Эссе: «Осуществление индивидуального подхода к учащимся на уроке»
статья (1,2,3,4 класс) по теме

Георгиева Светлана Валерьевна

 

В эссе выражены индивидуальные впечатления и соображения автора по вопросу организации индивидуального подхода учителя к учащимся в начальной школе. Кроме того, в работе приведены наиболее предпочтительные варианты алгоритма планирования учебного процесса, обеспечивающие учет индивидуальных особенностей учеников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_individualnyy_podhod.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе

Осуществление индивидуального подхода к учащимся на уроке

ПЛАН

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ

2. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ

3. ДИАГНОСТИКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Изменения, произошедшие за последние десятилетия в жизни страны, ставят перед нами новые цели, а именно гумманизация, ориентация на развитие личности и учет индивидуальных особенностей в обучении, создание новых возможностей для творчества. Я уверена, что учет индивидуальных способностей учащихся - это ведущая характеристика формирования результатов учебной деятельности. Не бывает неспособных людей, т.к. каждый реализует индивидуальные способности по-своему. Следовательно, эту качественную индивидуальность необходимо учитывать в учебном процессе, потому что именно ею во многом определяются интерес, успехи ученика. При этом важно, чтобы у учащихся в процессе обучения формировался индивидуальный стиль работы, индивидуально-своеобразные способы действий, только в этом случае обучение создает максимальные условия для расцвета индивидуальности ученика.

В психологии учет индивидуальных особенностей каждого ребенка в учебно-воспитательной работе называется индивидуальным подходом.

В психолого-педагогической литературе индивидуальный подход рассматривается как: средство повышения эффективности обучения (В.И. Гладких, М.Д. Сонин), средство развития их познавательной активности и самостоятельности (И.Э. Унт, Е.С.Рабунский, Н.В. Промоторова, И.Б. Закирова), сочетание организации фронтальной, групповой и индивидуальной работы учащихся (В.И. Загвязинский, Е.С. Рабунский, Т.М. Николаева, Л.П. Кныш).

Индивидуальный подход - это гибкое использование педагогом различных форм и методов с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса. Индивидуальный подход необходим как трудному, так и благополучному ребёнку, т.к. помогает ему осознать свою индивидуальность, научиться управлять своим поведением, эмоциями, адекватно оценивать собственные сильные и корректировать слабые стороны

По мнению Шадрикова В.Д., проблема индивидуализации обучения - одна из центральных психолого-педагогических проблем. Данная проблема заключается не в решении вопроса о необходимости индивидуализации как таковой, а в отсутствии конкретных способов ее осуществления. Уровень профессиональности учителя во многом определяется тем, как он на практике реализует принцип индивидуального подхода к каждому ученику.

Я стараюсь учитывать особенности внимания при построении урока  и в организации учебной деятельности

Воспитание внимательности немыслимо без самовоспитания внимания. Когда цели воспитания становятся целями личности, оно особенно эффективно . Мне необходимо быть внимательной и наблюдательной, не спрашивает учеников — поняли они меня или нет, а читать это по их лицам; держать в поле зрения весь класс, все дела, все происходящее; чувство аудитории; любить свои предметы;  развивать артистизм; уделять внимание к внутреннему миру учеников; быть заботливой; проявлять внимательность к своим действиям, осуществлять постоянный самоконтроль; демонстрировать уверенность в себе; внутренняя сила — это не крик и шум, а спокойная твердость, четкость, собранность; организовывать деловое, энергичное ведение урока; проявлять умение поддерживать постоянный контакт с классом.

Мне необходимо учитывать индивидуальные различия в памяти при построении урока и организации учебной деятельности.

Учет индивидуальных различий в видах памяти. Известно, что между учениками существуют значительные различия в показателях продуктивности отдельных видов памяти: одни легко запоминают образный материал, другие — эмоциональный, третьи — вербальный, четвертые — движения.

