Рабочая программа Предмет: альтернативное чтение
рабочая программа по чтению

Шапарь Ольга Игоревна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alt_chten_ns.odt47.01 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Цель учебного курса

Основная цель – создание условий для формирования навыков коммуникативного поведения на основе использования средств вербальной и невербальной коммуникации, способствующих развитию языковой компетенции, расширяющих возможности общения и образования, альтернативной коммуникации.

  1. Задачи

- организовать речевую среду;

- пробуждение речевой активности на основе прочитанного или элементарного самостоятельного «чтения»;

- научить пониманию соотносящих и указательных жестов;

- создавать условия для приобщения к словесному искусству в доступных для обучающихся ситуациях;

 - создавать условия для развития коммуникативной функции речи учащихся, удовлетворяя их коммуникативную потребность;

-  создавать условия для расширения словарного запаса, связанного с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта в процессе «чтения»;

  1. Информация о программе и внесенных коррективах

Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной                      отсталостью/ Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под.ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой.- СПб.: ЦДК проф.Л.Б.Баряевой,2011.-480 с.

В 9 классе на изучение предмета «Альтернативное чтение» отводится        136     часов ,4 ч в неделю 34 учебные недели.. В соответствии с календарным учебным графиком, выходными и праздничными днями, программа может быть корректирована.

  1. Информация об используемой литературе для методического обеспечения учебного курса
  1. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Обучение грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя. – СПб.: СОЮЗ, 2004.
  2. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я- говорю! Ребенок в семье: Упражнения с пиктограммами:  Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: ДРОФА, 2007.
  3. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я- говорю! Ребенок и  его дом: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: ДРОФА, 2008.
  4. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я- говорю! Ребенок и мир животных: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: ДРОФА, 2007.
  5. Баряева Л.Б.,Гаврилушкина О.П., Зарин А., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: КАРО, 2007.
  6. Под ред Бгажниковой И.М. Воспитание  и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. – М.: ВЛАДОС, 2007  
  7. Лебедева И. Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011  
  1. Планируемый уровень достижения учащимися овладения образовательной программой

 У учащихся могут быть сформированы следующие знания, умения и навыки:

- слушать стихотворения, рассказы и показывать картинки, изображающие действие, выполнять движения в соответствии с прослушанным текстом;

- «чтение» информации (с помощью учителя), представленной на тематических пиктографических стендах на уроках, соотносить предметы с пиктограммами; соотносить знакомые слова с предметами картинками, пиктограммами;

- разыгрывать содержание картин и картинок с помощью наглядных объемных и плоскостных моделей.

- слушать аудиокниги, сказки, стихи, короткие рассказы и называть героев (показывать на иллюстрациях) произведений, договаривать стихи при прослушивании (сопряжено, а затем и самостоятельно, используя все доступные средства общения);

- узнавать и показывать буквы на основе слухового восприятия без зрительного контроля.       

   - ориентироваться в системе предлагаемых знаков – «чтение пиктограмм»

Результатом обучения по «Программе» должна стать социальная адаптация детей, максимально возможная самостоятельность в процессе жизнедеятельности, то есть социализации.

  1. Содержание разделов

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах

Игры типа «Найди такую же картинку и проведи к ней стрелку», «Покажи то, о чем говорится в предложении», «Найди и покажи лишнее изображение»

Работа с пиктограммами по рабочим тетрадям.

Игровые ситуации, рассматривание вместе с учащимися сюжетно-бытовых картин и картинок, иллюстраций по темам: «Посещение столовой, кафе», «Покупка канцелярских товаров» Обыгрывание содержания картин и картинок с помощью различных моделей.

Чтение учителем литературных произведений, совместное рассматривание с учащимися иллюстраций и картин

Расширение представлений о журналах и их «чтение».

Закрепление умения учащихся по словесной просьбе учителя показывать и называть информационные, предупреждающие и запрещающие знаки.

Работа в тетрадях по правилам дорожного движения.

Разыгрывание вместе с учащимися детских спектаклей по сказкам и стихотворениям.

Проигрывание в сюжетно - отобразительных играх и играх с объемными предметами и игрушками содержания картин (например, Б. Кустодиева «Дети в маскарадных костюмах», С. Лучишкина «Лыжники», В. Маковского «Варка варенья», Б. Шаманова «Ужин в деревне. Семья» и др.)

«Аудиальное чтение»

Слушание аудиокассет и узнавание различных звуков природы, улицы и.т.п.

В специально созданных ситуациях прослушивание информации (по типу информации в магазине, метро и .т.д.) и действия в соответствии с ней. Отработка алгоритма поведения обучающихся в соответствии с прослушанной информацией.

