"Портфолио в начальной школе по ФГОС"
презентация к уроку по теме

 Презентация и комментарии  "Портфолио в начальной школе по новым стандартам"

Подготовить портфолио, соответствующее новым стандартам, поможет пособие для учителей общеобразовательных учреждений  «Портфолио в начальной школе» из серии «Работаем по новым стандартам» под редакцией А.В.Иванова 2012 г7ода издания.

Слайд 5 – Под редакцией Иванова вышло не только пособие для учителей, но брошюры-организаторы, которые помогут  лучше понять роль смысл работы с портфолио.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon portfolio_v_nachalnoy_shkole_po_fgos.zip1.72 МБ

Предварительный просмотр:

Портфолио в начальной школе по новым стандартам.

  слайд 2 -Начать выступление хочется с небольшого высказывания самого автора составителя брошюры «Портфолио в начальной школе» .Андрея Владимирович .Иванова .

 слайд 3- Портфолио выпускника – это конечный результат, к которому учитель и дети будут двигаться в течение четырех лет активной работы. За это время ученику придется неоднократно задавать себе вопрос: «Что я учу?» и параллельно отвечать на более важный вопрос: «Зачем я учу?», а учитель задумываться над тем,  Как он учит, чтобы совместными усилиями улучшать результаты.

 Слайд 4 -  Подготовить портфолио, соответствующее новым стандартам, поможет пособие для учителей общеобразовательных учреждений  «Портфолио в начальной школе» из серии «Работаем по новым стандартам» под редакцией А.В.Иванова 2012 г7ода издания.

Слайд 5 – Под редакцией Иванова вышло не только пособие для учителей, но брошюры-организаторы, которые помогут  лучше понять роль смысл работы с портфолио.

Слайд 6 – Рекомендации:  Вот несколько советов и рекомендаций:

1. начинать с простого и понятного. Брошюра-организатор окажет учителю необходимую помощь, т.к содержит много интересных заданий, готовых форм и подсказок , которые помогут  на начальном этапе работе с портфолио.

2.  Детям будет интересно в том случае, если работа работа с брошюрой будет восприниматься не как угроза, а повод помнить о  портфолио, обсуждать, интересоваться своим портфолио и  портфолио друзей,  использовать портфолио для улучшения своей работы.

3.   Учителю важно сформулировать для себя простые и ясные цели работы с учамися по формированию портфолио:  а именно:

-добиться прогресса ребенка в самооценке;

-поддержать склонность ребенка к систематической работе и самоконтролю;

Контролировать динамику наполнения портфолио;

-развивать у ребенка создавать тексты самоанализа;

-научить создавать суждения;

-научить навыкам планирования.

4.Следуйте простым правилам:

 - учитель  ПОМОГАЕТ создавать портфолио;

      - родители ПОМОГАЮТ детям, но не делают за них портфолио;

      - семья несет ответственность за наполнение портфолио, оно хранится дома, может быть дан    учителю для работы по его просьбе;

      - письменное разрешение на фото,  видео-  и аудиозапись их детей;

Слайд 7 – Основное назначение брошюр-организаторов:  помочь организовать работу учащихся, их родителей      и учителей с портфолио таким образом, чтобы:

  1.  В портфолио накапливалась систематизированная информация о том, какого уровня достиг ребенок в изучении основных учебных предметов, какова его социальная активность, особенности личностного развития;
  2. Портфолио содержал  необходимую информацию для выбора индивидуальных методик обучения и постановки новых учебных целей;
  3. Портфолио содержал разнообразные свидетельства  достижения учащимся предметных, метапредметных и личностных результатов, оценка, которых была бы возможна по указанным ФГОС критериям;
  4. Портфолио мог быть использован при проведении независимой внешней оценки для аттестации учителя.

Слайд 8 - Что означает термин «портфолио»?

               Портфолио – иностранное слово. В переводе с :

  1. Фр. – «собрание листов»;
  2. Ит. – «портфель, папка с документами»;
  3. Анг.- «портфель для документов»;

В русском языке слово – портфолио может употребляться как среднем роде, так и в мужском – кому как больше нравится. Сам термин появился в15-16 в.в в Зап.Европе – архитекторы представляли заказчикам рисунки, чертежи построенных ими зданий или наброски новых строительных проектов. Позднее этот прием стали использовать художники;

В  20в. портфолио стали  использовать  фотографы и фотомодели, или как  резюме работника  при приеме на работу;

В  1983-1985 г.г. впервые   в системе образования портфолио использовали  учителя  в США. Идея оказалась плодотворной, и вскоре эта технология стала использоваться    в школах Европы, Канады, Японии, а сначала  21 в.  и  в России – «портфель достижений»

Слайд 9 - Для чего нужно портфолио?

