Технологическая карта урока 4 класс на тему М.И.Глинка – опера «Иван Сусанин»
план-конспект урока по музыке (4 класс)

Coфронеева Сахаяна Николаевна

Технологическая карта урока на тему М.И.Глинка – опера «Иван Сусанин»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnicheskaya_karta_4_klass.docx24.98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока музыки

Тема урока: «Опера «Иван Сусанин»

Класс: 4

Тип урока: урок «открытие» нового знания

Цель: узнать о творчестве композитора М. Глинки и познакомиться с музыкой оперы «Иван Сусанин».

Задачи:

-освоение знаний о творчестве композитора М. Глинки

- овладение умениями анализировать музыкальное произведение в жанре опера

- развитие вокально-хоровых навыков

Планируемые результаты:

Личностные результаты

  1. формирование интереса к музыке и музыкальной деятельности;
  2. развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к музыкальному искусству.

Метапредметные результаты

  1. формирование у младших школьников умение размышлять о музыке и личностной оценке её содержания – П;
  2. умение осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений – К;
  3. овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе анализа музыкальных произведений – Р ;
  4. умение планировать; сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности – К.

Предметные результаты

  1. воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе знаний основных средств музыкальной выразительности.
  2. знакомство с биографией М. Глинки и с его творчеством;
  3. воспитание исполнительской и слушательской культуры, музыкального вкуса.

Методы: словесный, наглядный, проблемно- поисковый, самостоятельной работы.

Формы работы: коллективная форма: хоровое пение, слушание, фронтальная: музыкальная беседа – рассуждение; групповая: работа в парах (выполнение тестов), индивидуальная.

Технологии: технология системно - деятельностного подхода, здоровьесберегающие, ИКТ.

Оборудование и ПО: портреты великих полководцев, музыка из оперы.

Оснащение урока:

Музыкальный ряд: увертюра к опере «Иван Сусанин», мазурка из оперы «Иван Сусанин», видеофрагмент полонеза из оперы «Иван Сусанин», песня и видеофрагмент Сцены Сусанина с поляками.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Методы и приемы

Мотивация к учебной деятельности

-Здравствуйте, ребята!

(Создает благоприятные условия для восприятия произведений искусства. Музыкальное приветствие).

Входят под музыку

Приветствуют учителя поют.

Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничества и с учителем и сверстниками

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать  новое

Приветствие Метод эмоциональной драматургии Формирование готовности восприятия учебного материала

Актуализация опорных знаний

Ребята, скажите, что вы нового и интересного узнали на прошлом уроке?

Скажите, что такое романс?

Вокализ?

Отлично, вы ответили на все вопросы. Ребята, давайте с вами споём уже известную вам песню «Новый день». Первый раз поют на сидя за партами.

Сядьте ровно. Спина прямая, руки на парте. Не отвлекаемся.

Второй раз встают и выполняют ритмические движения, исполняя песню.

Романс - это небольшое вокальное произведение для голоса с музыкальным сопровождением.

Вокализ- это вокальное произведение, предназначенное для исполнения голосом без слов.

умение осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений – К

Повторение

Метод создания композиции

Организация познавательной деятельности

Что такое музыкальный образ?

Ребята, посмотрите, пожалуйста, портреты этих людей.

Демонстрация слайдов с изображением русских полководцев: А.В.Суворова, М.И.Кутузова, И.Муромца, И.Сусанина, А. Невского.

Как вы думаете, кто эти люди?

Какими они обладают качествами?

Что их объединяет?

Выделите человека из этой группы, который отличается от остальных.

Кто это?

А что вам известно о нем?

Предание о героическом подвиге Ивана Сусанина послужило толчком к созданию первой русской оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки.

Вначале урока прозвучала увертюра к опере «Иван Сусанин».

Что значит увертюра?

Увертюра - это вступление к опере, балету или драматическому спектаклю.

Итак, ребята, давайте сформулируем тему сегодняшнего урока. Тема урока: «Опера «Иван Сусанин» М.И. Глинки».

О чём вы можете узнать на нашем уроке?

Сегодня мы будем говорить об оперном жанре, о закономерностях этого жанра. Сегодня мы будем рассматривать оперу М.И. Глинки «Иван Сусанин».

