Конспект открытого интегрированного урока музыки и ИЗО.
методическая разработка по музыке (4 класс) по теме
Знакомствоо с музыкальной культурой и декоративно-прикладным искусством русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 47.5 КБ |
konspekt_uroka_chastushka.docx | 161.85 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема «Осенние посиделки». 5 класс.
Цели урока:
- Познакомить учащихся с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем.
- Продолжить знакомство учащихся с трудовыми русскими народными песнями, музыкальными инструментами.
2. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к родному краю и его культуре.
3. Развивать творческую активность, , навыки работы в составлении орнамента и аппликации, эстетический и художественный, продолжить вокальную работу над народными песнями.
План урока
1. Организационный момент
2. Беседа о символическом значении полотенца в жизни русского человека.
3. Повторение изученного материала.
4. Объяснение нового материала.
5. Практическое выполнение задания.
6. Анализ работ, подведение итога урока.
Ход урока.
I. Организационный момент
Проверка подготовки к уроку (альбом, карандаш, акварельные краски или гуашь, кисть, ножницы, клей)
Презентация «Русская народная вышивка. Полотенце»
Слайд 1. Сообщение темы урока. Мы продолжаем путешествие в увлекательный мир русского народного творчества. Наш урок мы посвящаем одновременно музыке, фольклору и декоративно- прикладному искусству. Тема урока «Осенние посиделки».
Скажите , как можно совместить тему нашего урока с теми направлениями искусства , которые я назвала. (ответ)
Уч. Муз.
Слайд2.Знакомство с понятием «Фольклор»
Русский народ много трудился, поэтому появилось огромное число пословиц и поговорок о труде:
Слайд3.Прочтите и выберете ту, которая близка вам. Объясните смысл выбранной пословицы. А какие ещё поговорки и пословицы о труде вы знаете?
В русской народной музыки существуют различные жанры. Вспомним( лириче ские, хороводно-плясовые, обрядовые и ,конечно, трудовые)
Слайд4.Трудовые песни
Уч.муз.: Как мы можно отличить народную песню от композиторской?(Распевность, а капелла, использование устаревших слов и оборотов)
Уч.муз.: А ещё? (Песня может звучать в сопровождении русских народных инструментов)
Слайд 5 Убрать лишние инструменты (бандура, скрипка ,литавры)
Уч. Муз.: А теперь ученик 4 Б класса Шаронов Александр сыграет нам на инструменте, входящем в оркестр русских народных инструментов. Давайте послушаем и назовём этот инструмент.(балалайка)
II. Беседа о символическом значении полотенца в жизни русского человека.
Уч ИЗО
Слайд 6.
Прочитайте слова
Пристен, утиральник, занавес, обыденник, утренник, рукотёр, набожник, крючковое, зеркальное, стеновое.
- Что объединяет эти слова? Речь пойдёт об украшении полотенец вышивкой. Посмотрите, какие они красивые.
Слайд 7.8.
Простая вещь - полотенце. А ведь если подумать, вспомнить, то окажется, что полотенце сопровождает человека всю жизнь.
- Сравните ваши бытовые, домашние полотенца с теми, что представлены на слайде:
-Будете ли вы вытирать ими руки? (Нет)
- Почему? (Красивые, жалко и др.)
- Чем ещё праздничные полотенца отличаются от бытовых? (Наличием
вышивки)
Слайд 9.10.
Начиная с 8-9 лет девочки приобщались к рукоделию. Под присмотром матери постигали они секреты вышивки, готовили себе приданое к свадьбе. Кроме одежды скатертей , покрывал –девушки вышивали полотенца.
Полотенце играло в народной жизни важную роль
1.Полотенца развешивали на ветвях священных деревьев по праздникам.
2.Укрошали красный угол.
3.На полотенце принимали родившегося ребенка.
4. Если девушку сватали важные сваты, они были перевязаны рушниками.
.
Слайд 8.
