Музыка «Детский музыкальный театр. Сказка будет впереди» 2 класс
план-конспект урока по музыке (2 класс)

Тема: «Детский музыкальный театр. Сказка будет впереди»

Класс: 2 класс

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: создание условий для ознакомления с музыкальным театром, с оперой М. Коваля «Волк и семеро козлят».

Планируемые результаты:

Предметные:

Знают: может ли сказка быть музыкальной; как музыка может изобразить какую-нибудь сказочную картину; определения понятий «опера», «театр», «музыкальный театр».

Умеют: представлять себе то, о чем рассказывается в музыкальной сказке; определять характер героя.

Метапредметные:

Личностные:

  1. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
  2. Мотивация к учебной деятельности.
  3. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

  1. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
  2. Определять план выполнения заданий на уроках.
  3. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

Познавательные:

  1. Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  2. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные:

  1. Участвовать в диалоге.
  2. Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.
  3. Оформлять свои мысли в устной форме.

Образовательные ресурсы: УМК «Школа России»

Оборудование: презентация, учебник, карточки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka.docx39.89 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГАПОУ «Городецкий Губернский колледж»

Конспект урока  по музыке,

проведенного во 2 классе

МБОУ СШ № 2 г.Городца

обучающейся 412 группы

специальности «Преподавание в начальных классах»

Тема: «Детский музыкальный театр. Сказка будет впереди»

Тема: «Детский музыкальный театр. Сказка будет впереди»

Класс: 2 класс

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: создание условий для ознакомления с музыкальным театром, с оперой М. Коваля «Волк и семеро козлят».

Планируемые результаты:

Предметные:

Знают: может ли сказка быть музыкальной; как музыка может изобразить какую-нибудь сказочную картину; определения понятий «опера», «театр», «музыкальный театр».

Умеют: представлять себе то, о чем рассказывается в музыкальной сказке; определять характер героя.

Метапредметные:

Личностные:

  1. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
  2. Мотивация к учебной деятельности.
  3. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
  4. Понимают значение знаний для человека и принимают его

Регулятивные:

  1. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
  2. Определять план выполнения заданий на уроках.
  3. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
  4. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
  5. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Познавательные:

  1. Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  2. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные:

  1. Участвовать в диалоге.
  2. Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.
  3. Оформлять свои мысли в устной форме.

Образовательные ресурсы: УМК «Школа России»

Оборудование: презентация, учебник, карточки

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Мотивация к учебной деятельности (1 – 2 мин)

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Евгеньевна.

- Ребята, я прошу улыбнуться мне тех, кто пришёл с хорошим настроением,

я прошу поднять руки тех, кто готов узнать что-то новое,

хлопните в ладоши, если вы готовы слушать друг друга и не перебивать.

Приветствуют учителя

Личностные:

Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

Мотивация к учебной деятельности

Актуализация знаний. Подведение к теме урока (10 мин)

Сядьте правильно, спину держите ровно. Не забывайте о том, что правильная посадка очень важна. 

- Вспомним, о чем мы говорили на прошлых уроках.

- кто сочиняет народные песни?

- какие народные песни вы знаете?

 - почему мелодии народных песен легко запоминаются?

- что такое хоровод?

 - что значит песня – игра?

- что значит песня – диалог?

Звучит песня Г. Гладковой «Спор Маши и Вити» из кинофильма «Новогодние приключения Маши и Вити».

- Скажите, о чем поется в песне, которую вы только что слышали?

- А вы как считаете, есть ли в нашей жизни чудеса?

- Где можно встретиться с чудесами?

- Хорошо. Ребята, урок у нас сегодня будет необычный и очень увлекательный, потому что к нам на урок сегодня придет Сказка! Но не простая сказка а…!

- Мы начинаем изучение  нового  раздела. Чтобы узнать, как называется наш новый раздел, отгадайте загадки:

  1. Он пишет музыку для нас,

Мелодии играет,

Стихи положит он на вальс.

Кто песни сочиняет?

  1. Нужен музыке не только «сочинитель»,

Нужен тот, кто будет петь. Он...

  1. Тот, кто песни не поет, а слушает,

Называется, ребята, ...

  1. Если текст соединить с мелодией

И потом исполнить это вместе,

То, что вы услышите, конечно же,

Называется легко и просто — ...