М. Глинка – великий русский композитор, родился в селе Новоспасском Смоленской губернии. Он является основателем русской классической музыки. Опера «Иван Сусанин» вызывает у многих поколений слушателей чувство сопричастности к истории своего народа.

В опере рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву.

Как вы понимаете слово шляхты?

Ребята, они хотели захватить наши русские земли. Они жгли поля, брали наших защитников в плен.

Борьба против поляков приобрела всенародный характер. Враги были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским. Одним из ярчайших эпизодов этой борьбы является подвиг русского крестьянина из села Домнино Ивана Сусанина – гражданина, преданного Родине, отца, любящего свою семью, который пожертвовал своей жизнью для спасения Родины, Отечества.

Второе действие проходит в замке польского короля. Идёт пышный бал. Поляки хвастают своими победами и уверены в скором завоевании Руси. Но вот появляется гонец, он сообщает о тяжелом положении войска и о том, что Минин и Пожарский собирают народное ополчение, чтобы окончательно разгромить врага. Поляки в смятении. Тут же созревает план нового захватнического вторжения. Большой отряд собирается в поход.

Обратимся ко второму действию оперы «Иван Сусанин». А что такое мазурка?

Подумайте, какими чувствами наполнена музыка? Каков характер звучания мелодии? Примите удобную позу. Уберите все посторонние предметы. Приготовьтесь к прослушиванию.

Звучит мазурка из оперы «Иван Сусанин»

О чём нам рассказывает музыка?

Какими чувствами наполнена музыка?

Каков характер звучания мелодии?

Где происходит действие?

Стан захватчиков. Бал в замке польского Короля Сигизмунда. Рыцари-шляхтичи меряются своей силой, мечтают о полном завоевании Руси и о богатой добыче. Внезапно появляется гонец из России. Он приносит весть о поражении, нанесённом польскому войску ополчением Минина. Отряд шляхтичей отправляется в поход, чтобы захватить в плен Минина и взять Москву.

Ребята, приглашаю вас в виртуальный театр, давайте вспомним правила поведения в музыкальном театре. Что такое полонез?

Посмотрите видеофрагмент полонез из оперы «Иван Сусанин», но не забывайте о правилах и подумайте над следующими вопросами: Как музыка характеризовала героев? Какое настроение она создает?

Как музыка характеризовала героев? Какое настроение она создает?

Музыкальная драматургия – последовательность, сопоставление или столкновение музыкальных образов. Что такое контраст?

Слушание фрагмента сцена Сусанина с поляками

Подумайте, какими чувствами наполнена музыка?

Какие песни вам напоминает этот фрагмент?

Чем заканчивается опера?

Изба Сусанина. Идут приготовления к девичнику. В дом ненадолго заходят крестьяне, направляющиеся на работу в лес. Сабинин уходит звать гостей. Неожиданно появляется отряд поляков. Они требуют, чтобы Сусанин показал им дорогу на Москву. Сусанин посылает своего приёмного сына, подростка Ваню, предупредить русских воинов о появлении врага, а сам уходит с поляками, решив завести их в непроходимую лесную глушь.

Предлагаю посмотреть видеофрагмент сцена Сусанина с поляками и услышать о чем же поёт Сусанин

О чём говорится во 2 действии?

Кто такой Иван Сусанин?

Когда происходит действие?

Как вы думаете почему Глинка обратился к такому историческому событию?

Ребята, сегодня мы говорили подвигах. А когда легче их совершать.

Музыкальный образ – это живое представление о действительности, выраженное в музыке (звуках).

Военные

Ум, храбрость, сила, отвага, смелость.

Преданность и любовь к Родине и своему народу

Среди полководцев не военный человек, а простой крестьянин

Иван Сусанин

Он совершил подвиг, защищая свой народ и Родину

Знакомятся с термином «Увертюра»

Тема урока: «Опера «Иван Сусанин» М.И. Глинки».

Изучить оперу, прослушать музыкальные фрагменты.

Слушают биографию М. Глинки

Шляхты – это привилегированное сословие

Слушают учителя

Мазурка – старинный польский парный танец, с весёлым, задорным характером.

Высказывают свое мнение

Бал во дворце польского короля.

Слушают учителя

Не шуметь, внимательно смотреть, не отвлекать соседей…

Полонез – польский торжественный танец-шествие в умеренном темпе

Смотрят видеофрагмент

Контраст – сопоставление в музыке двух разнохарактерных приемов.

