Компетентностный подход в учебном процессе начальной школы
презентация по теме

Галина Анатольевна Бенько

Информация о компетентностном подходе в учебном процессе начальной школы

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Компетентностный подход в учебном процессе начальной школы. Подготовила материал: Бенько Галина Анатольевна учитель начальных классов МОСШ №2 «Многопрофильная» Г.Нижневартовска 2011год.

Слайд 2

Компетентностный подход в учебном процессе начальной школы.

Слайд 3

Цель школы – формирование ключевых компетенций, т.е. тех, которые являются универсальными и применяются в различных жизненных ситуациях. Этими компетенциями должен обладать каждый человек. Компетентный подход в образовании предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных проблемных ситуациях.

Слайд 4

На сегодняшний день не существует единой классификации ключевых компетенций. Чаще всего выделяют классификацию базовых компетенций: информационная – готовность к работе с информацией; коммуникативная – готовность к общению с другими людьми; кооперативная – готовность к сотрудничеству с другими людьми; проблемная – готовность к решению проблем; рефлексивная – готовность к анализу собственной деятельности.

Слайд 5

Информационная компетентность Умение самостоятельно интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи; делать выводы; использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности в той или иной ситуации; структурировать имеющуюся информацию; представлять ее в различных формах и на различных носителях.

Слайд 6

Коммуникативная компетенция умение самостоятельно вступать в контакт с любым собеседником; поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения, выражать свои мысли в формах монолога и диалога, а также с использованием средств невербального общения; слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению; высказывать , аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение; грамотно разрешать конфликты в общении; оценивать успешность ситуации общения; корректно завершать ситуацию общения.

Слайд 7

Проблемная компетенция умение самостоятельно выявлять проблему в ситуациях избыточной информации; формулировать цель; делить ее на ряд последовательных задач; находить альтернативные пути и средства решения задач; определять наиболее и наименее выигрышные из них; предвидеть возможность появления вторичных проблем вследствие использования указанных путей и средств; реализовать выбранные пути и средства решения проблемы; публично представлять результаты; оценивать степень разрешенности проблемы и характер достигнутого продвижения.

Слайд 8

умение самостоятельно находить партнеров для сотрудничества и объединяться с ними в группы; распределять межу участниками группы задачи и роли; действовать в качестве ситуативного лидера группы и в качестве исполнителя; координировать свои действия с действиями других членов группы, решающих общую задачу; анализировать и разрешать противоречия, препятствующие эффективности работы команды; осуществлять коллективное подведение итогов, включая самооценку коллективной деятельности и ее результатов. Кооперативная компетенция

Слайд 9

самоанализ деятельности, проводимый каждым ребенком; продолжение предметной деятельности; оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы; обсуждение дальнейшей перспективы; рефлексия процесса мышления; осмысление задачи, для решения которой недостаточно знаний.

Слайд 10

Позиция учителя в осуществлении компетентностного подхода в учебном процессе Принципиально изменяется и позиция учителя. Он перестает быть вместе с учебником носителем «Объективного знания», которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности . Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Учителю необходимо отличать ключевые компетенции как результат образования от других результатов образования(традиционных знаний, умений и навыков). Принципиальным отличием компетенций является то, что, освоив их, ученик может применять достигнутый результат образования в других видах деятельности. Личностный опыт учащегося становится основой ключевых компетенций в процессе его осмысления.

Слайд 11

* обращение к прошлому или к только что сформированному опыту учащихся; * открытое обсуждение новых знаний, в ходе которого оказываются задействованными: непосредственно-субъектная позиция учащихся и опосредованно- прежний опыт; * решение проблемных задач и обсуждение проблемных ситуаций, соразмерных опыту учащихся данного возраста; * дискуссия учащихся, столкновение их субъективных позиций; * игровая деятельность: ролевые игры, игровой психологический тренинг или практикум; * проектная деятельность : исследовательские, творческие, ролевые, практико-ориентированные мини-проекты и проекты -практические работы, имеющие жизненный контекст. В условиях реализации компетентностного подхода внеклассная деятельность учащихся несет не меньшую образовательную нагрузку, нежели во время урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Компетентностный подход в обучении в начальной школе»

В условиях модернизации общего образования приоритетной целью каждой ступени становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ЛИЦЕЯ

Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы лицея...

Проектирование уроков на основе системно-деятельностного подхода в образовательном процессе начальной школы

В сборник включены материалы, описывающие технологию системно-деятельностного подхода, который положен в основу федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Авторы...

Компетентностный подход на уроках в начальной школе.

Компетентностный подход в школьном образовании - новое явление, но уже сейчас существует возможность использовать его элементы, в частности особую организацию познавательной деятельности учащихся, пои...

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...

Проектирование уроков на основе системно-деятельностного подхода в образовательном процессе начальной школы

В основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личн...