  1. Под музыку эту проводят парад,

Чтоб в ногу шагал генерал и солдат.

  1. Ярко зал весь засверкал,

Приглашает всех на бал,

Попрошу ответить вас,

Что за танец этот?

  1. Пел с душою, молодец!

Будешь знатный ты ...   

  1. Коллектив музыкантов, что вместе играют,

И музыку вместе они исполняют.

Бывает он струнный и духовой,

Эстрадный, народный и всякий другой.

  1. Он руками машет плавно,

Слышит каждый инструмент.

Он в оркестре самый главный,

Он в оркестре - президент!

  1. В кинотеатре – широкий экран,
    В цирке – манеж иль арена.
    Ну, а в театре, существует,
    Площадка особая - …

  1. Коль спектакль завершился –
    Слышно «Браво!», комплименты;
    Всем актёрам, в благодарность, 
    Дарим мы…

- Где можно увидеть все, что вы угадали?

- а что вы можете увидеть в театре?

- Мы отправимся в путешествие в театр, но в театр не простой, а музыкальный и увидим в нем музыкальную сказку. Сегодня на уроке вы узнаете, может ли сказка быть музыкальной, как музыка может изобразить какую-нибудь сказочную картину, передать характер сказочного героя, выразить его чувства и мысли. Слушая музыку, мы сможем представить себе то, о чем рассказывается в сказке.

- Тема сегодняшнего урока: «Детский музыкальный театр. Сказка будет впереди»

Народ

«Во поле береза стояла»; «Во саду ли, в огороде»; «Два веселых гуся»; «Калинка-малинка»

Они мелодичны. Тексты просты. И сердце русских людей лежит к такой музыке

Хоровод - старинный массовый народный танец у славянских народов, сопровождаемый песнями и драматическим действием.

включенность в традиционные игры и перекличка их содержания с ходом и моментами игр.

Это песня в которой ведется диалог

Маша и Витя спорят о том, есть ли чудеса на свете…

Да

волшебная

Композитор

исполнитель

слушатель

песня

марш

вальс

певец

Оркестр

Дирижер

Сцена

аплодисменты

в театре

сказку, оперу, балет и т.д.

Познавательные:

умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Открытие новых знаний (15 мин)

- Ребята, а какой волшебный предмет в русских народных сказках помогает героям найти верный путь, показывает дорогу?

- Вот он, у меня в руках. «Волшебный клубок – ниток моток, укажи нам путь-дорогу, в сказку приведи». (Учитель подкидывает клубок – открывается презентация, на которой размещены слова – МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР ОПЕРЫ)

- Прежде чем мы отправимся в путешествие, познакомимся с определениями. Откройте учебник на стр. 70. Прочитаем, что такое театр, опера

- Прочитаем вместе

-  в театре роли сказочных персонажей играют взрослые люди в отличии от мультфильма.

- Ребята, скажите, какие спектакли можно увидеть в музыкальном театре?

- Правильно, такие спектакли называются «опера» и «балет».

- Но посмотрите, перед входом в театр висит афиша. А кто знает, что такое афиша?

- Афиша – это красочное объявление о спектакле. 

- А какую информацию мы можем узнать из афиши?

- Давайте внимательно посмотрим на эту афишу.

- Скажите, с каким музыкальным спектаклем мы сегодня познакомимся? 

- Скажите, вам знакомо это название? 

- Правильно в основе оперы лежит сказка. Написал эту детскую оперу Мариан Коваль.

-  И всю эту информацию мы с вами узнали из афиши.

- Давайте войдем в театр….

- Посмотрите, все готово к началу спектакля: зрители сидят в зале, на сцене стоят красочные декорации, и артисты загримировались и готовы к выступлению.

- Назовите, пожалуйста, главных героев оперы-сказки «Волк и семеро козлят».

- Правильно. Так как жанр спектакля опера-сказка, все герои будут петь. Сначала мы познакомимся с мамой Козой. Послушаем ее песню. Постарайтесь услышать имена козлят, о которых поет мама Коза.

Прослушивание Колыбельной мамы Козы

- Скажите, какую песню поет мама коза?

- Коза исполняла песню соло, то есть одна. Сольные номера в опере – это характеристика героев.

