Преемственность со школой
презентация к уроку (1 класс) по теме

Жидкина Ирина Павловна

 

Преемственность со школойСЛАЙД №1                                

 

    Наше сотрудничество с детским садом ,.Светлячок” началось более 10 лет назад.   Анализируя  состав поступающих в школу учеников, их готовность к обучению в 1 классе, мы видели, что большинство из них – воспитанники этого детского сада ,,Светлячок”.  За многие годы картина не изменилась.         СЛАЙД №2

 Так в  2009-2010 учебном году выпускники детского сада №3 составили 48% первоклассников, в 2010-2011 учебном году – 53%, сейчас ходят в группу дошколят – 67%. Поэтому в нашем сотрудничестве были одинаково  заинтересованы обе стороны.

   В то  время  мы поняли необходимость по-новому  взглянуть на проблему реализации преемственности дошкольного образования и начальной школы, так как между ними не существовало надёжной связи. Преемственность в нашей  деятельности мы сразу же стали рассматривать не только как согласованность учебно-воспитательных  программ. Она должна была охватывать также цели, задачи, методы, средства, формы организации не только обучения (подготовка к школе), но и воспитания.

  Не всё сразу получалось гладко, в городе не было такого опыта, поэтому приходилось браться  за многие незнакомые аспекты, совершенствуя совместную деятельность год от года.    Несовпадение целей дошкольного образовательного учреждения (сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, всестороннее общее развитие, становление личности ребёнка и т. д.) и начальной школы (формирование практических навыков чтения, письма, счёта и т. п.) мы постарались свести к минимуму, чтобы  востребованность образования, полученного ребёнком в детском саду была ощутима  и  для педагогов, и  для родителей.  Ведь не секрет, что готовность к школе родителями часто рассматривается как определённый объём полученных знаний и умений, а то, что у ребёнка могут быть не сформированы к 7-летнему возрасту  фундаментальные личностные качества, рассматривается как второстепенная задача. СЛАЙД №3  Но хороший учитель  всегда знает, что именно они (эти качества) и  служат  основой успешности школьного образования.

 СЛАЙД №4

Таким образом, приоритеты были определены и сейчас мы чётко можем сформулировать   цель нашего взаимодействия: обеспечение преемственности учебно-воспитательного процесса,  социокультурная адаптации дошкольника к условиям новой социальной ситуации развития и ведущей деятельности ребенка.

 Наша задача - совместно разрабатывать и реализовывать модели взаимодействия образовательных учреждений, обеспечивать преемственность в применении образовательных программ и технологий, форм и методов работы педагогов с детьми, в осуществлении сотрудничества с родителями.

 

Сейчас, когда появилась  тенденция  раннего изучения программ для начальной школы, мы сразу договорились, что никакого дублирования школьных предметов, увлечения школьными формами обучения  на занятия при подготовке к школе быть не должно. Для устранения противоречий в реализации преемственности ДОУ и начальной школы мы  выработали для себя ряд условий:                         СЛАЙД №5

  • Сохранение самоценности каждого   возрастного этапа  развития ребёнка
  • Обеспечение поступательного возрастного развития дошкольника и младшего школьника;
  • Для начального образования: опора на достижения дошкольного детства;
  • Согласованность программ ДОУ и начальной школы;
  • Сохранение ведущих видов деятельности (на дошкольной ступени образования – игровой, на начальной школьной – учебной);
  • Устранение дублирования программ;
  • Сотрудничество учителей и воспитателей (взаимопосещение занятий, уроков, проведение совместных совещаний по вопросам преемственности дошкольной и начальной ступеней образования и др.);
  • Создание условий для развития творческих, интеллектуальных и личностных потенциалов ребёнка;
  •  Необходимость уделять особое внимание формированию психологической готовности детей к школе (развитию восприятия, воображения, художественно – творческой деятельности и пр.);

Изучив все проблемы готовности детей к школе, их адаптацию и успешность в обучении, была разработана программа  совместной деятельности.

СЛАЙД № 6

 

 

 

   В нашей работе СЛАЙД №7 мы применяем  следующие технологии  на основе личностной ориентации  педагогического процесса:

-  педагогика сотрудничества;

- гуманно-личностная  технология;

- технологии на основе  активизации деятельности учащихся:  игровые, проблемное обучение,

-технология коммуникативного обучения.

-технология уровневой дифференциации.

       Знакомство с нашими будущими учениками происходит задолго до того, как они становятся воспитанниками подготовительной группы.  Педагоги, администрация нашей школы приходят на многочисленные праздники, воспитательные мероприятия в этот детский сад по нескольку раз в год.

                             Воспитанники детского сада приходят в школу на экскурсии СЛАЙД № 8,9, с удовольствием посещают музеи, учебные кабинеты, библиотеку. Это вызывает у наших ребятишек желание пойти в школу, интерес, убирает страх и вселяет уверенность в своих силах. СЛАЙД № 10, 11. Дети посидят за партами, побывают на уроке, начнут воспринимать себя в новой для них роли.

                             Когда дети становятся постарше – начинается более кропотливая работа: подготовительные занятия, мониторинг сформированности психических процессов, необходимых для успешного обучения в школе, психологическое сопровождения детей, нуждающихся в коррекции, консультации с родителями. 

                              По итогам работы  психолога детского сада каждый год  мы имеем перед собой реальную картину уровня готовности наших будущих первоклассников к  обучению в школе. СЛАЙД №12

В этом учебном году мы получили следующие результаты.

