Формирование креативных способностей, влияющих на развитие позавательной активности учащихся.
статья (4 класс) по теме

Костенко Елена Геннадьевна

«В наши дни талант и творческая одаренность

становятся залогом экономического процветания

и средством национального престижа»

(Лук А.Н.)

Начальная школа – наиболее ответственный период жизни человека. Именно в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание. Этот возраст наиболее благоприятный для формирования личности, развития интеллектуальных способностей, начала творческого развития личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_samoobrazovaniyu.doc323 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Формирование креативных способностей, влияющих на развитие творческой личности»

Костенко Е.Г.

«В наши дни талант и творческая одаренность

становятся залогом экономического процветания

и средством национального престижа»

(Лук А.Н.)

Введение

         Начальная школа – наиболее ответственный период жизни человека. Именно в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание. Этот возраст наиболее благоприятный для формирования личности, развития интеллектуальных способностей, начала творческого развития личности.

Важно  научить детей адаптироваться к современным условиям, не только не потеряв собственного «я», но и достигнув  вершины, которая как мне представляется, является осознанием себя человеком творческим.

Отсюда тема моей методической работы:

«Формирование креативных способностей, влияющих на развитие творческой личности»

Целью деятельности считаю: создание условий, способствующих  формированию таких познавательных процессов, которые являются благоприятными предпосылками для развития креативных способностей учащихся.                                                                                                    

Для этого ставлю перед собой следующие задачи:

  1. Определить виды познавательных процессов, которые являются благоприятными предпосылками для развития креативных способностей учащихся.
  2. Изучить уровень развития данных видов познавательных процессов у учащихся.
  3. Подобрать методы, приёмы, средства способствующие  формированию определённых познавательных процессов, которые являются благоприятными предпосылками для развития креативных способностей учащихся.
  4. Проверить эффективность проделанной работы.

Для того, чтобы определить,  какие виды познавательных процессов являются благоприятными для развития креативных способностей учащихся, изучила труды  ведущих психологов, исследователей, педагогов.                                                                                                Так, по мнению исследователей В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, Д.Б. Эльконина,  креативные способности учащихся являются самостоятельным структурным элементом содержания образования.  Ими  неоднократно отмечается то, что сейчас, в условиях стремительно нарастающей информации, особое значение приобретает развитие и активизация творческого мышления, творческого воображения, необходимого для формирования креативных способностей. Разделяя точку зрения с И.Я Лернером и учитывая свои педагогические наблюдения, знаю, что подлинное усвоение любого учебного предмета невозможно без активной деятельности воображения, без умения  вообразить то, о чем пишется в учебнике, о чем говорит учитель, без умения оперировать наглядными образами.

Учить творчеству не только возможно, но и нужно. 

Моя миссия как педагога,  заключается в том, чтобы помочь ребёнку научиться  творить. И тогда ребенок сможет:

  • Слышать, ощущать, видеть с закрытыми глазами  (где источником  осмысления  творчества является  память; источником  передачи творчества – речь).
  • Мечтать (ведь именно фантазия – «цемент», скрепляющий самые разные - в их единстве – вещи  в одно удивительное целое),
  • И,  главное, развить творческое мышление  и творческое воображение.

Систему работы по созданию условий, благоприятных для развития креативных способностей учащихся, представила в виде модели:

Где первая ступень - формирование положительной мотивации в учении

 

Работая в школе, и опираясь на свой педагогический опыт знаю, что одной из актуальных проблем является формирование положительной мотивации учения, поэтому необходимо подобрать наиболее эффективные пути её развития.    

Особое внимание уделяю:

  • созданию атмосферы открытости и доверия между учителем и учащимися, положительного микроклимата в классе.

(результаты фиксировались в виде эмоционального термометра, эмоциональной таблицы, цветовых фигур и т. д.)

О том, насколько  создан благоприятный психологический климат,свидетельствует диагностическое исследование учащихся по методике В.С. Ивашкина, В.В. Онуфриевой, где  показатель уровня вырос на 4,7 балла, что свидетельствует о создании благоприятной образовательной  среды.  

Рисунок Результаты  исследования психологического климата в коллективе.

  • Кроме того,  важно стимулирование и максимальное использование мотивации достижения успехов в учебной, трудовой, игровой  и творческой деятельности детей. Усиление такой мотивации, приносит двоякую пользу: во-первых, у ребенка закрепляется жизненно весьма полезная и достаточно устойчивая личностная черта - мотив достижения успеха, доминирующий над мотивом избегания неудачи; во-вторых, это приводит к ускоренному развитию разнообразных  способностей ребенка, в том числе креативных.

