Методические рекомендации на тему «Особенности обучения вокалу детей в подростковом возрасте»
методическая разработка по музыке

Анастасия Пашкова

Методические рекомендации на тему

«Особенности обучения вокалу детей в подростковом возрасте»

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области

«Волгодонский педагогический колледж»

(ГБПОУ РО «ВПК»)

Методические рекомендации на тему

«Особенности обучения вокалу детей в подростковом возрасте»

Специальность: 44.02.03 Педагогика дополнительного образования

Разработала: студентка группы ПДО 3.2.Пашкова А.С.

Проверила: преподаватель Гох С. В.

Волгодонск, 2019

Пение, в отличие от других видов музыкальной деятельности, наиболее доступно ребенку среднего школьного возраста. Эта доступность обусловлена тем, что независимо от того, обладает подросток задатками или нет, развиты у него музыкальные способности или нет, его певческий инструмент всегда «при себе». Но для того чтобы стать активным слушателем и исполнителем, правильно пользоваться своим природным инструментом - голосом не только в пении, но и в речи, подростку необходимо овладеть определенной системой музыкальных знаний и навыков, усвоение которых может произойти лишь при условии планомерного, систематического вокального обучения в процессе индивидуальной работы.

  1. Музыкально-певческое развитие детей подросткового возраста в процессе вокального обучения является эффективным средством раскрытия их индивидуальности, активизации мышления, самореализации посредством развития общих и специальных способностей, формирования потребностей в творческом самовыражении. Музыкально-певческое развитие происходит в области эмоций, ощущений, восприятия и слуха; оно проявляется в отношении к певческой (от увлечения - к интересу, потребности) и исполнительской (от действий по показу, подражанию - к самостоятельным выразительным и творческим проявлениям в пении) деятельности.

  1. Музыкально-певческое развитие ученика подросткового возраста выступает особым показателем его музыкального образования, интегрирующим в себе следующие структурные компоненты: исполнительские вокальные или певческие навыки (звукообразование, артикуляция, певческое дыхание, вокальный слух); эмоциональную выразительность(эмоциональное восприятие, владение широким спектром эмоциональных состояний и чувств, способность сопереживать и выражать личное отношение к музыке, внутренний настрой от понимания смысла и содержания исполняемого); опыт творческой деятельности (наблюдательность при прослушивании произведения, способность вербального изложения собственных впечатлений от услышанного, художественный кругозор, познавательный интерес, активность и инициативность в разборе произведения).

  1. Эффективность музыкально-певческого развития детей этого возраста обеспечивается организацией педагогических условий, состоящих из совокупности специальных принципов и методов, объединяющих познавательные процессы с практическими умениями и опирающихся на процессы мышления.

В подростковом возрасте развивается внутренняя чувствительность, имеющая прямое отношение к воспитанию вокального слуха – ясного представления и ощущения работы голосового аппарата.

Большое значение имеет певческая установка, т. к. от неё зависит работа дыхательного и звукообразующего аппарата. Певческое положение должно быть свободным, корпус и шея выпрямлены, ноги стоят на полу, подбородок не поднят.

Также большое значение имеют упражнения. Им уделяются не менее одной трети урока. На основе этих упражнений развивается слух, формируется чистая интонация, создаются предпосылки к расширению интонации.
Голоса у детей этого возраста очень неровные, но, не смотря на это, необходимо учит детей стройному пению. Это очень важная задача, она требует тщательной работы. Сюда входит и одинаковое звукообразование и дикция, одновременное дыхание и чистота интонации. Нужно следить за тем, чтобы ребёнок не переходил на крик, ведь детскому голосу вообще противопоказано громкое пение.

Петь следует  с предельной осторожностью. Некоторые ребята

ошибочно полагают, что, чем громче они поют, тем лучше. Это не

совсем так, даже если оставить в стороне выразительность пения.

Когда ребенок заставляет себя громко петь и непрерывно  форсирует звук, он может просто  потерять голос. Петь надо не

напрягаясь, с максимальной естественностью — только при соблюдении

этого условия создаются предпосылки для успешного развития вокальных

данных. Петь слишком высоко или слишком низко тоже нежелательно,

потому что голос может утратить свою звонкость и силу. Только регулярное

пение в удобном диапазоне помогает развить голос.

Голоса детей этого возраста становятся более сильными и полными, расширяется диапазон и ярче проявляются различия в тембре. Это время считается расцветом детского голоса. Но и в этот период вопрос охраны голоса должен выходить на первый план. Не следует увлекаться грудным звучанием.

При работе с детским хором рекомендуется предпочитать мягкую атаку, как наиболее щадящую голосовой аппарат. Соблазн употребления твердой атаки при пении крайне велик, так как активное смыкание связок влечет за собой и более устойчивую интонацию при пении. Однако твердая атака, при которой смыкание связок происходит активно, должна применяться крайне осторожно и по времени недолго. Иначе при злоупотреблении ею могут возникнуть узелки на голосовых связках, которые ведут к неполному смыканию, а иногда к потере голоса.

