Технологическая карта урока "К. В. Глюк. Опера «Орфей и Эвридика»"
план-конспект урока по музыке (3 класс)

Материал подойдет для проведения урока музыки в 3 классе по теме "К. В. Глюк. Опера «Орфей и Эвридика»"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_uroka_k._v._glyuk._opera_orfey_i_evridika.docx31.22 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Выполнила: Степанова ЕС

Технологическая карта

Класс: 3

Тип урока: комбинированный

Тема: К. В. Глюк. Опера «Орфей и Эвридика».

Цель: знакомство с интонационно-образным развитием оперы К. В. Глюка «Орфей и Эвридика».

Задачи:

Дидактические: познакомить обучающихся с творчеством К. В. Глюка.

Развивающие: развивать художественный вкус, эстетическое чувство, способствовать развитию творческих способностей учащихся, стимулировать желание обогащать свой жизненный опыт, познавать окружающий мир, человеческие ценности.

Воспитательные: воспитывать интерес к музыке; приобщать к основам музыкального искусства, воспитывать чувство прекрасного; формировать эстетический вкус.

Планируемые результаты:

1.Предметные: понимание основных закономерностей музыкального искусства (опера, либретто); формирование основ музыкальной культуры; умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке и современной песне.

2.Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, освоение способами решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки; формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов оперы; овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения;

3.Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач.

Наглядность: Мультимедийная презентация, раздаточный материал.

Музыкальный материал: «Хор фурий», «Мелодия» из 2-го действия оперы «Орфей и Эвридика» К. В. Глюк; «Если добрый ты» слова А. Хайта, музыка Б. Савельев.

Оборудование: экран, мультимедийный проектор, ноутбук, наглядный материал (термины, понятия), раздаточный материал (текст песни), фортепиано.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма работы с обучающимися (Ф - фронтальная, Г - групповая, И - индивидуальная, П – парная)

УУД

1.Организационный момент

– Здравствуйте, ребята. Давайте поприветствуем друг друга.

– Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают).

– Доброе утро, небо! (аналогичное движение).

– Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают).

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

Ф

Личностные: самоопределение к деятельности.

2.Актуализация знаний

.

– Вы знаете, что и в литературе, и в музыке существует много жанров. Перед вами лежат карточки, на которых написаны названия этих жанров, но они все перемешаны. Ваша задача разобраться, какие из них относятся к литературе, а какие к музыке.

литература

музыка

сказка

рассказ

былина

повесть

басня

миф

увертюра

соната

песня

симфония

романс

опера

– Если поэт попросит композитора написать музыку на его стихи, как вы думаете, какое музыкальное произведение родится?

– А если использовать сюжет сказки, рассказа, повести для создания музыкального произведения?

– Можете привести примеры таких произведений?

– Вспомните, как называется раздел, который мы начали изучать на том уроке?

– На прошлом уроке с героями какой оперы мы познакомились?

– В основе этой оперы лежит литературное произведение. Какое?

(слайд 2)

– Именно это литературное произведение легло в основу оперного ЛИБРЕТТО.

- Вспомните, что такое ЛИБРЕТТО? Запишите в тетрадь: ЛИБРЕТТО - это литературный сценарий оперы

–  Предположите, чем мы будем заниматься на уроке сегодня?

Выполняют задания в паре.

Песня, романс

Опера, балет

("Щелкунчик", Э. Гофман, П. И. Чайковский; "Сказка о царе Салтане",

А. С. Пушкин, Н. А. Римский-Корсаков; "Снегурочка", А. Н. Островский,

Н. А. Римский-Корсаков; "Спящая красавица", Ш. Перро, П. И. Чайковский.)

В музыкальном театре.

«Руслан и Людмила» М. Глинка

– Поэма «Руслан и Людмила А. С. Пушкина

– Будем знакомиться с новой оперой.

П

Ф

Познавательные: -установление причинно-следственных связей

Регулятивные: -осуществляют взаимный контроль и оказывают необходимую помощь

Коммуникативные: -сотрудничество с учителем и сверстниками

Личностные: - определяют конкретный смысл понятий.

3.Работа по теме урока

–  Сегодня мы познакомимся ещё с одним оперным произведением, в основе которого лежит сюжет древнегреческого мифа. Это опера немецкого композитора 18 века Кристофа Виллибальда ГЛЮКА «Орфей и Эвридика» (слайд 3)

–  Откройте тетради и запишите тему урока: «Опера «Орфей и Эвридика» (слайд 4)

– Вам знакома история о певце Орфее?