Простая вещь - полотенце. А ведь если подумать, вспомнить, то окажется, что полотенце сопровождает человека всю жизнь.
Родился маленький человек, бабка-повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать, будучи еще в девушках, уже тогда она должна была позаботиться о своем малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой.
Слайд 12. - Символика – выражение отношения к миру с помощью условных знаков, символов. Вышивкой украшались в основном предметы, которые участвовали в семейных и коллективных обрядах, религиозных ритуалах (крещение, венчание). Многие знаки-узоры называли оберегами и наносили на наиболее видные и открытые места одежды, предметов быта и построек. Оберег на одежде, по поверью, предохранял человека от дурного глаза, болезни, удара молнии и других несчастий. Расшитые полотенца развешивали на окна и двери, чтоб ни беда, ни болезни в избу не попали, узоры на скатерти защищали стол и пищу на столе.
Вышивкой украшались в основном предметы, которые участвовали в семейных и коллективных обрядах, религиозных ритуалах (крещение, венчание).
.
Вещь без вышивки в дом не входила. По ней судили о трудолюбии и мастерстве хозяйки дома. Лишь вышитые вещи имели магическое свойство охранять, защищать и оберегать человека и его хозяйство от беды, от злых духов. Поэтому многие знаки-узоры называли оберегами и наносили на наиболее видные и открытые места одежды, предметов быта и построек. Оберег на одежде, по поверью, предохранял человека от дурного глаза, болезни, удара молнии и других несчастий. Расшитые полотенца развешивали на окна и двери, чтоб ни беда, ни болезни в избу не попали, узоры на скатерти защищали стол и пищу на столе.
Слайд 13.14.15.16.18
Наиболее часто встречающиеся узоры - ромбы, точки, круги, розетки, волны, птицы, цветы. Очень часто на полотенцах вышивали древо жизни – символ никогда не прекращающейся жизни на Земле.
Слайд19.20
Символичен был и цвет:Народные мастера хорошо знали о воздействие цвета не только на зрение, но и на психику людей. Умельцы в цветовом решении орнамента отдают предпочтение красному материалу. Именно с красным цветом связывается представление о радости, веселье, торжестве и счастье. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, источником всего живого на Земле
Красный цвет – символ жизни, красоты, силы;
Белый – символ света, чистоты;
Чёрный –плодородия, земли. Но, наряду с красным цветом, можно использовать, желтый, черный, зеленый цвета.
Слайд 21.22.
Уч.муз.: Сегодня мы познакомимся с новой трудовой песней «В тёмном лесе». Я хочу, чтобы представили себя на месте простых деревенских людей 18-19 в.в., которые работают и поют песни.(Слушание и разбор песни, разучивание.)
V. Практическая работа.
Слайды 10-14. Переходим к практической части урока, где нам предстоит украсить полотенце, используя полученные знания
1. Для работы понадобится формат А3карандаш, краски. На листе выполним эскиз вышивки2. Составление основного орнамента (главные мотивы).3. Работа в цвете.
VI. Анализ работ.
План анализа:
- композиционное решение.
- цветовое решение
- наличие знаков-символов.
- аккуратность
- объем выполненной работы
Подведение итога урока.
Уч.муз.
Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.
Уборка рабочих мест.
Предварительный просмотр:
Программа: «Музыка» для 2 – 4 классов , авторы Э. Б. Абдуллин, Т. А. Бейдер, Т. Е. Вендрова, И. В. Кадобнова, Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Г. С. Тарасов;
Класс: 4.
Четверть: I.
Тема урока: «Частушки».
Цель урока: познакомить учащихся с русским народным музыкальным жанром – частушками, воспитывать интерес к ним, формировать этномузыкальную культуру личности, гражданскую и этническую идентичность.
Художественно-педагогическая идея:
«Частушка – уникальное явление, присущее только русскому фольклору».
«Частушки послушать – словно в душу народную заглянуть».
