Статья: "Развитие творческой активности и самостоятельности учащихся младших классов" Учитель начальных классов: Годилова Л.Н.
статья (3 класс) по теме

О развитии самостоятельности младших школьников в учебной и внеучебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razv._tvorcheskoy_aktivnosti_i_samostoyatelnosti.docx16.72 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема: «Развитие творческой  активности и самостоятельности учащихся младших классов».

Учитель начальных классов ГОУ СОШ 455: Годилова Л.Н.

Одна из задач образования – это развитие у детей качеств  творческой личности. Для этого  помимо развития мыслительных операций  очень важно развивать индивидуальность ребенка, дать возможность ему самовыразиться и самоутвердиться. А значит надо развивать творческую самостоятельность мышления и поведения.  Что такое самостоятельность? Самостоятельность характеризуется следующими признаками:

потребностью в знаниях, умением самостоятельно мыслить, способностью ориентироваться в новой ситуации, стремлением найти свой подход к новой задаче, желанием глубже понять не только усваиваемые знания, но и способы их добывания, критическим подходом к изучаемому материалу, к суждениям других учеников, способностью высказывать свою точку зрения, независимую от других.

Учитель, начиная с первых классов, должен помочь ученику раскрыться, дать почувствовать свою ценность. Он должен быть творческой личностью, стремиться сделать ученика заинтересованным единомышленником, создавать на уроках творческую обстановку. Дать возможность ученику самостоятельно сформулировать тему урока, составить его план урока, вывести какое – либо правило, закон, сделать свое открытие. Учитель должен с уважением относиться  к незнанию учеников, побуждать их к самостоятельной творческой деятельности.

            Совместная творческая работа учителя и ученика на уроке, открывает путь  формированию индивидуальности ученика, так как в процессе выполнения творческого задания ученик старается выполнить  его по-своему.

          Главным условием для проявления творческой самостоятельности, является предоставление свободы для творчества на уроке и проявление своих способностей, а также уважительного отношения к работе других учеников.

              Самостоятельная творческая деятельность связана с разными видами деятельности, через которые дети проявляют свое творчество, передают свое видение и чувства,  а самое главное, получают возможность сразу видеть плоды своего творческого процесса. Чем младше школьник, тем быстрей он хочет немедленного результата.   Ценность детского творчества, - не в результате, а в процессе творчества. Одним из условий детского творчества является самостоятельность. Творчество учащихся тем и ценно, что они сами открывают что-то новое, ранее неизвестное. Дети должны творить, а не пассивно воспринимать окружающий мир.

Хорошо, если девизом урока будет: «Мы все талантливы!»

Если это урок математики, то я разрешаю делать краткую запись к задаче ту, которая  им больше понятна.  Ставим новые вопросы к задаче, чтобы она решалась по - другому. Ребята составляют задачи по сюжету, по краткой записи, решают задачи разными способами.

              На уроках русского языка это такие задания:  

- продолжи текст по заданному началу, например,  «Очень жаль….»,  «Сижу я как - то раз у ворот, друг…»;

- Сочини четверостишие, игра «Буриме»;

-Составь  кроссворд, ребусы.

На уроках  литературного чтения мы выполняем такие задания:

- Придумай  сказку с новым концом, сочини «салат» из сказок, придумай сказку по пословице;

-Сочини  сказку «Красные медведи», «Три королевы» и другие.

          В  ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) есть такое понятие «Сам». Идеально, когда задача решается сама, «без ничего».  К этому надо стремиться. Сам должен знать кто ты такой и что тебе надо. Сам должен уметь помочь себе, сам должен о себе беспокоиться, сам должен себя охранять. Сам должен принимать решения. Сам  должен и увидеть,  и открыть, сам почувствовать, сам выбрать, сделать… и всегда должен выполнять законы чести.

         На уроках и во внеурочной деятельности  (на классных часах) мы ставим и решаем  такие вопросы:

- Как спасти собаку, плывущую на льдине?

- Чем можно  рисовать на асфальте?

- Как можно использовать старую консервную банку, перегоревшую лампочку?

- Как можно быстро со всеми познакомиться?

- Как сделать так, чтобы ребенок меньше сидел за телевизором?

- Как найти самого умного человека в королевстве?

А как провести урок труда без самостоятельного творчества? Здесь большое поле деятельности.  Дети становятся настоящими  творцами, выполняют проектные работы.

Для развития самостоятельности во внеклассной работе – не спускать свыше планы для работы, а спросить у детей, что они ходят интересного провести, сделать в течение четверти, так как своя идея больше вдохновляет. В моем классе дети сами  по желанию разбились на группы,  выбрали капитанов команд и командира класса, сделали  визитные карточки своей команды. Многие задания выполняют в группах. В проведении внеклассных мероприятий я стараюсь включать задания творческого характера, например:

-придумать герб своей семьи или  придумать герб деревни «Бабушкино» и т.д.

- придумать и станцевать новый танец на пяточках, на носочках, на коленках;

- инсценировать песню «Жили у бабуси два веселых гуся» и другие.

-придумать «машину времени», на которой  мы путешествуем во времени.

                     Сейчас это игра, но это сыграет свою роль во взрослой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль родителей в формировании активной гражданской позиции учащихся младших классов"

Описание опыта работы с родителями учащихся начальной школы....

Статья "Развитие воображения через музыкальную сказку у детей младшего школьного возраста"

Цель статьи  заключается в раскрытии необходимости развития и формирования воображения средствами музыкальной сказки у детей младшего школьного возраста на уроках музыки....

Методика развития творческой активности на уроках литературного чтения в начальной школе

Педагогам необходимо осознать, что истинная цель обучения – гармоничное развитие личности, что подразумевает овладение основополагающими знаниями и навыками, одним из которых является навык прав...

«Развитие творческой активности и самостоятельности учащихся младших классов».

Учитель, начиная с первых классов, должен помочь ученику раскрыться, дать почувствовать свою ценность. Он должен быть творческой личностью, стремиться сделать ученика заинтересованным единомышленником...

Статья "Развитие нравственных ориентаций взаимодействия с природой у младших школьников на межпредметной основе"

Развитие нравственных ориентаций взаимодействия с природой у младших школьников на межпредметной основе...

Статья. Развитие внимания, памяти и воображения у детей младшего школьного возраста.

Развитие внимания, памяти и воображения у детей младшего школьного возраста....