 Работа по изучению мотивации школьников проводилась совместно с психологом школы на протяжении всех лет обучения в начальной школе и на начало обучения в 5 классе. В итоге были получены следующие результаты подтверждающие рост учебной мотивации.

Рисунок 3.Уровень мотивации на начало обучения в начальной школе.

Рисунок 4. Уровень мотивации на конец обучения в начальной школе.

Рисунок 5. Уровень мотивации на начало обучения в 5 классе.

Вторая ступень - формирование познавательных процессов учащихся (внимания, памяти, мышления, развития речи, воображения),  которые в свою очередь являются предпосылками для развития творческих (креативных) способностей личности.

Третья ступень - развитие творческого мышления и воображения учащихся через  творческую деятельность.

Для этого, используя классификацию творческих заданий Тереховой, определила систему таких заданий, которые требуют от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, а также подобрала формы, методы,  приёмы и определила область их применения.

        В своей педагогической технологии использую различные дидактические действия:

1) опосредование, направленное на передачу своих знаний ученикам;

2) регулирование работы при помощи  разных

   методов:

   а) по источникам передачи и характеру восприятия:

  • словесный (беседа, рассказ, описание и т.д.);
  • наглядный (наблюдение, демонстрация, эксперимент);
  • практический (упражнения, письменные и графические работы).

    б) по дидактическим задачам:

  • приобретение знаний;
  • формирование умений и навыков;
  • применение их на практике;
  • методы творческой деятельности;
  • закрепление;
  • проверка ЗУНов.

    в) по характеру познавательной деятельности:

  • объяснительно-иллюстративные;
  • репродуктивные;
  • проблемного изложения;
  • эвристический (частично- поисковый);
  • исследовательский;
  • рефлексивный;
  • метод проектов;

    г) по характеру творческой деятельности:

  • метод фокальных объектов;
  • метод контрольных вопросов,
  • дихотомия,
  • моделирование

Приёмы:

  • перебор вариантов
  • устранения противоречий,
  • создание проблемных ситуаций,
  • игровые приёмы
  • создание ситуации познавательного поиска
  • приёмы фантазирования и т.п.

форм обучения:

  • индивидуальные, парные, групповые (коллективные), фронтальные; 
  • классные и внеклассные;

     средств обучения:

  • натуральные объекты (оригиналы) - гербарии, коллекции и т.д.; 
  • изображения и отображения (муляжи, модели, таблицы, иллюстрации)
  • описания предметов и явлений условными средствами (слова, графика, схемы, диаграммы, карты, кроссворды, сканворды и пр.); 
  • технические средства обучения. 

Все эти педагогические действия применяю на уроках, творческого характера: По способу проведения:

  • уроки - практические занятия;
  • уроки-экскурсии;
  • урок- «круглый стол»
  • урок – творческий отчёт
  • урок - презентация
  1. По характеру познавательной деятельности:
  • уроки первоначального восприятия фактов;
  • уроки формирования понятий и т.д.
  1. По степени самостоятельности работы:
  • работа учителя с классом;
  • самостоятельная работа учащихся.
  1. По дидактической цели (по задачам):
  • урок - овладение новым;
  • урок - формирование умений, их усвоение и совершенствование;
  • урок обобщения и систематизации;
  • урок повторения и закрепления ЗУНов;
  • контрольно-проверочные уроки;
  • комбинированные.

       Уроки строю в различных формах: уроки - соревнования; уроки - КВН;  уроки - взаимообучение учащихся;  уроки творческих отчетов;  уроки - фантазии; уроки - игры;  уроки - поиски истин;   уроки - путешествия;  уроки - ролевые игры;  уроки "Поле Чудес"; уроки-сказки

Урочная работа не даст полноценных результатов, если не будет сочетаться с внеклассной деятельностью по предмету.

Образовательное пространство курса начальной школы в условиях общеобразовательной школы делится на 2 блока:

                                             Обучение

     1 БЛОК

Урочная деятельность  

2 БЛОК

Внеурочная деятельность

                                               ПРИНЦИПЫ:

  • Принцип единства воспитания, образования и развития школьников
  • Принцип научности
  • Принцип оптимизации процесса обучения( он характеризует деятельность учителя, как на уроке, так и вне урока и обращён к процессу обучения)
  • Принцип связи учебных предметов с жизнью
  • Принцип прочности и действенности результатов начального обучения

Мы участвуем во всех школьных мероприятих: викторинах, интеллектуальных играх, КВН, и пр.

В школе регулярно проводятся выставки работ учащихся. Школьники принимают активное участие в подобных мероприятиях. Выставки способствуют развитию и поддержанию интереса к изучению предметов носят соревновательный характер, т. к. школьники стараются выполнить свои работы правильно, качественно и интересно.

        Учащиеся регулярно участвуют в школьных  олимпиадах 

.Участие детей в олимпиадах школьного тура.

