Интеграция как методическое явление и её возможности в начальной школе
статья по теме

Гуслякова Галина Александровна

Построение предметного обучения по интегрированному пути отвечает задачам личностно-ориентированного обучения, поскольку позволяет выявить основной тип отношения ученика к окружающему миру, который выступает для него целостно, многосторонне, динамично.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integraciya.docx34.13 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция как  методическое явление и её возможности в начальном обучении.

Одним из самых значимых факторов учебного процесса является познавательный интерес. Познание невозможно без активной мысли, поэтому наиболее значимым для интереса к познанию являются про-цессы мышления, но такие, которые как бы вбирают в себя эмоцио-нальные процессы, переживания, не оставляют место холодной рассу-дочности. В познавательном процессе мысль ищет выхода, она актив-на, устремлена на решение познавательных задач. Под влиянием поз-навательного интереса активнее протекает восприятие, острее стано-вится наблюдение, активизируется память, интенсивнее работает вооб-ражение. Именно интерес движет поиском, догадкой. Познавательный интерес сопряжён с потребностями в деятельности, направленной на получение новых знаний, стремлению к самообразованию. Учебно-поз-навательные интересы, как более глубокие, требуют для своего форми-рования особой работы. Ещё более кропотливого труда требует воспитание мотивов самообразования.

Формирование познавательных мотивов способствуют все средства совершенствования учебного процесса:

а) совершенствование методов обучения;
б) разработка и распространение методов проблемно-развивающего обучения;
в) модернизация структуры урока;
г) расширение форм самостоятельной работы на уроке;
д) обновление содержания и укрепление межпредметных связей.

В последнее время в начальных классах уделяется особое внимание интегрированному обучению. И это не случайно. Именно на начальной ступени обучения интеграция предметов в единое целое наиболее эффективна, так как младший школьник целостно воспринимает окружающий мир и для него не должно быть границ между предметами.

Интегрированный подход к обучению всё больше осознаётся как актуальная потребность современного образования, развивающегося по пути гуманизации. Современные социокультурные проблемы выд-вигают требования научить детей мыслить масштабами на планетарном и космическом уровне. Этого можно достичь, если в восприятии ребёнка соединить локальные знания по каждому предмету в широкую целостную картину мира.

Цели интегрированного обучения.

  1. Формирование у детей целостного восприятия мира.
    2) Повышение эффективности урока с целью повышения уровня усвоения материала, более глубокого понимания.
    3) Воспитание эрудированного человека, способного самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению проблем.

Задачи.

  1. Формировать навыки исследовательской работы (умение строить предположение, вести доказательства.
  2. Развивать умение анализировать прочитанное и делать выводы.
  3. Включать учащихся в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные рисунки, стихотворения, поделки, рассказы, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.

Латинское слово «интеграция» означает – объединение в целом каких-либо частей, элементов. При интегрированном обучении учебные предметы должны взаимодействовать, но в то же время быть самостоятельными и равноправными по содержанию, структуре и по количеству времени, отводимого на изучение данного объекта или яв-ления. На практике чаще всего применяют интегрированные уроки, в которых вокруг одной темы объединяется материал одного или нес-кольких предметов, Он является только «фоном» для основного предмета.

Вот как характеризуют интеграцию как методическое явление авторы статьи «как организовать интегрированный урок?» И.Коложвари и Л.Печникова: «…четвёртый год, изучая возможности интегрированного урока, мы убедились, что за этой методикой большое будущее. Благодаря ей в сознании учеников формируется более активная и всесторон-няя картина мира, ребята начинают активно применять свои знания на практике… Учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками. Все школьные дисциплины обладают своеобразным интеграционным потенциалом, но их способность сочетаться, эффективность интегрированного курса зависят от многих условий. Поэтому, прежде всего, чем создавать новую программу, педагогам необходимо учесть те обстоятельства, которые помогут сделать вывод о необходимости и возможности интеграции.»

