ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТОВ на I ступени обучения
методическая разработка (4 класс) по теме

Использование проектов на I  ступени обучения. [ Текст]

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod._posobie.doc182.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»

           

 Е. М. ШИПАЧЕВА,

учитель   НК

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ПРОЕКТОВ

 НА     I  СТУПЕНИ  ОБУЧЕНИЯ

ЯЯ

2009

Использование проектов на I  ступени обучения. [ Текст]: методическая разработка/ автор-составитель Е.М.Шипачева.        – Яя, 2009.- 14 страниц.

Данная методическая разработка разъясняет: Что  такое проект?

Разработан   урок  с  использованием  проектов,  приведены  работы  обучающихся.

С О Д Е Р Ж А Н И Е:

Введение ……………………………………………………………..3

Что  такое  проект? ………………………………………………….5

Урок  «Изобразительное  искусство  и  художественный  труд»  тема: Мой  посёлок …………………………………8

Карта-инструкция  по сборке дерева ……………………………11

Работы  обучающихся ……………………………………………..12

Список  литературы ………………………………………………..14      

СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе.  М.: Аркти, 2006.

2. Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6.

3. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

4. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.

5. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.

6. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. –  М., 2005.

7. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. //Сельская школа. – 2004. - №2.

8. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.

14

В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

Работа по методу проектов, как замечает И.С.Сергеев, – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые.

1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

3

4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

То есть проект – это “пять П”:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются по крайней мере три различные классификации (Сергеев И.С.)

Начнем с самой основной, определяющей содержательную специфику каждого проекта.

4

Работа  Давыдова Дениса  «Улица  моего  посёлка»,  хочу  чтобы  на  дороге  работали  светофоры,  меньше было  аварий.

13

Работа  Ажичакова  Данила  «Спортивная площадка»,  хочу  чтобы  побольше  установили  спортивных  площадок  в  посёлке, Пусть  все  занимаются  спортом!

12

Практико–ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

5

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Творческий проект предполагает  свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

По комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области) можно выделить два типа проектов.

1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

6

КАРТА-ИНСТРУКЦИЯ   ПО  СБОРКЕ   ДЕРЕВА

  1. Из  полоски  белой  бумаги  и  карандаша  свернуть  трубочку,  проклеить (это  будет  ствол  дерева)
  2. Из  зелёной  бумаги  склеить  двухсторонний  прямоугольник. Центральная  часть не  склеивается!  По  шаблону  обводим  и  вырезаем  крону  дерева.

 

  1. Трубочку (ствол  дерева) разрезаем  на  высоту  1 см.  по  кругу.

           

  1. Картон  смазать  клеем,  разложить  разрезанными полосками   по картону   и сверху  одеть  квадрат  коричневого  цвета.
  2. Крону  дерева  одеть  на  ствол.
  3. Как  данное  дерево  превратить  в  берёзу?  (Сделать  маркером  чёрные  штрихи  по  стволу).  

11

  1. Бывает  «два»,  «пять»,  «четыре»,  «три».
  2. Учебный  кабинет.  
  3. Помещение  для  приема  пищи.
  4. Предмет  для  письма.

КЛЮЧЕВОЕ  СЛОВО:     ПОСЕЛОК

   Чем   отличается  «поселок»  от «города»?

б) Просмотр  фотографий  поселка  Яя.

Фото

3

3 мин

Защита  индивидуальных  проектов

 «Мой  поселок».  Рассматривается  вопрос: Что  бы  я  изменил  в  своём  посёлке?

4

27 мин

Практическая  индивидуальная  работа

  1. по проектам -  рисуют на компьютере;
  2. коллективная  работа  с учителем   конструирование

     «Спортивная  площадка  моей  школы».  

Класс разделён на 2 группы: 1 – рисует на компьютере,     2 – конструирует  с  учителем.

Группработа

5

2 мин

Физминутка.

 

6

1 мин

Итоги  работ.  Выставление  оценок.

7

1 мин

Домашнее  задание.

Подумайте и конструируйте обустройство спортивной площадки.

10  

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:

-внутриклассными;
-внутришкольными;
-региональными;
-межрегиональными;
- международными.

Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет.

Классификация проектов по продолжительности.

Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.                                                                                              

 7                                              

Урок  «Изобразительное  искусство  и  художественный  труд»  программа  «Школа  России»  (3 класс)

Тема  урока:  Мой  посёлок (по планированию урок рассчитан на 2 часа)  1 урок.

Цели урока: Совершенствовать навык работы на компьютере                в программе Paint.

                        Развивать  умения  конструировать  из  бумаги.

                        Прививать  навыки  аккуратной    работы.  

Урок  проводится  в  компьютерном  классе.

Оборудование:   кроссворд  для  учащегося,  

                              коллекция  фотоснимков посёлка Яя,

                             инструктивная  карта  и  заготовки  из  бумаги для конструирования  дерева.

8

Этап урока

время

ХОД  УРОКА

Примечание

1

1 мин

Организационный  момент.  Приветствие. 

И в 10 лет, и в 7, и в 5 –

Все люди любят рисовать.

И каждый смело нарисует

Всё, что его интересует.

Всё вызывает интерес:

Далекий космос, ближний лес,

Цветы, машины, сказки, пляски,

 Все нарисуем! Были бы  школа,

Класс,  компьютер,

Да мир в семьи и на Земле!

2

10 мин

Постановка  учебной  задачи.

а) Решение  кроссворда.

1

2

3

4

5

6

7

КРОССОРД

  1. Школьная  принадлежность  для  хранения  ручек,   карандашей.
  2. Учебное  заведение.
  3. Площадка  для  занятий  спортом,  у  нас  в  посёлке  «ЛУЧ»

Кроссворд каждому  ученику

9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение в первом классе - обучение на опережение

Это обобщение моего опыта по внедрению в практику опережающего обучения. Как результат - при написании в третьем классе итоговой работы по русскому языку за 4 класс 20% детей справились на отлично. Дв...

Особенности изучения результативности обучения в системе развивающего обучения Л.В. Занкова

Развитие школьников возможно только в условиях их поисковой деятельности, в ходе которой и воспитывается человек, способный к самостоятельным, смелым решениям, к эффективным действиям в соврем...

Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).

Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...

Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Родительское собрание для будущих родителей первоклассников. Тема: «Скоро в школу. Психологическая готовность к школьному обучению. Как помочь ребёнку подготовиться к началу школьного обучения»

Задачи данного родительского собрания: Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс п...