Портфолио в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования является системой, объединяющей возможности накопительной оценки и формирующего оценивания.

(предметом оценивания является  не только предметные  достижения, но личностные и метапредметные  достижения обучающегося).

В современной системе образования портфолио понимают как:

сборник материалов -ребенок самостоятельно отбирает для демонстрации свои достижения, прогресс в  учебе, увлечения ; Это помогает поддерживать у школьников более высокую мотивацию. Достижения отбираются таким образом, чтобы они демонстрировали усилия и индивидуальный рост в различных областях:  учёбе, творчестве, спорте

 новая система обратной связи – взаимодействие ученика и учителя, построенное на более полном понимании  ребенком целей и задач своей деятельности , на вовлечение его в процессы самоанализа и самооценки.

 процесс и мероприятия, построенные вокруг сбора материалов и    формирования самого  сборника.    

Слайд 10 -  Роль портфолио в системе оценки   результатов. 

   В качестве предмета итоговой оценки выделяют две составляющие:

результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их  достижений, продвижение в планируемых результатов;

результаты итоговых работ – лучшие работы и достижения за весь курс  в области как предметных так и метапредметных результатов.

 Выделяют  следующие требования для системы оценки портфолио:

1.закреплять основные цели и напрвления оценочной деятельности. Учителю необходимо так организовать свою работу, чтобы учащимся стала понятна взаимосвязь следующих позиций (последовательность цепочки) - учебные цели – содержание учебных результатов – критерии оценки своей деятельности – процедура оценивания – обсуждение результатов оценивания- это система формирующего оценивания.

2. Ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся и формирование универсальных учебных действий (УУД) Должны использоваться разнообразные формы и методы, взаимодополняющие друг друга (письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, дневники наблюдений и т.д.)

3. Обеспечивать   комплексный подход к оценке результатов, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов для  освоения основной образовательной программы.  

 4.     Осуществлять оценку динамики учебных достижений.

Слайд 11- 14  Виды портфолио

Слайд 15 - Портфолио и качество образовательного процесса.

Можно выделить несколько элементов, определяющих качество образовательного процесса:

  1. Качество управления образовательным процессом, образовательной средой, содержанием образования, методов робучения;
  2. Качество организации образования и используемых для этого ресурсов;
  3. Качество целеполагания образовательной деятельности;
  4. Качество жизни учащихся в школе;
  5. Качество социального и культурного взаимодействия обучающихся.

Все эти составляющие должны работать на хороший образовательный стандарт. Ключевым элементом качества образования является единство и договоренность между субъектами образовательного процесса. Брошюры-организаторы содержат первичный материал для начала обсуждения планируемых результатов, что позволяет повысить ценность и качество образования.

Слайд 16- Портфолио и профессиональный рост учителя.

Брошюры-организаторы создают условиядля размышления учителя о результатах своей профессиональной деятельности.  Портфолио дает возможность наблюдать и сопоставлять результативность использования разных методик в отношении разных детей для достижения одного и того же образовательного результата.

Чтобы проведение такой работы было возможно, учитель должен периодически просматривать портфолио обучающегося, при этом искренне ответить на следующие вопросы:

  1. Насколько я удовлетворен своей работой и достижениями обучающихся?
  2. Насколько обучающиеся успешны в освоении основной образовательной программы?
  3. Насколько и каким образом включены родители в освоение ребенком  образовательной программы?
  4. Какие используемые мной методики помогают успешному освоению детьми образовательной программы?
  5. Какие виды и направления учебной и внеучебной деятельности детей можно считать осознанными, инициативными и самостоятельными?
  6. Как процедуры оценивания помогают улучшению результатов учебной деятельности?
  7. Соответствует ли система отношений в классе и стиль общения успешности освоения программы?

Слайд 17 - Портфолио и формирование самооценки учащегося.

Три метода организации самостоятельной оценочной и рефлексивной деятельности учащегося:

  1. рост внутренней мотивации к достижению хороших образовательных результатов;
  2. повышение осознанности обучающимися собственных учебных и внеучебных действий;
  3. формирование способности самостоятельно планировать свои действия на основе самоанализа.