- Скажите, какой вам представилась Коза в колыбельной

- Кто услышал имена козлят?

 - Обратите внимание, какие необычные имена у козлят. О чем они говорят?

- Давайте познакомимся с музыкальными образами козлят. И первым в опере появляется Топтушка.

Слушание фрагмента из сцены оперы-сказки

«Я на венике верхом объезжаю всё кругом.

Ты беги, Мазилка, вслед! Ну? Догонишь или нет?»


«А я знаю, за лежанкой
Прячет мать с вареньем банку»




«Забодаю, забодаю!»


«Вот Всезнайка и Топтушка

Говорят, что я – Болтушка,

Говорят, что много вру,

А я правду говорю!»

«У Мазилки нос грибом!»



«Не дразни меня! Не дразни меня!»


- Вот какие разные козлята. Что помогает их охарактеризовать?

- Роль каждого козленка исполнял один артист, т.е. соло. Но в опере могут петь одновременно много певцов. Как мы, скажем, поет... ? Послушайте.

«Целый день поём, играем –

Очень весело живем,

Очень весело живем!»


- Давайте познакомимся с самым маленьким козленком, его зовут Малыш.

 «Стойте, друзья, комадиром стал я!

По команде стройтесь в ряд!

Начинаем наш парад!»

- Скажите, почему композитор в характеристику героя включил Военный марш?


- Верно, послушаем, что же произошло в опере дальше.

- Кто появился?

- Какой Волк в опере-сказке?

- Что сделал Волк?

- Всех козлят волк посадил в мешок?

- Правильно. Волк принес мешок с козлятами на опушку леса, где добычу ждала коварная Баба-Яга, которая и придумала план, как украсть козлят. Маленький Малыш решил помочь своим братьям и сестрам, он позвал на помощь друга Петуха. Вместе они освободили козлят, пока Баба-Яга и Волк из-за них дрались. В это время Мама-Коза вернулась домой с подарками и увидела, что дом пуст. И стала она горько рыдать, но услышала за окном веселую песню своих деток-козлят. Обрадовалась Коза и выбежала к ним навстречу. Счастливые и довольные, козлята пустились в пляс.

Так заканчивается наша опера-сказка!

ФИЗМИНУТКА

Ноты музыку играли

И немножечко устали.

Надоело гаммы петь,

На линеечках сидеть…

Нотки встали – скучно в гамме!

И затопали ногами

И захлопали все вместе

И запрыгали на месте

 За руки друг друга взяли

И на месте побежали

Потом нотки снова встали

И руками помахали

Отдышались, подтянулись

На места свои вернулись

Волшебный клубочек

2 ученика читают

музыкальные

ответы детей

название, дату показа спектакля т.д.

«Волк и семеро козлят»

Да, это сказка

мама Коза, козлята и Волк

колыбельную

Она добрая, нежная, любит своих козлят

Бодайка, Всезнайка, Дразнилка, Мазилка, Болтушка, Топтушка, Малыш

О характере козлят

Топтушка – на месте топчется, что-то хочет сказать, а никак не решит, всем мешает, путается под ногами.

Всезнайка — в музыке и танец, и песня. Козленок ласковый, умный и прилежный. Музыка спокойная, мелодичная, негромкая, темп средний, лад мажорный, ритм ровный.

Бодайка — музыка, эмоциональная, драчливая, звуки короткие, отрывистые, мелодия то вверх, то вниз, темп быстрый, веселый характер. Козленок не злой, просто любит поиграть и любит пободаться, и попрыгать, лад – мажор.

Болтушка – музыка “несобранная”, часто меняется мелодия (болтает на разные темы), не умеет молчать, неуклюжая.

Дразнилка – музыка “вредная”, задорная, вздорная, дразнящаяся.

Мазилка – музыка жалобная, плаксивая, писклявая.

Музыка

хор

Слушание темы Малыша

потому, что Малыш представляет себя командиром на параде, он вместе с козлятами марширует под звуки военного марша

волк

злой, хитрый, серый, коварный и т.д.

посадил козлят в мешок

Малыш спрятался за печкой

Регулятивные:

Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

Познавательные:

умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Применение знаний – развитие умений (

- Итак, мы познакомились с козлятами, узнали их характер. А теперь, я предлагаю вам разыграть фрагмент оперы, а именно, заключительную сцену, где звучит хор козлят. Скажите, как заканчивается сказка «Волк и семеро козлят»?

