайте.

Девочки и мальчики

Конфеточки покушали,

Спели все частушечки

И вместе их послушали

А теперь мы будем подыгрывать себе на ложках. (разучивание ритма)

3. Итог урока.

У.: Ребята, с каким русским народным музыкальным жанром мы сегодня познакомились?

У.: Назовите основные особенности жанра частушки.

У.: О чём нам может рассказать частушка?

У.: В сопровождении каких инструментов исполняют частушки?

4. Домашнее задание.

У.: Дома предлагаю вам придумать свои частушки на тему «дружба», на следующем уроке мы посмотрим, что у вас получилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого интегрированного урока по изобразительному искусству на тему: «Домашние животные. Рисование по памяти или представлению. Иллюстрирование книги».

Данный материал будет интересен учителям начальной школы, которые сами ведут уроки изобразительного искусства....

Конспект открытого интегрированного урока "Альтернативное чтение" для 2 класса "Особый ребенок"

Данный урок был проведен в декабре 2012 года на районный уровень.  Обучение данного класса происходит по "Программе образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью" под ред.Баря...

конспект открытого интегрированного урока математики "Самое красивое число" в 1 классе.

Конспект открытого интегрированного урока  математики в 1  классе,  УМК «Планета знаний» Тема урока « Самое красивое число» Цели: Формирование умений выполнять сложение чисе...

План - конспект открытого интегрированного урока в начальной школе Тема: "Дециметр"

Тип урока: изучение  нового материалаСОТ: технология обучения в сотрудничестве, проблемное обучение, технология здоровьесбережения, ИКТ.ЭОР/ЦОР/ОМС: 1. http://files.school-collection.edu.ru/dlrst...

конспект открытого интегрированного урока чтения 1 класс

конспект  интегрированного урока чтения (окр.мир)1 класс...