У детей этого возраста постепенно появляется грудной резонатор. Формирование грудного резонатора — ответственный период для юного певца. С одной стороны, игнорирование возможностей грудного регистра обрекает певцов на продолжение пения в фальцетной манере, с другой стороны, неумеренное использование грудного регистра, когда раньше времени взрослеет голос, лишает его определенной звонкости и полётности.

Использование при пении головного резонатора и в то же время включение

при необходимости грудного резонатора — это довольно трудная, но

посильная задача. У сопрано — девочек — в этом возрасте (конечно, в

индивидуальном преломлении) головной регистр сохраняется на звук фа,

соль, соль-диез 2-й октавы и выше. У альтов головной регистр сохраняется на звуках ми, фа второй октавы, тоже довольно редких в практике детского

хора.

Отдельно здесь нужно сказать о мальчиках.


В 12-15 лет у них начинается период сначала скрытой, а затем острой мутации. В это время гормональная перестройка организма приводит к активному росту хрящей гортани, к увеличению массы голосовых мышц. Возникают трудности голосообразования(«петухи», перепады звуковысотности, охриплость, покраснение, отёчность слизистой оболочки гортани и т. п. ) В это время мы должны максимально ослабить нагрузку ребёнка, вплоть до пения только тренировочных упражнений в острый период. Основа этих упражнений такова: у мальчика до мутации должен быть хорошо развит фальцетный режим по женской модели голосообразования.


Во время мутации мы переносим нагрузку в фальцетном режиме на формирующийся грудной режим с имеющимися показателями певческого голосообразования, с их защитными механизмами. Фальцет должен быть звучным, опёртым на дыхание, резонирующим в груди, а грудной звук – мягким, воздушным и проточным, резонирующем в голове и груди, по тембру приближаясь к фальцету. Диапазон их голосов смещается вниз: ми-фа (малой октавы).

Что касается репертуара, то его подбором занимается педагог по вокалу в зависимости от возможностей солиста. Правильный выбор репертуара в сочетании с распеваниями может помочь развитию голоса ребёнка этого возраста. Правильный подбор упражнений помогает выработать каждый певческий навык в отдельности, а также закрепить комплекс навыков в их совокупности. Упражнения нельзя сводить лишь к работе над отдельными навыками, так как при этом будет отсутствовать необходимая связь и координация между ними. В то же время нельзя учить сразу всему, не закрепляя отдельных элементов голосообразования. Также следует помнить о психологических особенностях подростков: не следует слишком много на уроках времени уделять упражнениям, потому что это становится скучно, не интересно и дети перестают воспринимать объяснения и требования педагога. Упражнения должны быть простыми, мелодически и ритмически, легко запоминаться. Они используются как средства выработки певческих навыков. Их должно быть небольшое количество. Один и тот же материал можно использовать, отрабатывая различные вокально-хоровые навыки.

 Список литературы:

 

  1. Науменко, С. И. Индивидуально-психологические особенности музыкальности Текст. / С. И. Науменко // Вопросы психологии.- 1982.
  2. https://infourok.ru/statya-osobennosti-podbora-muzikalnogo-repertuara-dlya-razvitiya-pevcheskih-navikov-v-rabote-s-doshkolnikami-3734937.html

3. Стулова, Г. П. Развитие детское голоса в процессе обучения пению Текст. / Г. П. Стулова. М.: Прометей, 1992.

4.  Апраксина, O.A. О деятельности С. И. Миропольского Текст. / О. А. Апраксина // Из истории музыкального воспитания. М.: Просвещение,1990.

5. Краснощеков В. Вопросы хороведения.- М.,1969


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по теме: «Особенности подготовки домашнего задания в учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этики». 4 класс

Многие виды деятельности, рекомендуемые в рамках изучения курса, подразумевают обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации, например, выполнение таких домашних заданий, как инт...

Статья на тему:"Особенности психического развития детей младшего школьного возраста"

В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития, но прежде чем использовать имеющиеся резервы развития необходимо дать качественную характеристику психических процессов д...

Методическое объединение по теме «Особенности ведущей деятельности детей и образовательных стандартов в начальной школе».

Выступление на методическом объединении начальных классов по теме «Особенности ведущей деятельности детей и образовательных стандартов в начальной школе»....

Методические рекомендации на тему "Особенности работы учителя с детьми с ОВЗ"

Особенности детей с ОВЗ, приёмы работы и применяемые методики....

Статья на тему "Особенности обучения одаренных детей в учреждениях дополнительного образования"

Преобразования, произошедшие в отечественной системе образования за последнеедесятилетие, ее переориентация на личностно-ориентированные и развивающие образовательныетехнологии изменили отношение к об...

Методическая разработка на тему: Развитие координации у детей младшего школьного возраста посредством выполнения упражнений с малыми мячами, для последующего успешного овладения навыками спортивных игр с мячом.»

В данном материале представленна методика развития ловкости у обучающихся начальных классов посредством выполнения упражнений с различными мячами...

Методическая разработка на тему: «Развитие координации у детей младшего школьного возраста посредством выполнения упражнений с малыми мячами, для последующего успешного овладения навыками спортивных игр с мячом.»

Координация- это способность человека рационально согласовывать движение звеньев тела при решении конкретных двигательных задач.В параметры координации входит:Способность к дифференцированию различных...