Фрагмент урока|: « В каждой интонации спрятан человек"
методическая разработка по музыке (3 класс) на тему

Федорова Юлия Владимировна

В материале представлен фрагмент урока музыки  « В каждой интонации спрятан человек",раздел " День,полный событий"- слушание пьесы С.С.Прокофьева " Джульетта-девочка" из балета " Ромео и Джульетта"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dzhuletta_-devochka.docx20.38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

3 класс  Раздел  « День, полный событий»

Тема урока|: « В каждой интонации спрятан человек»( продолжение темы « Портрет в музыке».)

-Что такое портрет?

- Может ли музыка нарисовать портрет?

-Как композитор помогает нам увидеть и понять человека, с которым мы встречаемся в его музыке?

- С помощью чего? ( мелодии, темпа, лада, регистра , интонации, и. т. д . , т.е. с помощью средств музыкальной  выразительности)

-Чей портрет может нарисовать музыка?( взрослых и детей, девочек и мальчиков, зверей и птиц)

-Послушайте, пожалуйста, музыку и поделитесь своими впечатлениями, подумайте , о ком нам  хотел рассказать композитор?

Слушание целиком

 - Какая  по характеру была музыка?( разная)

-Как вы думаете, кого могла изобразить такая музыка?

- Сказочный это герой или человек? ( не слышим фантастических интонаций)

Играю начальную интонацию

- Кто может быть спрятан за этой интонацией?

- Взрослый или  ребёнок?

- Что он может делать?  (бегать, прыгать, играть)

Давайте поговорим о самом начале музыки.

- Какой  у ребёнка характер?( весёлый, жизнерадостный, шаловливый, озорной)

-Почему так решили? ( быстрый темп, мажорный лад)

- Что происходит с мелодией ?( движется то  вверх, по гамме, то вниз, то прыгает, то скачет, шаловливые пассажи чередуются с отрывистыми аккордами, звук усиливается и ослабляется, регистр высокий )

-Что еще придаёт лёгкость музыке? ( колокольчики)

-Меняется ли музыка?

 Прослушивание фрагмента при необходимости.

-Как?( замедляется ненадолго, мелодия становится плавной , грациозной,  если говорить о жанровости-танцевальной, инструмент кларнет, гавот- излюбленный жанр Прокофьева)

- Что нам этим хотел сказать композитор?( как будто ребёнок отвлёкся на минутку, задумался)  и затем…

- Что происходит в музыке?  –  ( первая тема повторяется , ребёнок опять  побежал…

-   Меняется ли образ снова? Интонация?

Прослушивание фрагмента при необходимости.

Становится мечтательным, задумчивым, неторопливым, неустойчивым, чувствуется смутное беспокойство, интонации из резвых, воздушных становятся плавными, песенными)

-Как это передаёт музыка? ( мелодия немного грустная сначала, плавная, песенная - переменный лад, медленный темп- свободный, рубато, регистр полярный- высокий и низкий)

-Какие инструменты выделялись здесь?( флейта, виолончель)

-Что с их помощью хотел рассказать нам композитор?

-Какие чувства передать?

-Надолго ли меняется образ?( нет)

- Что происходит в конце произведения? ( Опять возвращается первоначальная тема)

- Сколько тем использует композитор?(три- форма рондо)

- Почему композитор всё- время возвращается к ней? (хочет показать, что характер персонажа всё время меняется, но поскольку это ребёнок, то ему в большей степени присуща  живость, резвость, неусидчивость,  непоседливость)

-Как Вы думаете, характер, переданный композитором ,больше подходит мальчику или девочке?

- Почему? ( задумчивость, мечтательность больше подходят)

Действительно, это музыкальный портрет « Джульетты – девочки»

Музыка по жанровости  ближе к танцевальной, маршевой или песенной?

Это музыка  из балета « Ромео и Джульетта» того же композитора, который написал «Болтунью», балет «Золушка».

-Фамилия композитора?

Верно-это Сергей Сергеевич Прокофьев.

-Музыка была выразительная или изобразительная?

 И выразительная- рассказывала о чувствах девочки, её переживаниях, настроении, мечтах…и изобразительная- мы можем представить, как она  выглядит, что делает…( как выглядит?)

Композитор  показал нам не только ,как девочка выглядит, но и что она чувствует, о чём думает…

-Как композитор относится к этой девочке?( с любовью, лаской, нежностью, вниманием)

Прокофьев –замечательный мастер музыкального портрета, относится с большим вниманием к своему персонажу, передаёт разные грани её образа, то одну, то другую черту её характера- то весёлую резвость, то задумчивость, мечтательность, нежность)

-А почему композитор нарисовал девочку такими разными темами-настроениями? (предположения ребят)

У нас с Вами меняется настроение, или всё время одинаковое?

 (нет, такого никогда не бывает, настроение меняется, т.к. чередуются разные события, поэтому и у нашей героини тоже настроение разное).

-Правдивый, живой  ли образ получился у Прокофьева? (Да)

И удалось композитору  это с помощью выразительных и изобразительных интонаций.

-Как Вы думаете, чем отличается музыкальный портрет от того, который нарисовал художник?

Музыкальный портрет мы можем видеть в развитии, как меняется образ, а живописный нет.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок музыки з класс "В каждой интонации спрятан человек. Портрет в музыке"

данный урок предназначен для учеников 3 класса. Цели урока:Образовательная: дать понятие о выразительных и изобразительных возможностях музыки на примере попевки «Разные ребята», С.С. Прокофьева «Болт...

Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.

Познакомиться с  понятием  «музыкальный портрет»,  закрепить  понятие «Музыкальная интонация», «Речевая интонация», «Выразительность и изобразительность  интонации»,...

«Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек»

Конспект урока музыки по теме: «Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек»...

Конспект урока по музыке "Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек." (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели: отработать высокую певческую позицию и гибкость при исполнении длинных фраз; работать над продолжительностью дыхания; завершить работу над художественным исполнением песен; повторить поняти...

Тема: Музыкальный портрет. В каждой интонации спрятан человек. Фрагмент вокально-хоровой работы

Тема: Музыкальный портрет. В каждой интонации спрятан человек. (3 класс) Фрагмент вокально-хоровой работы...

Раздаточный материал на урок музыки по теме "В каждой интонации спрятан человек"

Данный материал предназначен для использования детьми на уроках музыки при анализе мелодий...

Конспект и технологическая карта открытого урока в 4 классе "В каждой интонации спрятан человек"

На данном уроке дети  закрепили понятие слова интонация как основы произведения искусства, научились умению наблюдать за процессом и результатом музыкального развития в произведения разных композ...