- Козлята живы, они радуются и поют финальную песню все вместе, то есть хором.

- Подготовим наши голоса к пению

- Повторим вместе текст распевки медленно, хорошо выговаривая все слова, негромко, дружно.

- Вступаем по моему жесту

- Но для того чтобы ваши голоса проснулись примите правильную певческую позицию: сели ровно, плечи расправили, голову не опускаем и не задираем. Взяли дыхание, как понюхали цветок и тихо по – моему жесту начали петь.

- Поем дружно, слушая друг друга.

- Теперь попробуем без меня

- Наши связки разогреты, переходим к разучиванию попевки «Целый день поем-играем» из оперы-сказки «Волк и семеро козлят».

- Послушайте как будет звучать эта песня

- А теперь вместе попробуем ее спеть

- А теперь споем без меня


- Молодцы! Замечательный финал оперы получился у нас. Каждый спектакль в музыкальном театре заканчивается аплодисментами, которые зрители дарят актерам. Давайте и мы подарим друг другу аплодисменты.

Ответы детей

Жук. жук, где твой дом?
Жук, жук, где твой дом?
Мой дом под кустом,
Под берёзовым листом.
Зайчики бежали,
Домик поломали.
Жу-жу-жу-жу
Я на веточке сижу.

Семеро, семеро, семеро козлят.
Весело, весело, весело шумят.
Весело Всезнайке,
Весело Бодайке,
Весело Топтушке,
Весело Болтушке,
Весело Мазилке,
Весело Дразнилке.
Ну, давайте, братцы
Прыгать и бодаться!

Регулятивные:

Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

Познавательные:

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Самостоятельная

работа с

самопроверкой по

эталону (

Работа в группах по 4 человека. Прием «Ассоциации»
Сейчас мы поработаем в парах. Каждая пара получает картинку с изображением козленка.

Ваша задача: дать козленку имя, рядом написать по три слова-ассоциации к данному образу козленка.
Результаты работы: лидер группы представляет своего героя, не называя имени. Класс должен отгадать имя козленка.

Дети работают в группах

Регулятивные:

Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Рефлексия учебной деятельности (

 - Как называется музыкальный спектакль, в котором все персонажи поют?

- Как называют главного героя оперы, который исполняет свои песни соло, т.е. один?

- Как называется красочное объявление о спектакле?

- Что нового вы узнали на уроке? 

- Что на уроке вам понравилось больше всего?

 – Поднимите руку кому понравился урок, и получил много интересной информации, теперь поднимите руку – если урок не интересный, не было никакой полезной информации. 

- я вижу, что урок вам понравился. В сказках всегда добро побеждает зло, и в каждой сказке есть чудеса.
Домашнее задание: нарисовать афишу к опере-сказке «Волк и семеро козлят».

Опера

Сольные номера в опере – это характеристика героев.

Афиша

Регулятивные:

Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

Познавательные:

Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы. 

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по музыке "В музыкальном театре" 2 класс

Обобщающий урок по теме " Музыкальный театр", презентация, памятка Правила поведения в театре....

Программа внеурочной деятельности «Детский музыкальный театр»

Образовательной областью данной программы является искусство. Новизна программы заключается в том, что здесь интегрируются предметы художественно-эстетического цикла на уровне межпредметных связей, по...

Технологическая карта по музыке (2 класс) Тема: Детский музыкальный театр. Опера

Технологическая карта по музыке для 2 класса. Тема: Детский музыкальный театр. Опера. (Путешествие в театр вместе с Незнайкой)....

Открытый урок 1 класс Тема: В детском музыкальном театре (опера)

Начало урокаТема: В детском музыкальном театре (опера)Цель урока: Познакомить детей с оперой и правилами поведения в театре.Тип урока: Познавательный. Форма урока: Урок с использованием музыкальн...

Конспект к уроку: Детский музыкальный театр. Опера-сказка «Волк и семеро козлят» Мариан Коваль.

Цель урока: Знакомство с музыкальным театром, с оперой Мариана Коваля «Волк и семеро козлят».Задачи:Познакомить учеников с музыкальными произведениями оперы, созданных на основе сказо...