"Портфолио в начальной школе по ФГОС"
презентация к уроку по теме
Презентация и комментарии "Портфолио в начальной школе по новым стандартам"
Подготовить портфолио, соответствующее новым стандартам, поможет пособие для учителей общеобразовательных учреждений «Портфолио в начальной школе» из серии «Работаем по новым стандартам» под редакцией А.В.Иванова 2012 г7ода издания.
Слайд 5 – Под редакцией Иванова вышло не только пособие для учителей, но брошюры-организаторы, которые помогут лучше понять роль смысл работы с портфолио.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio_v_nachalnoy_shkole_po_fgos.zip | 1.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Портфолио в начальной школе по новым стандартам.
слайд 2 -Начать выступление хочется с небольшого высказывания самого автора составителя брошюры «Портфолио в начальной школе» .Андрея Владимирович .Иванова .
слайд 3- Портфолио выпускника – это конечный результат, к которому учитель и дети будут двигаться в течение четырех лет активной работы. За это время ученику придется неоднократно задавать себе вопрос: «Что я учу?» и параллельно отвечать на более важный вопрос: «Зачем я учу?», а учитель задумываться над тем, Как он учит, чтобы совместными усилиями улучшать результаты.
Слайд 4 - Подготовить портфолио, соответствующее новым стандартам, поможет пособие для учителей общеобразовательных учреждений «Портфолио в начальной школе» из серии «Работаем по новым стандартам» под редакцией А.В.Иванова 2012 г7ода издания.
Слайд 5 – Под редакцией Иванова вышло не только пособие для учителей, но брошюры-организаторы, которые помогут лучше понять роль смысл работы с портфолио.
Слайд 6 – Рекомендации: Вот несколько советов и рекомендаций:
1. начинать с простого и понятного. Брошюра-организатор окажет учителю необходимую помощь, т.к содержит много интересных заданий, готовых форм и подсказок , которые помогут на начальном этапе работе с портфолио.
2. Детям будет интересно в том случае, если работа работа с брошюрой будет восприниматься не как угроза, а повод помнить о портфолио, обсуждать, интересоваться своим портфолио и портфолио друзей, использовать портфолио для улучшения своей работы.
3. Учителю важно сформулировать для себя простые и ясные цели работы с учамися по формированию портфолио: а именно:
-добиться прогресса ребенка в самооценке;
-поддержать склонность ребенка к систематической работе и самоконтролю;
Контролировать динамику наполнения портфолио;
-развивать у ребенка создавать тексты самоанализа;
-научить создавать суждения;
-научить навыкам планирования.
4.Следуйте простым правилам:
- учитель ПОМОГАЕТ создавать портфолио;
- родители ПОМОГАЮТ детям, но не делают за них портфолио;
- семья несет ответственность за наполнение портфолио, оно хранится дома, может быть дан учителю для работы по его просьбе;
- письменное разрешение на фото, видео- и аудиозапись их детей;
Слайд 7 – Основное назначение брошюр-организаторов: помочь организовать работу учащихся, их родителей и учителей с портфолио таким образом, чтобы:
- В портфолио накапливалась систематизированная информация о том, какого уровня достиг ребенок в изучении основных учебных предметов, какова его социальная активность, особенности личностного развития;
- Портфолио содержал необходимую информацию для выбора индивидуальных методик обучения и постановки новых учебных целей;
- Портфолио содержал разнообразные свидетельства достижения учащимся предметных, метапредметных и личностных результатов, оценка, которых была бы возможна по указанным ФГОС критериям;
- Портфолио мог быть использован при проведении независимой внешней оценки для аттестации учителя.
Слайд 8 - Что означает термин «портфолио»?
Портфолио – иностранное слово. В переводе с :
- Фр. – «собрание листов»;
- Ит. – «портфель, папка с документами»;
- Анг.- «портфель для документов»;
В русском языке слово – портфолио может употребляться как среднем роде, так и в мужском – кому как больше нравится. Сам термин появился в15-16 в.в в Зап.Европе – архитекторы представляли заказчикам рисунки, чертежи построенных ими зданий или наброски новых строительных проектов. Позднее этот прием стали использовать художники;
В 20в. портфолио стали использовать фотографы и фотомодели, или как резюме работника при приеме на работу;
В 1983-1985 г.г. впервые в системе образования портфолио использовали учителя в США. Идея оказалась плодотворной, и вскоре эта технология стала использоваться в школах Европы, Канады, Японии, а сначала 21 в. и в России – «портфель достижений»
Слайд 9 - Для чего нужно портфолио?