– Искусство Орфея обладало волшебной силой. Звуки его золотой лиры растрогали даже Бога подземного царства Аида. И он разрешил Эвридике, жене Орфея, умершей от укуса змеи, вернуться на землю… Но при одном условии – Орфей должен идти вперёд и не оглядываться на жену, чтобы ни случилось.

– Не смог выполнить Орфей условие Аида, и превратилась Эвридика в Тень, а сам певец – в каменное изваяние.

– Однако Боги сохранили сладкозвучную лиру Орфея и вознесли на небо. Призывным светом сияет среди ночных звёзд яркое созвездие Лиры.

(слайд 5)

– В опере К. Глюка 4 действующих лица:

ОРФЕЙ, певец (контральто для 1 редакции или тенор для 2 редакции)

ЭВРИДИКА, его жена (сопрано)

АМУР, бог любви (сопрано)

БЛАЖЕННАЯ ТЕНЬ (сопрано)

– На протяжении 3 действий развивается мифический сюжет оперы. Вот уже 250 лет эта опера ставится на разных театральных сценических площадках. Художники декораторы, художники по костюмам ищут новые решения образов героев оперы.

– Неизменным остаётся лишь одно – это…?

Это музыка Кристофа Виллибальда ГЛЮКА. - А сейчас давайте послушаем самый знаменитый фрагмент из оперы.  Он инструментальный, то есть, слов нет, но этот музыкальный отрывок стал знаменитым именно потому, что в его интонациях слышен смысл, содержание этого мифа.

СЛУШАНИЕ: «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка (слайд 6 )

– О чем эта музыка?

– Какие чувства вызывает у вас эта музыка?

– Чьи образы она передаёт?

– Очень важна окраска музыкального звука. Тембр какого инструмента выбрал композитор для этого номера?

А какой бы ещё инструмент мог бы сыграть эту мелодию?

– А что вы можете сказать о динамике музыки в этом отрывке?

– И все же, даже разобравшись с элементами музыкального языка, мы не поймем самого главного: как получилась такая необыкновенная музыка. Самое главное в ней то, что называют словом интонация. Это смысл музыки, в котором человек передает свое отношение к миру, свои чувства и переживания так, что нам не нужны слова для понимания.

- Длинная мелодия, как нескончаемо горе Орфея; одинокая флейта, как одинок Орфей; красивая мелодия, как красиво само чувство любви. Композитор говорил, что в создании музыки стремился к "прекрасной простоте".

– Сегодня мы познакомимся ещё с одним образом из этой оперы. Это хор фурий – злых ведьм мрачного царства Аида.

СЛУШАНИЕ: «Хор Фурий» из оперы «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка (слайд 7)

– Как думаете, где происходит действие?

– Как вы догадались? Что вам подсказало?

–  Какие чувства вызывает у вас эта музыка?

– Какой характер она передаёт?

– Какими вы представляете себе Фурий?

– Образы Орфея и Эвридики и Фурий одинаковые по характеру?

Если они разные, противоположные по характеру, значит они КОНТРАСТНЫ.

– Помогла ли вам музыка глубже проникнуть в образы Добра и Зла?

– А какую бы мелодию и какой инструмент вы бы применили для создания образа Эвридики? Аида?

Ответы обучающихся.

Предположения детей.

–  Темп, лад, характер.

– В подземном царстве

– Громкая, отрывистая мелодия, страшные созвучия, оркестр + хор.

Ф

Познавательные:

-умение читать необходимую информацию из текста

Коммуникативные:

- умение слушать и слышать,

- правильно отвечать на поставленный вопрос

Регулятивные:

- умение составлять план своих действий

4.Физминутка

– А теперь немного отдохнём, встаньте и выйдите из-за парт.

– Игра «Да-нет» (да-руки вверх, нет-приседание).

 + В музыкальном театре мы можем увидеть балет.

 - В музыкальном театре мы можем посмотреть мультфильмы.

 + В опере артисты поют.

 - Оперу «Снегурочка» написал Чайковский.

 + Оперу «Садко» написал Римский-Корсаков.

 + Оперу «Руслан и Людмила» написал Глинка.

 + Черномор – злой волшебник.

 - Руслан – трусливый.

 + Фарлафу помогала колдунья Наина.

 - Черномор – это великан.

