Активные методы обучения и развития младших школьников. Комплекс интеллектуальных игр для организации тренинга мышления на уроках русского языка на начальной ступени образования.
материал по теме

Обанина Елена Николаевна

 

Я считаю, что на уроке не каждый раз нужно ставить отметки. Ведь урок - это не соревнование за лучший результат, а совместная деятельность, где царит дух сопереживания и сотворчества. Активные методы обучения мне дают возможность поддерживать учебную мотивацию учеников на уроках, вносить эффект новизны в их учебную деятельность, активизировать мыслительные процессы и обеспечить личностное развитие ребёнка. Описанные интеллектуальные игры я часто использую на уроках и во внеурочной работе.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktivnye_metody_obucheniya..doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы

на заседании МО  «Мыслитель»

26. 11. 2009г.

Обаниной Е. Н.

Активные методы обучения и развития младших школьников

Известно, до 70% личностных качеств закладывается в начальной школе. И не только базовые навыки, такие как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни.

Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать - вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. И задача педагога так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

Стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.

Наиболее конструктивным решением является создание таких психолого-педагогических условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, свое индивидуальное «Я». Все сказанное выше выводит на понятие «активное обучение».

По словам А. Вербицкого, активное обучение «знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении» [1].

М. Новик выделяет следующие отличительные особенности активного обучения:

  • принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;
  • достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратко-временной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия);
  • самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых.
  • постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателя с помощью прямых и обратных связей.

Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование учебной деятельности и развитие познавательных интересов, и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации. Если раньше знания, полученные в школе, техникуме, вузе, могли служить человеку долго, иногда в течение всей его трудовой жизни, то в век информационного бума их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности.

Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других учащихся.

Под познавательной самостоятельностью принято понимать стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи, желание не только понять усваиваемую учебную информацию, но и способы добывания знаний; критический подход к суждениям других, независимость собственных суждений.

Познавательная активность и познавательная самостоятельность - качества, характеризующие интеллектуальные способности обучающихся к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности.

Важнейшим средством активизации личности в обучении выступают активные методы обучения (АМО). В литературе встречается и другой термин - «Метод активного обучения» (МАО), что означает то же самое.

М. Новик, выделяя неимитационные и имитационные активные группы обучения Те или иные группы методов определяют соответственно и форму (вид) занятия: неимитационное или имитационное.

Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения осуществляется через установление прямых и обратных связей между преподавателем и обучающимися.

Отличительной чертой имитационных занятий является наличие модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной или коллективной профессиональной деятельности). Особенность имитационных методов - разделение их на игровые и неигровые. Методы, при реализации которых обучаемые должны играть определенные роли, относятся к игровым.

М. Новик указывает на их высокий эффект при усвоении материала, поскольку достигается существенное приближение учебного материала к конкретной практической или профессиональной деятельности. При этом значительно усиливаются мотивация и активность обучения.

Характеристика основных активных методов обучения

Проблемное обучение - такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучающихся. Основная задача педагога - не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельной науки.

Проблемное обучение принципиально отличается от информационного обучения. Если в информационном обучении содержание вносится как известный, подлежащий лишь запоминанию материал, то при проблемном обучении новое знание вводится как неизвестное для учащихся. Функция учащихся - не просто переработать информацию, а активно включиться в открытие неизвестного для себя знания.

Основной дидактический прием «включения» мышления учащихся при проблемном обучении - создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи, фиксирующей некоторое противоречие в ее условиях и завершающейся вопросом (вопросами), который это противоречие объективирует. Неизвестным является ответ на вопрос, разрешающий противоречие.

Познавательные задачи должны быть доступны по своей трудности для учащихся, они должны учитывать познавательные возможности обучаемых, лежать в русле изучаемого предмета и быть значимы для усвоения нового материала.

