Образовательный проект "Единство цифры и числа"
методическая разработка по теме

Доклад + презентация.Целью исследования проекта явилось разработка методики развивающего обучения при изучении математики в начальной школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deryabina_n.v._obrazovatelnyy_proekt.rar511.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Зеленокумска

Советского района»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

тема: «Единство цифры и числа»

автор: Дерябина Наталья Викторовна,

        учитель начальных классов

        высшей категории

2010 год

1. Актуальность исследования

           Практическая деятельность школы связана с построением содержания образовательного процесса, его организацией, определением факторов, повышающих образовательную эффективность.

           Быстрота освоения ребёнком письменных математических навыков играет в современных условиях обучения огромную роль (большой объём информации, поэтому, больше пишу – больше узнаю).

           В начальной школе приоритет должен быть отдан развивающей функции в обучении математики.(«Почему?»). Обучение математики должно быть сориентировано не столько на собственное математическое образование в узком смысле этого слова, сколько на формирование интеллектуальных черт личности с помощью математики.

           Приходящие сегодня в школу дети лучше подготовлены к обучению, чем те, с которыми мы имели дело, примерно, 10 лет назад. В начале изучения математики есть так называемый дочисловой период, который состоит из 10 часов. Многолетний опыт работы показал, что растянутое во времени введение чисел не достаточно оправдано. В ходе этого периода основное внимание сосредотачивается на сравнение групп предметов и формирование на этой основе понимание отношений «больше», «меньше», «столько же». Также на этом этапе предусмотрено развитие пространственных представлений (налево, направо, вверх, вниз) и временных представлений (раньше, позже, до, после).

Всё это, помимо большого значения для общего развития ребёнка, имеет непосредственное отношение на формирование понятие числа и усвоению натуральной последовательности чисел. В традиционном обучении по этой теме ребёнку предлагается представления и знания только о приёмах изображения цифры. В тоже время предшествующее развитие ребёнка позволяет введение на этом этапе обучения понятия числа и действий с ним. Одновременное введение не одного, а двух и более чисел, открывает более широкие возможности для сравнения, сопоставления этих чисел для более раннего ознакомления с действиями с ними. Много лет школа проводит занятия с дошкольниками. Проведено исследование готовности детей к школе. Диагностика развития моторики рук детей показала, что более 87 % детей имеют развитую моторику (из сборника «Материалы для организации мониторинга эксперимента», М., Дрофа, 2001)

 Поэтому оправдано не только раннее введение понятие числа, но одновременное формирование записи этого числа. Сокращение дочислового периода освобождает время для работы с числом. Таким образом, формируется резерв учебного времени, который позволяет обогатить содержание уроков разнообразными упражнениями занимательного характера, интересными по содержанию, оформлению, способствующими развитию у детей познавательных способностей, интереса к математике. Практика новой методики помогает направить обучение на активное развитие мыслительных процессов, направить обучение на активное развитие мыслительных процессов, сделать обучение развивающим и повышающим интеллектуальный уровень детей.

Объект исследования: процесс обучения математике в начальной школе.

Предмет исследования: применение методики развивающего обучения на уроке математики в начальной школе.

Цель исследования: разработка методики развивающего обучения при изучении математики в начальной школе.

Задачи проекта: 

- изучить существующую практику обучения математики на примере своей школы

- обосновать необходимость и целесообразность опережающего обучения математики

- разработать принципы подбора и составления учебных задач по теме «Единство цифры и числа»

- предложить новые подходы к организации обучения по данной теме

- доказать положительное влияние методики на повышение интереса детей к учению и развитию интеллекта.

Гипотеза: если в обучении математики раньше, чем в традиционном обучении использовать понятие числа, то

- обеспечит лучше усвоить знания, связанные с получением каждого числа; определением места в ряду чисел; сравнением чисел и др.

- позволит освоить умения использовать цифры и числа для обозначения объектов, признаков и т.д.

- выражать содержание явлений, отношений, действий числом

 

Ожидаемые результаты:

Проверяя гипотезу, мы ищем связь между процессом использования задач по разработанной нами методике и развитием мышления учащихся.

В итоге учащиёся знает о числах и цифрах, операциях с ними, понимает их смысл.

Пути решения:

В психологии, начиная с Л. С. Выготского, придаётся исключительное значение роли освоения знаковых систем в психическом развитии ребёнка. В системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова исходно число выступает как реальное предметное действие измерения величины. Затем это действие представляется с помощью различных модельных средств – цифровых и буквенных обозначений, чертежей, схем. И. Г. Салмина, В. А. Тарасов утверждают, что выполнение математических уже с самого начала требует использование разных знаково – символических средств (цифры, буквы, схемы). При этом знаки и символы должны включаться в их предметную деятельность прежде всего для решения задач, близких к жизненным, а потом уже математических.