Упражнения и игры на развитие восприятия речи, внимания к речи

Создание образовательных ситуаций для закрепления у учащихся навыка слушания сказок, стихов, коротких рассказов. Обучение сопряженному договариванию стихов в ходе их прослушивания, а затем и самостоятельному рассказыванию их, используя все доступные средства общения.

Театрализованные игры по прочитанному учителем тексту.

Чтение букв и слов («Глобальное чтение»)

Упражнения в соотнесении карточек, на которых напечатаны знакомые обучающимся слова, с предметами, картинками, пиктограммами.

Последовательное соединение букв в слог-слияние, затем в обратный слог. Выделение слогов из знакомых слов

Чтение по пиктограммам предлогов и соотнесение их с карточками-словами: на, в, под. Чтение по карточкам словам местоимений я, мы, он и соотнесение их с указательным жестом

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема раздела

Дата

план.

Коррек.

дата

Наименование темы урока

Кол-во часов

Содержание видов учебной деятельности

Ожидаемый результат

Первое полугодие

Чтение изображений на картинках, картинах и пиктограммах.

Чтение с помощью учителя на  стенде на тему: «Осень»

1

Рассматривают сюжетные картинки;

соотносят слова с предметами, карточками и пиктограммами;

выбирают нужные изображения, соединяют их стрелками; показывают лишнее изображение

Развитие способности понимать обращенную речь, смысл рисунков, пиктограмм.

Чтение с помощью учителя на  стенде на тему: «Осенние деревья»

1

Рассматривают сюжетные картинки;

соотносят слова с предметами, карточками и пиктограммами;

выбирают нужные изображения, соединяют их стрелками; показывают лишнее изображение

Развитие способности понимать обращенную речь, смысл рисунков, пиктограмм. Проявление желания вступать в контакт, используя вербальные и невербальные средства коммуникации. Стремление соблюдать общепринятые правила коммуникации.

Чтение на пиктографическом стенде про цветы.

1

Чтение с помощью  пиктографического стенда о поведении цветов в разное время суток.

1

Рассматривание иллюстраций в журнале о растениях.

1

«Чтение» цветных пятен: определение цветка по цвету.

1

Подбор вместе с учителем картинок к реальным цветам и муляжам.

1

Рассматривают сюжетные картинки;

соотносят слова с предметами, карточками и пиктограммами;

выбирают нужные изображения, соединяют их стрелками; показывают лишнее изображение

 

Развитие способности понимать обращенную речь, смысл рисунков, пиктограмм. Проявление желания вступать в контакт, используя вербальные и невербальные средства коммуникации. Стремление соблюдать общепринятые правила коммуникации.

Беседы о земле и воде.

1

Рассматривание натюрмортов.

1

Рассматривание картин, фотографий о цветах.

1

Найди ошибку. Стрелками покажи, как правильно расположить картинки.

1

Чтение изображений на картинках, картинах.

Рассказывание с опорой на пиктограммы «Садовые цветы»

1

Рассказывание с опорой на пиктограммы  «Домашние цветы»

1

Находят карточку со знакомым словом и соотносят с реальным предметом, его изображением на картинке, пиктограммой; используют карточки с напечатанными словами как средства коммуникации;

вспоминают изученные цветы.

Узнавание напечатанных слов, обозначающих названия предметов;

проявление желания вступать в контакт, используя вербальные и невербальные средства коммуникации

Рассказывание с опорой на пиктограммы  «Лесные цветы»

1

Рассказывание с опорой на пиктограммы  «Уличные деревья»

1

Прослушивание с учащимися музыкальных компьютерных программ  из серии «Волшебные голоса природы»

1

Аудиальное чтение.

Аудио прослушивание о воздухе, их значения в жизни природы.

1

Рассматривают представленные экспонаты.

распределяют с помощью учителя роли для игры и адекватно действуют в соответствии со своей ролью; вспоминают правила поведения в классе,  где есть плита и др. бытовая техника;  работают с пиктограммами; находят нужные изображения стрелками; показывают «лишнее» изображение; узнают и называют (на доступном уровне) информационные, предупреждающие и запрещающие знаки

Развитие способности понимать обращенную речь, смысл рисунков, пиктограмм. Проявление желания вступать в контакт, используя вербальные и невербальные средства коммуникации. Стремление соблюдать общепринятые правила коммуникации; правила безопасного обращения с огнем.  Проявление положительных эмоциональных реакций в процессе деятельности

Аудио прослушивание  о земле.

1

Рисование под музыку.

1

Чтение  о поведении на воде.

1

Чтение  о поведении на природе.

1

Слушание и узнавание разнообразных звуков природы улицы.