Опера заканчивается ликованием народа, празднованием торжества победы над врагом.

Слушают учителя

О бале в замке польского короля

Крестьянин, который совершил подвиг, защищая свой народ и Родину

В 1612 г

Он любил свою Родину, восхищался подвигами простых людей…

Когда все вместе

умения планировать сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности – К.

формирование интереса к музыке и музыкальной деятельности – Л.

формирование у младших школьников умение размышлять о музыке и личностной оценке её содержания – П

умение осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений – К

формирование у младших школьников умение размышлять о музыке и личностной оценке её содержания – П

формирование интереса к музыке и музыкальной деятельности – Л.

развитие музыкально-эстетического чувство, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к музыкальному искусству - Л

формирование у младших школьников умение размышлять о музыке и личностной оценке её содержания – П

умения планировать сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности – К

развитие музыкально-эстетического чувство, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к музыкальному искусству.

Иллюстрация

Подводящий диалог

Рассказ

Метод проблемной ситуации

Метод стимулирования занимательным содержанием

Метод наблюдения за музыкой

Метод наблюдения за музыкой

Метод создания композиции

Вокально-хоровая работа

Сейчас мы с вами вспомним песню «Нарисуй». (Слова на слайде). Первый куплет поют мальчики, припев все вместе, а второй куплет поют одни девочки. Примите певческую позу.

Молодцы, ребята! Хорошо спели. Сейчас поём ещё раз, но теперь приглашаются солисты, а остальные встают и выполняя движения поём песню.

Исполняют песню

Творческое задание

Возьмите в руки листок с заданием из раздаточных материалов. Вам необходимо распределить все темы по действиям: «Вальс», «Ария Ивана Сусанина», «Полонез», хор «Славься», «Мазурка», Сцена с поляками, «Краковяк»

А теперь поменяйтесь листочками с соседом по парте для проверки.

2 действие: «Вальс», «Полонез», «Мазурка», «Краковяк»

3 действие: Сцена с поляками

4 действие: «Ария Ивана Сусанина»

эпилог: хор «Славься»

Самостоятельно выполняют задание.

Взаимопроверка написанных работ

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него

Рефлексия учебной деятельности

Дайте рефлексивную оценку своей деятельности на уроке, с помощью «Аргументации своего ответа».

1. На уроке я работал….потому что мне было...

2. Своей работой на уроке я доволен, потому что..

3. Урок для меня был….

4. За урок я узнал о…

5. Материал урока был мне… .

Спасибо за вашу внимательность, отзывчивость, все вы большие молодцы, активно работали на уроке.

Самооценка

овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе анализа музыкальных произведений – Р

Беседа

Метод самооценки «Аргументации своего ответа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"

Технологическая карта  урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"...

конспект урока музыки в 4 классе Тема: М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин».

Урок музыки в 4 классе Тема: М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин».По программе «Музыка» Е. Д. Критской и Г.П.СергеевойАвтор: Хейчиева Юлия Сергеевнаучитель музыки «МОКУ...

Технологическая карта урока окружающего мира.Тема: «Иван Третий». УМК "Школа России".

Тема: «Иван Третий».Цели деятельности учителя: ознакомление  детей  с  личностью Ивана III и углубление знаний об истории Московского Кремля.Планируемые результаты:Предметны...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема урока: К.Ушинский Плутишка кот. Сказки народные и авторские. 2 класс

Образовательная система: ________Школа 21 век_______________________________Класс:   _2__        Дата проведения урока: _____Предмет:__Литературное чт...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема урока: Тема урока: В. Осеева. «Сыновья». 2 класс

Образовательная система: ________Школа 21 век_______________________________Класс:   _2__        Дата проведения урока: _____Предмет:__Литературное чт...

Технологическая карта урока русского языка. Тема:"Обобщение по теме"Спряжение глаголов""(4 класс, УМК "ПНШ").

Тип урока: рефлексияЦель урока: обобщение и систематизирование знаний о спряжении глаголов.Задачи урокаДидактические:Закрепить знания о спряжении глаголов;Совершенствовать умение определять спряжение ...

Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема урока: «Звуки [х] и [х’] и буква, которая их обозначает» , УМК «Перспектива» (1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование представления учащихся о звуках [х] ,[х’] и о букве, которая их обозначает.Задачи урокаДидактические:Научить отличатьзвук...