Каково же дидактическое построение проблемного обучения? Главный ее метод, - логически стройное устное изложение, точно и глубоко освещающее основные положения темы. Учебная проблема и система соподчиненных подпроблем, составленных преподавателем, «вписываются» в логику изложения. С помощью соответствующих методических приемов (постановка проблемных и информационных вопросов, выдвижение гипотез, их подтверждение или опровержение, анализ ситуации и др.) педагог побуждает учащихся к совместному размышлению, поиску неизвестного знания. Важнейшая роль в проблемном обучении принадлежит общению диалогического типа. Чем выше степень диалогичности обучения, тем ближе она к проблемной, и наоборот, монологическое изложение приближает обучение к информационной форме.

Таким образом, при проблемном обучении базовыми являются следующие два важнейших элемента:

  • система познавательных задач, отражающих основное содержание темы;
  • общение диалогического типа, предметом которого является вводимый учителем материал.

Имитационные приёмы образовательного процесса

Имитационные приёмы активизации образовательного процесса воспроизводят реальную деятельность человека в окружающем мире. Такие приёмы способствуют накоплению знаний, выработке убеждений, учат оценивать, делать мысленный выбор, моделировать возможное поведение, поступки. Достоинство имитационных приёмов - в их вариативности и возможности многократного повторения, «проигрывания» жизненных проблемных ситуаций.

Игровые имитационные приёмы активизации образовательного процесса:

  • разыгрывание ситуаций в ролях;
  • деловые производственные игры;
  • ситуационно-ролевые игры;
  • стажировка с выполнением различных ролей;
  • деловые учебные игры (варианты: драматизация и театрализация, «Банк»);
  • организационно-деятельностные игры (ОДИ);
  • игровое производственное проектирование и другое.

Неигровые имитационные приёмы активизации образовательного процесса:

  • решение производственных задач;
  • анализ конкретных ситуаций;
  • анализ случайных ситуаций;
  • «мозговой штурм»;
  • социально-психологические тренинги;
  • метод инцидента;
  • действия по инструкции;
  • баскет-метод и другое.

 Неимитационные приёмы образовательного процесса

Неимитационные приёмы образовательного процесса помогают школьникам адаптироваться к методам обучения в вузе, техникуме, колледже. Эти приёмы «включают учащихся» в реальные действия, в которых они являются действительными и действующими участниками, что формирует умение анализировать, оценивать, прогнозировать, принимать решения, выбирать наилучший вариант. Примерами неимитационных приёмов активизации образовательного процесса являются: проблемная лекция, дискуссия, семинар, беседа, конференция, программированное обучение, защита проектов и другое.

К активным методам обучения относятся также проблемные ситуации, обучение через деятельность, групповая и парная работа, методы удивления, любования, уверенности, успеха, диалога, метод эвристических вопросов, имитационный тренинг, организационно-мыслительные игры (ОМИ), дискуссия, синектика и другие.

Из выше сказанного видно, что технология активного обучения включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, вовлекающие каждого из них в мыслительную и поведенческую активность, и направлена на осознание, отработку, обогащение и личностное принятие имеющегося значения каждым учеником. А. Дистервег считал, что надо заставить ученика работать, работать самостоятельно, приучить его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами, что-либо усвоить.

Считаю, что наиболее приемлемыми методами активного обучения в начальной школе является успех.

Чего ждет ребенок, переступивший порог школы? Только успеха. Ситуация успеха -  необходимое условие для перерастания положительного отношения к учебе в активное, творческое.

За время своей педагогической деятельности я убедилась, что успех связан с чувством эмоционального подъема, создает ощущение внутреннего благополучия. Один раз, пережив успех, ребенок будет вновь и вновь стремиться к нему.

Уверенно чувствует себя тот, кто в деятельности опирается и использует свои личные психологические особенности. А чтобы уверенность не терялась, необходимо помочь развитию ребенка. Использование принципа «мини-макса» (объем знаний дается по максимуму, оценивается стандартный минимум; максимум отметок, минимум оценок) помогает поддержать уверенность в себе. Считаю, что важное значение имеет прямое общение детей на уроке. Лишая учащихся общения, мы делаем их менее защищенными, не уверенными в собственных силах, более зависимыми от учителя, не способными к высказыванию собственного мнения. Здесь и имеет большое значение работа в группах и парах: «Повернись к соседу, скажи свой ответ. Если у него так же, он кивнет тебе, если нет, то можно вместе найти верное решение». На уроке математике при выполнении самостоятельной работы я предлагала детям имитировать телефонный разговор:  «Позвони однокласснику, спроси у него, какое значение выражения у него получилось? (какой ответ в задаче?)». Дети использовали модели сотового телефона (цветное изображение телефона, вырезанное из картона): прижимая его к уху «разговаривали с одноклассником, соблюдая нормы этикета»