Анализируя показатели можно сделать вывод о росте достижений учащихся в предметных олимпиадах школьного тура.

Ежегодно учащиеся моего класса принимали участие в международных конкурсах « Кенгуру» по математике и « Русский медвежонок» по русскому языку. Имеются призовые места на школьном уровне.

Ведение факультативных занятий способствует не только расширению кругозора, углублению знаний, но и даёт возможность учащимся  самореализоваться, проявить свои способности.

Планируя работу как классного руководителя так же особое внимание уделяю вовлечению учащихся в созидательную, творческую деятельность:

- при организации жизни класса во внеучебное время (праздники, утренники, КВН, викторины, интеллектуальные игры и тп.-фото

- при развитии самоуправления в классе (выполняя свои обязанности, дети чувствуют себя нужными, значимыми, у них появляется возможность проявить себя),

- при тесном сотрудничестве с родителями учащихся, вовлекая их в учебно-воспитательный процесс (родители с удовольствием участвуют в мероприятиях класса:  театральных постановках, выставках творческих работ, конкурсах сочинений, рисунков, газет и пр.)фото

        Посредством диагностического исследования, можно проследить, что данная система работы  способствует   формированию  познавательных процессов, таких как творческое мышление и творческое воображение.

Для определения уровня параметров творческого мышления  использовала  методику Е.Туника. Результаты  получила следующие:

Рисунок 3 . Результаты диагностики творческого мышления.

Сравнивая показатели параметров творческого мышления, можно сделать следующие выводы: прослеживается положительная динамика роста показателей параметров творческого мышления. Параметры Беглости творческого мышления поднялись  со среднего уровня  на высокий уровень; гибкости  мышления стабильно остаются на среднем уровне; оригинальности мышления с низкого уровня повысились до среднего; точности мышления со среднего  до выше среднего.

Определение уровня развития творческого воображения проведено с помощью методик Е. Торренса.  

Рисунок 4.Результаты диагностики творческого воображения.

Анализируя результаты  видно, что к концу 4 класса понизились показатели очень низкого и слабого уровня, а появились и возросли показатели продуктивного и высокого уровней.

Можно сделать следующие выводы:

В ходе решения поставленных задач, мною были определены виды познавательных процессов, которые являются благоприятными предпосылками для развития креативных способностей уч-ся, подобраны методы, приёмы, средства для развития творческого мышления и воображения; и изучен уровень развития данных видов познавательных процессов у учащихся.

Таким образом, предложенная система помогает не только отследить уровень развития каждого ученика, но и четко определить конкретные задачи для поэтапного продвижения вперед. Эти задачи направлены прежде всего на то, чтобы научить и говорить, и читать, и мыслить, а главное, самостоятельно добывать знания, уметь работать индивидуально и сообща, воспитать в себе человека творческого во всем.

        

В заключение, хотелось бы отметить:

Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело - задача, то более, то менее трудная. При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости - все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Развивая эти способности, я даю предпосылки для развития творческой личности.

Приложение 1

Описание диагностического исследования «Аукцион»

Детям раздаются листы с определёнными критериями. Каждый критерий необходимо оценить по пятибалльной системе.

  1. Патриотизм
  2. Товарищество
  3. Уважение к старшим
  4. Доброта
  5. Честность
  6. Трудолюбие
  7. Бережливость
  8. Дисциплинированность
  9. Прилежность
  10. Любознательность
  11. Любовь к прекрасному
  12. Стремление быть ловким, смелым, сильным

По ответам учащихся высчитывается средний балл и вычерчивается графическая диаграмма. На основе результатов строится коррекционная работа. Через некоторое время, диагностика повторяется.

Описание социометрического исследования.

Учащимся предлагается ответить на три вопроса. Учащиеся должны назвать трёх своих одноклассников при ответе на каждый вопрос.

  1. Если ты не знаешь домашнего задания, то к кому из ребят ты можешь обратиться за помощью?
  2. У тебя день рождения. Кого ты из класса пригласишь?
  3. Представь себе, что у тебя есть право создать команду для путешествия на Марс. Кого ты с собой возьмёшь?

Приложение 2.

Описание диагностики уровня психологического климата в клаасе по методике «Психологический климат классного коллектива по методике В.С. Ивашкина, В.В. Онуфриевой».

Инструкция. Испытуемым предлагается три вопроса:

а) Всегда ли учащихся вашего класса волнуют успехи и неудачи друг друга в учебе?

б) Всегда ли учащиеся вашего класса оказывают помощь друг другу в учебе?

в) Все ли учащиеся вашего класса ответственно относятся к учебе?

Дается инструкция: «По каждому вопросу оцените свой класс, пользуясь пятибалльной шкалой».

