Создание виртуальных сообществ, как один из способов оказания помощи учителям в решении проблем, связанных с внедрением ФГОС НОО.
статья по теме

Единственный  способ помочь активизации  взаимодействия всех участников образовательного процесса -  создание общероссийского ресурса, способного  объединить в масштабах страны в единое информационное поле учителей и  учащихся  в единой образовательной сетевой деятельности - "профессиональное сетевое сообщество".  Как его создать, что даёт это сооббщество, кто участвует в сообществе - об этом говорится в данной статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchestvo_rabotaem_po_fgos.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Республиканская конференция учителей русского языка

ПО ТЕМЕ:

                   Подготовили:

                                             учителя начальных классов

                                               МОУ «СОШ №5 г.Буинска РТ»

                     Садыкова Ф.В.

                             Рахматуллина Г.Н.

г.Буинск - 2011 год

Создание виртуальных сообществ, как один из способов оказания помощи учителям в решении проблем, связанных с внедрением ФГОС НОО.

Следует поддержать развитие сетевых педагогических сообществ,

интерактивных методических кабинетов – словом, всего того,

что формирует профессиональную среду.

                                        В. Путин

        В настоящее время процесс обучения в образовательных учреждениях в условиях модернизации образования приобретает все более инновационный характер.

          Должны измениться содержание и технологии школьного образования, условия образовательного процесса. Должен измениться и учитель как ключевая фигура в системе образования. Эти направления изменений очень точно сформулировал в своем Послании президент, и именно они получили свое развитие в Образовательной инициативе  «НАША НОВАЯ ШКОЛА».

В России не первый год реализуется государственная программа информатизации образования - оснащение школ компьютерами, мультимедийными программами и доступом в Интернет.

На сегодняшний момент можно констатировать факт того, что система российского образования переживает период активного обучения учителей работе как самим ИКТ, так и собственно работе в Интернет. В то же время, прошедшие годы убедительно доказали, что успешное разрешение многих проблем, встающих перед современным учителем и любым другим работником образования в деле использования Интернет-технологий в управлении и учебно-воспитательном процессе, возможно лишь при тесном взаимодействии с коллегами. При этом происходит информационный обмен "удачами" и "просчетами" в этой области, ежедневно возникающими в школе.

Единственный  способ помочь активизации  взаимодействия всех участников образовательного процесса -  создание общероссийского ресурса, способного  объединить в масштабах страны в единое информационное поле учителей и  учащихся  в единой образовательной сетевой деятельности - "профессиональное сетевое сообщество".

Что такое профессиональное сетевое сообщество? Как создаются сетевые сообщества? Каковы  цели сообществ? Что они  дают учителю?

На эти и другие вопросы мы сегодня постараемся с вами ответить в ходе выступления.

Итак, что такое профессиональное сетевое сообщество.    

Сетевое педагогическое сообщество - это ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, педагогов, которые хотят поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, почерпнуть нужную информацию.

Цели сообщества:

- обмен педагогическим опытом;

-общение с коллегами различных регионов;

-повышение квалификации;

- получение новых знаний.

Задача виртуального сообщества - организовать дистанционное взаимодействие участников образовательного процесса. При создании необходимых условий все участники сетевого сообщества будут выступать в роли партнеров. Совместная деятельность в сетевых сообществах призвана приучить учителей думать и действовать при помощи сети.

      Поговорим  сегодня о профессиональных педагогических сетевых сообществах. Такие сообщества имеют определенное направление деятельности и конкретные задачи, такие как:  

формирование личности, конкурентоспособной и успешной в электронной информационной среде;  

совершенствование профессионального мастерства педагогических кадров различных уровней;

совершенствование системы учебно-методического обеспечения образования;

обеспечение широкому кругу заинтересованных лиц открытого доступа к информационным образовательным ресурсам и решению актуальных вопросов образования;

организация совместной деятельности педагогов в единой образовательной информационной среде, развитие портальных технологий формирования информационно-образовательного пространства;

организация сетевых исследовательских лабораторий по надпредметным образовательным технологиям (информационная культура, самоорганизация педагога) и отражение результатов их деятельности в электронных изданиях и интернет-версиях средств массовой информации.