Беседы о воздухе и их значение в жизни природы и человека.

Чтение о поведении на улице

1

1

1

1

Чтение  об осторожном обращении с огнём.

1

Найди картинку

1

Чтение букв и слов («глобальное чтение»)

«Чтение» обозначений артикуляции гласных звуков соответствующими значками.

1

«Чтение» согласных звуков, произнесенных шепотом.

1

Дидактические упражнения, в которых учащийся выбирает карточки с буквами.

1

Просматривают фильм; рассматривают иллюстрации в книге; показывают героев произведений; имитируют действия героев в ходе игры; досказывают стихи за учителем; по возможности рассказывают самостоятельно с использованием всех доступных средств коммуникации

Стремление к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми; проявление адекватных реакций при прослушивании сказок; положительный настрой во время занятий

Найди картинку среди   из нескольких.

1

Чтение слов подписанных под пиктограммами и накладывание (Подкладывание) знакомых букв к этим же буквам в словах.

Чтение  о поведении на воде

1

1

1

Запись с помощью учителя своего имени (фамилии).

1

Последовательное соединение знакомых согласных букв, с предлагаемыми учителем гласным.

1

Подбор карточек со словами к пиктограммам.

1

Выделение слогов из знакомых слов.

Чтение слогов.

1

1

Находят карточку со знакомым словом и соотносят с реальным предметом, его изображением на картинке, пиктограммой; используют карточки с напечатанными словами как средства коммуникации;

вспоминают изученные буквы; соотносят звук с буквой (на доступном уровне); соединяют с помощью учителя буквы в слоги; соотносят пиктограммы предлогов с карточками-словами

Узнавание напечатанных слов, обозначающих названия предметов,

проявление желания вступать в контакт, используя вербальные и невербальные средства коммуникации

Чтение по карточкам-словам местоимений я, мы, он.

1

Последовательное соединение букв в слог-слияние (па, пу. пы, по. пи), затем в обратный слог

Составление слогов из букв разрезной азбуки

1

1

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах.

Работа с пиктограммами по рабочим тетрадям.

1

Расширение представлений учащихся о журналах и их «чтение»

Совместный с учащимися выпуск стенгазет, журналов, например: «Наш класс»

1

1

 Закрепление умения учащихся по словесной просьбе учителя показывать и называть информационные, предупреждающие и запрещающие знаки, изученные ранее.

1

Спектакль по сказке «Избушка лубяная».

1

Просматривают фильм и принимают участие в элементарном обсуждении ситуаций на картинках с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации;

соотносят слова с предметами, карточками и пиктограммами;

выбирают нужные изображения, соединяют их стрелками; показывают лишнее изображение; вспоминают назначение предметов личной гигиены с помощью картинок, презентации; распределяют роли с помощью учителя и действуют в соответствии со своей ролью в ходе сюжетно-ролевой игры

Развитие способности понимать обращенную речь, смысл рисунков, пиктограмм. Проявление желания вступать в контакт, используя вербальные и невербальные средства коммуникации. Стремление соблюдать общепринятые правила коммуникации;

Рассказ о погоде зимой.

1

«Явления природы зимой».

1

Рассказ «Приметы зимы».

1

«Чтение» изображений на картинках.

Расширение представлений о журналах.

1

.

Журналы и их «чтение»: Журнал о здоровье.»

Журналы и их «чтение»: о спорте.

1

1

Рассказ Мир животных зимой.

1

Рассказ Мир птиц.

1

Рассматривают познавательные журналы. Узнают и называют (на доступном уровне, в том числе с использованием пиктограмм) различные звуки; Прослушивают

 информацию; действуют по алгоритму в соответствии с прослушанной информацией;

 Совершенствование умения действовать по алгоритму.

Стремление к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми с использованием всех доступных средств коммуникации

Наклеивание картинок с использованием журнала.

1

Совместный выпуск стенгазет,   «Любимые занятия».

1

Совместный выпуск стенгазет,  «Любимые игрушки».

1

 Выпуск  журналов: «Любимые мультфильмы»

1

Выпуск  журналов: «Мои животные»

1

Выпуск  журналов:  «Цветы».

1

Просматривают фильм и принимают участие в элементарном обсуждении ситуаций на картинках с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации;

Развитие способности понимать обращенную речь, смысл фильма, пиктограмм. Проявление желания вступать в контакт, используя вербальные и невербальные

Просмотр видеофильма «Типография»

1

Закрепление умения учащихся словесной просьбе учителя показывать и называть информационные предупреждающие и запрещающие знаки: «Больница», «Дети», «Пешеходная дорожка»

1

Закрепление умения учащихся словесной просьбе учителя показывать и называть информационные предупреждающие и запрещающие знаки: ПДД.

