Восприятие музыки детьми на уроках в начальной школе
статья по музыке

Грачева Надежда Георгиевна

Слушание музыки, ее восприятие и анализ — основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной функции. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospriyatie_muzyki_detmi_na_urokah.docx14.42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Восприятие музыки детьми на уроках

Музыкальная деятельность – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства, с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие ребенка.

Восприятие музыки на уроках музыки и на музыкальных занятиях осуществляется не только через слушание, но и через музыкальное исполнительство – пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах.

Слушание музыки – один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В нём дети учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать её.  Слушание является первичным и ведущим видом музыкальной деятельности.
Он доступен ребенку с момента рождения, ведь колыбельная матери – первое его знакомство с музыкой.

Для того, чтобы помочь детям наиболее полно услышать музыкальное произведение необходимо учитывать:

специальный подбор музыкального репертуара;

использование соответствующих возрасту методов работы с ним;

использование других видов музыкальной деятельности (музыкально-ритмических движений, игры в оркестре, пения);

использование различных видов художественной деятельности детей, произведений художественной литературы и изобразительного искусства (слушание стихов и прозы; рисование, просмотр репродукций картин, слайдов, видеоматериалов и т.д.).

Для того чтобы слушание становилось слышанием, нужен музыкальный анализ, разбор прослушанного, беседа с учащимися по поводу услышанного, т. е. художественно-педагогический анализ. Дети должны получить верные сведения о музыкальном жанре, структуре произведения, об элементах музыкальной речи, жизни и творчестве композитора. Уже в младших классах обращается внимание на то, что колыбельная песня будет спокойной, ласковой, мелодия ее негромкая и плавная, а пляска будет веселой, мелодия быстрая и громкая.

Условно выделяют следующие этапы в организации процесса слушания музыки.

1. Знакомство с музыкальным произведением в форме вступительного слова учителя (направить внимание учащихся, заинтересовать их, рассказать о композиторе).

2. Живое исполнение учителем или слушание музыки в грамзаписи (первоначальное прослушивание музыки в полной тишине).

3. Анализ-разбор произведения (восприятие отдельных эпизодов, концентрация внимания учащихся на выразительных средствах, сравнение произведения с другими уже известными). Трудность этого этапа в том, чтобы сохранить эмоциональное отношение при возрастающей сознательности слушателя.

4. Повторное прослушивание произведения, чтобы его запомнить, обогатить новыми наблюдениями. Восприятие произведения повторно осуществляется на более высоком уровне, на основе полученного музыкального опыта.

5. Восприятие музыкального произведения на последующих уроках с целью повторения, закрепления, сравнения его с новыми пьесами (сравнение музыкальных образов).

Синтез различных видов искусств, когда ребёнок, воспринимая музыкальное произведение опирается на доступные для него изобразительное искусство и художественную литературу, является наиболее продуктивным. Наглядность, живое слово (поэзия, проза) помогают ребёнку в раскрытии музыкального художественного образа. Восприятие, сопереживание и сопоставление художественных образов и выразительных средств этих видов искусства облегчает ребёнку овладение сложным музыкальным языком.

Д. Кабалевский не возражал против разумного окружения музыкальных произведений общехудожественными, историко-социальными и бытовыми темами для бесед: «Истолкования представляют собой не что иное, как глубокое и точное вникание в жизненное содержание музыки», – говорил он (Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? – М., 1989)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми на уроках в начальной школе

Одарённый ребенок….. Сколько ожиданий, надежд, сомнений и тревог связано с этими словами. Одаренный, т.е. наделенный определенным даром, способный к какой-либо деятельности более, чем друг...

Буклет для педагогов с рекомендациями по организации парной работы с детьми на уроках в начальной школе.

    Коллективные, групповые учебные занятия - это не просто работа учащихся. Здесь каждый ученик по очереди работает то в роли обучающего, то в роли обучаемого. Каждый участник являет...

Работа с одаренными детьми на уроках в начальной школе

Работа с одаренными детьми на уроках в начальной школе...

Работа с одаренными и способными детьми на уроках в начальной школе

Работа с одаренными и способными детьми на уроках в начальной школе...

Работа с одаренными детьми на уроках в начальной школе

Одаренный ребенок , словно  яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе  особого внимания.Необходимо заботиться о нем , чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду. Кто-то сказал:...