                   В России в настоящее время успешно действуют виртуальные объединения «Школьный сектор» (www.school-sector.relarn.ru) , виртуальный педагогический совет (http://pedsovet.alledu.ru), «Интернет-государство учителей» (ИнтерГУру htth://www.intergu.ru), Содружество методических объединений (СОМ) http://center.fio.ru/som/,  Еропейская Школьная Сеть www.eun.org .  Выход к этим сообществам осуществляется через интернет, который возможно не всегда доступен всем, кто хотел бы участвовать в этих сообществах. Но у нас, учителей Татарстана, есть прекрасная возможность участвовать и создавать виртуальные сообщества через сайт Электронного Образования РТ. Такое пространство в сети, которое бы дало возможность учителям найти ответы на многие волнующие нас профессиональные вопросы, проявить свою активность и повысить свою профессиональную подготовку.

        Начиная с 2011 года, началось всеобщее внедрение ФГОС НОО в обучение и воспитание первоклассников. Возникла необходимость обсуждения и решения проблем, связанных с этим вопросом. Поэтому на заседании методического объединения учителей начальных классов СОШ №5 города Буинска мы решили создать сообщество «Работаем по-новому, работаем по ФГОС НОО»

Целью нашего сообщества является:

•  организацию дистанционного взаимодействия учителей первых классов, начавших работать по новым стандартам;

•  создание базы данных по программным продуктам учебного назначения и опыту их применения на уроках и во внеурочной деятельности по ФГОС НОО;

•  оказание методической поддержки педагогов;

• презентацию современного программного обеспечения, учебных и методических материалов;

• внедрение в образовательный процесс инновационных технологий.

        Информатизация системы образования предъявляет сегодня к учителю новые требования к его профессиональной компетентности. Значительную роль в профессиональном развитии педагогов, по словам исследователей, могут играть сетевые сообщества. И основано это на том, что люди учатся лучше всего у своих коллег по работе, от наблюдателей или наставников, через другие неофициальные средства. Несмотря на то, что компьютерно-опосредованная коммуникация обладает недостатками по сравнению с личным общением, она имеет ряд неоспоримых преимуществ.

Участие в сетевых сообществах позволяет узнавать чужой опыт, сравнивать его с собственным и принимать участие в создании новых методов. Не только стимулирует профессиональный рост педагогов, но придает им уверенности в себе. Однако, по словам многих авторов, основное преимущество онлайн-коммуникации – возможность общения для людей из разных географических областей.

        В наше сообщество вступили учителя разных районов Татарстана: Лаишевский, Тетюшский, Дрожжановский, Муслюмовский, Мамадышский, Апастовский, Ютазинский, Актанышский и другие. Они принимают активное участие в форумах, делятся своими впечатлениями, трудностями, проблемами и успехами, обмениваются опытом работы по внедрению ФГОС НОО. Так например, Шайхутдинова Г.М. (Кукморский район) поделилась опытом работы во внеурочной деятельности. Её поддержали и поделились своими рабочими программами по внеурочной деятельности учителя СОШ №5 г.Буинска Ишимова С.В. («Программа по кружку «Модульное оригами», Михайлова С.В. (Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика»).  В конце октября на страницах сообщества «Работаем по-новому, работаем по ФГОС НОО» прошло бурное обсуждение итогов 1 четверти. Учителя поделились тем, чему научились их первоклассники.

Петрова Э.И.: «Мои малыши уже умеют рассуждать и высказывать свою точку зрения.»

Шайдуллина Г.А. : «Ура! Все первоклассники взяли слоги и научились сравнивать и обобщать»

Миннулина Г.Б.: «А мои поняли для чего нужно уметь считать и где это применить в жизни»

Профессиональное сетевое сообщество учителей - это база образовательных информационных ресурсов, это место профессионального общения, обмена опытом и повышения квалификации. Поэтому мы администраторы сообщества, Рахматуллина Г.Н. и Садыкова Ф.В., помещаем на страницах сообщества материал, связанный с ФГОС НОО. Так например были выложены:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования;

Приказ о ФГОС;

Требования к структуре основной общеобразовательной программы общего образования;

Реализация ФГОС через УМК «Школа 2100»;

Теоретические основы организации внеурочной деятельности;

Программы внеурочной деятельности;

Технология достижений результатов;

Воспитание и социализация учащихся;

Базисный учебный план;

Рабочая программа по русскому языку с УУД.

Как новая форма организации профессиональной деятельности в сети Интернет, сетевые педагогические сообщества позволяют учителям развивать свои творческие способности, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повысить свой профессиональный уровень. Внутри сообщества педагогов-единомышленников создана плодородная почва для профессионального саморазвития учителя, для совместного, более объективного обсуждения и решения возникающих педагогических проблем. В сообществе можно получить оценку своих материалов и рекомендации по их улучшению. В сетевом педагогическом сообществе учителю предоставляется возможность самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность.