1

Закрепление умения по словесной просьбе показывать и называть информационные предупреждающие запрещающие знаки: «Место остановки автобуса и троллейбуса», «Медицинский кабинет», «Сигналы светофора»

1

Закрепление умения перехода через светофор.

1

Чтение сказки для пальчикового театра.

1

Разыгрывание вместе с учащимися, используя персонажи различных театров: пальчикового.

1

Вспоминают правила поведения в транспорте; выбирают журналы по заданной тематике и последовательно их рассматривают;

рассматривают сюжетные картинки на тему «Безопасное поведение на улицах и дорогах» и участвуют с помощью учителя в элементарном обсуждении

Развитие способности понимать обращенную речь, смысл рисунков, пиктограмм. Проявление желания вступать в контакт, используя вербальные и невербальные средства коммуникации. Стремление соблюдать общепринятые правила коммуникации;

 Разыгрывание вместе с учащимися, используя персонажи различных театров и настольного театра.

1

Повторение пройденного.

1

Аудиальное чтение.

Разыгрывание спектаклей по рассказам и стихотворениям.

1

Разыгрывание спектаклей по рассказам и стихотворениям.

1

Совместное «чтение» изображений на календаре погоды и природы.

1

Соотнесение погоды за окном с календарем погоды.

1

Слушают стихи, сказку; рассматривают иллюстрации в книге; показывают героев произведений; имитируют действия героев в ходе игры-инсценировки; досказывают стихи за учителем; по возможности рассказывают самостоятельно с использованием всех доступных средств коммуникации

Стремление к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми; проявление адекватных реакций при прослушивании сказок; положительный настрой во время занятий

Слушание аудиокниг о природе.

1

Слушание аудиокниг о погоде.

1

Беседы о воздухе.

Беседы о воде.

1

1

Слушание и узнавание разнообразных звуков природы: улицы.

 Слушание и узнавание разнообразных звуков природы животных.

 Слушание и узнавание разнообразных звуков природы птиц.

1

1

1

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах

Работа с сюжетными картинками на тему «Правила поведения в школе»

1

Упражнения с пиктограммами по теме «Ребенок и его дом»

Упражнения в соотнесении слов с предметами, карточками, пиктограммами

Упражнения с пиктограммами по теме «Ребенок и мир растений»

1

1

1

Рассматривают сюжетные картинки;

соотносят слова с предметами, карточками и пиктограммами;

выбирают нужные изображения, соединяют их стрелками; показывают лишнее изображение

Слушают сказку; рассматривают иллюстрации в книге; показывают героев произведений; имитируют действия героев в ходе игры; досказывают стихи за учителем; по возможности рассказывают самостоятельно с использованием всех доступных средств коммуникации

Развитие способности понимать обращенную речь, смысл рисунков, пиктограмм. Проявление желания вступать в контакт, используя вербальные и невербальные средства коммуникации. Стремление соблюдать общепринятые правила коммуникации.

Узнавание напечатанных слов, обозначающих названия предметов,

проявление желания вступать в контакт, используя вербальные и невербальные средства коммуникации

«Аудиальное чтение»

Упражнения на отработку алгоритма действий в соответствии с прослушанной информацией в магазине.

Упражнения на отработку алгоритма действий в соответствии с прослушанной информацией в метро

Прослушивание и совместное с учителем       элементарное обсуждение стихов А. Барто

Прослушивание и   элементарное обсуждение коротких рассказов о природе

1

1

1

1

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах

Упражнения на узнавание продуктов питания по иллюстрациям, по упаковке, по описанию

Рассматривание картинок и обыгрывание ситуаций посещения столовой, кафе.

Сюжетно-ролевая игра «В кафе».

Экскурсия в библиотеку

Упражнения на закрепление понятий «иллюстрация», «название статьи», «текст».

Упражнения с пиктограммами

«Азбука дорожного движения». Информационные, предупреждающие и запрещающие знаки

1

1

1

1

1

1

1

«Аудиальное чтение»

Прослушивание сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть» с показом персонажей

Слушание аудиокниг

Сопряженное и самостоятельное рассказывание стихов с использованием всех доступных средств общения

Театрализованные игры по прочитанному учителем тексту

1

1

1

1

Упражнения в соотнесении карточек, на которых напечатаны знакомые слова, с предметами, картинками, пиктограммами.