«Сколько ни черпай из океана народной частушки – всего не вычерпаешь».
Планируемые результаты
Предметные:
- Наблюдение за использованием музыки в жизни человека;
- Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному фольклору России;
- Умение выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки;
- Умение оценивать произведения разных видов искусства;
- Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно- образного содержания частушек.
Метапредметные:
- Размышление о роли русской народной музыки в жизни человека, о многообразии музыкального фольклора России.
- Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
- Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества
Личностные:
- Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;
- Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
- Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;
- Развитие мотивов музыкально- учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- Развитие духовно- нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к обычаям и традициям русского народа
Методы этномузыкального образования:
- метод изустного разучивания песни;
- метод погружения в мир бытования песни;
- метод эмоционально-выразительного исполнения песни.
Музыкальный материал:
Автор музыки — Н.Кошелева, автор текста — С. Кинякин «Гимн Республики Мордовия», В. С. Родионов «Марса вейсе», татарская народная песня, русская народная песня «Я на горку шла», попевка «Тютю, баю, бай».
Дидактический материал: презентация к уроку.
Ход урока.
1. Организационный момент.
У.: Ребята, здравствуйте, садитесь. Я очень рада видеть вас на сегодняшнем уроке музыки! Он обещает быть интересным, полным разных открытий. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Мы начинаем урок.
2. Изучение нового и повторение пройденного материала.
У.: Ребята, тема нашего сегодняшнего урока… Думаю, вы назовёте мне её сами.
Посмотрите на высказывания на слайдах и догадайтесь, о чем идёт речь.
- Среди множества разных жанров русской народной песни есть один самый молодой и самый активный, живо откликающийся на все жизненные события.
- Слово, обозначающее этот жанр, образовалось от слова «ЧАСТЫЙ», т. е. много раз повторяющийся. Он основан на одном коротком мотиве, который повторяется с разными текстами.
- Этот жанр любит шутку, юмор, а порой и сатиру, когда обличается глупость, жадность и зло, но в нём можно также услышать и печаль, и душевные переживания.
- Вряд ли найдётся человек, который никогда не слышал данный жанр. Он создаётся в процессе исполнения, поэтому никогда не теряет свежести и новизны.
- Исполнение данного жанра – весёлая русская забава, пользующаяся популярностью и в наши дни.
У.: Как вы думаете, ребята, о каком жанре русской народной песни идёт речь?
(ответы детей).
У.: Верно, это частушки.
Частушка возникла в середине XIX века. Предшественниками ее были игровые и плясовые песни, которые в народе называли "частыми".
Частушка быстро завоевала огромную популярность и получила повсеместное распространение.
Существует множество частушечных напевов. Часто текст частушки распевают на один мотив.
Между тем, в каждой области, почти в каждом районе можно услышать своеобразные, не похожие на другие, напевы и наигрыши.
В разных областях России частушки и называли по разному:
- пригудки,
- говорушки,
- прибаторы,
- посиделочные,
- ихахошки,
- припевки,
- страдания,
- скоморошьи,
- вертушки,
- бакулки,
- скакухи,
- сбирушки,
- матани,
- сударушки,
- прибаски,
- завлекаши,
- нескладехи,
- перепевки и т.д.
Для музыкальной речи частушек характерны напевно-речитативные интонации, импровизация па основе определенных ритмических и мелодических оборотов, неожиданные синкопы. По своему мелодическому складу частушки разнообразны: задумчивые, лирические, бытовые, шуточные, юмористические. Частушки исполняют в сопровождении балалайки или баяна.
У.: Кто может дать определение частушки на основе вышесказанного?
(ответы детей).
У.: Молодцы, ребята. Давайте ещё раз посмотрим на определение частушки.
- ЧТО ТАКОЕ ЧАСТУШКА?