Портфолио в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования является системой, объединяющей возможности накопительной оценки и формирующего оценивания.
(предметом оценивания является не только предметные достижения, но личностные и метапредметные достижения обучающегося).
В современной системе образования портфолио понимают как:
сборник материалов -ребенок самостоятельно отбирает для демонстрации свои достижения, прогресс в учебе, увлечения ; Это помогает поддерживать у школьников более высокую мотивацию. Достижения отбираются таким образом, чтобы они демонстрировали усилия и индивидуальный рост в различных областях: учёбе, творчестве, спорте
новая система обратной связи – взаимодействие ученика и учителя, построенное на более полном понимании ребенком целей и задач своей деятельности , на вовлечение его в процессы самоанализа и самооценки.
процесс и мероприятия, построенные вокруг сбора материалов и формирования самого сборника.
Слайд 10 - Роль портфолио в системе оценки результатов.
В качестве предмета итоговой оценки выделяют две составляющие:
результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их достижений, продвижение в планируемых результатов;
результаты итоговых работ – лучшие работы и достижения за весь курс в области как предметных так и метапредметных результатов.
Выделяют следующие требования для системы оценки портфолио:
1.закреплять основные цели и напрвления оценочной деятельности. Учителю необходимо так организовать свою работу, чтобы учащимся стала понятна взаимосвязь следующих позиций (последовательность цепочки) - учебные цели – содержание учебных результатов – критерии оценки своей деятельности – процедура оценивания – обсуждение результатов оценивания- это система формирующего оценивания.
2. Ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся и формирование универсальных учебных действий (УУД) Должны использоваться разнообразные формы и методы, взаимодополняющие друг друга (письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, дневники наблюдений и т.д.)
3. Обеспечивать комплексный подход к оценке результатов, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов для освоения основной образовательной программы.
4. Осуществлять оценку динамики учебных достижений.
Слайд 11- 14 Виды портфолио
Слайд 15 - Портфолио и качество образовательного процесса.
Можно выделить несколько элементов, определяющих качество образовательного процесса:
- Качество управления образовательным процессом, образовательной средой, содержанием образования, методов робучения;
- Качество организации образования и используемых для этого ресурсов;
- Качество целеполагания образовательной деятельности;
- Качество жизни учащихся в школе;
- Качество социального и культурного взаимодействия обучающихся.
Все эти составляющие должны работать на хороший образовательный стандарт. Ключевым элементом качества образования является единство и договоренность между субъектами образовательного процесса. Брошюры-организаторы содержат первичный материал для начала обсуждения планируемых результатов, что позволяет повысить ценность и качество образования.
Слайд 16- Портфолио и профессиональный рост учителя.
Брошюры-организаторы создают условиядля размышления учителя о результатах своей профессиональной деятельности. Портфолио дает возможность наблюдать и сопоставлять результативность использования разных методик в отношении разных детей для достижения одного и того же образовательного результата.
Чтобы проведение такой работы было возможно, учитель должен периодически просматривать портфолио обучающегося, при этом искренне ответить на следующие вопросы:
- Насколько я удовлетворен своей работой и достижениями обучающихся?
- Насколько обучающиеся успешны в освоении основной образовательной программы?
- Насколько и каким образом включены родители в освоение ребенком образовательной программы?
- Какие используемые мной методики помогают успешному освоению детьми образовательной программы?
- Какие виды и направления учебной и внеучебной деятельности детей можно считать осознанными, инициативными и самостоятельными?
- Как процедуры оценивания помогают улучшению результатов учебной деятельности?
- Соответствует ли система отношений в классе и стиль общения успешности освоения программы?
Слайд 17 - Портфолио и формирование самооценки учащегося.
Три метода организации самостоятельной оценочной и рефлексивной деятельности учащегося:
- рост внутренней мотивации к достижению хороших образовательных результатов;
- повышение осознанности обучающимися собственных учебных и внеучебных действий;
- формирование способности самостоятельно планировать свои действия на основе самоанализа.