 - Увертюра – это концовка оперы.

 + Руслан спас Людмилу.

Выполняют действия за учителем.

Ф

Личностные:

-формирование ответственного отношения к своему здоровью

Коммуникативные:

-умеют слушать и слышать

5. Вокально-хоровая работа

ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ «Если добрый ты»

слова А.Хайта, музыка Б.Савельева.

- Я вижу, вам знакома эта песня, как она называется?

- В каком мультфильме она звучит?

– Я предлагаю вам ее исполнить.

– Вспомните, как правильно стоять во время пения? Кто забыл, посмотрите на плакат или на меня.

– Спойте песню в сопровождении фонограммы (или есть есть фортепиано в классе исполняет учитель), передавая через голос и движение ее характер, настроение. (текст песни: приложение 1)

– Поблагодарим друг друга аплодисментами.

– И в этой песне мы встречаем героев добра - кот Леопольд и зла - вредные мыши. Но Леопольд был очень умным, добрым, мудрым и всё прощал мышам. Потому что жил под девизом...Ребята, давайте жить дружно!

Да, знакома «Если добрый ты»

День рожденье кота Леопольда»

Ф

Познавательные: 

- выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Коммуникативные:

- инициативное сотрудничество в группах.

Регулятивные:

- планируют свое действие в соответствии с задачей.

Коммуникативные:

- учитывают разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении в паре учебного задания;  

Регулятивные:

-осуществлять самопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

6.Итог урока.  Рефлексия

Пришло время подвести итог нашего урока. Сегодня мы продолжали разговор о музыкальном театре на примере творчества немецкого композитора.

Вспомните его имя?

Именно он написал оперу на известнейший мифологический сюжет.

 Как называлась эта опера?

С какими музыкальными образами этой оперы мы познакомились сегодня?

 Какие из них вам запомнились больше всего? Почему?

Что мы с вами изучали сегодня на уроке?

–  С каким настроением работали на уроке?

 Поднимите руку те, кто считает, что со всем справились. Теперь поднимите руку те, у кого были затруднения. А теперь те, кто плохо понял тему урока, но будет стараться усвоить её. Хорошо, опустите руки. Спасибо за хорошую работу на уроке, вы все молодцы.

Кристоф Виллибальд Глюк

«Орфей и Эвридика»

Ф

Коммуникативные:

- умение слушать собеседника.

Познавательные:

- строить речевые высказывания в устной форме. 

Регулятивные:

-взаимооценка, самооценка

Личностные:  

-адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

7.Домашнее задание

– Дом. задание: Нарисуйте иллюстрацию к опере «Орфей и Эвридика». (слайд 8)

Если есть вопросы по домашнему заданию, вы  можете их  задать.

Записывают домашнее задание.

Ф

И

Регулятивные:

- умение принимать учебную задачу

Коммуникативные:

- умение слушать и слышать


Приложение 1

«Если добрый ты»

слова А. Хайта, музыка Б. Савельев

Дождик босиком по земле прошёл,

Клёны по плечам хлопал,

Если ясный день - это хорошо,

А когда наоборот - плохо.

Если ясный день - это хорошо,

А когда наоборот - плохо.

Слышно как звенят в небе высоко

Солнечных лучей струны,

Если добрый ты, то всегда легко,

А когда наоборот - трудно.

Если добрый ты, то всегда легко,

А когда наоборот - трудно.

С каждым поделись радостью своей,

Рассыпая смех звучно,

Если песни петь, с ними веселей,

А когда наоборот - скучно.

Если песни петь, с ними веселей,

А когда наоборот - скучно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Музыкальная тема в опере как характеристика действующих лиц " по программе Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина, 4 класс

Технологическая карта урока "Музыкальная тема в оперк как характеристика действующих лиц" по программе Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина 4 класс...

Конспект урока " Путешествие в музыкальный театр."Орфей и Эвридика"" по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, Т.С.Шмагиной 3 класс

Конспект урока " Путешествие в музыкальный театр"Орфей и Эвридика" "по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, Т.С.Шмагиной 3 класс, раздел "В музыкальном театре"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Методическая разработка на тему "Опера Орфей и Эвридика"

В презентации  указаны фрагменты из оперы "Орфей и Эвридика"...

Технологическая карта урока 4 класс на тему М.И.Глинка – опера «Иван Сусанин»

Технологическая карта урока на тему М.И.Глинка – опера «Иван Сусанин»...