Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников
методическая разработка по теме

Защита опыта по теме "Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников" Резванова О.Н. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Знание только тогда знание, когда оно приобретено

усилиями своей мысли, а не памятью.
Л. Н. Толстой

        В настоящее время в рамках общих целей начального школьного образования одной из задач выделяется задача организации поиска новых способов действий и обеспечения сбалансированности между поисковой и исполнительской частью учебной работы школьников.  Особенно актуальна эта проблема для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. Здесь закладываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. В этом возрасте начинается осознание себя как субъекта учения.                                                                      

         Актуальность проблемы вызвана еще и тем, что изменение уклада начальной ступени образования является основным направлением сегодняшних реформ. В исследованиях многих педагогов, психологов подчеркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. По сравнению с традиционным обучением, направленным на сообщение, а затем на воспроизведение учебного материала, исследовательский метод кажется революционным. Его достоинство состоит в том, что он развивает мышление, дает возможность самостоятельного поиска и дает радость открытия.                                                                                                            

        К задачам  учебно-исследовательской деятельности  относятся:

  1. воспитание познавательного интереса; создание положительной мотивации учения и образования;
  2. формирование глубоких, прочных и действенных знаний;
  3. развитие интеллектуальной сферы личности;
  4. формирование умений и навыков самообразования, то есть формирование способов активной познавательной деятельности;
  5. развитие познавательной активности и самостоятельности.                                                                                                   

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Любой здоровый ребёнок уже рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая детская активность – естественное состояние ребёнка. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения. Начальная школа - важная ступень не только базового образования. Оно является основой для формирования азов исследовательской культуры. Учителю очень важно не упустить этот период и при этом поддержать интерес и зажечь увлеченность детей. Цель учителя начальной школы в данном направлении – создать условия для формирования и развития исследовательских умений младших школьников.  Сегодня важно учить детей использовать свой опыт, знания, умения и качества личности для решения конкретных проблем, формировать научную картину мира, научить находить путь от научного описания к способностям ориентироваться в конкретных явлениях. Таким образом, организация учебно-исследовательской деятельности в начальной школе на основе единства личностного, ситуационного и задачного подходов предполагает:

  1. тщательное и систематическое изучение педагогами исследовательского опыта младших школьников и дифференциацию этого опыта по выраженности различных его составляющих);
  2.  создание учебных ситуаций, при разрешении которых учащиеся овладевают знаниями и способами решения проблем в процессе познания;
  3. конструирование системы учебно-исследовательских задач (заданий), сориентированных на поэтапное обогащение исследовательского опыта детей.

Организация учебно-исследовательской деятельности в начальной школе позволяет акцентировать внимание на цели, содержание, формы, методы и средства и предполагает проектирование программы включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность, ее поэтапную реализацию с систематическим анализом получаемых результатов и корректировку в соответствии с анализом результатов. Поэтапное обогащение исследовательского опыта младшего школьника предполагает:

  1. выделение этапов обогащения опыта младших школьников с учетом возрастных особенностей и специфики начальной школы;
  2. определение совокупности задач, способов и форм организации учебно-исследовательской деятельности;
  3. распределение задач, способов и форм организации учебно-исследовательской деятельности по времени в соответствии с продолжительностью каждого этапа;
  4. определение предполагаемых результатов деятельности;
  5. отбор содержания и составление учебно-исследовательских задач и заданий.

Первый этап моей работы соответствует обучению в 1 классе. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя: поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений; развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели; формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя. Для решения задач используются следующие формы и способы деятельности: в урочной деятельности – коллективный учебный диалог, игра «Вопрошайка», рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование; во внеурочной деятельности – игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.

Второй класс ориентирован: на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя; на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования; на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников. Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта. На данном этапе используются следующие формы и способы деятельности: в урочной деятельности – учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, упражнения на развитие способов мыслительной деятельности, мини-исследования; во внеурочной деятельности – экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты. Кроме этого в ходе работы с различными текстами организуется обучение детей графической организации материала в виде таблиц, схем, чертежей.