  • Всегда волнует - 5
  • Чаще волнует - 4
  • Волнует в половине случаев - 3
  • Чаще не волнует - 2
  • Совсем не волнует – 1

Вычисляется средний балл по всем вопросам.

 Критерии оценки. Если:

а) X > 4,5 балла, показатель психологического климата высокий.

б) 3,5 < Х < 4,5- показатель психологического климата средний.

в) В остальных случаях показатель психологического климата низкий.

Приложение 3.

Описание диагностики Е.Туника по выявлению уровней параметров творческого мышления.

Исследуемые факторы:

Беглость (легкость, продуктивность) – этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов.

Гибкость – фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов.

Оригинальность – фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа.

Точность – фактор, характеризующий стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.

Результаты выполнения теста оцениваются в баллах- по количеству ответов (вариантов)

Субтест 1. Использование предметов (варианты употребления)- для определения беглости мышления.

Субтест 2. Последствия ситуации- для определения гибкости мышления.

Субтест 3. Слова. Придумать слова, которые начинаются или оканчиваются определенным слогом – для определения параметра точности мышления.

Для определения оригинальности мышления используется субтесты 4,5.6.

Субтест 4. Выражение. Придумать предложения, состоящие из четырех слов, каждое из которых начинается с указанной буквы.

Субтест 5. Словесная ассоциация. Привести как можно больше определений для общеупотребительных слов.

Субтест 6. Эскизы. Превратить в различные изображения одинаковые фигуры (круги), приводимые в квадратах

По каждому субтесту высчитывается средний балл.

Приложение 4.

Описание для определения уровня развития творческого воображения по  методике Е. Торренса. Тест «Неполные фигуры».

Ребенку на отдельных бланках показывают изображения простых геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, трапеция) или контуры элементов отдельных предметов. И предлагают на основании каждой из предлагаемых фигур нарисовать как можно больше рисунков, причем дорисовывание может производиться как внутри контура, так и за ее пределами при любом удобном для ребенка повороте листа и изображении фигуры, т.е. можно использовать каждую фигуру в разных ракурсах.

Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается.

Время работы не ограничивается.

Существует шесть  качественных уровней, определяющих уровень сформированности воображения, на которые можно распределить всю совокупность детских рисунков:

1 уровень – работам свойственна чрезвычайная схематичность, практически полное отсутствие деталей. Дети изображают единичные предметы, контуры которых, как правило, совпадают с контурами предложенных геометрических фигур.

2 уровень характеризуется меньшей схематичностью изображения, появлением большого числа деталей как внутри основного контура, так и за его пределами.

3 уровень – характерно возникновение вокруг основного изображения «поля вещей», т.е. предметной оформленности окружающей среды (так, трапеция, уже не просто тарелка, а ваза, стоящая на столе, или круг – не просто яблоко, а на тарелке). На этом уровне наблюдается также изменение масштабов изображения за счет использования заданной тест-фигуры в качестве какой-либо крупной детали целостного изображения (например, круг уже не мяч или воздушный шар, а голова человека, животного)

 4 уровень – в работах отмечается широко развернутая предметная среда. Дети, превратив тест-фигуру в какой-либо предмет, добавляют к рисунку все новые элементы, организуя целостную композицию согласно воображаемому сюжету.

5 уровень – для работ характерно многократное использование заданной фигуры при построении единой смысловой композиции.

6 уровень – качественное отличие данного уровня от предшествующих. На этом уровне отмечается наибольшая свобода использования внешних данных лишь как  «материала», толчка к воображению и творчеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование креативных способностей у младших школьников через творческие задания на уроках окружающего мира.

Обозначенная мною тема концепции продиктована противоречивой ситуацией, создавшейся в обществе: с одной стороны возрастающие потребности общества в творчески активных людях, с другой стороны недостато...

Формы работы над формированием вычислительных навыков как средство развития познавательной активности учащихся

Данный материал будет очень полезен на уроках математики в начальных классах при формировании у учащихся вычислительных навыков....

Статья "Развитие познавательной активности учащихся с задержкой психического развития в процессе обучения математике с использованием наглядно-дидактического и игрового материала"

Особенности познавательной деятельности детей с ЗПР.Целевое назначение наглядно-дидактического и игрового материала.Наглядно-дидактический и игровой материал как средство активизации познавательной де...

Развитие творческой активности учащихся. Рекомендации для педагогов по развитию творческой активности детей.

Рекомендации дя развития творческой активности детей в процессе любимых занятий...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ...

Мастер-класс «Формирование креативного мышления в рамках развития функциональной грамотности у младших школьников»

Мастер-класс «Формирование креативного мышления в рамках развития функциональной грамотности у младших школьников»...