ЧАСТУШКА – это:
- жанр русского словесно-музыкального народного творчества;
- жанр фольклора с ярко выраженной установкой на исполнение перед слушателями;
- короткая однострофная песенка быстрого темпа исполнения;
- народная художественная песня-миниатюра;
- результат развития других форм устного народного творчества;
- неисчерпаемый источник чистой, искренней, глубокой поэзии;
- поэтическая импровизация;
- отклик на события времени.
У.: Со временем всё в жизни меняется, так же и частушка не стоит на месте. Предлагаю посмотреть на слайд и сравнить частушку вчерашнюю, или прошлых лет, и сегодняшнюю.
ЧАСТУШКА ВЧЕРА И СЕГОДНЯ
КРИТЕРИИ | ЧАСТУШКА ВЧЕРА | ЧАСТУШКА СЕГОДНЯ |
ЧТО ЭТО? | Часть русского фольклора | Часть народного творчества |
АВТОР | Русский деревенский народ | Жители городов, сёл и деревень |
ИСПОЛНИТЕЛЬ | Исключительно мужчины | Все – от мала до велика |
ТЕМАТИКА | Задорные песни о любви и жизни в деревне | Различная тематика |
ЧЕРТЫ | Деревенской жизни | Нового быта, нового отношения к труду |
(Совместный разбор таблицы).
У.: Скажите, в чём же отличие частушки вчерашней и частушки сегодняшней?
(ответы детей).
.
У.: Частушки бывают разные. Сейчас мы с вами в этом убедимся
(Разбор каждой характеристики по слайдам).
3.Вокально-хоровая работа.
У.: Сегодня мы с вами разучим несколько частушек из школьной тематики.
(Разучивание частушек,)..
Частушки
Девочки, вы, девочки,
Конфеточки покушайте,
Мы споем частушечки,
А вы пока послушайте.
Мальчики, вы, мальчики,
Конфеточки покушайте.
Мы споем частушечки,
А вы пока послушайте.
Девочки и мальчики
Конфеточки покушали,
Спели все частушечки
И вместе их послушали
А теперь мы будем подыгрывать себе на ложках. (разучивание ритма)
3. Итог урока.
У.: Ребята, с каким русским народным музыкальным жанром мы сегодня познакомились?
У.: Назовите основные особенности жанра частушки.
У.: О чём нам может рассказать частушка?
У.: В сопровождении каких инструментов исполняют частушки?
4. Домашнее задание.
У.: Дома предлагаю вам придумать свои частушки на тему «дружба», на следующем уроке мы посмотрим, что у вас получилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого интегрированного урока по изобразительному искусству на тему: «Домашние животные. Рисование по памяти или представлению. Иллюстрирование книги».
Данный материал будет интересен учителям начальной школы, которые сами ведут уроки изобразительного искусства....
Конспект открытого интегрированного урока "Альтернативное чтение" для 2 класса "Особый ребенок"
Данный урок был проведен в декабре 2012 года на районный уровень. Обучение данного класса происходит по "Программе образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью" под ред.Баря...
конспект открытого интегрированного урока математики "Самое красивое число" в 1 классе.
Конспект открытого интегрированного урока математики в 1 классе, УМК «Планета знаний» Тема урока « Самое красивое число» Цели: Формирование умений выполнять сложение чисе...
План - конспект открытого интегрированного урока в начальной школе Тема: "Дециметр"
Тип урока: изучение нового материалаСОТ: технология обучения в сотрудничестве, проблемное обучение, технология здоровьесбережения, ИКТ.ЭОР/ЦОР/ОМС: 1. http://files.school-collection.edu.ru/dlrst...
конспект открытого интегрированного урока чтения 1 класс
конспект интегрированного урока чтения (окр.мир)1 класс...
Конспект открытого интегрированного урока «Чтение слов и текстов с буквой З. Письмо букв З,з»
Интегрированный урок письма и обучения грамоте в 1 классе....
Конспект открытого интегрированного урока «Чтение слов и текстов с буквой З. Письмо букв З,з»
Дать открытый урок для родителей? Очень просто и интересно!...