Третий, четвёртый классы. На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов. С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие формы и способы деятельности школьников: мини-исследования, уроки-исследования, групповая работа, ролевые игры, самостоятельная работа, коллективное выполнение и защита исследовательских работ («Чистота воздуха в нашем городе», «Что я люблю» и др.), составление энциклопедий, наблюдение, анкетирование, эксперимент и другие. Учебные исследования младших школьников не нуждаются ни в громоздком наукообразном оформлении, ни в масштабном и помпезном представлении и должны быть достаточно просты в восприятии.                                                                  Учебно- исследовательская деятельность осуществляется в нескольких направлениях: индивидуальная работа, массовая работа, групповая работа.                                                                   I направление – индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в 2-х аспектах  а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий, помощь в компьютерном оформлении работы и др.);                                                        б) работа с учащимися по отдельной программе (помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи и др.);                                                                        II направление – групповая работа (включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей;                                                                                                III направление – массовая работа – встречи с интересными людьми, деятелями науки и культуры, подготовка и проведение литературных гостиных, совместная подготовка предметных недель, школьных олимпиад, участие в общешкольных  районных мероприятиях.

Дети под руководством учителей, вместе с родителями, большей частью самостоятельно с интересом отыскивают информацию по тематике в книгах, средствах массовой информации, некоторые осваивают Интернет. Посещение библиотек, беседы с людьми, педагогами, очевидцами тех или иных событий дает богатейший навык общения, расширяет эрудицию и кругозор. Опросы и анкетирования одноклассников, учащихся, родителей позволяет развиваться навыкам анализа, синтеза, обобщения, классификации, что впоследствии благоприятно отражается в учебной деятельности на различных уроках. Организация исследовательской деятельности учащихся является одним из важных условий развития познавательной активности.                                    В процессе включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность перед учителем встает проблема организации решения единых учебно-исследовательских задач при различном уровне развития исследовательского опыта учащихся. В решении этой проблемы следует исходить из того, что необходимо подбирать такие приемы и формы работы, в которых ученики смогли проявить и обогатить свой индивидуальный исследовательский опыт

В последние годы изданы и внедряются в практику экспериментальные учебные комплекты для начальной школы, содержание которых позволяют обеспечить формирование исследовательских умений в ходе обучения В качестве примера такого учебного комплекта для начальной школы, реализующего принципы развивающего обучения можно представить учебники образовательной системы «Школа 2100». Для активизации познавательной деятельности и развития математического мышления на начальном этапе обучения детям предлагаются задачи разных видов. Среди них выделяются поисковые задачи, результатом решения которых, как правило, является догадка, т.е. нахождение пути (способа) решения. Появление догадки свидетельствует о развитии у детей таких качеств умственной деятельности, как смекалка и сообразительность. Так, автор  математики Петерсон рассматривает элементы математических исследований учащимися начальной школы в виде составления собственных числовых рядов, числовых таблиц, выявления связей чисел и геометрических фигур, обнаружения математических закономерностей в окружающих явлениях и календарях, придумывания и применения собственных мер измерения.                                                                                        Для раскрытия главного проанализируем типологию математических задач программы «Школа 2100» начальной школы и произведем следующее условное разделение их на два типа, взаимно дополняющих друг друга.                                                                                  1 тип - стандартные задачи, обеспечивающие деятельность учащихся по образцу или изученному правилу ( выполнение вычислений, измерений, практических заданий и т.п.)                П тип - задачи, обеспечивающие деятельность по выработке интеллектуальных навыков, включающих в себя ряд исследовательских умений:                                                                а) умение проводить анализ наблюдаемых объектов и выполнять описание наблюдений;                б) умение классифицировать объекты ( выделять существенные признаки объекта или последовательности объектов, устанавливать основание классификации или делать выбор основания);                                                                                                                в) умение обобщать и находить закономерности;                                                        г) умение конструировать математические объекты.                                                        Наличие задач второго типа в учебниках по математике начальной школы способствует формированию научного стиля мышления, что соответствует основным положениям концепции развивающего обучения.                                                                                        Большей частью новые понятия формируются в процессе поиска ответа к поставленной задаче на основе наблюдения вводимых новых объектов и описания наблюдаемых свойств, их первоначального анализа. В учебнике первого класса таким образом вводятся важнейшие геометрические понятия: ломаной, прямоугольника, квадрата. Роль наблюдений существенна при принятии решения о выборе метода решения задачи, она тесно связана с математической интуицией обучающихся и зависима от наглядности предъявляемых объектов. С помощью наблюдений над результатами выполняемых действий учащиеся подводятся к усвоению приемов поиска закономерностей в числовых последовательностях. На этой связи построены двухкомпонентные задания, одной из частей которых служит алгоритмическое задание, а второй частью - исследовательское по обнаружению характера зависимости между величинами.        Пример 1 « Увеличивай число 23 на 1 десяток, на 2десятка, 3 десятка, 4 десятка. Наблюдай, какая цифра будет изменяться. Запиши числовые равенства».

