Мир Л.Бетховена. Начальная школа
план-конспект урока по музыке (4 класс)

Арустамян Элла Бориковна

Дать определение героизму и героическим образам. Через героические образы музыки Л. Бетховена и возникшие жизненные трудности,  дать понять учащимся огромную ценность мужества, стойкости и силе воли  в человеческой жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_muzyke1.docx24.53 КБ
Файл po_muzyke1.docx24.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок по музыке в 5 классе учителя музыки Арустамян Э.Б.

Дата проведения:   22.10.20г.

Тема урока: Мир Л.Бетховена

Тип урока: изучение нового материала с элементами интеграции.

Цель урока:  Дать определение героизму и героическим образам. Через героические образы музыки Л. Бетховена и возникшие жизненные трудности,  дать понять учащимся огромную ценность мужества, стойкости и силе воли  в человеческой жизни.

Задачи урока:

  1. Образовательная: познакомиться с биографией композитора и 1 частью

      симфонии № 5 Л. Бетховена;

  1. Развивающая: учиться определять настроение произведения и давать ему

 характеристику.

  1. Воспитательная: пробудить интерес к классическому наследию

Бетховена, воспитывать нравственные качества, воспитывать патриотизм на примере творчества композитора.

Средства обучения: интерактивная доска, компьютер, учебник.  

Ход урока

  1. Орг.момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня урок музыки будет посвящен решению очень серьезной и сложной проблемы- проблемы героизма. Но прежде, давайте вспомним о чем мы говорили на прошлом уроке.

2.Повторение домашнего задания.

На прошлом уроке мы изучали музыку Австрии.

1.Скажите, пожалуйста, с какими венскими классиками мы познакомились? (В.А.Моцарт, Й.Гайдн, Л.В. Бетховен).

2.Почему этих композиторов называли Венскими?  (значительная часть их творческой  жизни проходила в Вене  - столице Австрии).

3. Ребята, что значит слово  - «классика»?  (Классика - это произведения «выдающиеся» и «образцовые», получившие всемирное признание).

3.Изучение нового материала. 

О героях написано много книг. Героические образы в былинах  - это любимые нами богатыри русские (Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович).

Есть памятники героям Великой Отечественной войны.

Художники изображали образы героев в своих картинах.

А что же музыка? Музыка не осталась в стороне. Песни о героизме русских солдат в годы войны. Патриотические песни несут в себе память о героях и их подвигах.

Так кто же такой «герой»? Я хотела бы узнать, как вы понимаете слово «герой»? Выполните задание группами. Из приведенных примеров подберите те слова, которые больше всего подходят к понятию «герой». И обведите их.

Тема нашего урока будет связана с героическими образами.

Тема урока: «Героические образы Л.Бетховена.»

Сегодня мы остановимся на творчестве, одного из выдающихся венских композиторов-классиков, музыка которого, не умерла и актуальна в наши дни. Зовут этого композитора Людвиг ван Бетховен.

Почему в его произведениях возникли  «героические образы»? В этом мы с вами и должны разобраться.

Людвиг ван Бетховен родился в 1770 году в немецком городе Боне. Дед  и отец были музыкантами, играли на скрипке и пели  в хоре.. Свой музыкальный талант маленький Людвиг стал проявлять очень рано и отец сам занимался развитием таланта маленького музыканта, но делал это очень неумело и жестоко.

Отец Людвига выпивал и часто возвращаясь с веселой вечеринки ночью, он поднимал Людвига с постели, заставлял играть, если же сын отказывался – его наказывали. Казалось, что такие «уроки музыки» оттолкнут  Бетховена от занятий, но именно в музыке он находил своего самого верного друга. Играя на инструменте ему было спокойно и хорошо.  Тяжелым было его детство.

Но судьба, как будто бы вновь стучала в дверь и предупреждала о новой беде.

Большое горе испытал Людвиг, когда  умерла его мама и  все заботы, по воспитанию двух младших братьев, легли на его плечи… Отец пил и 15летний  Людвиг вынужден был зарабатывать деньги. Семья Бетховеных переживала нелёгкие времена безденежья и голода, однако Людвиг сопротивлялся судьбе и не боялся ее. В его сознание, как будто, вкладывается главная черта его характера – Борьба и сопротивление злой судьбе назло.

И вновь судьба стучит в его дверь.