Чтение по пиктограммам предлогов и соотнесение их с карточками-словами: на, в, под

Последовательное соединение букв в слог-слияние (па, пу. пы, по. пи), затем в обратный слог

Выделение слогов из знакомых слов

1

1

1

1

Сюжетно-ролевая игра «В канцелярском магазине»

Упражнения с пиктограммами по теме «Ребенок в школе»

Школьные принадлежности. Упражнения: «Соедини стрелками нужные изображения», «Найди и покажи лишнее» и.т.п.

Игры и упражнения на узнавание школьных принадлежностей по их изображению, по описанию учителя.

Упражнения на узнавание предметов личной гигиены по иллюстрациям, упаковке, описанию учителя.

Покупка школьных принадлежностей. Работа с сюжетно-бытовыми картинками.

1

1

1

1

1

1

Чтение букв и слогов («глобальное чтение»)

Упражнения в соотнесении карточек со словами с предметами, картинками, пиктограммами

Работа с пиктограммами (соотнесение знакомых слов с пиктограммами)

Соединение букв в слог –слияние (та, ту, ты), затем в обратный слог

Соединение букв в слог –слияние (во, ви), затем в обратный слог

Составление слогов из букв разрезной азбуки

Упражнения, в которых учащиеся подкладывают под соответствующие слоги в слове карточки-слоги

1

1

1

1

1

1

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах

Чтение» детских журналов в школьной библиотеке

Игра «В библиотеке»

«Безопасное поведение на улицах и дорогах». Проигрывание различных ситуаций

Проигрывание в сюжетно-отобразительных играх содержание картин Б. Кустодиева «Дети в маскарадных костюмах», С. Лучишкина «Лыжники»

Проигрывание в сюжетно-отобразительных играх содержание картин В. Маковского «Варка варенья» Б. Шаманова «Ужин в деревне. Семья»

1

1

1

1

1

Вспоминают правила поведения в библиотеке; выбирают журналы по заданной тематике и последовательно их рассматривают;

рассматривают сюжетные картинки на тему «Безопасное поведение на улицах и дорогах» и участвуют с помощью учителя в элементарном обсуждении

Развитие способности понимать обращенную речь, смысл рисунков, пиктограмм. Проявление желания вступать в контакт, используя вербальные и невербальные средства коммуникации. Стремление соблюдать общепринятые правила коммуникации;

Совместное составление описательных рассказов об игрушках с использованием речевых и неречевых средств общения  

1

Аудиальное чтение

Разыгрывание спектаклей по рассказам и стихотворениям.

1

Совместное «чтение» изображений на календаре погоды и природы.

1

Слушание аудиокниг в различном формате.

1

Игры и игровые упражнения на развитие слуховой двигательной памяти и закрепление связи действий и движений с глаголами, соотнесение этих действий с пиктограммами.

1

Чтение букв и слов («глобальное чтение»):

Дидактические упражнения, в которых учащийся выбирает карточки с буквами, словами, среди картинок и цифр.

Дидактические упражнения, в которых учащийся выбирает карточки с картинками соединяет со словами.

1

1

соотносят слова с предметами, карточками и пиктограммами;

выбирают нужные изображения, соединяют их стрелками; показывают лишнее изображение

Развитие способности понимать обращенную речь, смысл рисунков, пиктограмм. Проявление желания вступать в контакт, используя вербальные и невербальные средства коммуникации.

Итоговое повторение

Упражнения с пиктограммами по теме «Ребенок в школе»

1

Чтение на пиктографическом стенде.

1

Чтение с помощью  пиктографического стенда

1

Рассматривание иллюстраций

1

Рассматривание картин

1

Рассматривание иллюстраций и картин

1

Поделки, цветы из природного  материала

1

Поделки, цветы из разных материалов

1

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа предмет литературное чтение, 4 класс, авторы курса В. Ю. Свиридова, Н. А. Чуракова

Планирование программы по литературному чтению, 4 класс, автор учебника Н. А. Чуракова (система Л. В. Занкова)...

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 2 класса УМК Школа России ФГОСII

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для  2  класса на 2012 – 2013учебный год составлена на основе стандарта  начального  общего образования по литературному чтению, пр...

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 2 класса

Рабочая программа  предмета «Литературное чтение» для 2 класса  составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения  и программы УМК «Начальная...

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» 3 класс (УМК " Школа России")

Рабочая программа по предмету Литературное чтение" для 3 класса разработана на основе авторской программы "Литературное чтение"  Л. Ф. Климановой,  М. В. Бойкиной....

Рабочая программа по альтернативному чтению, 3 класс.

Рабочая программа по альтернативному чтению,  3 класс....

Индивидуальная рабочая программа Предмет: Альтернативное чтение Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7

Индивидуальная рабочая программа  Предмет: Альтернативное чтениеВид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7...