2. Большое значение для последующего интеллектуального формирования личности имеют задачи на выделение существенных признаков объекта, поиск сходства и отличия нескольких объектов. Тем самым осуществляется пропедевтика умений классифицировать объекты по выбранному основанию . Для составления таких задач авторы привлекают как арифметические, так и геометрические объекты.

Пример 2. « Вычисли значения выражений. По какому признаку выражения разбили на две группы? 64:4, 98:7, 91:13, 80:16, 72:6, 42:3, 72:18, 75:25, 51:3, 92:23

Учащиеся могут выделить следующие признаки: по величине делителя (однозначное или двузначное число); по величине частного ( двузначное или однозначное число).

3.Не менее важны и задачи, формирующие умения обобщать факты, обнаруживать общие правила, т.е. подводящие к задачам на формирование обобщенного способа действий.

Пример 3. Разгадай правило, по которому записан каждый ряд чисел, и продолжи его:

а) 123, 246, 492, 984, …

б) 15, 75, 375, 1875,…

в) 3020 , 3220, 3420, 3620,… »

Пример 4. « Какую закономерность ты заметил в построении ряда чисел: 3545, 3550, 3555, 3560, 3565,… ? Продолжи ряд по тому же правилу. Можно ли утверждать, что каждое число этого ряда делится на 5 ?»                                                                                                         К задачам, формирующим исследовательские умения, мы отнесли и задания на конструирование математических объектов: новых фигур, уравнений, неравенств, сюжетных задач, схем к сюжетным задачам.

Пример 5. «Придумай выражения, в которых уменьшаемое равно 9, и найди их значения».

Обучение грамоте и русскому языку в 1-4 классах составляет непрерывный курс, созданный одним авторским коллективом (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина). Моя любимая азбука" для 1 класса (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.) Учебник для первоклассников, которые приходят в школу с разным уровнем развития умения читать и писать. Левая сторона разворота - для тех, кто учится читать, правая -текст для читающих. Вместе с тем, и по той и по другой стороне страниц предусмотрены задания для всех. В конце азбуки тексты на обеих сторонах не отличаются. Весь класс научился читать. В учебнике довольно сложная лексика и обширный материал для развития кругозора и обогащения словаря. Много авторских текстов. Стихи, рассказы, сказки хорошего художественного уровня, интересные детям. Много заданий на развитие умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Это учебник-тетрадь. Ребенок работает в азбуке ручкой, карандашом, фломастерами. Дописывает, раскрашивает, печатает, рисует, даже вырезает и наклеивает.

