Мотивация учебной деятельности на уроках музыки в начальной школе.
статья по музыке на тему

Федорова Юлия Владимировна

 Краткое изложение средств  к мотивации  занятиями музыкально-образовательной деятельностью в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx20.27 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мотивация учебной деятельности на уроках музыки в начальной школе.

( слушатель курсов переподготовки учителей музыки 2017 Фёдорова Ю.В.)

Младший школьник активно включен в разные виды деятельности — игровую, трудовую, занятия спортом и искусством. Однако ведущее значение в младшем школьном возрасте приобретает учение. Для осуществления этой  деятельности необходима сформированность мотивационной сферы. Возникновение и поддержание познавательного интереса в младших классах традиционно связывается с игровыми и эмоциональными приемами организации занятия, приданием занимательности материалу, подлежащему усвоению, и т.д. Опираясь на эти способы, отталкиваясь от них, необходимо формировать внутреннюю познавательную мотивацию, творческий интерес. Также важно обратить внимание ребенка на процесс самоизменения, выделить феномен роста собственных возможностей. Использование современных методов обучения и воспитания позволяет углубить, скорректировать или даже преобразовать тип отношения к учению, сформировать положительную устойчивую мотивацию к учебной деятельности.

Урок музыки-это постоянное творчество. Активным средством развития  мотивации деятельности учащихся являются творческие задания. Здесь каждый ребёнок успешен, не бывает неправильных ответов и все получают положительные эмоции.  Слушаем ли мы музыку, рассуждаем ли о ней или  о творчестве композитора, разучиваем ли песню, пытаемся ли дирижировать или двигаться под музыку-необходимо давать детям возможность активно включаться в процесс творчества,  например: рассуждать на тему того, что нам композитор хотел рассказать, когда сочинял это произведение, почему ребята так думают? Какую бы музыку сочинили бы они и. т. д. Ответы получаются   интересные, часто непохожие друг на друга. Я работаю в коррекционной школе (дети с задержкой психического развития),  и  несмотря на то, что ребятам не всегда удаётся выразить свои мысли словами (тогда можно попросить их напеть, показать руками, придумать, какого цвета эта музыка или изобразить её) -  им очень нравится этот процесс и они с увлечением занимаются им.  Необходимо (особенно для наших учащихся)   частое переключение внимания с одного задания на другое- это залог активного музыкального восприятия, поддержания интереса всего коллектива и каждого ученика в отдельности. Для активизации инициативы младших школьников предлагаются творческие задания в виде игр. В них расширяется самостоятельность ребят, растут их возможности. Например, после разбора музыкального произведения, его характера, средств выразительности, формы, можно предложить изобразить движениями весь музыкальный отрывок, передать его настроение, темп, силу звука и. т. д. Иногда получаются целые танцевальные композиции. Ребята выражают не только музыку, но и своё настроение, которое, бывает, меняется к лучшему в процессе творчества. Здесь продуктивна групповая работа. Если один ребёнок  стесняется, или ему трудно, то совместная деятельность помогает ему активно включатся  в работу, которая постепенно начинает приносить ему удовольствие, а следовательно становится его потребностью, что приводит к становлению мотивации ученика.

 Не стоит расценивать интересные и увлекательные уроки музыки  как развлекательные занятия, только как исключительно игровую деятельность.

 Они, в первую очередь, являются источником разнообразных чувств, размышлений, непомерного труда, выдумки и творческого потенциала учителя.

 Однако при этом именно игра, игровая форма является наиболее эффективным средством к мотивации занятиями музыкально-образовательной деятельностью, поскольку полностью соответствует психолого-педагогическим установкам и психическим особенностям развития младших школьников.

Также ученики чутко реагируют на манеру учителя говорить, его внешний вид, отношение к предмету.

 Педагог должен стремиться быть откровенным и открытым с детьми, стараться вселять в них силы. Искренность учителя, его  отношение  к детям повышают мотивацию к изучению любого предмета, а уж к музыке, общение с которой для них так естественно и органично, тем более. Если у учителя нет настроя на урок(по разным причинам), несмотря на то, что он тщательно спланирован и подготовлен-врядли можно будет заинтересовать детей, а следовательно и положительной мотивации к уроку не будет.

Для младшего школьника очень важна похвала учителя, хорошая оценка. Поэтому качественное проведение  рефлексивно-оценочного  этапа урока  имеет  большое значение  в становлении мотивации учебной деятельности.  Необходимо подчеркнуть все положительные моменты в работе ученика на уроке ( я выдаю ребятам талончики с изображением скрипичного ключика), спросить, что понравилось самому учащемуся, что бы он хотел сделать еще( с этим может быть связано творческое домашнее задание),может быть он захочет рассказать ребятам о какой-то музыке, спеть, поделиться своими впечатлениями, и. т д.  

Также нельзя не сказать об использовании информационных технологий на уроке музыки. Применение ИКТ делает обучение ярким, запоминающимся,

 интересным ,что в свою очередь формирует эмоционально положительное отношение к предмету и становится средством повышения мотивации к его изучению. Это различного рода познавательные  мультимедийные  презентации, музыкальные игры, возможность самим поучаствовать в сочинении музыки и игре на разных музыкальных инструментах и. т. д.  Именно благодаря этому дети стали отличаться  более  высокой активностью на уроках. Однако нельзя забывать и   о том, что этими технологиями пользуется большинство учителей, ведущих уроки . Поэтому нельзя   перегружать учащихся ИКТ особенно в младшей школе.  В 1-2 классе  -это 7-15 минут, в 3-4х 15-20 мин.  Более длительное использование экранных средств вызывает утомление и неэффективно.  В заключение хочется сказать словами психолога  М. Ксикзентмихали : «Результат обучения — это учащиеся, которые получают удовольствие от учения, средства достижения этой цели — учителя с внутренней мотивацией учения». Только увлеченный, искренне любящий свое дело учитель — высокопрофессиональный музыкант, сможет заинтересовать и влюбить в свой предмет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Элементы проектной деятельности на уроках музыки в начальной школе".

Метод проектов – технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учаще...

ИНТЕРАКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Одной из тенденций настоящего времени является вхождение России в мировое образовательное пространство и предполагает изменения в содержании образования, усилении роли науки в создании педагогических ...

Использование дифференцированного подхода для организации учебной деятельности на уроках математики в начальной школе

Использование дифференцированного подхода для организации учебной деятельности на уроках математики в начальной школе...

Мотивация учебной деятельности на уроках музыки в основной школе

Статья "Мотивация учебной деятельности на уроках музыки в основной школе"...

Проектная деятельность на уроках музыки в начальной школе.

В современном образовательном процессе используется множество различных технологий, целью которых является  выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулир...

Тема: «Педагогические приёмы для формирования мотивации учебной деятельности на уроках литературного чтения на уровне начального общего образования».

Формирование мотивации к чтению – главная задача учителя начальных классов, которую профессионально решает только он. Мотивированное чтение – обязательная основа успешного обучения на урок...

Проектная деятельность на уроках музыки в начальной школе.

Проектная деятельность на уроках музыки в начальной школе....