Новое испытание к нему приходит в тридцатилетнем возрасте. Развивается  глухота  и Бетховен, как музыкант  испытывает страдание . Писать музыку и не слышать как она звучит – это настоящее испытание. У Бетховена был развит хорошо внутренний слух и поэтому он продолжал сочинять.

Но вдруг, вот оно счастье… счастье от встречи с юной аристократкой Джульеттой Гвиччарди. 

Тогда ей не было и семнадцати. Молодая и очаровательная девушка покорила сердце тридцатилетнего композитора. Но счастье было не долгим. Из письма , которое получил Бетховен от нее, он узнаёт, что Джульетта не любит его и никогда не любила. Это было сильнейшим горем для композитора,  но и  с этими испытаниями он справляется. Единственной радостью в жизни Бетховена становится музыка, которую он любит, ей предан как самой достойной из женщин на земле.

Страдания от безответной любви вылились на нотные листы, и появилось одно из ярчайших произведений Бетховена  - «Лунная соната». Это одно из произведений, которое несет в себе ноту тоски, печали и разочарования.

(Прослушивание «Лунной сонаты»)

Но борьба со  злой судьбой не останавливает Бетховена.

Несмотря на свою глухоту, Бетховен пишет музыку.

Он увлекся событиями североамериканской войны и Великой французской революцией. Борьба за свободу, вот что звучало в его музыке. Русский музыкант Рубинштейн говорит: «О, глухота Бетховена, какое страшное несчастье для него самого, и какое счастье для искусства и человечества!».  Так как именно в этот период, такой  тяжелый, написаны самые замечательные произведения его творчества.  Одно из таких произведений – симфония .№5

Запишите в тетради: СИМФОНИЯ – это крупное музыкально произведение для оркестра.

В 1824 году в венском театре симфонию №5 исполнили впервые. Будучи совершенно глухим, Бетховен дирижировал оркестром. Публика была в восторге. Зная о его глухоте, люди бросали шляпы и платки, чтобы Бетховен видел восторг, от его творения. От волнения и неописуемого счастья Бетховен даже упал в обморок.

Симфонии № 5, созданной в этот период,  Бетховен подарил фразу: «Так судьба стучится в дверь». Почему так сказал Бетховен о своем произведении?

Прослушивание. (Симфония №5)

Какая по характеру эта музыка? (дети дают характеристику).

Мужественный, героический образ  - это образ человека борца. Таковым был сам Бетховен и таковым, для него должен быть человек. Те слова, которые вы подняли соответствуют тому героическому образу, который звучит в симфонии.

 «Судьба стучится в дверь!» - та самая судьба, которая всю жизнь шла у Бетховена по пятам. Судьбе земли, судьбе человечества и своей судьбе посвятил композитор это произведение. Его музыка отразила всю его жизнь, слезы, тяготы, разочарование и борьбу за самого себя. Жизнь – вот, что заставляло бороться композитора с тяжелым недугом. Глухота не помешала ему писать музыку, дирижировать и жить назло судьбе.

Умер великий композитор, когда ему было 57 лет, в 1827 году. На похоронах его присутствовало огромное количество людей, почитателей его таланта. Он был блестящим пианистом, дирижером и выдающимся композитором.

Итог урока

А мы с вами возвращаемся к проблеме  нашего урока. Из всего сказанного давайте повторим, что значит «героизм» (т.е это решительность, мужество, умение решать сложнейшие жизненные ситуации, несмотря на трудности и препятствия, от которой будет зависеть своя или чужая жизнь.)

Можно ли назвать жизнь той молодой женщины, о которой я рассказывала в начале урока, и жизнь величайшего венского классика Л.Бетховена - героическим поступком?

Их героизм заключается в том, что не смотря на такую сложную судьбу, они не перестали бороться за свою жизнь.

Я хотела бы предложить вам выполнить на тему «героизма» проектную работу. На столе у  вас лежат варианты работ, которые вы можете выполнить. Это будет ваше домашнее задание.

 Наш урок подошел к концу. Я вам желаю, чтобы всем трудностям судьбы вы говорили: «Я с этим справлюсь!!!». До свидания!



Предварительный просмотр:

Урок по музыке в 4 классе учителя музыки Арустамян Э.Б.

Дата проведения:   22.10.20г.