С помощью портфеля достижений удобно организовать рефлексию детей относительно развития их общего уровня социальной самостоятельности. Для этого нужно предложить детям такие виды деятельности и достижения, которые демонстрируют:
- Персональную инициативу и независимость;
- Способность без внешней помощи делать важные выборы;
- Реализовывать поступки и решения, отражающие степень осознанности за итоги своей деятельности;
- Убежденность в правоте и моральной справедливости своих поступков.
Слайд 18 – Портфолио и формирование самооценки учащегося.
Для соответствия портфолио требованиям ФГОС необходимо:
1. Разрабатывать, обсуждать с учащимися, их родителями и использовать наглядные и понятные критерии прогресса в самооценке, самоанализе, самоконтроле и самостоятельности;
2. Определять и организовывать обсуждение с учащимися, их родителями тех результатов, которые будут демонстрировать достижение необходимого уровня самооценки, самоанализа и самостоятельности.
3. Создавать условия для составления обучающимся собственного плана деятельности.
4. Формировать и поддерживать понимание важности и ценности достижения конкретных результатов в сфере самоконтроля, самоанализа и самооценки.
Слайд 19 - Портфолио и формирование самооценки учащегося.
В этом помогут брошюры-организаторы, которые позволяют направить деятельность детей в таких направлениях, как:
- Целеполагание и построение учебных планов в перспективе;
- Планирование и организация учебной и внеучебной деятельности;
- Определение способов самоконтроля;
- Направление усилий на достижение поставленной цели;
- Создание письменных и устных описаний своей деятельности;
- Проявление инициативы в учебной и внеучебной деятельности;
- Умение работать по намеченному плану;
- Жизненное и личностное самоопределение;
- Действия нравственно-эстетического оценивания;
- Ориентация в социальных ролях и межличностных ориентациях;
- Актуальность и практическая значимость своей деятельности;
- Формулировка учебных и жизненных вопросов;
- Интерес к чужому мнению и высказывание своего;
- Планирование общих способов работы;
- Возможность различных путей достижения цели;
- Поиск и определение проблем своей деятельности;
- Объяснение содержания и смыслов совершаемых действий, планирования.
Слайд 20 - Портфолио в системе обратной связи семьи и школы
Использование портфолио обеспечивает родителям и школе возможность получения достаточной и наглядной информации для оценки результативности и эффективности образовательного процесса.
Хороший портфель достижений позволяет родителям ответить на следующие вопросы:
-Каких основных результатов достиг ребенок?
-Какими способами достигаются требования стандарта?
-Как формируется культура самостоятельной деятельности ребенка?
-Насколько успешно формируются поведенческие модели, основанные на сложившейся системе ценностей? и т.д.
Портфолио вносит в систему обратной связи принцип открытости, делает общение семьи и школы предельно конструктивным. Полезная обратная связь всегда должна быть ориентирована на помощь:
- семье, в решении педагогических или иных проблем обучающегося;
- учителю в подборе более подходящих методов, стратегий работы в конкретной ситуации;
- школе для существенного улучшения какого-то процесса, связанного с выполнением школой своих обязательств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста (в рамках внедрения ФГОС).
Пезентация. Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста ( в рамках внедрения ФГОС)...
Модель портфолио ученика начальной школы в условиях введения нового ФГОС. Положение о «портфолио» обучающегося.
1. Общие положения. 2. Цель и задачи «портфолио». 3. Оформление «портфолио». 4. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении «портфолио» обучающегося. 5. Учёт резуль...
Модель портфолио ученика начальной школы в условиях введения ФГОС.
Создание Портфолио – это увлекательная совместная кропотливая работа детей и их родителей. Портфолио достижений обучающегося – это средство предъявления собственных достижений обучающегося для и...
Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста в рамках внедрения ФГОС
Портфолио - в переводе с французского означает "собрание листов", с итальянского "портфель", с английского - "папка с документами"....
Место и роль портфолио учащихся начальной школы в системе контрольно - оценочной деятельности в рамках ФГОС Место и роль портфолио учащихся начальной школы в системе контрольно - оценочной деятельности в рамках ФГОС
Место и роль портфолио учащихся начальной школы в системе контрольно - оценочной деятельности в рамках ФГОС...
Портфолио ученика начальной школы по ФГОС.
Портфолио является перспективной формой демонстрации индивидуальных достижений обучающегося: оно представляет собой комплект документов, демонстрирующий совокупность сертифицированных или не сертифици...