Учет индивидуальных различий в скорости запоминания и прочности сохранения. Установлено, что скорость запоминания не связана линейной зависимостью с прочностью сохранения. Как известно, все люди делятся на четыре группы: 1) быстро запоминающие и медленно забывающие; 2) быстро запоминающие и быстро забывающие; 3) медленно запоминающие и медленно забывающие; 4) медленно запоминающие и быстро забывающие. Это проявляется и в учебной деятельности.

Я осуществляю учет индивидуальных различий представлений и образов в организации учебной деятельности

Процесс создания и оперирования представлениями предполагает переработку и обобщение исходной информации, при этом часть информации неизбежно теряется, другая же часть, дополненная сведениями из прошлого опыта, закрепляется в образе-представлении. Что будет отражено в представлении, во многом определяется стратегией визуализации.

Учет индивидуальных различий устойчивости представлений. Экспериментально установлено, что вне зависимости от яркости (четкости) представлений длительность их сохранения в сознании сугубо индивидуальна. Устойчивость представления не зависит от яркости впечатления, силы раздражителя или продолжительности восприятия, а определяется контролируемостью представлений, т. е. способностью субъекта по собственному желанию или указанию другого индивида удерживать в уме желаемый образ.

Я знаю, что после завершения формирования представлений на уроке, у одних учеников они в самое короткое время вытесняются новыми впечатлениями и образами, а у других сохраняются длительное время. Хорошая устойчивость представлений облегчает самостоятельную работу ученика дома при подготовке уроков и занятиях по самообразованию, а слабая устойчивость вынуждает школьника фактически заново самостоятельно формировать представление на основе материала учебника. Учитывается устойчивость индивидуальных различий в скорости формирования представлений и образов. Экспериментально установлено, что скорость формирования вторичных образов связана с их яркостью и отчетливостью. Мне на уроке следует ориентироваться на учеников с низкой скоростью формирования образов-представлений, учитывая специфику модальности.

Скорость формирования образов творческого воображения зависит от наличия соответствующей установки, называемой вдохновением или творческим порывом.

Индивидуальный подход к проверке правильности представлений.  Школьнику, страдающему дефектами речи, я предлагаю письменно ответить на вопрос, так как речевое формулирование своих представлений крайне затруднительно для него.

Индивидуальный подход выражается в опоре на более развитый у ребенка вид представлений или образов, в дозировании времени, отведенного на их формирование, оказании помощи ученику в выработке индивидуального стиля визуализации, учете прошлого опыта школьника, подборе наиболее приемлемых для него способов объективации представлений, приемов создания новых образов, в создании на уроке творческой атмосферы.

Мною осуществляется учет индивидуальных различий в содержании образов.

Для успешного усвоении учащимися учебного материала необходимо осуществлять тщательное планирование учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.

На рисунке представлен один из наиболее предпочтительных вариантов алгоритма планирования учебного процесса.

Особо важным моментом в обучении я считаю этап организации контроля знаний, умений и навыков учащихся. Текущий контроль за усвоением материала проводится мной на разных этапах урока обычно в виде:

  • опроса по карточкам – заданиям обучающего характера. Такие задания применяются для первичного закрепления материала, для формирования основных умений, для организации индивидуальной работы по восполнению пробелов в знаниях учащихся;
  • математического или графического диктанта с целью проверки подготовленности учащихся к восприятию нового материала;
  • проверочных, самостоятельных, контрольных работ разноуровневого характера. Такая структура позволяет каждому из учеников выполнять работу на посильном для него уровне и вместе с тем ставит ученика перед необходимостью подняться до уровня коллективных достижений, обеспечивает развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
  • тестов, позволяющих проводить оперативный контроль за усвоением материала;
  • комбинированного опроса;
  • зачётов;
  • опроса с выборочной системой ответов: карточек – заданий для самоконтроля. Такие карточки использую и на уроках обобщающего повторения для подготовки учащихся к контрольной работе по изученной теме, цель которых – дать ученику возможность самостоятельно проверить усвоенность материала темы. Задания для самоконтроля подбираю по всей пройденной теме. Они соответствуют уровню обязательных требований, и сюда же включены задачи, несколько превышающие обязательный уровень. В этих карточках есть ответы и указания к решению задач для слабо успевающих учеников.  