Тема урока: Мир Л.Бетховена

Тип урока: изучение нового материала с элементами интеграции.

Цель урока:  Дать определение героизму и героическим образам. Через героические образы музыки Л. Бетховена и возникшие жизненные трудности,  дать понять учащимся огромную ценность мужества, стойкости и силе воли  в человеческой жизни.

Задачи урока:

  1. Образовательная: познакомиться с биографией композитора и 1 частью

      симфонии № 5 Л. Бетховена;

  1. Развивающая: учиться определять настроение произведения и давать ему

 характеристику.

  1. Воспитательная: пробудить интерес к классическому наследию

Бетховена, воспитывать нравственные качества, воспитывать патриотизм на примере творчества композитора.

Средства обучения: интерактивная доска, компьютер, учебник.  

Ход урока

  1. Орг.момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня урок музыки будет посвящен решению очень серьезной и сложной проблемы- проблемы героизма. Но прежде, давайте вспомним о чем мы говорили на прошлом уроке.

2.Повторение домашнего задания.

На прошлом уроке мы изучали музыку Австрии.

1.Скажите, пожалуйста, с какими венскими классиками мы познакомились? (В.А.Моцарт, Й.Гайдн, Л.В. Бетховен).

2.Почему этих композиторов называли Венскими?  (значительная часть их творческой  жизни проходила в Вене  - столице Австрии).

3. Ребята, что значит слово  - «классика»?  (Классика - это произведения «выдающиеся» и «образцовые», получившие всемирное признание).

3.Изучение нового материала. 

О героях написано много книг. Героические образы в былинах  - это любимые нами богатыри русские (Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович).

Есть памятники героям Великой Отечественной войны.

Художники изображали образы героев в своих картинах.

А что же музыка? Музыка не осталась в стороне. Песни о героизме русских солдат в годы войны. Патриотические песни несут в себе память о героях и их подвигах.

Так кто же такой «герой»? Я хотела бы узнать, как вы понимаете слово «герой»? Выполните задание группами. Из приведенных примеров подберите те слова, которые больше всего подходят к понятию «герой». И обведите их.

Тема нашего урока будет связана с героическими образами.

Тема урока: «Героические образы Л.Бетховена.»

Сегодня мы остановимся на творчестве, одного из выдающихся венских композиторов-классиков, музыка которого, не умерла и актуальна в наши дни. Зовут этого композитора Людвиг ван Бетховен.

Почему в его произведениях возникли  «героические образы»? В этом мы с вами и должны разобраться.

Людвиг ван Бетховен родился в 1770 году в немецком городе Боне. Дед  и отец были музыкантами, играли на скрипке и пели  в хоре.. Свой музыкальный талант маленький Людвиг стал проявлять очень рано и отец сам занимался развитием таланта маленького музыканта, но делал это очень неумело и жестоко.

Отец Людвига выпивал и часто возвращаясь с веселой вечеринки ночью, он поднимал Людвига с постели, заставлял играть, если же сын отказывался – его наказывали. Казалось, что такие «уроки музыки» оттолкнут  Бетховена от занятий, но именно в музыке он находил своего самого верного друга. Играя на инструменте ему было спокойно и хорошо.  Тяжелым было его детство.

Но судьба, как будто бы вновь стучала в дверь и предупреждала о новой беде.

Большое горе испытал Людвиг, когда  умерла его мама и  все заботы, по воспитанию двух младших братьев, легли на его плечи… Отец пил и 15летний  Людвиг вынужден был зарабатывать деньги. Семья Бетховеных переживала нелёгкие времена безденежья и голода, однако Людвиг сопротивлялся судьбе и не боялся ее. В его сознание, как будто, вкладывается главная черта его характера – Борьба и сопротивление злой судьбе назло.

И вновь судьба стучит в его дверь.

Новое испытание к нему приходит в тридцатилетнем возрасте. Развивается  глухота  и Бетховен, как музыкант  испытывает страдание . Писать музыку и не слышать как она звучит – это настоящее испытание. У Бетховена был развит хорошо внутренний слух и поэтому он продолжал сочинять.

Но вдруг, вот оно счастье… счастье от встречи с юной аристократкой Джульеттой Гвиччарди. 