                         Имея на руках такую диагностику, мы продолжаем работу по профилакте и коррекции дезадаптации у первоклассников. Составляем индивидуальные маршруты для детей с логопедическими проблемами, с низким уровнем готовности к школьному обучению.  Определяем для себя детей группы риска : гиперактивные дети, дети с синдромом дефицита внимания, леворукие дети, и другие.

                             С результатами диагностики, проводимой в детском саду,на школьном уровне создаётся система взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса.

                          СЛАЙД № 13

                              Проведя все необходимые консультации, анкетирования, собеседования

                              Составляем программу коррекции по адаптации детей к школе. Эта программа включает в себя следующие действия.

 Слайд № 14

 

1. Консультации для педагогов, обучающих первоклассников ( Кл. руководители, учителя музыки, физ-ры, изо, ин. языка)

  1. Индивидуальные беседы с родителями первоклассников об особенностях развития ребёнка 6-7 лет.
  2. Родительский тренинг ( психологическая подготовка родителей к новой социальной роли)
  3. Анкетирование родителей для выявления уровня адаптации ребёнка к школе.
  4. Цикл занятий с детьми ,,Введение в школьную жизнь”.
  5. Заполнение учителями опросника.( психологический анализ особенностей ребёнка)
  6. Обработка психологами опросника, заполненного педагогом.
  7. Проведение коррекционной работы с детьми, показавшими средний и низкий уровень дезадаптации

 

                Заранее зная детей, их  возможности,  и потенциал, мы формируем обычно 2 равных по способностям класса. В этом неоценимую помощь нам оказывает педагог-психолог детского сада №3  Фируллина К.З.

В конце адаптационного периода психологи проводят диагностику комфортности пребывания первоклассников в школе. СЛАЙД  № 15

            В этом году  она выглядит таким образом.

Параметры

Учащиеся

 Иду в школу с  радостью, хорошим настроением

74,6 %

Бывает по-разному

15,4%

С  равнодушием

6,6%

С неохотой, плохим настроением

3,4%

                    

                                    За успешностью своих выпускников сотрудники детского сада следят на протяжении всех школьных лет. Каждый год для методической и психологической службы детского сада мы проводим мониторинг успеваемости их выпускников. СЛАЙД№ 16 На совместных педсоветах обсуждаем результаты, намечаем пути к устранению пробелов, трудностей.                                         

    

    Кроме того, большое значение мы придаём работе с одарёнными детьми. Что бы они смогли в полной мере  раскрывать свои таланты как можно раньше. На праздниках, концертах,  занятиях  Клара Зайнуловна  обязательно обращает внимание педагогов школы на таких  ребят, даёт  характеристики, рекомендации. Примером может служить наш ученик 3-го класса Щавелев Павел, который уже второй год является членом не только школьной команды КВН, но и городской.   Карта  работы с одарёнными детьми.

        Дети приходят к нам в школу без боязни и страхов. Они давно знакомы со своей учительницей. Им не приходится привыкать к её требованиям, манере общения, технике речи.  И с первых же  школьных дней первоклашки  видят в школе, на уроках  СЛАЙД №17ядом с собой за партами своих воспитателей, психолога, даже свою заведующую, которые готовы похвалить, помочь, даже пожалеть, ели нужно.       

                       А сколько времени экономит на уроке учитель во время адаптационного процесса у первоклассников! Заранее известно кто правша, кто левша, кого с кем нужно посадить, кто как умеет держать ручку или карандаш  и много других мелочей, которые могут вносить сумятицу в учебный процесс. 

                               Согласованная и дружная работа с наших педагогов, психологов позволяет        оценить

                      адаптацию первоклассников, поговорить о каждом ребёнке, постараться помочь ему, основываясь на данных наблюдений проведённых за ним ещё в детском саду. Думаю, что такое сотрудничество ради детей и позволяет нам добиваться положительных результатов в работе.  Данные ежегодного мониторинга показывают, что среди выпускников детского сада №3 дезадаптированных детей нет уже на протяжении 3-х лет.

 

                               Сотрудничество с детским садом не заканчивается в начальной школе. СЛАЙД 18,19 20довольствием оказывают шефскую помощь малышам и воспитателям. (уборка снега, помощь в организации выставок, выступлении, концерты и т.д.)

                    Дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог.

 

 СЛАЙД 21      Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:"Организация внеурочной деятельности. Преемственность начальной школы и дополнительного образования."

Выступление на круглом столе в МОУ школа № 8 г.о. Жуковский. Тема круглого стола:  "Функционирование воспитательной системы в ОУ в процессе реализации основных направлений образовательной програм...

Доклад Преемственность начальной школы и детским садом

Преемственность начальной школы и детским садом...

Проблемы преемственности начальной школы и среднего звена.

В СТАТЬЕ РАСКРЫВАЮТСЯ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ...

Преемственность начальной школы и детским садом

Наше сотрудничество с детским садом ,.Незабудка” началось более 20 лет назад.   Анализируя  состав поступающих в школу учеников, их готовность к обучению в 1 классе, мы видели, что боль...

Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)

В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями,  интеллектуальн...

Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)

В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями,  интеллектуальн...

План преемственности "Начальная школа-средняя школа"

План мероприятий по преемственности "Начальная школа-средняя школа"...