Для этого учитель, прежде всего, анализирует уровень подготовленности учеников своего класса, оценивая их психологические особенности и познавательные интересы. Трудности, существующие в их учебной деятельности, могут быть одной из причин не использования метода интеграции. Порой успешное изучение школьниками одного предмета зависит от наличия у них определённых знаний и умений по другому. Например, умение списывать грамотно и быстро текст в боль-шей мере зависит от умения бегло и правильно читать. Но даже, если такое точное указание на возможное партнёрство отсутствует, строго оценивая содержательный план своего предмета, учитель может уви-деть, что «изолированное» преподавание нередко ущербно и недостаточно. Ведь мы всё более отчётливо понимаем, что мир един, что он пронизан бесчисленными внутренними связями, так что нельзя затронуть ни одного важного вопроса, не задев при этом множество других. В подобных случаях требуется сравнение, сопоставление, а это так же основание для интеграции. В программах многих дисциплин есть немало «перекрёстков»: совпадающих тем, общих проблем и вопросов, нередко изучаются явления, рассматриваются с разных позиций одни и те же объекты. Всё это «заявка» на интеграцию, хотя бы по отдельным темам.

В каждом классе есть группы учеников, отличающиеся типами памяти, восприятия, внимания. Кого-то темп объяснения учителя устраивает, а для кого-то он слишком быстр. Кому-то используемая на уроке таблица кажется ясной, а другие воспринимают её только после дли-тельных разъяснений. Самостоятельная исследовательская деятельность учеников несколько уравнивает их шансы, так как каждый выбирает свойственный ему путь решения, хотя, конечно, остаётся проб-лемма: как вооружить ученика приёмами, способами, средствами, из арсенала которых он может выбрать подходящее для решения поставленной задачи. Препятствием является и ограниченное время на уроке, и то, что момент финиша у каждого ученика свой, а организующий их деятельность учитель – один.

Интеграция позволяет научить ребёнка самостоятельно добывать знания, развивать интерес к чтению, повышать его интеллектуальный уровень. В начальных классах она носит свои особенности и носит кол-лективный характер, т.е. «немного обо всём». Дети знакомятся со мно-гими явлениями, понятиями, предметами уже на раннем этапе обучения, но имеют о них самые элементарные представления. По мере обу-чения они получают всё новые и новые знания, пополняя и расширяя уже имеющиеся. В этом основная сложность интегрированных уроков, т.к. необходимо сохранить динамическое развитие любой темы от её введения до закрепления. В свою очередь эти уроки позволяют учите-лю сократить сроки изучения отдельных программ, ликвидировать дуб-лирование материала по разным предметам, уделить больше внима-ния ( в разнообразных формах ) тем целям, которые учитель выделяет в данный момент обучения ( развитие речи, мышления, орфографической зоркости, творческого потенциала ).

Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой. Однако, в первые два года обучения в школе не следует особо акценти-ровать на интеграции, т.к. у ребёнка ещё не большой запас знаний, не сформировались грамматические, вычислительные, технические навы-ки.

Кроме того, одно из обязательных и основных требований интегри-рованного преподавания – повышение роли самостоятельности учащи-хся, потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счёт других предметов. Посильно ли школьникам самостоятельно изучить такой объём матери-ала? Ученики справляются с подобной работой только, если владеют приёмами исследовательской деятельности и умеют правильно организовать своё время. Эти вопросы должны стоять перед учителем на-чальной школы, который всерьёз занят проблемой интеграции на этом этапе обучения.

Интегрированный урок требует от учителя дополнительной подготовки, большой эрудицией, высокого профессионализма.

Требования к планированию, организации и проведению интегрированных уроков.

