Проектно-исследовательская деятельность младших школьников.
статья на тему

Кузниченко Наталья Николаевна

  Среди новых педагогических технологий, возможность повысить познавательный интерес  к  учебным предметам и качество знаний учащихся даёт метод учебного проекта. Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_Kuznichenko_Natalya_Nikolaevna_1.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                Кузниченко Наталья Николаевна

                                                  учитель начальных классов   М.О.У школа № 47

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников.

  Среди новых педагогических технологий, возможность повысить познавательный интерес  к  учебным предметам и качество знаний учащихся даёт метод учебного проекта. Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.

  Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удаётся впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.

   При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.

  Ребятам интересен сам процесс работы: наблюдения, опыты, расчеты, эксперименты, сравнение полученных результатов – все, что помогает сделать правильный вывод, совершить открытие. Именно  в процессе активной деятельности формируются ключевые компетентности, столь необходимые для продолжения обучения в основной и старшей школе.

  Опыт работы показывает, что даже первоклассник может осуществить самостоятельную проектную деятельность – в форме некоторых видов игр.    В первом классе для преодоления адаптационных затруднений первоклассников, был разработан проект « Портфель игр», обеспечивающий более быстрое включение учащихся в учебную деятельность и содействующие сплочению класса, общему развитию и сохранению здоровья. Цель проекта: «Составить свои игры. Подружиться и узнать друг друга в процессе игр». Ребят разделили на группы, в  работу были включены родители.  Перед каждой группой  была поставлена задача, составить игры с четкими правилами, четким ходом игры, так чтобы было понятно всем. Подготовить нужный инвентарь для проведения игр. Учащиеся проявляли свои творческие способности при составлении игр. Игры, составленные учащимися, проводились самостоятельно на динамических паузах, перемене, группе продленного дня. Конечный результат данного проекта, классный коллектив и родители подружились и стали единым целым в процессе работы в проекте.

  Во втором классе работая над проектом «Традиции моей семьи» и «Залог здоровья»  учащиеся  по желанию создали самостоятельно творческие группы и пары. В течение определенного времени велась поисковая, исследовательская и творческая работа. Буклеты, созданные на основе полученных сведений, были розданы  учащимся школы и родителям.

  Презентация проекта органично завершает, подытоживает работу и важна как для учащихся, так и для учителя. Именно в презентации заложен большой воспитательный эффект: ученики учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, тренируют умение проводить публичные выступления, отвечать на вопросы. Во время презентации учащимся даётся возможность  научиться понимать и выражать себя, не бояться себя «предъявлять», высказывать свое мнение, соглашаться или возражать, вступать в дискуссию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание  необходимых и современных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. В соответстви...

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности "Юный эколог"

Из опыта работы по экологическому образованию учащихся на примере проекта "Цветок"...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

В статье описан опыт работы по использованию проектно-исследовательской деятельности на занятиях в кружках и во внеклассной работе...

Программа внеурочной деятельности «Калейдоскоп проектно-исследовательской деятельности младших школьников» в 1-4 классе УМК «Школа России»

ФГОС нового поколения требует использования в образовательных отношениях технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основ...

Формирование проектно-исследовательских умений у младших школьников в условиях реализации фгос

С данным сообщением я выступила на МО учителей начальных классов. Я представила коллегам обобщенный опыт работы с учащимися 1 класса в течение учебного года....

«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся

laquo;Организация  проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...