В процессе проведения контроля за усвоением материала необходимо заботиться о том, чтобы сильные учащиеся одолевали более трудные задания, а слабые получали соответствующую помощь, позволяющую им  овладеть необходимыми умениями и навыками. Каждую самостоятельную работу мне необходимо анализировать и планировать дальнейшую работу с учетом выявленных результатов. Непонимания материала и отсюда неумение справиться с заданиями, которые предлагаются ученикам, основная причина потери интереса к предмету.

Домашняя работа тесно связана с работой на уроке и рассчитана главным образом на развитие самостоятельности учащихся и их творческого мышления. Обычно оно состоит из заданий:

  • для всех учащихся;
  • повышенной сложности;
  • индивидуального задания для ликвидации пробелов.

При организации занятий планирую задания, содержащие различные варианты с системой разноуровневых заданий, применяемые на разных этапах учебного процесса. С этой целью осуществляется разделение учебного коллектива на группы:

1) группа продвинутого уровня (составляют учащиеся, которые ведут работу с материалом большей сложности и находят решения задачи самостоятельно или с небольшой помощью учителя);

2) группа базового стандарта (учащиеся имеют достаточные знания для решения стандартных задач, затрудняются при переходе к решению задач нового типа и не справляются с решением сложных задач);

3) группа усиленной педагогической поддержки (учащиеся этой группы имеют пробелы в знаниях программного материала, искажают содержание теории в применении к решению задач).

Система работы с учащимися третьей группы включает в себя различные ступени:

  • выявление отставаний в знаниях, умениях и навыках;
  • ликвидация пробелов;
  • устранение причин неуспеваемости;
  • формирование интереса и мотивации к учёбе;
  • дифференцирование учебных задач и оценок деятельности учащихся.

Таким образом, индивидуальный подход в обучении – это создание разнообразных условий обучения с целью учета особенностей их контингента. Он является комплексом методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в однородных группах. Реализация индивидуального подхода в процессе обучения помогает оптимизировать процесс обучения в разнородных группах и добиться как можно более высокого раскрытия потенциала каждого ученика или отдельно взятой группы

Литература

  1. Белошистая А.В. Обучение математике с учетом индивидуальных особенностей ребенка // Вопросы психологии. 2001.№5.С.116-123.
  2. Булычева Л.С. «Индивидуальный подход к учащимся как условие предупреждения их неуспеваемости». Просвещение, 1974г
  3. Гусев В.А. «Индивидуализация учебной деятельности учащихся как основа дифференцированного обучения математике в средней школе». М.Ш.№4-1990г
  4. Груднев Я.И. «Совершенствование методики работы учителя математики» М.Просвещение, 1990г
  5. Ильченко Е.И. «Индивидуальный подход к учащимся при организации домашней работы». М. Просвещение, 1974г
  6. Капиносов А.Н. «Уровневая дифференциация при обучении математике». М.Ш. №5-1990г
  7. Психологический словарь/ Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика – Пресс, 1997. – 440с.:
  8. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников (на основе анализа самостоятельной деятельности). - М.: Педагогика, 1975.
  9. Шадриков В.Д. Психологическое описание нормального человека


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА.

«Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либ...

Осуществление индивидуального подхода к ученикам начальных классов с нарушениями письма и чтения.

Как помочь учащимся начальных классов преодолеть трудности в обучении русскому языку? Что должен знать грамотный педагог для осуществления помощи детям-дизграфикам?...

Доклад на Методическое объединение "Особенности осуществления индивидуального подхода во взаимодействии с учащимися коррекционной школы".

Индивидуальный подход необходим умственно отсталым учащимся, он направлен на создание благоприятных условий воспитания, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка (особенности высшей н...

Доклад на тему "Индивидуальный подход к учащимся на уроках русского языка".

Перед каждым творчески работающим учителем возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь....

Осуществление индивидуального подхода к творческой личности

Осуществление индивидуального подхода к творческой личности...

Осуществление индивидуального подхода к творческой личности и её развитию

Осуществление индивидуального подхода к творческой личности и её развитию...