Главной особенностью курса обучения грамоте и русского языка является то, что авторами определены основные линии развития детей:

  1. овладение грамотой и на ее базе - основами функциональной грамотности;
  2. овладение навыками и умениями различных видов устной и письменной речи;
  3. овладение орфографией и пунктуацией;
  4. овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов;
  5. приобретение и систематизация знаний о языке;
  6. развитие у детей чувства языка.                                                                         Хорошо разработан аппарат учебника. Выделены правила. Даны памятки. Схемы разбора. Задания к упражнениям разнообразны, побуждают думать, носят поисковый, исследовательский характер.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЗАДАЧА

Пример 1

«Название нос получили мыс и передняя часть судна. Есть носик у чайника. Носок – так называем мы теперь короткий чулок. Но еще сохранилось выражение — подняться на носки. Когда-то слово носок означало передний конец обуви или чулка. Как объяснить эти факты?»                        Пути решения выбираются без помощи или подсказки учителя; происходит «открытие» новых знаний или новых способов добывания этих знаний. Таким образом, исследовательский метод, воплощенный в познавательных задачах по русскому языку, позволяет привнести в урок (или домашнее задание) самостоятельность, активизировать познавательный процесс.

ЗАДАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

Пример 4

Отгадайте, о чем идет речь. Какие языковые явления лежат в основе этой задачи-шутки?

– Она черная?
– Нет, красная.
– А почему она белая?
– Потому что зеленая.

        Реализован единый подход в работе с текстом, в качестве дидактического материала использованы фрагменты текстов из книг для чтения. Большое внимание уделяется работе над словом. В приложении дан толковый словарь. В системе представлена работа по развитию письменной речи - обучение написанию сочинений.                                                                          Книги для чтения предлагают современную систему детского чтения, развивают интерес и любовь к детскому чтению, формируют у детей тип правильной читательской деятельности, готовят их к изучению систематического курса литературы в средней школе. Учебники содержат интересные и возрастносообразные художественные тексты. "Сквозные" герои и продуманные задания помогают детям разобраться в прочитанном. Предусмотрены уроки обобщения по теме. Много заданий исследовательского и творческого характера. Все учебники гуманитарного цикла программы "Школа 2100" апробированы на практике, способствуют развитию школьников и дают прочные базовые знания.                                                                                                 Кроме урочной учебно-исследовательской деятельности необходимо активно использовать и возможности внеурочных форм организации исследования. Это могут быть различные внеклассные занятия по предметам, а так же домашние исследования школьников. Домашние задания являются необязательными для детей, они выполняются по собственному желанию школьников. Главное, чтобы результаты работы детей были обязательно представлены и прокомментированы учителем или самими детьми (показ, выставка). При этом не стоит требовать от ученика, чтобы он подробно рассказал о том, как проводил исследование, а важно подчеркнуть стремление ребенка к выполнению работ, отметить только положительные стороны. Тем самым обеспечивается стимулирование и поддержка исследовательской активности ребенка.

Результативность

В результате применения учебно исследовательской деятельности я добиваюсь

решения проблем в трех ас пектах:

аспект обучения повышение резуль татов обучения по всем предметам;

аспект развития динамика развития всех познавательных процессов;

аспект воспитания — осознание необ ходимости самовоспитания личностных качеств: нравственности (ответственность, интере сы, идеалы, характер), целеустремленности.

 Работа по этой программе позволяет наблюдать за по ведением детей, глубже изучать и познавать их характер и, учитывая эти знания, нап равлять их развитие. Учащиеся умеют сознательно подчинять свои действия заданному комплексу требований (правилу); изменять (сохранять) состав действий в изменившихся условиях дея тельности; планировать состав действий, определяя субъективные трудности; сли чать действия с образцом.

         В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года ставится задача по формированию целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Поэтому задача начальной школы – заложить фундамент, начать формирование основных исследовательских умений и навыков, которые должны развиваться в средней и старшей школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Исследовательское поведение – один из важных источников получения ребенком представления...

Организация поисково - исследовательской деятельности младших школьников

Это выступление по обобщению работы с детьми в организации поисково - исследовательской деятельности....

Обобщение педагогического опыта «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание  необходимых и современных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. В соответстви...

Организация проектно - исследовательской деятельности младших школьников во внеурочной деятельности

Данное выступление было представлено на городском семинаре по теме: "Формирование исследовательских умений младших школьников на осове проектной деятельности"...

«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся

laquo;Организация  проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...

Публикация "Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности"

Участие в публикации материала,во Всероссийской научно-практической конференции....