  1. Определение системы таких уроков на целый год в каждом классе.
  2. Тщательное планирование каждого урока, выделение главных и сопутствующих целей.
  3. Моделирование содержания уроков, наполнение их только тем содержанием, которое поддерживает главную цель.
  4. Тщательный выбор типа и структуры урока, методов и средств обучения.
  5. Оптимальная нагрузка детей впечатлениями.
  6. Привлечение к проведению интегрированных уроков педагогов различных учебных предметов, специалистов.

Разрабатывая такой урок, учитель должен учитывать:

  1. Цель урока ( это может быть необходимость сокращения сроков изучения темы, ликвидация пробелов в знаниях учащихся, перераспределение приоритетов и т.п.)
  2. Подбор объектов, т.е. источников информации, которые отвечали бы целям урока.
  3. Определение системообразующего фактора, т.е. нахождение основания для объединения разнопредметной информации ( это – идея, явление, понятие или предмет ).
  4. Создание новой структуры курса, т.е. изменение функционального назначения знаний.
  5. Переработка содержания ( разрушение старых форм, создание новых связей между отдельными элементами системы ).

Немаловажное значение имеет то, знает ли учитель, когда и какие предметы можно и необходимо интегрировать, чтобы добиться наиболее эффективного результата при обучении младших школьников. Вот какого мнения придерживается Е.Смирнова, описывая это в своей статье «Властвуй, не разделяя»: «В первом классе лучше интегрировать следующие предметы: чтение, письмо, изобразительное ис-кусство, труд. Только чтение и только письмо очень утомляют ребёнка и развивают у него отрицательные эмоции». А задача учителя пер-воклассников заключается именно в том, чтобы с первых дней учёбы в школе у ребёнка ни в коем случае не угас интерес к учению, не по-тухли огоньки в глазах, чтобы ребёнок с радостью шёл на урок. Чере-дование вышеперечисленных предметов поддерживает интерес ребёнка к процессу познания и активизирует деятельность.

Во втором классе можно интегрировать чтение, русский язык, исторические рассказы, окружающий мир и изобразительное искус-ство.

В третьем и четвёртом классах можно использовать все возмож-ные варианты интеграции предметов, даже включая те предметы, которые появляются сейчас в начальных классах по новым программам.

Не стоит забывать и такой факт, что в системе обучения уже есть изначально интегрированные курсы. Так, уроки обучения грамоте (обучение чтению и письму ) – уже интегрированные. Со времён К.Д.Ушинского они проводятся в единстве. В настоящее время в пер-вом полугодии первоклассники обучаются чтению и письму на таких уроках. Изначально интегрированный курс – внеклассное чтение. Здесь целостный процесс: а) книга, как инструмент чтения, совершенствование навыков чтения, полученных на уроках, б) текст, как искусство слова, развитие речи, в) мир книг, как выбор круга собеседника.

Кроме названных изначально интегрированных курсов, следует выделить возможные сочетания таких предметов, как чтение - русский язык, чтение – окружающий мир, чтение – изобразительное искусство, русский язык – чтение – изобразительное искусство, чтение – окружающий мир – труд, русский язык – окружающий мир – изобразительное искусство.

Главной особенностью интегрированного урока является то, что такой урок строится на основе какого-то одного предмета, который является главным. Остальные, интегрируемые с ним предметы, помогают шире изучить его связи, процессы. Глубже понять сущность изучаемого предмета, понять связи с реальной жизнью и возможность применения знаний на практике.

С учётом возрастных особенностей младших школьников, при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всём его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребёнка и формированию его творческого мышления.

Введение интеграционной системы может в большей степени, чем традиционное предметное обучение, способствовать воспитанию широко-эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению проблем.