Тогда ей не было и семнадцати. Молодая и очаровательная девушка покорила сердце тридцатилетнего композитора. Но счастье было не долгим. Из письма , которое получил Бетховен от нее, он узнаёт, что Джульетта не любит его и никогда не любила. Это было сильнейшим горем для композитора,  но и  с этими испытаниями он справляется. Единственной радостью в жизни Бетховена становится музыка, которую он любит, ей предан как самой достойной из женщин на земле.

Страдания от безответной любви вылились на нотные листы, и появилось одно из ярчайших произведений Бетховена  - «Лунная соната». Это одно из произведений, которое несет в себе ноту тоски, печали и разочарования.

(Прослушивание «Лунной сонаты»)

Но борьба со  злой судьбой не останавливает Бетховена.

Несмотря на свою глухоту, Бетховен пишет музыку.

Он увлекся событиями североамериканской войны и Великой французской революцией. Борьба за свободу, вот что звучало в его музыке. Русский музыкант Рубинштейн говорит: «О, глухота Бетховена, какое страшное несчастье для него самого, и какое счастье для искусства и человечества!».  Так как именно в этот период, такой  тяжелый, написаны самые замечательные произведения его творчества.  Одно из таких произведений – симфония .№5

Запишите в тетради: СИМФОНИЯ – это крупное музыкально произведение для оркестра.

В 1824 году в венском театре симфонию №5 исполнили впервые. Будучи совершенно глухим, Бетховен дирижировал оркестром. Публика была в восторге. Зная о его глухоте, люди бросали шляпы и платки, чтобы Бетховен видел восторг, от его творения. От волнения и неописуемого счастья Бетховен даже упал в обморок.

Симфонии № 5, созданной в этот период,  Бетховен подарил фразу: «Так судьба стучится в дверь». Почему так сказал Бетховен о своем произведении?

Прослушивание. (Симфония №5)

Какая по характеру эта музыка? (дети дают характеристику).

Мужественный, героический образ  - это образ человека борца. Таковым был сам Бетховен и таковым, для него должен быть человек. Те слова, которые вы подняли соответствуют тому героическому образу, который звучит в симфонии.

 «Судьба стучится в дверь!» - та самая судьба, которая всю жизнь шла у Бетховена по пятам. Судьбе земли, судьбе человечества и своей судьбе посвятил композитор это произведение. Его музыка отразила всю его жизнь, слезы, тяготы, разочарование и борьбу за самого себя. Жизнь – вот, что заставляло бороться композитора с тяжелым недугом. Глухота не помешала ему писать музыку, дирижировать и жить назло судьбе.

Умер великий композитор, когда ему было 57 лет, в 1827 году. На похоронах его присутствовало огромное количество людей, почитателей его таланта. Он был блестящим пианистом, дирижером и выдающимся композитором.

Итог урока

А мы с вами возвращаемся к проблеме  нашего урока. Из всего сказанного давайте повторим, что значит «героизм» (т.е это решительность, мужество, умение решать сложнейшие жизненные ситуации, несмотря на трудности и препятствия, от которой будет зависеть своя или чужая жизнь.)

Можно ли назвать жизнь той молодой женщины, о которой я рассказывала в начале урока, и жизнь величайшего венского классика Л.Бетховена - героическим поступком?

Их героизм заключается в том, что не смотря на такую сложную судьбу, они не перестали бороться за свою жизнь.

Я хотела бы предложить вам выполнить на тему «героизма» проектную работу. На столе у  вас лежат варианты работ, которые вы можете выполнить. Это будет ваше домашнее задание.

 Наш урок подошел к концу. Я вам желаю, чтобы всем трудностям судьбы вы говорили: «Я с этим справлюсь!!!». До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для учащихся начальной школы, обучающихся по программе "Начальная школа 21 века"

Памятки по русскому языку и математике, составленные по программе «Начальная школа 21 века». Дидактический материал разрезается и вкладывается в фотоальбом....

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Использование возможностей УМК «Начальная школа XXI века» для создания здоровьесберегающей среды в начальной школе.

Проблема сохранения здоровья ребёнка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России. ...

О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 На базе школы создана инновационная региональная площадка  по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...

Аннотация журналов: «Начальная школа плюс до и после»,«Начальная школа», «Начальное образование»

В ходе проведенной работы, я пришла к выводу о том, что тема « Формирование коммуникативных компетенций на уроках математики в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС» в педагогической лите...

Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Основное предназначение портфолио в начальной  школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...