С помощью портфеля достижений удобно организовать рефлексию детей относительно развития их общего уровня социальной самостоятельности. Для этого нужно предложить детям такие виды деятельности и достижения, которые демонстрируют:

  1. Персональную инициативу и независимость;
  2. Способность без внешней помощи делать  важные выборы;
  3. Реализовывать поступки и решения, отражающие степень осознанности за итоги своей деятельности;
  4. Убежденность в правоте и моральной справедливости  своих поступков.

Слайд 18 – Портфолио и формирование самооценки учащегося.

Для соответствия портфолио требованиям ФГОС необходимо:

1. Разрабатывать, обсуждать с учащимися, их родителями и использовать  наглядные и понятные критерии прогресса в самооценке, самоанализе, самоконтроле и самостоятельности;

2. Определять и организовывать обсуждение с учащимися, их родителями тех результатов, которые будут демонстрировать достижение необходимого уровня самооценки, самоанализа и самостоятельности.

3. Создавать условия для составления обучающимся собственного плана деятельности.

4. Формировать и поддерживать понимание важности и ценности достижения конкретных результатов в сфере самоконтроля, самоанализа и самооценки.

Слайд 19 - Портфолио и формирование самооценки учащегося.

    В этом помогут брошюры-организаторы, которые позволяют направить деятельность детей в таких направлениях, как:

  1. Целеполагание и построение учебных планов в перспективе;
  2. Планирование и организация учебной и внеучебной деятельности;
  3. Определение способов самоконтроля;
  4. Направление усилий на достижение поставленной цели;
  5. Создание письменных и устных описаний своей деятельности;
  6. Проявление инициативы в учебной и внеучебной деятельности;
  7. Умение работать по намеченному плану;
  8. Жизненное и личностное самоопределение;
  9. Действия нравственно-эстетического оценивания;
  10. Ориентация в социальных ролях и межличностных ориентациях;
  11. Актуальность и практическая значимость своей деятельности;
  12. Формулировка учебных и жизненных вопросов;
  13. Интерес к чужому мнению и высказывание своего;
  14. Планирование общих способов работы;
  15. Возможность различных путей достижения цели;
  16. Поиск и определение проблем своей деятельности;
  17. Объяснение содержания и смыслов совершаемых действий, планирования.

Слайд 20 - Портфолио в системе обратной связи семьи и школы

Использование портфолио обеспечивает родителям и школе возможность получения достаточной и наглядной информации для оценки результативности и эффективности образовательного процесса.    

 Хороший портфель достижений позволяет родителям ответить на следующие вопросы:

-Каких основных результатов достиг ребенок?

-Какими способами достигаются требования стандарта?

-Как формируется культура самостоятельной деятельности ребенка?

-Насколько успешно формируются поведенческие модели, основанные на сложившейся системе ценностей?   и т.д.

    Портфолио вносит в систему обратной связи принцип открытости, делает общение семьи и школы предельно конструктивным. Полезная обратная связь всегда должна быть ориентирована на помощь:

  1.  семье, в решении педагогических или иных проблем обучающегося;
  2. учителю в подборе более подходящих методов, стратегий работы в конкретной ситуации;
  3. школе для  существенного улучшения какого-то процесса, связанного с выполнением школой своих обязательств.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста (в рамках внедрения ФГОС).

Пезентация. Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста ( в рамках внедрения ФГОС)...

Модель портфолио ученика начальной школы в условиях введения нового ФГОС. Положение о «портфолио» обучающегося.

1. Общие положения. 2. Цель и задачи «портфолио». 3. Оформление «портфолио». 4. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении «портфолио» обучающегося. 5. Учёт резуль...

Модель портфолио ученика начальной школы в условиях введения ФГОС.

Создание Портфолио – это увлекательная совместная кропотливая работа детей и их родителей.  Портфолио достижений обучающегося – это средство предъявления собственных достижений обучающегося для и...

Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста в рамках внедрения ФГОС

Портфолио - в переводе с французского означает "собрание листов", с итальянского "портфель", с английского - "папка с документами"....

Портфолио ученика начальной школы по ФГОС.

Портфолио является перспективной формой демонстрации индивидуальных достижений обучающегося: оно представляет собой комплект документов, демонстрирующий совокупность сертифицированных или не сертифици...