Преподносить знания нужно не так, что вы это уже знаете, слы-шали, а должна быть реакция удивления – «Вот ещё где это возможно, где это существует, как это может выглядеть, звучать» и т.д. Не следует забывать и ещё об одной задаче в работе учителя - нравственном воспитании детей. В современной педагогической литературе активно обсуждается вопрос о преодолении эгоцентризма детей, о воспитании у них эмпатии, то есть чувства сопереживания, умении эмоционально отзываться на переживании других людей. Поэтому включаемые в интегрированные уроки стихотворные и прозаические тексты, репродукции картин, фотографии растений, отрывки из музыкальных произведений не должны быть простыми иллюстрациями к изучаемым сведениям. Учитель должен показать каждому из учеников, что не только он, ребёнок, восхищается красками, звуками природы, но и многие поколения людей до него испытывали такой же благоговейный восторг, и точно такие же чувства испытывает в настоящий момент и учитель, и одноклассники.

Поскольку интеграция – это не самоцель, а определённая система в деятельности учителя, то должен быть и вполне конкретный результат интегрированного обучения:

  1. В повышении уровня знаний по предмету.
  2. В изменении уровня интеллектуальной деятельности.
  3. В эмоциональном развитии учащихся, основанном на привлечении музыки, живописи, лепки и т.д.
  4. В росте познавательного интереса школьников, проявляемого в желании активно и самостоятельно работать на уроке и во внеурочное время.
  5. Во включении учащихся в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные стихотворения, рисунки, панно, поделки.

Выделенные аспекты соответствуют образовательным, развивающим и воспитывающим функциям обучения. Считается, что данная форма обучения является наиболее приемлемой в начальном звене школы, так как она обеспечивает создание среды, выявляющей и способствующей развитию целого спектра способностей ребёнка. В своей работе И.С.Якиманская пишет: «…построение предметного обучения по интегрированному типу отвечает задачам личностно-ориентированного обучения, поскольку позволяет выявить основной тип отношения ученика к окружающему миру, который выступает для него целостно, многосторонне, динамично».

На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объёму материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются младшими школьниками в их практической деятельности в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.

Литература.

  1. Ильенко Л.П. « Опыт интегрированного обучения в начальных классах» , Начальная школа, 1989 г., №9
  2. Кульневич С.Н., Лакоценина Т.П. « Анализ современного урока» Практическое пособие ТУ «Учитель», 2002 г.
  3. Мытницкая С.Н. « Мне помогают элементы интегрирования»  Начальная школа, 2002 г., №1
  4. Шаболина «На пути обновления начальной школы нужны ли интегрированные курсы?» Начальная школа, 1989 г., №7
  5. Глинская Е.А. « Межпредметные связи в обучении»
  6. Журнал «Начальная школа плюс минус» 2008 – 2009 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование возможностей УМК «Начальная школа XXI века» для создания здоровьесберегающей среды в начальной школе.

Проблема сохранения здоровья ребёнка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России. ...

Зачетное занятие на курсах повышения квалификации ФГОС НОО 2013 год по теме "Паралимпийские игры: равенство возможностей" для начальной школы

Архив содержит материалы по подготовке к зачетному занятию на курсах повышения квалификации ФГОС начального общего образования:Конструкт внеурочного занятия по теме "Паралимпийские игры: равенство воз...

Системная интеграция ИКТ в процесс преподавания учебных предметов в начальной школе

Cистемная интеграция ИКТ в процесс преподавания всех учебных предметов повышает качество преподавания. ...

«Возможности УМК «Начальная школа XXI века» в рамках концептуальных положений ФГОС начального образования»

«Возможности УМК «Начальная школа XXI века» в рамках концептуальных положений ФГОС начального образования»...

Технологическая карта к уроку русского языка "Личные формы глагола" 4 класс с элементами интеграции (рус.яз, лит.чт. и информатика). УМК Начальная школа XXI ввек.

  Технологическая карта к уроку русского языка по теме «Личные формы глагола» с приложением в виде презентации с элементами дидактической игры "Начальная и личная форма глаголов", был...

Начальная школа. Методические материалы Материалы в помощь учителям начальной школы, реализующим ФГОС

Переход на пятидневную учебную неделю ведется параллельно с переходом на обновленное содержание образования и может быть осуществлен во всех организациях образования, независимо от видов, типов, форм ...