Я пришла к выводу, что на уроке не каждый раз нужно ставить отметки. Ведь урок - это не соревнование за лучший результат, а совместная деятельность, где царит дух сопереживания и сотворчества.

Что приобретает ученик, пройдя через такой процесс обучения? Самое главное - у него нет страха перед неизвестным, появляется потребность в общении, самостоятельность при решении учебных задач, он умеет доказать свое и уважает чужое мнение, имеет способность к самоконтролю и сопереживанию, яркие эмоции.

Применение активных методов обучения становится более продуктивным, если:

1) осуществляется при условии включения каждого ученика в решение задач в начале процесса усвоения нового материала;

2)  организовано как активное сотрудничество учителя и ученика.

Для эффективного использования активных методов обучения необходимо активное сотрудничество учителя и ученика. Сложившиеся отношения между учителем и учениками влияют на учебную деятельность ученика. Совместное творчество учителей и учеников позволяет говорить о создании своей оригинальной методики. Именно ученики являются активными участниками этого творческого процесса.

Чтобы у учащихся выработалось правильное отношение к учебной деятельности нужно саму учебную деятельность строить особым образом, т.е. систематически и целенаправленно ориентировать школьников на активное мотивированное овладение системой знаний и способов деятельности.

Технология активного обучения - это такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый ученик либо имеет определенное ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи.

Разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний.

Активные методы обучения - это совокупность способов и приемов, вызывающих качественные и количественные изменения, происходящие в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка.

Активные методы выполняют направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии детей, способствуют активному осмыслению знаний. Технология активного обучения - это обучение, соответствующее силам и возможностям школьников.

Преследуя образовательные цели, активные методы обучения воздействуют в комплексе на личность ребенка, влияют на умственное развитие.

В образовательном процессе следует максимально использовать активные, развивающие методы. Они могут и должны быть включены в реальный педагогический процесс.

Список литературы

1. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула 2002

2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 2001.

3. Брушменский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. - М., 2003.

4. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. - М., 2003.

5. Бабушкина О.Ю. Проектирование урока: Пособие для учителя / Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. - Курган, 2005.

6. Гузеев В.В. Образовательная технология - М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка"

Любого учителя начальной школы глубоко волнует вопрос, как помочь учащимся стать грамотными, как усвоить написание непроверяемых слов, именуемыми в школьной практике «словарными». Многолетний оп...

Развитие логического мышления на уроках русского языка в начальных классах

Приведённые в статье упражнения, приёмы работы и задания можно использовать на уроках русского языка во 2 классе. Данная методика способствует развитию внимания, логического мышления учащихся, помогае...

Курсовая работа Тема: «Организация словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»

В этоей работе я постаралась как можно полнее осветить вопрос о работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.Работая над этой темой, я пришла к выводу, что словарная работа ...

Организация словарной работы на уроках русского языка в начальном звене в условиях малокомплектной школы

В данном документе описаны приёмы работы учителя на уроках русского языка в начальной школе при знакомстве с новыми словарными словами. Цель: - Представление различных приемов организации словарн...

Использование современных технологий обучения на уроках русского языка в начальном общем образовании.

Овладение языком, речью - необходимое условие формирования социально активной творческой личности.Главная задача на современном этапе обучения считаю развитие речи. Решение данной проблемы я вижу в ор...

Методическая разработка по теме"Организация словарной работы на уроках русского языка в начальных классах"

Рекомендации для учителей нач.классов  на этапе работы со словами с непроверяемыми написаниями...

Развитие творческого мышления на уроках русского языка в начальных классах

Методические рекомендации для учителей начальных классов...