В разработке проекта использованы данные педагогической диагностики первоклассников, которые пришли в школу, описанные в книге авторы Ковалёва Г. С. и Иванова С. В., 2001.

Обобщение опыта работы данных педагогов страны позволили прийти к выводу, что в условиях школы, на основе типовой учебной программы может быть изменено время прохождения дочислового периода в сторону уменьшения часов по изучению цифры  и использования резерва времени для работы с понятием числа.

Система уроков дочислового изучения математики

Уроки

Методические задачи

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Счёт предметов

диагностический

Определение уровня математической подготовки детей, изучение практического выполнения счёта предметов

участвуют в игровой деятельности, учатся изображению и штриховке геометрических фигур

2.Сравнение групп предметов. Отношения «больше!, «меньше», «столько же»

обучающая

сравнение групп предметов

учатся изображать предметы в нужном количестве

3. Пространственные представления. Взаимное расположение предметов «вверх», «вниз», «направо», «налево», «за», «перед», «между»

обучающая

ознакомление с местоположением предметов в пространстве

проводят поисковые практические действия по определению местоположения предметов

4. Временные представления «раньше», «позже»», «сначала»

информационная

беседа с использованием обучающей компьютерной программы «Человек – природа – общество»

слушают и участвуют в беседе

5. На сколько больше, на сколько меньше

обучающая

организует практическую деятельность учеников

практическая работа в тетрадях по образцу

6. Контрольная беседа по теме «Устное применение числа»

систематизирующая

организация работы по контролю знаний

самостоятельная работа учеников

7 – 32 Числа от 1 до 10

Освободившиеся 4 часа использованы на углубление числовой грамотности учащихся, развитие их логического мышления. Это уроки по темам:

Методика дополнительных уроков

33. Путешествие по станциям

Подведение итогов в работе с числами от 1 до 10 в занимательной форме в виде обобщающей таблицы «Числовая лесенка», позволяющая повторить все основные вопросы, связанные с получением каждого числа, определением его места в ряду чисел, сравнение чисел

34. Математические «загадки»

Решение задач повышенной сложности: на нахождение суммы, на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, задачи с геометрическим содержанием и т. д.

35. В стране выученных уроков

Решение задач с вычленением причинно-следственных связей: задачи на логическое мышление, весёлые задачи в стихах, задачи с практическим значением ответа

36. Математический КВН

Обобщение знаний по теме

Введение таких уроков завершает изучение ознакомления цифры и числа, является новым подходом к организации уроков, отмечает традиционную методику и усовершенствованную методику изучения темы, реализуют межпредметную связь, а нестандартная форма проведения уроков повышает мотивацию к учению.

Результаты работы:

1. Составление тематического планирования

2. Подбор дидактического материала

3. Увеличение скорости письма

4. Умение правильно употреблять математические термины в речи

5. Умение составлять и зарисовывать придуманные задачи самими детьми.

Практика работы по данной теме решает поставленные задачи (повторить текст задач)

Список литературы

1. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., «Народное образование», 1989 г.

2. Тонких А. П. Логические игры и задачи на уроках математики, Ярославль, «Академия развития».

3. Макрушина О. А.  Сборник текстовых задач по математике, Москва, «Вако»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики во 2 классе по теме "Анализ структуры трехзначного числа. Понятие цифра и число. Разрядное слагаемое"

Данный урок формирует понятия у учащихся "трехзначные числа", "разрядный состав трехзначных чисел". Этот материал позволяет ученикам запомнить  разрядный состав трехзначного числа, научиться чита...

"Цифры и числа. Римские цифры" Презентация к уроку математики 1 класс

Презентация к уроку "Цифры и числа. Римские цифры" 1 Класс...

Число и цифра 1. Число и цифра 2.

Презентация к уроку "Число и цифра 1. Число и цифра 2"....

конспект урока математики для детей с ОВЗ по теме: «Число и цифра 7. Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа»,

laquo;Число и цифра 7. Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа. Познакомить обучающихся с числом и цифрой 7, с получением и составом числа 7.Научить писать цифру 7 в соответстви...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Класс: 1 Тема урока «Числа от 1 до 5. Получение. Запись. Сравнение. Соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых.»

Тип урока: общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: повторение нумерации чисел 1-5. Знакомство с составом числа 5.Задачи урокаДидактические: 1 закрепить понятие «чи...

Технологическая карта урока математики, "Числа от 1 до 5. Получение, сравнение, соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых", УМК "Школа России", 1 класс

Цель урока: Повторение нумерации чисел от 1 до 5. Знакомство с составом числа 5.Задачи урока:Дидактические:1. Закрепить понятие «число» и «цифра»;2. Проанализировать степень ус...