Внутри сообщества единомышленников создана плодородная почва для профессионального самосовершенствования и роста педагога, для совместного, а значит, более объективного, обсуждения и решения возникающих ежедневно педагогических проблем. Начинающие педагоги могут получить квалифицированную практическую помощь, а опытные педагоги – поделиться своими наработками, идеями и широко проявить себя в различных проектах и конкурсах, инициированных сообществом. Так например на страницах сообщества «Работаем по-новому, работаем по ФГОС НОО» можно увидеть и ознакомиться с рабочими программами разных УМК по новым стандартам с учётом УУД.

На сегодняшний день еще существуют проблемы, стоящие на пути развития сетевого педагогического сообщества. Это в первую очередь пассивность, желание читать, получать информацию, но не публиковать свою. Зачастую людям есть что сказать, но они боятся сделать это. Или же просто они не видят смысла в обсуждении тех или иных проблем, возникает понимание того, что ничего нельзя изменить.

Еще одна проблема – занятость учителей и недостаточный уровень ИКТ-компетенции. Но в наше сообщество войти очень просто. Достаточно через личный кабинет на сайте Электронное образование в Республике Татарстан войти в УЧИТЕЛЮ, далее НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ, СООБЩЕСТВА. Среди множества других сообществ находите сообщество под названием «Работаем по-новому, работаем по ФГОС НОО» и попадаете к нам.

Призываю вас, дорогие коллеги, активнее участвовать в работе педагогических Интернет-сообществ, ведь закрытый в рамках своей школы, своего региона, своей страны учитель достаточно быстро останавливается в своем профессиональном развитии. Формирование устойчивой среды профессионального общения является важнейшим элементом повышения квалификации педагога. Идеи профессионального сетевого взаимодействия учителей как средства личностного роста, развития способностей, раскрытия индивидуальности, становления профессионализма педагога согласуются с идеями личностно-ориентированного подхода  в образовании. Учителя могут найти рекомендации по возможной деятельности, методические разработки по участию или проведению различных мероприятий. Одним из важнейших факторов является то, что участники профессиональных сетевых сообществ имеют возможность получать новые знания в области своей специальности, повышая тем самым уровень своей профессиональной компетентности. Это и есть не что иное, как пример обучения в течение всей жизни.

Среда сетевых сообществ наполнена объектами, агентами и ситуациями, которые помогают нам думать по-новому и воспитывать в себе толерантность, критическое и экологическое мышление.

Сообщество «Работаем по-новому, работаем по ФГОС НОО» может служить педагогической практике для воспитания следующих умений:

1) Совместное мышление. Наша познавательная, творческая и учебная деятельность изначально имеют сетевой и коллективный характер. Переход от эгоцентричной позиции к пониманию роли и значения других людей, других способов конструирования реальности является важным этапом психологического развития личности в свете ФГОС.

2) Толерантность. Нам важно воспитать человека, способного посмотреть на событие с другой точки зрения, способного понять позицию не только другого человека, но и другого существа.

   3) Критичность мышления. Коллективная деятельность педагогов, готовых критиковать и принимать критику, играет решающую роль при обсуждении проблем, связанных с внедрением ФГОС НОО.

Итак, подводя итог нашего выступления, хотим выразить, думаю, общее мнение о роли сетевого профессионального сообщества в системе повышения профессионального мастерства педагога: чем активнее каждый педагог будет работать в сети, чем быстрее он станет «сетевым учителем», тем дальше мы продвинемся по пути создания единого педагогического информационно-коммуникативного пространства. Создадим условия внедрения лучшего из достижений и находок коллег в повседневность обучения и воспитания.  Это и есть самая реальная точка роста модернизируемого общества России на современном этапе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание виртуального сообщества учителей начальных классов.

Презентация раскрывает возможности работы в "Электронном образовании в Республике Татарстан" Рассказывает как найти нужное сообщество в системе Электронного образования. Познакомит с администраторами ...

Деятельность учителя по формированию регулятивных УУД при внедрении ФГОС НОО

В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебны...

Статья по теме: "Решение проблем, связанных со школьным контролем и оцениванием".

Данная статья  "Решение проблем, связанных со школьным контролем и оцениванием"...

Проектная деятельность как один из способов формирования универсальных учебных действий младших школьников в условиях реализации ФГОС

Проекты в начальной школе как один из способов формирования УУД в условиях реализации ФГОС....

В помощь учителю при возникновении проблем в общении с родителями.

Во взаимодействии  учителей и родителей нередко  возникают сложные ситуации… Чтобы их избежать, необходимо......